kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конструкт урока "Образование Древнерусского государства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация

         В 6 классе учащиеся начинают изучать курс «История России». В большинстве случаев темы по предмету сложные, объемные, содержащие много новых терминов и дат. Возникает вопрос: как в доступной и увлекательной форме объяснить учащимся такой сложный и объемный материал, учитывая требования нового ФГОС?

В соответствии с ФГОС второго поколения образовательный процесс должен носить системно-деятельностный подход, при котором большая часть времени на уроке отводится учащимся для самостоятельной работы с новым материалом в индивидуальной или групповой форме.  Учитель в данном случае выполняет роль направляющего, создает условия для получения учащимися новых знаний.

На примере урока по теме «Образование Древнерусского государства» хочу поделиться своим опытом. Для проведения урока истории в 6 классе по теме «Образование Древнерусского государства» мной был разработан урок с элементами игры, который отражает требования к современным подходам в обучении и позволяет учащимся в групповой форме с помощью игры самостоятельно раскрыть материал урока. В процессе игры «Образование Древнерусского государства» они не только находят необходимую информацию, но и знакомятся с процессом формирования государства на Руси, историческими деятелями, этого времени. Выводы о возникновении Древнерусского государства, сформулированные учащимися в конце урока, позволят им сформировать правильное представление о процессе зарождения государственности у славян, его причинах и особенностях.

Считаю необходимым использовать в конце урока этап рефлексии содержания учебного материала, например, с помощью приема «неоконченное предложение». Это позволяет учащимся осознать и осмыслить свою работу на уроке, ее продуктивность и значимость. В свою очередь учитель при использовании этапа рефлексии не только получает информацию о работе учащихся на уроке, но и может определить трудные моменты урока, выделить отстающих, а также спланировать и скорректировать свою дальнейшую работу.

Исходя из своего опыта проведения данного урока, могу сказать, что учащиеся проявляют большой интерес к таким формам работы на уроке, активно проявляют себя в течение всего урока и хорошо усваивают необходимый материал по теме. Разработать такие уроки можно и по другим темам курса, необходимо только желание и творческий подход к делу!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока "Образование Древнерусского государства" »

Конструкт урока истории России

Тема: Образование Древнерусского государства

Класс: 6

Тип урока: изучение нового материала

Цель:

Воспитательная – формирование ценностного отношения к возникновению государства на Руси, роли князя Олега в образовании Древнерусского государства.

Развивающая – развитие логического и творческого мышления, умения искать необходимую информацию в различных источниках, анализировать ее; высказывать свою точку зрения и уметь ее отстаивать.

Обучающая – формирование знаний о процессе создания Древнерусского государства.

Планируемый результат:

Личностный: осознание значимости образования Древнерусского государства, чувство гордости за историческое прошлое России.

Метапредметный:

познавательный: уметь анализировать полученную информацию, применять ее на практике.

регулятивный: умение организовать свою деятельность в течение урока и при выполнении групповой практической работы;

коммуникативный: умение взаимодействовать с людьми, работать в группе, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Предметный: умение работать с разными источниками информации, самостоятельно находить ответы по заданной теме.

Средства и ресурсы урока: учебник по истории, ИКТ, раздаточный материал.






Алгоритм деятельности учителя и учащихся

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Предметные УУД

  1. Организационный этап

Приветствует учащихся, мотивирует и подготавливает их к целенаправленной и сознательной деятельности.

Настраиваются на урок, организуют свое рабочее место.



  1. Проверка домашнего задания

Задает вопросы по пройденной теме «Восточные славяне и их соседи», используя при этом историческую карту и интерактивную доску.

Возникновение интереса к истории нашей страны.

Дают оценку жизнедеятельности восточных славян, их взаимоотношения с соседями.

Показывают на карте территорию расселения восточных славян, называют основные понятия по теме: вервь, вече, а также названия племенных союзов и соседних государств.

  1. Изучение нового материала

Учитель совместно с детьми формулирует термин «государство», причины его возникновения на Руси.

Рассказ учителя о призвании варягов славянами, о личности Рюрика. Приход к власти Олега. Учитель предлагает учащимся сыграть самостоятельно в групповую игру «Образование Древнерусского государства» (приложение 1), в ходе которой учащиеся самостоятельно найдут информацию о формировании государства на Руси. Класс делится на группы, каждая получает игру и инструкцию к ней, а также раздаточный материал из исторических документов и картин русских художников об этом периоде.

Уважительное отношение к прошлому своей страны, оценка роли личности Олега в процессе формирования Древнерусского государства.

Развитие логического мышления, умения работать в группе, распределять функции между участниками группы. Развитие навыков работы с различными источниками (учебник, исторические документы, интернет). Умение анализировать информацию, применять ее в своей работе.

Записывают определение «государство», причины его возникновения на Руси, год призвания Рюрика в славянские земли. По ходу игры записывают ответы на вопросы, заданные в игре, касающиеся образования Древнерусского государства.

  1. Обобщение и закрепление знаний

Обобщение информации по теме урока, часть которой была получена учащимися самостоятельно в процессе игры.

Осознание значимости образования государства на Руси.

Умение систематизировать и обобщать информацию, высказывать свое отношение к данной теме, называть значение формирования Древнерусского государства.

Называть основные причины формирования Древнерусского государства, год его образования, показывают территорию Древней Руси на карте.

  1. Рефлексия

Подведение итогов урока. Применяет прием «Неоконченное предложение»:

  1. Сегодня на уроке мне было интересно…

  2. Было трудно выполнять…

  3. Свою работу на уроке я оцениваю…

Оценивают свою деятельность и деятельность остальных участников группы, принимавших участие в игре.

Высказывают свое мнение об уроке.

Дописывают неоконченные предложения.

  1. Домашнее задание

Записывает домашнее задание, объясняет алгоритм его выполнения.

Осмысляют и уточняют домашнее задание.


Записывают домашнее задание в дневник.













Список литературы

  1. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Учебник. 6 класс М.: Просвещение, 2008

  2. Нечволодов В. Сказания о Русской земле. Репринтное издание в 4 книгах. Книга первая./ Уральское отделение Всесоюзного культурного центра «Русская энциклопедия», издательство: Православная книга, 1991. С. 179-181.

  3. Орлов А. С. Хрестоматия по истории России. М., 1999. С. 32-35

































Приложение 1

Игра «Образование Древнерусского государства»







Правила игры

Уважаемые участники игры! Вам предстоит пройти путь по следам древних варягов, от Новгорода до Киева. Путешествие это будет нелегким, чтобы его преодолеть, вам нужно действовать сообща, быть одной командой. В игре нужно кидать кубик и делать фишкой столько ходов, сколько выпало на кубике. Победит та команда, которая первой дойдет до цели – города Киев!

Фишка встала:


- поверни назад на 1 ход

- постой, подумай, пропусти 1 ход

- ответь на вопрос:

3

- - - Какой князь предпринял поход из Новгорода в Киев?

6

7

-Какой важный торговый путь проходил через земли славян?

9

- Кто правил Киевом во времена Рюрика?

1111

- В каком году была образовано Древнерусское государство?



Желаю удачи!











Приложение 2

«Повесть временных лет» о захвате Олегом Киева

В лето 6390 (882) пошел в поход Олег, набрав с собою много воинов: варягов, чуди, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и взял город, и посадил в нем мужа своего. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат здесь Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошел к горам, неся малолетнего Игоря. И подплыл под Угорское, укрыв своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им: «Гость я, едем мы в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, своим родичам». Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей и сказал Олег Аскольду и Диру: «Вы не князья и не княжеского рода, я же княжеского рода». И вынесли Игоря: «А это сын Рюриков». И убили Аскольда и Дира… И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Это будет мать городам русским»…

Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, положил и для варягов дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира…























«Повесть временных лет». Путь из варяг в греки.

Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озер великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река.













































Приложение 3





В. Васнецов «Призвание варягов»







И. Глазунов «Князь Олег и Игорь»











Убийство Олегом Аскольда и Дира


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конструкт урока "Образование Древнерусского государства"

Автор: Кротова Вера Анатольевна

Дата: 09.07.2015

Номер свидетельства: 222576


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства