kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассная работа по математике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассная работа по математике является составной частью учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке и ведется параллельно с классными занятиями, и имеет важное значение при формировании математической культуры учащихся. Она бывает разнообразной по содержанию и формам. Понятие «внеклассная работа» трактуется по-разному. Рассмотрим некоторые определения.

И.Ф. Харламов утверждает: « … наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными или внеурочными».

П.У. Байрамуков «под внеклассной работой понимают необязательные, добровольные внеурочные занятия учащихся по предмету, которые способствуют углублению знаний, развитию умений, навыков, удовлетворению и развитию интересов, способностей».

Остановимся на определении П.У. Байрамуковой, так как оно больше всего соответствует понятию внеклассной работы по математике.

При организации внеклассных занятий следует помнить, что:

• время внеклассных занятий не должно превышать 30-45 минут;

• занятия должны быть эмоционально-привлекательными, с большим наглядным материалом и включать элементы этики и эстетики;

• занятия должны строиться на ярком, живом, интересном, доступном материале для детей младшего школьного возраста;

• участие школьников в этих занятиях должно поддерживаться и поощряться;

• на занятиях чередовать состояние покоя, движения у детей;

• организовать занятия так, чтобы ученик вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний;

• занятия должны быть разнообразными, проводиться так, чтобы дети понимали нужность, важность, целесообразность изучения данного материала;

• материал должен быть посильным, но трудным,ярким, эмоциональным, красочным .

Внеклассные занятия следует организовывать так, чтобы в них были вовлечены все учащиеся класса или большинство из них, чтобы каждый ученик, исходя из своих индивидуальных особенностей и интереса, мог работать на этих занятиях с увлечением.

Основными задачами внеклассной работы в начальных классах являются:

1. Развитие познавательной деятельности учащихся: восприятия, представления, внимания, памяти, мышления, речи.

2. Формирование творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке, при проведении соответствующих игр, в конструировании различных геометрических фигур.

3. Развитие математических способностей у учащихся.

4. Воспитание коллективизма и товарищества.

5. Усиление интереса учащихся к математике .

Внеклассная работа направлена в основном на предоставление дополнительных возможностей для развития способностей учащихся и привития им интереса к математике, более углубленного изучения математического материала .

Существуют различные виды классификаций внеклассной работы по математике, они весьма подробно освещены в педагогической и методической литературе, остановимся на некоторых из них.

В своей работе В.Л. Дрозд  утверждает, что внеклассная работа направлена на углубление знаний учащихся по математике. Одной из форм систематической внеурочной работы такого рода являются математический кружок и уголок, конкурсы, викторины, олимпиады, утренники, смотры – конкурсы знаний по математике. Внеурочная также же работа направлена на ликвидацию пробелов в знаниях учащихся.

В.Д. Степанов  рассматривает два вида внеклассных занятий:

1. Организационный.

2. Дидактический.

Основной целью первого вида внеклассной работы является формирование интереса к занятиям по математике, привлечение к участию в массовых мероприятиях, отдельных состязаниях, к занятиям в математическом кружке или факультативе. Цель второго вида, состоит в том, чтобы помочь ученику в преодолении трудностей, возникших при изучении математики.

Многообразны формы работы:

– дидактические игры на уроке математики;

– командные состязания между классами;

– математические кружки;

– использование индивидуальных бесед, в ходе которых выясняются интересы и потребности школьников;

– математические экскурсии;

– математические вечера.

М.Б. Балк, Г.Д. Балк в выделяют такие формы внеклассной (внеурочной) работы по математике, как:

– математический кружок;

– чтение математической литературы для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики;

– математические вечера;

– школьная математическая печать;

– математические экскурсии;

– математические состязания.

У Л. Чилингировой, Б.Спиридоновой  представлены следующие формы внеклассной (внеурочной) работы:

– игровые упражнения (помогут закреплению полученных учащимися знаний);

– дидактические игры (организуются на первом этапе учителем, а продолжают игру дети сами);

– занимательные задачи (формируют познавательный интерес и способствуют формированию познавательного интереса к математике);

– карточки для самостоятельной и индивидуальной работы учащихся (помощь учителю для лучшей организации внеклассной работы);

– математические кружки (изучение тем, не включенных в учебную программу по математике).

Остановимся также на классификации Ю.М. Колягина. Автор в своей работе выделяет виды и формы внеклассной работы по математике в начальной школе.

Виды внеклассной работы:

1. Работа с учащимися отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия по математике.

2. Работа с учащимися проявляющими интерес к математике.

Основной целью первого вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости. Следовательно, проведение такого вида работы необходимо для организации деятельности по развитию интереса к изучению математики и на уроке.

Цели второго вида внеклассной работы по математике могут быть очень разнообразны и зависят от того, что интересно и что хотят узнать нового о математике ученики так.

