Сборник заданий "Устная работа на уроках математики в начальной школе"
Сборник заданий "Устная работа на уроках математики в начальной школе"
Устная работа на уроках математики в начальной школе, особенно в 1 классе имеет большое значение. Среди видов данной работы особое место занимают, так называемые, устные упражнения. Ранее они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название «устный счёт». Как пишет опытный педагог О.П. Зайцева «Важность и необходимость устных упражнений доказывать не приходится. Значение их велико в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ребёнка. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала даёт учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер».
Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 - 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все учащиеся выполняют одновременно одни и те же упражнения. Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Нельзя, также сбрасывать со счетов, важную воспитательную роль устных упражнений - они дисциплинируют, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им.
Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он повышает интеллект учеников.
Целями данного этапа урока можно определить следующее:
достижение поставленных целей урока;
развитие вычислительных навыков;
развитие математической культуры, речи;
умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания.
Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:
1. Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.
Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Повышение познавательного интереса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сборник заданий "Устная работа на уроках математики в начальной школе"»
Устная работа на уроках математики
в начальной школе
Устная работа на уроках математики в начальной школе, особенно в 1 классе имеет большое значение. Среди видов данной работы особое место занимают, так называемые, устные упражнения. Ранее они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название «устный счёт». Как пишет опытный педагог О.П. Зайцева «Важность и необходимость устных упражнений доказывать не приходится. Значение их велико в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ребёнка. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала даёт учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер».
Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 - 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все учащиеся выполняют одновременно одни и те же упражнения. Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Нельзя, также сбрасывать со счетов, важную воспитательную роль устных упражнений - они дисциплинируют, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им.
Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он повышает интеллект учеников.
Целямиданного этапа урока можно определить следующее:
достижение поставленных целей урока;
развитие вычислительных навыков;
развитие математической культуры, речи;
умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания.
Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:
1. Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.
Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Повышение познавательного интереса.
При проведении устного счета каждый учитель придерживается следующих требований:
Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.
Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».
Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.
К устному счету должны привлекаться все ученики.
При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).
Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды в 1 классе:
Работа с числовым рядом.
Математический диктант.
Состав числа.
Примеры.
Сравнение.
Задачи.
Задачи в стихах.
Занимательные задачи.
Математические игры.
Тесты
Нужно помнить и о том, что каждый ребёнок в силу своей индивидуальности имеет своё восприятие. Учитывая формы восприятия класса, строится и устная работа.
Насыщение уроков разнообразными, занимательными и полезными вычислительными заданиями при большой плотности текущего теоретического материала по изучаемым темам возможно лишь через совершенствование системы устных упражнений на уроках. Это позволит, прежде всего, научить учащихся учиться, вникать на каждом шагу обучения в смысл изучаемого настолько, чтобы получить возможность самостоятельно решать возникающие задачи.
Это придает им уверенность в себе и подвигает их на улучшение достигнутых результатов, дети начинают активно работать на уроке и им начинает нравиться этот предмет.
Математические игры.
Игра «День, ночь». Учитель говорит «Ночь», дети закрывают глаза, далее вопрос учителя «сумма чисел 5 и 2», затем слово «День», дети открывают глаза и говорят результат. Вопросы для игры связаны с действиями сложения и вычитания и компонентами при сложении и вычитании, сравнение:
- к 3 прибавить 4;
- 7 увеличить на 2;
- сумма чисел 3 и 6;
- разность чисел 10 и 4;
- от 7 отнять 2;
- 8 уменьшить на 6;
- на сколько 5 больше 3 и т.д.
Игра с мячом. Кидая мяч ученику, учитель предлагает вопрос, ученик при ответе возвращает мяч учителю. В игре используется индивидуальный подход к каждому учащемуся. Например, тема «Состав чисел»: учитель, кидая мяч ученику « 5 – это 3 и …» с ответом ученика «2», мяч возвращается к учителю.
Игра «Меткие стрелки». Для каждого ряда на доске подготовлены столбцы с примерами и ответами. По команде учителя, одновременно ученик с каждого ряда подбегает к доске и проводит стрелку от примера к ответу, по окончанию игры подводится итог правильности выполнения задания.
1+3
7 + 2
8 – 6
8 – 4
7 + 2
4
4
9
9
2
5 + 3
9 – 8
4 – 2
1 + 7
3 + 7
2
8
8
10
1
7 – 4
6 – 5
10 – 6
5 + 5
8 – 7
3
1
1
10
4
Игровая карточка.
Раскрась пришельца!
7 – жёлтый
9 – зелёный
10 – синий
6 – красный
Вычисли и узнай, что сказал пришелец. Придумай ему имя.
4 + 2 = ........ 7 – 5 =….. 10 – 7 =……
10 - 9 = ....... 8 – 8 =….. 9 – 4 =……
6 + 3 = ........ 4 + 4 =….. 5 – 1 = ……
8 - 4 = ........ 3 + 2 = …. 4 + 3 = ……
3 - 3 = ......... 8 + 2 = ….
5 + 5 = ........
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Е
Р
М
З
В
О/Я
П
У
Н
И
Т
Забей гол! Карточка для индивидуальной работы, или для работы в малых группах. Соедини линией пример на игровом поле и ответ в воротах.
3 + 1
1
4
+ 3
2 + 2
3 + 2
5 - 1
6 - 2
2 + 1
______________________________________________
Фамилия, имя_________________________________
Всего:
___мячей
Реши примеры.
За каждый правильный ответ получаешь 1 мяч.
7= …+…
8 =…+…
8 = …+…
9 =…+…
9 =…+…
6 =…+…
6 =…+…
7 =…+…
5 =…+…
5=…+…
6+1…4
4+4…5
7+1…9
3+3…6
2+3…5
1+4…6-1
3+2…2+4
8-2…7+2
9+0…9-0
4-4…7-7
…-3=2
6 -…=4
…-1=2
3+…=6
…+5=6
___мячей
___мячей
___мячей
___мячей
___мячей
Что на свете есть одно.
Попросите детей перечислить, что в мире есть только одно, например, солнце, луна, небо, Родина, Земля, Марс и т.д. Все перечисленное учитель записывает на доске. Дети по очереди выбирают одно слово из записанных на доске и говорят о нем два – три коротких предложения, не называя его. Например: Оно круглое. Оно дает нам жизнь. Оно горячее. (Солнце). Остальные угадывают, о чем идет речь. Это задание можно провести с разными понятиями, например: что у человека только одно, что в вашем доме только одно и т. д.
Разложи по размерам
На столе лежат карточки с рисунками разных животных (рыб, птиц, насекомых, зверей). Каждый по очереди подходит к столу, выбирает три карточки и раскладывает их так, чтобы на первом месте был кто – то самый крупный, на втором – средних размеров, на третьем – самый маленький. Побеждает тот, кто правильно и быстрее всех разложит карточки.
Задача с нолем
Поделите детей на группы и попросите их придумать задачу, в результате решения которой получается ноль. Например: «Мама попросила меня сделать четыре дела: сходить в магазин, помыть посуду, вынести мусор и подмести пол. Я выполнил все ее просьбы. Сколько просьб осталось не выполнено? Решение: 4 – 4 = 0
Мой дом.
Ребенку необходимовыучить домашний адрес, описывать свой дом.Один из детей «почтальон». Он разносит письма. Тот, к кому он «постучится», должен назвать домашний адрес и рассказать о своем доме: описать его внешний вид, особенности архитектуры. Кто справился с заданием, получает конверт (письмо). Дети достают из конверта белые листочки бумаги и рисуют свой дом. Можно на листочке «написать» письмо своим близким.
Построим домик. Закрепление нумерации чисел первого десятка.Детям дается задание построить домик из 6, 8, 10 палочек. Один ученик строит дом на магнитной доске из цветных полосок бумаги, все другие у себя на партах из палочек. Аналогично, дети выкладывают снежинку, рыбку, елочку, парусную лодку, звездочку, машинку и считают число использованных палочек.
Составим поезд. Ознакомление детей с приемом образования чисел путем прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.
Учитель вызывает к доске поочередно учеников. Каждый из них, выполняя роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: «Я – первый вагон». Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладет левую руку на плечо ученика, стоящего впереди), называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: Один да один, получится два». Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу учителя составляют пример на сложение: «Два да один - это три» и т. д.
Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному, а класс составляет примеры: «Три без одного - два. Два без одного - один» и т. д. Учащиеся в игре закрепляют знания о порядковом и количественном значении числа и снова делают обобщение, как образуется предыдущее и последующее число.
Теремок. Всем, кто просится пожить в домике, дается задание, например, составить примеры с ответом 3, 4, 5, 6. Дети помогают всем, потому, что хотят, чтобы все жили под одной крышей.
Составь круговые примеры. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.Учитель пишет на доске примеры, у которых задан первый компонент. Учащиеся составляют примеры с ответом, равным первому компоненту следующего примера.
7-5=2 2+6=8 8+2=10 10-8=2 2+5=7
Учащиеся составляют цепочку примеров по данному образцу.
Числа - перебежчики.
Закрепление знаний о переместительном свойстве сложения.Вызываются 6 учеников, им раздают карточки с цифрами и знаками.
Например: 2+8=10 7+1=8 5+4=9
Ведущий предлагает числам перебежать так, чтобы получились другие примеры с таким же ответом.
8+2=10 1+7=8 4+5=9
Веселый счет. Детям показывает учитель карточки с примерами, а они числом движений дают ответ: «Столько раз ногою топнем (8-4), столько раз руками хлопнем (5+4), мы присядем столько раз (7-4), мы наклонимся сейчас (6-4), мы подпрыгнем ровно столько (10-4). Ай да счет! Игра и только».
На плакате - фрукты, овощи. Под каждым рисунком пример на табличное сложение или вычитание в пределах 10.Задача детей: решить примеры и подобрать их пары так, чтобы в ответе было 10. Примеры:
6-4=
2+7=
8-3=
2+4=
9-3=
10
2+6=
10-5=
8-7=
9-5=
10-6=
Дети не записывают выражения. Они рисуют схематично фрукт или овощ, что им нравится, и в центре пишут ответ.
Составим поезд–2. Обучение детей приемам прибавления и вычитания чисел 2, 3, 4.
Учитель вызывает к доске 5 девочек. Они образуют поезд из 5 вагонов (цепляются друг за друга – кладут правую руку на плечо впереди стоящего). Затем цепляют еще один вагон (мальчик) и еще 1 (девочка). Учитель записывает пример вида:
5+2=7 5+1+1
Дети проговаривают прием прибавления 2.
Затем отцепляются 2 вагона по одному в 2 приема. Ученики записывают и проговаривают прием вычитания 2
5-2=3
5-1-1
Аналогично показываются приемы прибавления и вычитания 3 и 4.
6+3=9 6+3=9
6+1+1+1 6+2+1
Белка и грибы. Усвоение состава чисел.
Учитель рассказывает детям о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. В одном дупле белочка никогда не хранит свои запасы, а раскладывает их в 2-3 дупла. «Белочка (учитель показывает изображение белочки) каждый день сушила по 7 белых грибов (число можно менять) и раскладывала их в 2 дупла. Поскольку грибов может положить белочка в каждое дупло?
Вопросы. Кто хочет быть белочкой и разложить грибы в дупла? Как белочка могла бы разложить грибы в первый день? Во второй день? В третий день?
Математическая рыбалка. Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.
На магнитной доске размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Учитель поочередно вызывает детей к доске, они «ловят» (снимают) рыбку, читают пример. Все ученики, решившие пример, обозначают ответ цифрой и показывают ее учителю. Кто решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто больше всех «наловит» рыбок (решит примеры правильно), тот лучший рыболов.
Аналогично проводится игра «Аквариум».
Дополнение. Развивать вычислительные навыки.
Вызываются к доске 2 ученика. Один задает 3 вопроса, другой отвечает, затем меняются ролями. Например, первый говорит: «Я буду называть числа, а ты отвечай, сколько не хватает до 80» (затем, ученик называет числа 20, 60, 30). Выигрывает тот, кто не сделает ни одной ошибки.
Магазин. Развивать вычислительные умения.
1-в. В роли продавца учитель или ученик. На столе учителя товары: карандаши, ручки, тетради, открытки. У детей карточки с числами. Учитель сообщает цены товаров, а учащиеся готовят карточки с числами. Например, ручка стоит 80 тенге. Какими монетами можно за нее заплатить?
2-в. На красочном плакате или доске размещаются рисунки игрушек, под ними записаны примеры. Чтобы «купить» игрушку, надо решить пример.
Парашютисты. Отрабатывать навыки счета.
На доске рисунки парашютов с записанными на них примерами 80-20, 40+30, т.д. Под рисунками квадраты с заполненными ответами: 60, 70 и т.д. Учитель предлагает детям помочь парашютистам приземлиться в заданном квадрате.
Молчанка.
Учитель показывает на числовые данные и знаки действий, учащиеся молча составляют на сложение или вычитание и показывают ответ на карточках примеры.
Развивающие задания
по математике
1. Масса петуха, стоящего на двух ногах, 4 кг. Какова будет масса петуха, если он встанет на одну ногу?
2. Два мальчика играли в шашки 2 ч. Сколько часов играл каждый мальчик.
3. Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?
4. У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей в семье?
5. Масса дрессированной собачки, когда она стоит на задних лапках, 3 кг. Какова будет ее масса, когда она встанет на 4 ноги?
6. Марина и Оля сестры. Марина сказала, что у нее 2 брата, и Оля сказала, что у нее тоже 2 брата. Сколько детей в семье?
7. Стоят 6 стаканов, 3 с водой, 3 - пустые. Как расставить их, чтобы стаканы с водой и пустые чередовались? Разрешается переставить только один стакан.
8. Шел человек в город, а навстречу ему шли четверо знакомых. Сколько человек шло в город?
9. Шел человек в город и по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек шло в город?
10. Мне навстречу бежали поросята: один впереди двух, один между двух и один сзади двух. Сколько всего бежало поросят?
11. Сидят 3 белки на ветках, против каждой белки 2 белки. Сколько их всего? (3)
12. Во дворе играли 5 мальчиков и 4 девочки. Для игры нужно было встать в пары. Сколько мальчиков включилось в игру?
13. Дима старше Вани, а Ваня старше Марины. Кто старше: Дима или Марина?
14. Оля выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто выше: Наташа или Оля?
15. Ствол у дуба толще, чем у сосны, а ствол у сосны толще, чем ствол березы. Что толще: ствол дуба или ствол березы?
16. На ветке сидели 5 синиц и 7 воробьев. 6 птиц улетели. Улетел ли хоть один воробей?
17. Два отца и два сына съели 3 апельсина. Сколько съел каждый? (По 1 апельсину: дедушка, папа, мальчик).
18. На столе лежали 3 конфеты в одной кучке, 2 матери, 2 дочери да бабушка с внучкой взяли конфет по 1 штучке. И не стало этой кучки. Как это понимать? Сколько человек брали конфеты?
19. У одного мужчины спросили, сколько у него детей. Он ответил:
-У меня 4 сына, и у каждого по 1 сестре.
Сколько же детей было у него?
20. У 2 братьев по одной сестре. Сколько их всех?
21. На столе стояло 3 стакана с вишней. Коля съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
22. Мой приятель шел, пятачок нашел.
Двое пойдем, сколько найдем? (Нельзя ответить.)
23. У кого пятачок есть, а на него ничего не купишь? (У поросенка.)
24. В соревновании участвовали Ваня, Гриша и Дима и заняли первые три места - 1, 2, 3.
Какое место занял каждый из них, если Гриша занял не 2 и не 3, а Дима – не 3? (Гриша - 1, Дима - 2, Ваня - 3).
25. Коля и Саша носят фамилии Гвоздев и Шилов. Какую фамилию носит каждый из них, если Саша с Шиловым живут в соседних домах? (Саша - Гвоздев, Коля - Шилов.)
26. Как из 7 палочек составить 2 квадрата?
27. Какие цифры могут сказать о себе:
- Поверни меня вниз головой, и я стану другой? (6, 9.)
28. У двух матерей по 5-ти сыновей и всем одно имя. Что это? (Руки и пальцы.)
29. В корзине 5 яблок. Как разделить их между детьми так, чтобы каждый получил по 1 яблоку, и в корзине осталось 1 яблоко? (Яблоко с корзиной отдать 2 ученику)
30. Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на 2 года старше Белова?
31. Росли 2 вербы, на каждой вербе по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш?
32. На яблоне было 10 яблок, а на иве на 2 меньше. Сколько всего было яблок?
33. Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько стало углов у стола?
34. Как расставить 6 стульев у четырех стен, чтобы у каждой стены стояло по 2 стула?
35. Папа с двумя сыновьями отправился в поход. На их пути встретилась река. У берега плот. Он выдерживает на воде только одного папу или двух сыновей. Как переправиться на другой берег папе с сыновьями?
36. В квартирах № 1, 2, 3 жили 3 котенка: белый, черный и рыжий. В квартирах № 1 и 2 жил не черный котенок. Белый котенок жил не в квартире № 1. В какой квартире жил каждый из котят?
37. У доски стоят 3 мальчика: Дима, Витя, Сережа. Витя посередине. Как сделать, чтобы Витя стал крайним, не перемещая его?
38. Из трех братьев Миша был выше Вити, а Витя выше Димы. Кто выше: Дима или Миша?
39. Слева от квадрата находится треугольник, а справа от квадрата круг. Где находится квадрат? Сделай рисунок.
40. Играя, каждая из трех девочек – Катя, Галя и Оля – спрятали одну из игрушек – медвежонка, зайчика, слоника. Катя не прятала зайчика, Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. Кто какую игрушку спрятал?
41. Три друга – Витя, Сережа, Коля – раскрашивали рисунки карандашами трех цветов: красным, синим, зеленым. Витя раскрашивал не красным и не синим карандашом, Коля – не синим. Каким карандашом пользовался каждый из мальчиков?
42. Нарисовано три квадрата. Как раскрасить их красным, зеленым и синим цветами так, чтобы ни одна из подписей не соответствовала действительности?
43. Среди трех футбольных мячей красный мяч тяжелее коричневого, а коричневый тяжелее зеленого. Какой мяч тяжелее: зеленый или красный?
44. Три подруги – Надя, Вера и Зина – пошли в кино в платьях разного цвета: красном, голубом, синем. Надя была не в красном и не в голубом, Зина была не в голубом платье. В каком платье была каждая девочка?
45. Таня слепила из пластилина столько же игрушек, сколько и Наташа. Таня начала лепить раньше Наташи, закончили девочки одновременно. Кто лепил быстрее?
46. Имеются три детали. Две из них одинаковой массы, а третья – легче. Как с помощью чашечных весов без гирь одним взвешиванием найти более легкую деталь?
47. Геологи нашли 7 камней. Масса каждого камня: 1 кг, 2 кг, 3 кг, 4 кг, 5 кг, 6 кг, 7 кг. Эти камни разложили в 4 рюкзака так, что в каждом рюкзаке масса камней оказалась одинаковой. Как это сделали?
48. У Васи несколько орехов, а у Вити их на 2 больше. Всего орехов у них 6. Сколько орехов у каждого мальчика?
49. У брата и сестры вместе было 8 конфет. Когда сестра отдала брату 3 конфеты, то конфет у них стало поровну. Поскольку конфет у них было сначала?
50. Брат и сестра увидели в вазе орехи и стали думать, как их разделить.
Брат сказал: « Если мы возьмем по 3 ореха, то одного нам не хватит». Сколько орехов в вазе?
51. У Андрея и Бори 11 орехов, у Бори и Вовы 13, а у Андрея и Вовы 12 орехов. Сколько всего орехов у мальчиков?
52. Отец с двумя сыновьями катались на велосипедах: двухколесных и трехколесных. Всего у них было 7 колес. Сколько было велосипедов, и каких?
53. Во дворе находятся куры и поросята. У них у всех 5 голов и 14 ног. Сколько было кур и сколько поросят?
54. По двору ходят куры и кролики. У них всего 12 ног. Сколько было кур и сколько кроликов?
55. На столе стояли 2 тарелки с яблоками. Когда на первую тарелку положили еще 3 яблока, а на вторую 5 яблок, то на каждой оказалось по 9 яблок. Сколько яблок сначала было на каждой тарелке?
56. Когда Лена съела 5 слив, а Таня – 7, то у каждой девочки осталось по 6 слив. Сколько слив было у каждой девочки сначала?
57. Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали надрезов?
58. Среди данных чисел зачеркни два числа. Сумма оставшихся чисел должна быть равна 10:
1, 2, 3, 4, 5.
59. У Тани был треугольник, вырезанный из бумаги. Она разрезала его по прямой линии на две фигуры. Какие фигуры при этом получились? Изобрази.
60. Шестиметровый брусок разрезали на равные части, сделав при этом 5 надрезов. Какой длины получилась каждая часть?
61. В коробке лежат карандаши: 4 красных и 3 синих. В темноте берут карандаши. Сколько надо взять карандашей, чтобы среди них было не менее одного синего?
62. Три мальчика - Миша, Сережа и Гриша - живут в одном подъезде на разных этажах - 5, 7, 8. Миша живет не ниже Гриши, а Сережа не выше Гриши. Кто, где живет?
63. Лена должна накрыть стол на 18 человек. Она поставила 6 чашек и 13 тарелок. Сколько еще чашек и сколько тарелок должна поставить Лена?
64. Люде надо погладить рубашки и пилотки для 17 ребят. Она уже погладила 4 рубашки и 12 пилоток. Сколько еще рубашек и сколько пилоток должна погладить Люда?
65. Возле школы росло 9 елей. Посадили еще 4 дуба и 6 елей. Сколько всего елей стало возле школы?
66. Витя нашел в лесу 17 сыроежек и лисичек. Он сказал, что сыроежек у него столько же, сколько лисичек. Не ошибся ли Витя?
67. На проводах сидело 12 воробьев и 5 синиц. Улетели 2 синицы и столько же воробьев. Сколько воробьев осталось?
68. На первый автофургон нагрузили половину шкафов, а на второй оставшиеся 8 шкафов. Сколько всего было шкафов?
69. У берега стояли 6 катеров и 8 лодок. Уплыли 5 катеров и столько же лодок. Сколько лодок осталось?
70. На столе 5 вафель и 7 пряников. Съели 3 вафли и столько же пряников. Сколько пряников осталось?
71. Ире 13 лет, а Марине 20. Сколько лет будет Ире, когда Марине исполнится 25?
Задачки в стихах
1) На подстилке 2 птенца,
Два пушистых близнеца.
И ещё готовы 5 из скорлупок вылезать.
Сколько станет птиц в гнезде, помогите мне. (2+5=7)
2) 5 мышат в траве шуршат,
3 забрались под ушат.
2 мышонка спят под ёлкой.
Сосчитать мышей недолго. (5+3+2=10)
3) На берёзе 3 синички
Продавали рукавички.
Прилетело ещё 5,
Сколько будут продавать? (3+5=8)
4) 5 малышек-медвежат
Мама уложила спать.
Одному никак не спится,
А скольким сон хороший снится? 5-1=4
5) Цапля по воде шагала,
Лягушат себе искала.
Двое спрятались в траве,
6 - под кочкой.
Сколько лягушат спаслось?
Только точно! (2+6=8)
6) Ветер дунул, лист сорвал.
И ещё один упал.
А потом упало 5.
Кто их сможет сосчитать? (1+1=5=7)
7) Ёжик по грибы пошёл,
10 рыжиков нашёл.
8 положил корзинку,
Остальные же - на спинку.
«Сколько рыжиков везёшь
На своих иголках, ёж?» (10-8=2)
8) 3 ромашки – желтоглазки,
2 весёлых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете? (3+2=5)
9) Группа малышей - утят
Плавать и нырять хотят.
6 – уплыли далеко,
2 – нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду?
Сосчитать я не могу.
10) Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 3-х окуней,
Рыбак Евсей - 4-х карасей,
А рыбак Михаил 2-х сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? (3+4+2=9)
11) Два жучка бежали в домик,
Им навстречу муравей.
Сколько будет насекомых?
Сосчитай-ка поскорей! (2+1=3)
12) Пять весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Испугался вдруг один,
Убежал – и след простыл.
Сколько смелых медвежат
За малиной в лес спешат? (5-1=4)
13) В день рожденья я Серёжке
Подарил одну матрёшку.
Мы её открыли, а там ещё 4.
Сколько же всего матрёшек у Серёжи? (1+4=5)
14) Сосед бобёр на реке
Строит домик на воде.
И пришли ему помочь:
Мама, папа, сын и дочь.
И приплыл паучок.
