Урок геометрии в 7 классе
Тема урока: „Треугольник”.
Цель:
сформировать понятия: „треугольник”, „сторона, вершина, угол треугольника”, „угол, противолежащий стороне”, „угол, прилежащий к стороне”, „медиана, высота, биссектриса треугольника”, „периметр треугольника”, „равные треугольники”;
сформировать умение: распознавать и называть элементы треугольников, изображенных на рисунке; по рисунку и символическим обозначением треугольника называть углы, противолежащие и прилежащие к определенной стороне треугольника; записывать формулу для нахождения периметра треугольника и, используя эту формулу, составлять уравнения по условию задачи; решать задачи на вычисление сторон треугольника по известному периметру и наоборот.
Тип урока: усвоение новых знаний, умений, навыков.
Оборудование и наглядность:
набор демонстрационного чертежных принадлежностей;
презентация „Треугольник и его элементы. Равенство треугольников”,
учебник «Геометрия. 7-9 классы». Авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина, Москва «Просвещение» 2012.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Проверить наличие домашнего задания в ученических тетрадях. Ответить на вопросы, возникшие во время решения домашних упражнений.
2. Взаимоопрос. Работая в парах, ученики задают друг другу вопросы по домашнему заданию.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Интерактивное упражнение „Микрофон”.
Учитель задает вопросы ученикам. Ученикам предлагается определенный предмет, что будет выполнять роль микрофона. Дети передают его друг другу, поочередно беря слово. Отвечает только тот, у кого воображаемый микрофон.
На прямой отмечены две точки А и В. Какие фигуры при этом образовались?
Дайте определение отрезка. Как обозначается отрезок?
Какие отрезки называются равными? Как сравнить два отрезка?
Дайте определение угла. Как обозначаются углы?
Какие углы называются острыми, прямыми, тупыми?
Дайте определение середины отрезка.
Что называется биссектрисой угла?
Какая ломаная называется замкнутой?
2. Математический диктант
Вариант 1 Вариант 2
1) Начертите отрезок
АВ, длина которого 8 см CD, длина которого 10 см
Отметьте его середину – точку М. Укажите, на какие отрезки точка М разделила заданный отрезок, и найдите длины этих отрезков.
2) Постройте угол
AOB, градусная мера которого 140°. COD, градусная мера которого 80°.
Укажите вид этого угла. Укажите стороны и вершину угла. Постройте его биссектрису – луч ОК. Укажите, на какие углы луч ОК разделил заданный угол, и найдите их величины.
3) Постройте прямую а и точку А, которая не принадлежит этой прямой. Постройте перпендикуляр АМ к этой прямой. Можно ли через точку А провести еще один перпендикуляр к прямой а?
IV. Изучение нового материала.
План изучения нового материала:
1. Определение треугольника.
2. Стороны, вершины, углы треугольника.
3. Углы, прилежащие к заданной стороне, и угол, противолежащий заданной стороне.
4. Определение медианы, биссектрисы, высоты треугольника.
5. Определение равных треугольников.
6. Периметр треугольника.
7. Виды треугольников.
V. Усвоение новых знаний и умений.
1. Выполнение устных упражнений.
а) Могут ли две стороны треугольника быть перпендикулярны к его третьей стороне?
б) Может ли высота треугольника совпадать с его стороной?
в) Найдите периметр треугольника ABC, если АВ=6см, ВС=3см, АС=7см.
2. Выполнение письменных упражнений.
а) Начертите остроугольный треугольник АВС. Проведите из его вершины А медиану, биссектрису и высоту.
б) Периметр треугольника равен 12 см. Найдите сторону квадрата, периметр которого в два раза больше периметра треугольника.
в) № 91. Периметр треугольника равен 48 см, а одна из сторон равна 18 см. Найдите две другие стороны, если их разность равна 4,6 см.
3. Дополнительные задачи:
1) BD – высота треугольника ABC. Чему равна ?ADB?
2) AM – высота треугольника АВС. Укажите расстояние от вершины А до стороны ВС.
3) CN - биссектриса треугольника АВС. Найдите угол треугольника при вершине С, если ?CAN=40°.
VI. Итоги урока.
1. Даны две точки M и N. Как надо построить точку K, чтобы точки M, N и K могли быть вершинами некоторого треугольника?
2. Интерактивное упражнение „Незаконченное предложение”.
Учитель формулирует незаконченное предложение и предлагает ученикам высказаться относительно итога урока, заканчивая его.
Учащиеся работают с открытыми предложениями:
„На сегодняшнем уроке мы узнали.”,
„На сегодняшнем уроке самым важным открытием для меня было.”,
„В начале урока я поставил перед собой цель. Вот как я ее достиг.”.
VII. Домашнее задание.
1. Изучить п.14, решить задачи №90, 92.