Например:

1. Развитие и углубление знаний по программному материалу.

2. Привитие им навыков исследовательской работы.

3. Воспитание культуры математического мышления.

4. Развитие представлений о практическом применении математики.

Формы внеклассной работы:

 – математический кружок;

– факультатив;

– КВНы;

– математические олимпиады;

– викторины;

– десятиминутки;

– математические вечера;

– неделя математики;

– математические экскурсии.

Указанные формы часто пересекаются и поэтому трудно провести между ними резкие границы. Более того, элементы многих форм могут быть использованы при организации работы по какой либо одной из них. Например, при проведении математического вечера можно использовать соревнования, конкурсы, доклады и так далее.

Однако, внеклассную работу по математике нельзя смешивать с особым видом работы по выполнению его учебно-воспитательных задач, известных в школьной практике под названием «дополнительных занятий» или «работы с отстающими». Тем более нельзя всю работу сводить к занятиям с отставшими или подменять ее ими, что иногда ошибочно делается.

До настоящего времени внеклассная работа по математике чаще всего строилась на принципах занимательности, развлекательности, в нее вовлекалась небольшая часть школьников из числа лучших учащихся. В новых условиях возникла необходимость включения во внеклассную работу по математике всех учащихся. Возможность массовой внеклассной работы обусловлена повышением интереса учащихся к школьному курсу математики после его перестройки и созданием новых средств обучения, а также более ранним умственным развитием детей.

Авторы отмечают, что внеклассная (внеурочная работа) с учащимися приносит большую пользу и самому учителю. Для успешного проведения работы, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями математической науки. Это благотворно сказывается и на качестве его уроков.

Таким образом, мы рассмотрели значение внеклассной работы в обучении математике, остановились на видах и формах внеклассной работы, привели примеры некоторых внеклассных мероприятий с геометрическим содержанием.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассная работа по математике. »

Внеклассная работа по математике, её виды и формы

Внеклассная работа по математике является составной частью учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке и ведется параллельно с классными занятиями, и имеет важное значение при формировании математической культуры учащихся. Она бывает разнообразной по содержанию и формам. Понятие «внеклассная работа» трактуется по-разному. Рассмотрим некоторые определения.

И.Ф. Харламов утверждает: « … наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными или внеурочными».

П.У. Байрамуков «под внеклассной работой понимают необязательные, добровольные внеурочные занятия учащихся по предмету, которые способствуют углублению знаний, развитию умений, навыков, удовлетворению и развитию интересов, способностей».

Остановимся на определении П.У. Байрамуковой, так как оно больше всего соответствует понятию внеклассной работы по математике.

При организации внеклассных занятий следует помнить, что:

• время внеклассных занятий не должно превышать 30-45 минут;

• занятия должны быть эмоционально-привлекательными, с большим наглядным материалом и включать элементы этики и эстетики;

• занятия должны строиться на ярком, живом, интересном, доступном материале для детей младшего школьного возраста;

• участие школьников в этих занятиях должно поддерживаться и поощряться;

• на занятиях чередовать состояние покоя, движения у детей;

• организовать занятия так, чтобы ученик вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний;

• занятия должны быть разнообразными, проводиться так, чтобы дети понимали нужность, важность, целесообразность изучения данного материала;

• материал должен быть посильным, но трудным,ярким, эмоциональным, красочным .

Внеклассные занятия следует организовывать так, чтобы в них были вовлечены все учащиеся класса или большинство из них, чтобы каждый ученик, исходя из своих индивидуальных особенностей и интереса, мог работать на этих занятиях с увлечением.

Основными задачами внеклассной работы в начальных классах являются:

1. Развитие познавательной деятельности учащихся: восприятия, представления, внимания, памяти, мышления, речи.

2. Формирование творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке, при проведении соответствующих игр, в конструировании различных геометрических фигур.

3. Развитие математических способностей у учащихся.

4. Воспитание коллективизма и товарищества.

5. Усиление интереса учащихся к математике .

Внеклассная работа направлена в основном на предоставление дополнительных возможностей для развития способностей учащихся и привития им интереса к математике, более углубленного изучения математического материала .

Существуют различные виды классификаций внеклассной работы по математике, они весьма подробно освещены в педагогической и методической литературе, остановимся на некоторых из них.

В своей работе В.Л. Дрозд утверждает, что внеклассная работа направлена на углубление знаний учащихся по математике. Одной из форм систематической внеурочной работы такого рода являются математический кружок и уголок, конкурсы, викторины, олимпиады, утренники, смотры – конкурсы знаний по математике. Внеурочная также же работа направлена на ликвидацию пробелов в знаниях учащихся.

В.Д. Степанов рассматривает два вида внеклассных занятий:

1. Организационный.

2. Дидактический.

