В презентации представлены формы работы с отстающими учащимися на уроках математики. Рассмотрены причины пробелов в знаниях учащихся и представлены методы их устранения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы работы с отстающими на уроке»
Формы работы с отстающими на уроке
Учитель математики МБОУ СОШ № 60 г. Владивостока
Корецкая Светлана Ивановна
Учителю для успешной работы с каждым учеником необходимо знать его домашние условия для учебной работы, пробелы в знаниях и их причины, учитывать его интерес к предмету, взаимоотношение с классным коллективом и непосредственно с учителем.
Основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся следующие:
1. Отставание в умственном развитии от своих сверстников;
2. Невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала;
3. Большое количество пропусков по болезни;
4. Мастерство учителя-преподавателя и педагога;
5. Перегрузка домашним заданием.
Рассмотрим первые три причины подробнее.
Отставание в умственном развитии от своих сверстников.
К этой категории следует отнести детей с замедленным умственным развитием или со слабым умственным развитием. Эти дети возбудимы, легкоранимы, быстро утомляются в процессе умственного труда. Поэтому необходимо создавать в классе такой микроклимат, чтобы и они и их товарищи не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение и презрение по отношению к этим детям.
1). Самый удобный способ проверки знаний таких учащихся – это карточки. Но при такой форме опроса необходимо давать еще ряд карточек и другим учащимся (задания дифференцируемые), чтобы у класса создалось впечатление, что проверяется по теме целая группа ребят.
2). Хороший стимулятор в работе с такими учащимися – коллективный урок в сменяющихся парах. Эта форма работы хорошо устраняет пробелы в знаниях.
3). Помогают в работе с такими учащимися карточки взаимного контроля, который может быть проведен и по теоретическим вопросам, и по практической части. Каждый учащийся группы получает карточку с заданием и контрольную карточку, в которой указываются фамилия ученика, номер его группы и его оценка за выполнение задания. Для каждой группы проводится консультация учителя по заданиям карточки, проверяется ее выполнение. Затем каждый ученик обязан проверить выполнение его карточки у четверых человек – у одного учащегося каждой из оставшихся групп (с учетом, чтобы фамилии не повторялись) – и оценить их знания. Итак, каждый ученик получает по пять оценок – одну у учителя и четыре у товарищей. Заполненные контрольные карточки сдаются учителю и результаты сводятся в общую ведомость для обзора.
4). Эффективная «оценочная» отработка практических навыков при изучении нового материала. Суть ее заключается в том, что выполнение новых заданий комментируются учениками по цепочке. При этом исправлять ошибки имеет право только учитель.
Невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала.
Одна из проверенных форм работы с учащимися в этом случае – подготовительные консультации перед изучением новой темы. Учитель знакомит ребят с темой следующего урока и повторяет с ними тот старый материал, который нужен для изучения новой темы.
Если учащиеся имеют пробелы по текущим вопросам, то предлагаются следующие формы работы с ними:
1). Парные диалоги с целью проверки теоретических знаний. В начале урока в течение пяти-семи минут учащиеся, сидящие за одной партой, проверяют друг у друга знание изученного теоретического материала. Они отвечают на поставленные товарищем вопросы, исправляют друг друга и оценивают.
2). Коллективный контрольный урок в сменяющихся парах. Перед таким уроком дома учащиеся готовят карточки с заданием для товарищей по данной теме. Они придумывают или подбирают упражнения и выполняют их. В классе каждый учащийся выполняет задания по карточкам своих товарищей, а те его проверяют и оценивают. При этом ставится цель – «обойти» как можно больше одноклассников.
3). Работа в группах. При отработке практических навыков по какой-либо теме создаются смешанные (по силе) группы. Работа ведется методом обсуждения. Если задания у группы одинаковые, то можно в конце урока провести общую консультацию. Если задания разные, то для самопроверки учитель должен дать контрольную карту. В конце урока в группе обсуждается участие каждого ученика, и ему выставляется соответствующая оценка.
4). При проверке домашнего задания ошибки ребят не только подчеркиваются и исправляются учителем, но и письменно рецензируются им в тетрадях. Если отрабатываются сложные темы, учащиеся оставляют широкие поля для рецензии ошибок. Если задание не получается, ученик ставит знак вопроса, а учитель выполняет это задание в тетради ученика. Эти работы проверяются ежедневно и у каждого ученика.
Большое количество пропусков по болезни.
В данном случае необходимы послеурочные консультации. Можно использовать метод «контрольных карт». После болезни ученик получает контрольную карту с вопросами и заданиями по пропущенной теме. Такому ученику прикрепляется в помощь консультант. Контрольная карта вывешивается в классе для того, чтобы все ребята видели, что пробел в знаниях их товарища ликвидирован.