Цель урока: способствовать развитию навыков чтения графиков и построения графиков функций, используя схему исследования функций.I.РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
1. Построение графиков функций.
Метод построения графиков функций «по точкам» не позволяет заметить существенных особенностей функции и в итоге ошибиться при построении графика
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Исследование функций" »
Презентация к уроку математики в 10 классе по теме « Исследование функций »
Подготовила: учитель математики
Постникова И.В.
МКОУ «Михайлоанненская СОШ»
Цель урока: способствовать развитию навыков чтения графиков и построения графиков функций , используя схему исследования функций.
I .РАБОТА С УЧЕБНИКОМ 1. Построение графиков функций. Метод построения графиков функций «по точкам» не позволяет заметить существенных особенностей функции и в итоге ошибиться при построении графика
y
y
y
x
x
x
0
0
Естественно предположить, что эскиз графика близок к непрерывной кривой, проходящей через все эти точки .
y
x
0
Однако «настоящий» график (естественно, проходящий через эти точки) может быть совершенно не похож на этот эскиз.
y
x
x
x
0
0
y
y
y
y
y
y
x
x
x
x
x
x
0
0
0
0
Чтобы избежать ошибок, надо научиться выявлять характерные особенности функции, т. е. предварительно провести её исследование .
Исследуем функцию
1. Область определения функции вся числовая прямая, т.к. знаменатель не обращается в нуль.
2. Функция чётная, поэтому достаточно исследовать функцию и построить её график при х ≥ 0
3. Точки пересечения с осями координат:
а) с осью ординат (0;1);
б) с осью абсцисс точек пересечения нет, т.к. уравнение f (х)=0
( его корни называют нулями функции) не имеет корней.
4. Найдём промежутки, на которых функция принимает только положительные или только отрицательные значения; их называют промежутками знакопостоянства функции
0 на всей числовой прямой. Это значит, что график функции лежит выше оси абсцисс. 5.Промежутки возрастания и убывания функции. f (х ) возрастает на промежутке (-∞;0] и убывает на промежутке [0;+ ∞). 6. В точке х=0 возрастание функции сменяется убыванием. х=0 – точка максимума функции; f (0)= 1. 7. При неограниченном увеличении х значения функции (оставаясь положительными) приближаются к нулю Полученных свойств функции достаточно для построения графика функции . y y 1 1 x x x x x x 1 0 1 0 -1" width="640"
При любом х значение выражения х²+1 положительно, т.е. f (х)0 на всей числовой прямой. Это значит, что график функции лежит выше оси абсцисс. 5.Промежутки возрастания и убывания функции. f (х ) возрастает на промежутке (-∞;0] и убывает на промежутке [0;+ ∞). 6. В точке х=0 возрастание функции сменяется убыванием. х=0 – точка максимума функции; f (0)= 1. 7. При неограниченном увеличении х значения функции (оставаясь положительными) приближаются к нулю
Полученных свойств функции достаточно для построения
графика функции .
y
y
1
1
x
x
x
x
x
x
1
0
1
0
-1
Схема исследования функций.
1. Найти область определения и область значений данной функции.
2.Выяснить, является ли функция:
а) чётной или нечётной;
б) периодической.
3. Вычислить координаты точек пересечения графика с осями координат.
4. Найти промежутки знакопостоянства функции.
5. Выяснить, на каких промежутках функция возрастает и на каких убывает.
6.Найти точки экстремума, вид экстремума и вычислить значения функции в этих точках.
7. Исследовать поведение функции в окрестности характерных точек и больших ( по модулю) значениях аргумента.
Графики среднесуточного хода температур по Московской области в феврале 1974 года.
Линии А и В - долгосрочный прогноз;
В –линия фактического хода температур;
Г – климатическая норма.
В
5
0
-5
Г
-10
Б
-15
А
-20
24
28
26
20
22
18
14
12
10
8
6
4
2
16
II . Закрепление изученного материала.
1.Устно № 93 по рис.57(а,б)
Проведите по общей схеме исследование функции, заданной графиком.
y
5
0
x
1
-5
-1
3
5
-8
-2
y
2
x
-2
0
0 б) f (х) 4. 5. О(0;0) [-6;-4); (-2;6] (-4;-2) Промежутки а) возрастания б) убывания Точки максимума, максимум функции. точки минимума, минимум функции [-5;0), (0;4] - [-3;1], [4;6] [-6;-3], [1;4] 6. [-5;-2] ;[0;4] [-2;0] 1, f (1) =3 -3, f (-3) = -2 4, f (4) =1 Дополнительные точки графика -2, f (-2) =2 0, f (0) =0 f (-6)=3 f (6) =5 f (-5) = 0,5 f (4) =6" width="640"
2.№ 94(а; б) Используя приведенные в таблице свойства функции f (х) построить её график (свойства в тетрадь не переносить)
Свойство функции
1.
2.
а)
Область определения
Область значений
3.
Точки пересечения графика
а)с осью Ох
б)с осью Оу
[-6;6]
[-2;5]
б)
[-5;4]
[0;6]
А(-4;0); В(-2;0)
С(0; 2,5)
Промежутки знакопостоянства
а) f (х) 0
б) f (х)
4.
5.
О(0;0)
[-6;-4); (-2;6]
(-4;-2)
Промежутки
а) возрастания
б) убывания
Точки максимума,
максимум функции.
точки минимума,
минимум функции
[-5;0), (0;4]
-
[-3;1], [4;6]
[-6;-3], [1;4]
6.
[-5;-2] ;[0;4]
[-2;0]
1,
f (1) =3
-3, f (-3) = -2
4, f (4) =1
Дополнительные точки графика
-2, f (-2) =2
0, f (0) =0
f (-6)=3
f (6) =5
f (-5) = 0,5
f (4) =6
y
5
4
3
2
1
0
x
2
-4
-1
-2
4
-3
-5
-6
1
6
5
3
1
2
y
5
4
3
2
1
x
0
3
4
5
6
1
-6
-5
-4
-3
-2
-1
2
1
2
№ 95(а).Проведите по общей схеме исследование функции и постройте её график f (х) = 5 – 2х
Решение:
1. D ( f ) = (-∞;+∞);
2. f (-х)= 5- 2∙ (-х) =5+ 2х=-(-5 – 2х) – функция ни чётная ни нечётная; непериодическая.