Посчитай – ка всех, дружок. (1+1+1+1+1+1=6)
15) У белки в дупле
5 орешков в мешке.
Ещё 3 на полке.
Сосчитай-ка их, сколько? (5+3=8)
16) 5 яблок в корзине,
В вазе – 4.
У Саши одно.
Сколько всего? (5+4+1=10)
17) В деревне у бабушки 2 поросёнка,
Белая козочка и 2 индюшонка.
Если нам их сосчитать,
Всех их будет ровно….(5) 2+1+2=5
18) 9 совят в гнезде сидят.
Прилетела мама.
Сколько птиц стало? (9+1=10)
19) Петя-петушок, золотой гребешок
Зёрна отыскал, курочек позвал:
2 из переулочка, 3 из-за поворота,
Одна из огорода.
А сейчас проверь,
Сколько курочек теперь? (2+3+1=6)
20) Полевая мама-мышка
Ищет всех своих сынишек:
Двое спрятались на ветке
У кукушки, у соседки.
Трое спрятались в цветах,
Трое в ягодных местах.
А один, ленивый самый,
Дома спит под одеялом.
Растерялась мама – мышь,
Сосчитай мышат, малыш. (2+3+3+1=9)
21) 9 мышек жили в норке,
Ели сыр, таскали корки.
Жили мышки, не тужили,
Вред хозяйству приносили.
И хозяин рассердился,
Всех мышей поймать решил.
Кошку злобную завёл,
Мышеловку приобрёл.
Мышки не остерегались,
В первый день 6 штук попались.
Во второй и третий дни все попрятались они.
На четвёртый день опять
Вышли мышки погулять.
Кошка их подстерегала и ещё одну поймала.
Сколько же мышей опять
Выйдет завтра погулять? 9-6-1=2
22) В том лесочке есть грибы.
Посчитать их помоги.
Мухомор красный – гриб опасный,
Лисичка – рыжая сестричка,
Волнушка – розовое ушко,
Сморчок – бородатый старичок,
Ну, а это – белый – ешь его смело. (1+1+1+1+1=5)
23) Дама сдавала в багаж:
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку.
Сколько вещей дама сдала в багаж! (7)
24) На берёзе листочков.
Ветер рвётся под плащи.
А листочков на берёзе уже не 5,а только 3.
Сколько листочков сорвал ветер? (5-3=2)
25) Четыре сыроежки,
2 рыжика и груздь.
Грибов набрал я много,
А сосчитать боюсь.
Помогите мне, ребята. (4+2+1=7)
26) Всюду Павлику почёт,
Павлик блинчики печёт.
9 блинчиков сгорело,
А последний был сырой.
Сколько блинчиков испортил наш «герой»? (9+1=10)
27) Как-то четверо ребят
С горки покатились.
Двое в саночках сидят,
А сколько в снег свалились? (4-2=2)
28) 5 зелёных лягушат
В воду броситься спешат.
2 испугались, на берегу остались.
Сколько было храбрых лягушат? (5-2=3)
29) Наша Маша рано встала,
Кукол все пересчитала:
2 матрёшки на окошке,
2 Аринки на перинке,
2 Танюшки на подушке.
Помоги нашей подружке
Посчитать её игрушки. (2+2+2=6)
30) Стала курица считать маленьких цыпляток:
Жёлтых 5 и чёрных 5,
Сколько вместе - не понять? (5+5=10)
31) Я на пне, как на тарелке,
Так опёнки разделил:
3 гриба оставил белке,
3 в корзину положил.
Сколько я собрал грибов?
У кого ответ готов? (3+3=6)
32) 5 мышат в траве шуршат,
3 забрались под ушат,
2 мышонка спят под ёлкой.
Сосчитать мышей недолго. (5+3+2=10)
33) На берёзе 3 синички
Продавали рукавички.
Прилетело ещё 5.
Сколько буде продавать? (3+5=8)
34) Ёжик по лесу гулял,
И грибочки собирал:
Белых 3 и 2 опёнка,
2 лисички, 2 маслёнка.
Большую волнушку нашёл он под ёлкой.
Сколько грибов у ежа на иголках? (3+2+2+2+1=10)
35) По грибы пошли ребята.
Вот пенек. На нем - опята.
Шесть опят собрал Игнат,
И четыре опенка
Собрала его сестренка.
Сколько всего опят в корзине у ребят? (6+4=10)
36) У Маши были конфеты.
Она угостила Свету, Наташу,
Иру, Сережу, Таню и Петю тоже.
Одна конфета осталась,
А Машенька растерялась:
Сколько же было конфет?
Кто может дать ответ? (7)
37) Семь ребят каталось с горки.
Убежал домой Егорка,
А потом ушел Вадим
И Сережа вслед за ним.
Сколько на горке осталось детей?
Кто посчитал, отвечайте скорей! (7-1-1-1=4)
38) Папа аквариум Саше купил,
На праздник сынишке его подарил.
Шесть рыбок в аквариум мама купила,
И бабушка 3 еще подарила.
А сколько же рыбок?
Как Саше узнать?
Он мал и еще не умеет считать.
Пожалуйста, Саше, друзья, помогите
Количество рыбок ему назовите. (6+3=9)
39) Много зверей в зоопарке живет:
Белый медведь, жираф, бегемот,
Тигр, шимпанзе, лиса и енот,
Слон, леопард, снежный барс и койот.
Кто потрудился зверей сосчитать,
Прошу вас ответ немедленно дать! (11)
40) В тихой заводи реки
Жили-были окуньки.
Двух поймали рыбаки,
А семь в реке осталось.
Сколько окуньков сначала
В заводи плескалось? (2+7=9)
41) Шесть гусей в пруду купалось,
Двое во дворе осталось.
Сколько было всех гусей?
Сосчитайте поскорей! (6+2=8)
42) Кормушку для птиц
Мы к зиме смастерили,
Ягоды, зерна в нее положили.
Гости себя не заставили ждать –
Стали мы птиц на кормушке считать:
Два свиристеля, четыре синицы,
Три снегиря да один воробей.
Сколько всех птиц? Отвечайте скорей! (2+4+3+1= 10)
43) В карманах у Нины
Лежали мандарины:
В левом - пять, а в правом - два.
Три штуки Нина отдала.
Сколько мандаринов
Осталось у Нины? (5+2-3=4)
44) Утята плавали в пруду
У мамы утки на виду.
Вот нырнули пять утят,
А трое не хотят нырять.
Сколько всего утят на пруду?
Что-то никак сосчитать не могу! (5+3=8)
45) У нашей кошки шесть котят:
Двое на диване спят,
Один котенок катает клубок,
Другой котенок забрался в сапог,
А остальные сидят на окошке –
Смотрят, как Бобик бежит по дорожке.
Сколько котят на окошке сидят? (6-2-1-1=2)
46) В класс пришли ученики
И по рисунку принесли.
Вы, ребята, не зевайте –
Все рисунки посчитайте:
У Вики - гвоздики,
У Никитки - маргаритки,
У Анютки - незабудки,
У Андрея - орхидея,
Ландыши - у Саши,
Георгины - у Марины,
У Алены - пионы,
У Наташки - ромашки,
Тюльпаны - у Оксаны,
Нарциссы - у Ларисы. (10)
47) Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо - совсем позабыла.
Две штучки - для внучки,
Две штучки - для деда,
Две штучки - для Тани,
Дочурки соседа...
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки. (2+2+2=6)
48) Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке? (6+3=9)
49) Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду? (3+5=8)
50) Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске? (5-2-1=2)
51) Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца? (7-2=5)
52) Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сынка, а сколько дочек? (6-3=3)
53) Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось? (4-2=2)
Математические диктанты.
Тема: Сравнение предметов и групп предметов
Цели: Проверить умение выполнять счет предметов; сравнивать предметы по различным признакам: цвету, форме, размеру; ориентироваться в пространстве (справа, слева, вверху, внизу); сравнивать группы предметов (меньше, больше, столько же).
Диктант 1
1. В верхней строке нарисуйте столько кружков, сколько помидоров нарисовано на доске (на доске нарисовано 6 помидоров). Раскрасьте третий кружок.
2. Слева нарисуйте 3 красных квадрата, а справа 1 зеленый треугольник.
3. Нарисуйте квадрат, а под ним круг. Раскрасьте ту фигуру, которая нарисована ниже.
4. Нарисуйте квадрат, треугольник и кружок так, чтобы треугольник был между кружком и квадратом.
5. Сколько орехов в пустом стакане?
Диктант 2
1. Нарисуйте столько палочек, сколько на доске треугольников.
2. В квартире две комнаты. Из одной комнаты сделали две. Нарисуйте столько кругов, сколько стало комнат.
3. Продолжите закономерность по цвету:
к – красный, ж – желтый, с – синий
4. У Иры орехов больше 3 и меньше 5. Сколько орехов у Иры? Нарисуйте эти орехи.
5. Раскрасьте прямоугольники карандашами двух цветов так, чтобы 2 прямоугольника были одинаковыми, а 2 – разными.
6. У кошки было 3 черных и 2 серых котенка. Каких котят больше: серых или черных?
Диктант 3
1. Нарисуйте в строке через клеточку 6 треугольников. Ниже начертите 8 палочек.
2. На наборном полотне выставлено 5 домиков. Обведите в тетради на 1 клеточку больше, чем домиков.
3. Аня жила ближе к школе, чем Валя. Кто из них жил от школы дальше?
4. Назовите соседей числа 4.
5. Обведите в строке столько клеток, сколько кругов выставлено на наборном полотне (9). Раскрасьте их так: третий – красным карандашом, а седьмой и девятый – синим.
6. Графический диктант.
7. Заштрихуйте квадрат горизонтальными линиями слева направо (квадрат дан на листочке).
Тема: Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.
Цели: Проверить умение воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 и соотносить их с соответствующей группой предметов; сравнивать числа в пределах 10, читать простейшие математические записи вида 1 + 1 = 2 и др.; соотносить эти записи с конкретной иллюстрацией (рисунком); выполнять табличное сложение в пределах 10; представлять числа первого десятка в виде суммы двух слагаемых; решать логические и текстовые задачи в одно действие.
Диктант 1
1. Запишите цифрами числа: 1, 5, 7.
2. Мальчик поймал 2 рыбок и выпустил их в ведро. Потом он поймал еще 3 рыбок. Нарисуйте столько рыбок, сколько всего рыбок стало в ведре.
3. В семье 4 детей: сестер столько же, сколько братьев. Сколько в семье сестер?
4. Запишите числа от 1 до 6.
5. Запишите числа от 9 до 4.
6. Заштрихуйте прямоугольник снизу вверх вертикальными линиями (прямоугольник дан на листочке).
Диктант 2
1. Назовите число, которое следует за числом 9; за числом 5.
2. К задуманному числу прибавили 1 и получили 7. Какое число задумали?
3. Какие числа в сумме составляют 8?
4. Сколько нужно отнять от 9, чтобы получилось 5.
5. У старика Хоттабыча борода длиннее, чем у доктора Айболита, но короче, чем у Карабаса-Барабаса. Чья борода самая длинная?
6. Увеличьте: 9 на 1; 4 на 2; 7 на 1; 6 на 2.
Диктант 3
1. Первое слагаемое равно 4, а второе слагаемое равно 2. Найдите значение суммы.
2. Уменьшаемое равно 5, вычитаемое равно 3. Найдите значение разности.
3. Увеличьте 7 на 2.
4. Уменьшите 8 на 3.
5. Среди чисел каждой пары найдите то число, которое больше, и обведите его в ряду чисел красным карандашом: 9 и 8; 5 и 3; 1 и 4.
6. Найдите лишнюю по форме фигуру.
7. Соломинка выше Пузыря, а Лапоть ниже Пузыря. Кто выше: Лапоть или Соломинка?
8. Графический диктант.
Тема: Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание
Цели: Проверить умение читать и записывать числа от 0 до 20; выполнять табличное сложение и вычитание в пределах 20; представлять все числа от 2 до 20 в виде суммы двух слагаемых; решать текстовые и логические задачи в одно действие.
Диктант 1
1. Запишите число, которое предшествует числу 12, 13...
2. Увеличьте 10 на 1.
3. Уменьшите 19 на 1.
4. Какое число меньше 15 на 1?
5. На сколько 12 больше 7?
6. Первое слагаемое 7, второе 4. Найдите сумму.
7. Сколько надо прибавить к 5, чтобы получить 12?
8. Чему равна сумма, если первое слагаемое 6, а второе 7?
9. В гараже было 5 машин, приехало еще 3 машины. Сколько машин стало в гараже?
Диктант 2
1. 10 – это 7 и еще сколько?
2. От какого числа надо отнять 5, чтобы получилось 7?
Какой знак надо поставить вместо «*», чтобы равенство 6*4 = 7*3 стало верным?
Ответы: 1) +; 2 ) -.
11*. Какое число надо записать в «окошко», чтобы равенство 8-3 = 6- стало верным?
Ответы: 1) 1; 2) 5; 3) 2.
12*. Укажи сумму, значение которой равно числу 8 и первое слагаемое в котором больше второго.
Ответы: 1) 2+6; 2) 10-2; 3) 7+1.
Тест 2
Верно или неверно данное утверждение?
Учитель раздает детям листочки, на которых записаны утверждения. Если ученики считают утверждение верным, то около его номера ставят знак «+», если считают его неверным, то знак «-».
1. Если число 6 увеличить на 2 , получится 8.
2. Если уменьшаемое 7, а вычитаемое равно 3, разность равна 10.
3. Число 4 меньше числа 8 на 4.
4. Сумма чисел 5 и 3 равна 7.
5. Числа 14, 17, 19, 15 больше числа 12.
6. Задача: «На тарелке лежало 9 слив. 3 сливы съели. Сколько слив осталось на тарелке?» решается вычитанием.
7. Если число 8 уменьшить на 6 получится 2.
8. В ряду чисел 10, 11, 12, 13, 14, 16 пропущено число 15.
9. Если к числу 5 прибавить 3, получится 9.
10. 8- это 3 и 6.
11*.Если вместо звездочки записать знак «-», равенство
10 – 6 = 6 * 2 станет верным.
12*.Ответы всех записанных примеров меньше числа 8, но больше числа 5.
7 – 1, 4 + 3, 6 + 0.
Тест 3
Заполнение пропусков нужными числами.
Если к числу прибавить 5, получиться 9.
Число идет при счете сразу после числа 18.
Разность чисел 9 и 5 равна числу .
Если число увеличить на 2, получится 10.
Сумма чисел 6 и равна 8.
В числе 1 десяток и 1 единица.
Число меньше 5 на 2.
4 – это 3 и .
9. Если из числа вычесть 5, получиться 5.
10.Если первое слагаемое число , а второе слагаемое число 6, сумма равна числу 10.
11*.Если вместо звездочки записать знак «», равенство