Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике. Презентация по теме "Сокращение дробей".»
Сокращение дробей
Учитель Цыркунова О.А.
Вспомним!
На основании чего мы можем умножать числитель и знаменатель дроби?
№261
На основанииосновного свойства дробимы можем умножать числитель и знаменатель дроби
Изучение нового материала
Если разделить числитель и знаменатель дроби нанаибольший общий делитель, на 12. Какая дробь получится?
На какие числа можно разделить числитель и знаменатель дроби?
При сокращении дроби ее числовое значение не меняетеизменилась только ее запись.
24
24 : 12
2
36
36 : 12
3
=
=
24
2
3
36
=
- такое преобразование называетсясокращением дроби.
Определение.
Деление числителя и знаменателя на их общий делитель, отличный от единицы, называютсокращением дроби.
На 2, 3, 4, 6, 12.
Если дробь больше сократить нельзя, то ее называютнесократимой
Что можно сказать о числах 2 и 3?
15
2
5
4
7
1
39
31
8
3
5
3
Определение.
Дробь, числитель и знаменатель которой взаимно простые числа, называетсянесократимой.
Они взаимно простые.
Способы сокращения дробей:
1. Сократитьчислитель и знаменатель на ихНОД.
2
3
150 : 75
150
225 : 75
225
=
=
2. Последовательносокращать на общие делители.
150
50
2
75
3
225
10
15
=
=
=
3. Разложитьчислитель и знаменательна множители, а потом сократить.
1
1
1
15 ∙ 10
2
3
25 ∙ 9
150
225
3 ∙ 5 ∙ 2 ∙ 5
5 ∙ 5 ∙ 3 ∙ 3
=
=
=
1
1
1
Назватьнесократимую дробь.
Почему эти дроби являются несократимыми?
3
7
10
7
7
14
40
9
32
3
48
4
Назовитенаибольший делительчислителя и знаменателя.
Разделитечислитель и знаменатель данной дроби на их общий делитель.
Как называется получившаяся дробь?
15
4
6
12
5
2
3
4
=
=
наибольший делитель
числителя и знаменателя -3
наибольший делитель
числителя и знаменателя -2
35п
5
21п
3
70а
140а
1
2
№242
=
=
наибольший делитель
наибольший делитель
числителя и знаменателя -70а
числителя и знаменателя –7п
Какую часть часа составляют
45 мин, 12 мин, 15 мин, 40 мин, 35 мин?
№246
Назовитеобщий делительчислителя и знаменателя:
Сократите дробь:
Числитель и знаменатель дроби представим в виде множителей:
5a
6b
15 ∙ a ∙ c
15ac
18 ∙ b ∙ c
18bc
=
=
25ab
100bc
25 ∙ a ∙ b
a
100 ∙ b ∙ c
4c
=
=
9abc
30bcd
3a
9 ∙ a ∙ b ∙ c
10d
30 ∙ b ∙ c ∙ d
=
=
Общий делитель 25b.
Общий делитель 3bc.
Общий делитель 3с.
Сократитедроби:
Найдите среди чисел 1, 3, 10, 12, 13, 15, 16, 39пары взаимно простыхчисел.
1 и 3;
1 и 10;
1 и 12;
1 и 13;
1 и 16;
1 и 39;
1 и 15;
3 и 16;
3 и 13;
3 и 10;
10 и 13;
10 и 39;
12 и 13;
№ 255
13 и 16;
13 и 15;
15 и 16;
16 и 39.
Представить в виде обыкновенной
несократимой дроби:
0,75 =
0,2 =
0,8 =
0,05 =
0,125 =
0,5 =
0,025 =
0,15 =
№245
0,008 =
0,24 =
0,375 =
0,35 =
1
Сократите дроби:
1
5
1 · 5
5
17 · 15
4 · 3
12
12 ·51
=
=
4
3
3
2
48 · 50
25 · 16
3 · 2
1 · 1
6
1
6
=
=
=
1
1
2
1
3
3
10
3 · 2
12 · 14
4 · 5
16 · 35
=
=
5
4
2
2
Сократите дроби:
2
1
2
9
2 · 1
3 · 3
22 · 12
36 · 33
=
=
3
3
1
5
2
1
2
27
6·15·4
18·27·10
1·5·2
1·1·2
3·9·5
3·9·1
=
=
=
1
3
9
5
1
3
4
1
2
2
2·1·1
1
1·1·1
2·3·4
3·1·4
82·15·16
12·41·20
2
=
=
=
=
3
1
1
1
4
3
Сократите дроби:
1
а·b
а·1
а
1·c
c
b·c
=
=
1
1
1
а·d·c
d·c·k
а·1·1
1·1·k
а
k
=
=
1
1
2
1
n·8m
12b·n
1·2m
2m
3b·1
3b
=
=
3
1
4
Сократите дроби:
1
1
8
8b
30c
24 а·5 b
8·1·1·b
25c·18 a
5· c·6·1
=
=
1
6
5
4
1
19·(11+5)
19·11+19·5
38·(20-8)
38·20-38·8
19·16
38·12
=
=
=
3
2
2
1·2
1·3
1·4
2·3
2
3
=
=
=
1
Какую часть килограмма составляют
125 г, 250 г, 750 г?
Сколько граммов в 1 кг?
125 г =
250 г =
№248
750 г =
Ответить на вопросы:
Какую дробь называютнесократимой?
Приведите примеры несократимой дроби.
На какомсвойстве основаносокращение дробей?
Что значитсократить дробь?
Что меняется при сокращении дробей?
В каком случае дробь будет несократимой?
Домашнее задание
1. п. 8, № 218, 220;
2. Необходимо сократить дробь и каждому правильному ответу найти соответствующую букву.
3. Подготовить сообщение по теме: «…….. Дробей» (вместо многоточия вставьте получившееся слово)
1/3
2/5
3/5
3/4
2/7
1/3
5/2
РЕФЛЕКСИЯ
1.На уроке я работал2.Своей работой на уроке я3.Урок для меня показался4.За урок я5.Мое настроение6.Материал урока мне был7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивнодоволен / не доволенкоротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужепонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудныминтересно / не интересно