Основной целью первого вида внеклассной работы является формирование интереса к занятиям по математике, привлечение к участию в массовых мероприятиях, отдельных состязаниях, к занятиям в математическом кружке или факультативе. Цель второго вида, состоит в том, чтобы помочь ученику в преодолении трудностей, возникших при изучении математики.

Многообразны формы работы:

– дидактические игры на уроке математики;

– командные состязания между классами;

– математические кружки;

– использование индивидуальных бесед, в ходе которых выясняются интересы и потребности школьников;

– математические экскурсии;

– математические вечера.

М.Б. Балк, Г.Д. Балк в выделяют такие формы внеклассной (внеурочной) работы по математике, как:

– математический кружок;

– чтение математической литературы для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики;

– математические вечера;

– школьная математическая печать;

– математические экскурсии;

– математические состязания.

У Л. Чилингировой, Б.Спиридоновой представлены следующие формы внеклассной (внеурочной) работы:

– игровые упражнения (помогут закреплению полученных учащимися знаний);

– дидактические игры (организуются на первом этапе учителем, а продолжают игру дети сами);

– занимательные задачи (формируют познавательный интерес и способствуют формированию познавательного интереса к математике);

– карточки для самостоятельной и индивидуальной работы учащихся (помощь учителю для лучшей организации внеклассной работы);

– математические кружки (изучение тем, не включенных в учебную программу по математике).

Остановимся также на классификации Ю.М. Колягина. Автор в своей работе выделяет виды и формы внеклассной работы по математике в начальной школе.

Виды внеклассной работы:

1. Работа с учащимися отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия по математике.

2. Работа с учащимися проявляющими интерес к математике.

Основной целью первого вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости. Следовательно, проведение такого вида работы необходимо для организации деятельности по развитию интереса к изучению математики и на уроке.

Цели второго вида внеклассной работы по математике могут быть очень разнообразны и зависят от того, что интересно и что хотят узнать нового о математике ученики так.

Например:

1. Развитие и углубление знаний по программному материалу.

2. Привитие им навыков исследовательской работы.

3. Воспитание культуры математического мышления.

4. Развитие представлений о практическом применении математики.

Формы внеклассной работы:

– математический кружок;

– факультатив;

– КВНы;

– математические олимпиады;

– викторины;

– десятиминутки;

– математические вечера;

– неделя математики;

– математические экскурсии.

Указанные формы часто пересекаются и поэтому трудно провести между ними резкие границы. Более того, элементы многих форм могут быть использованы при организации работы по какой либо одной из них. Например, при проведении математического вечера можно использовать соревнования, конкурсы, доклады и так далее.

Однако, внеклассную работу по математике нельзя смешивать с особым видом работы по выполнению его учебно-воспитательных задач, известных в школьной практике под названием «дополнительных занятий» или «работы с отстающими». Тем более нельзя всю работу сводить к занятиям с отставшими или подменять ее ими, что иногда ошибочно делается.

До настоящего времени внеклассная работа по математике чаще всего строилась на принципах занимательности, развлекательности, в нее вовлекалась небольшая часть школьников из числа лучших учащихся. В новых условиях возникла необходимость включения во внеклассную работу по математике всех учащихся. Возможность массовой внеклассной работы обусловлена повышением интереса учащихся к школьному курсу математики после его перестройки и созданием новых средств обучения, а также более ранним умственным развитием детей.

Авторы отмечают, что внеклассная (внеурочная работа) с учащимися приносит большую пользу и самому учителю. Для успешного проведения работы, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями математической науки. Это благотворно сказывается и на качестве его уроков.

Таким образом, мы рассмотрели значение внеклассной работы в обучении математике, остановились на видах и формах внеклассной работы, привели примеры некоторых внеклассных мероприятий с геометрическим содержанием.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассная работа по математике.

Автор: Кузьмина Валентина Николаевна

Дата: 13.02.2015

Номер свидетельства: 172340

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ. "
    ["seo_title"] => string(132) "razvitiie-intielliektual-nykh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-chieriez-sistiemu-vnieklassnoi-raboty-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "117061"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412694590"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Виды внеклассной работы по математике "
    ["seo_title"] => string(40) "vidy-vnieklassnoi-raboty-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "118086"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413034099"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Реферат по теме: "Внеклассная работа по математике" "
    ["seo_title"] => string(56) "riefierat-po-tiemie-vnieklassnaia-rabota-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "102644"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402541941"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "«Проектно исследовательская деятельность учащихся и формы внеклассной работы как средство повышения качества образования»"
    ["seo_title"] => string(139) "proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-uchashchikhsia-i-formy-vnieklassnoi-raboty-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "306633"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458154226"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Программа внеклассной работы по математике в 5 классе"
    ["seo_title"] => string(51) "proghrammavnieklassnoirabotypomatiematikiev5klassie"
    ["file_id"] => string(6) "285055"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454081590"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства