Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками, сравнивая способы и результаты вычислений.
Регулятивные: контролировать правильность вычислений, находить ошибки и исправлять их; осуществлять самоконтроль и самооценку; признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою.
Личностные: готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.
Оборудование
у учителя: компьютер, документкамера, проектор; карточки для кластера; листы для рефлексии.
у обучающихся: сигнальные карточки (красная и зелёная), магнитики с буквами и цветные, карточки с заданиями.
Ход урока.
1 стадия – ВЫЗОВ (Вход в урок)
(Слайд 2 - Для того, чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать Рене Декарт)
Ребята, если вы считаете, что моё обращение относится к вам, вы отвечаете на него.
- Здравствуйте те, кто любит учиться!
- Здравствуйте те, кто хочет получить новые знания!
- Здравствуйте те, кто старается писать аккуратно и правильно!
- Здравствуйте те, кто работает дружно!
- Спасибо, садитесь и давайте сразу напишем число в тетради.
-Какое сегодня число?
(Слайд 3)
Наш урок мы начнём с «Гимнастики для ума».
- Одна конфета весит 5 грамм. Сколько весят 2 конфеты? 10 конфет? 100 конфет? 200 конфет?
-А какое число вы можете перевести в более крупное?
(Слайд 4)
-Обратите внимание на логическую цепочку. Назовите закономерность данной цепочки и найдите лишнее:
мм, см, дм, м, кг, км(Слайд 5)
-Как назвать можно все эти величины? (Единицы длины.Килограмм – единица массы)(Составили часть кластера – Единицы массы - грамм)
(Слайд 6)
секунда, час, грамм, сутки, неделя, месяц, год(Слайд 7)
-Как назвать можно все эти величины? (Единицы времени.Грамм – единица массы)(Составили часть кластера – Единицы массы - килограмм)
С какими единицами массы вы знакомы? (грамм, килограмм)
Какой эталон можем построить? (1кг = 1000 г)
(Слайд 8)
Это эталон для работы с килограммами и граммами.
-С помощью чего измеряют массу предметов? (С помощью весов)
(Слайд 9, 10)
-Весы бывают разные (3 слайда)
-Кто из вас сам покупал продукты в магазине?
(Слайд 11)
Если одно яблоко весит 225 г. Сколько весят 3 таких яблока? 4 яблока? 5 яблок?
(Слайд 12)
Проверьте, верно ли выполнены вычисления (выражения на карточках):
225 225 225 225
6 78 9
1250 1545 1760 1825
Проверка по образцу (на слайде) – (слайд 12 – щелчок)
В каких единицах записан ответ? (В граммах)
Переведите в более крупные единицы, запишите ниже.
Проверяем – на слайде(слайд 12 – щелчок).
Вы перевели в более крупные единицы измерения. Помог вам известный эталон? (Эталон – 1 кг)
(Слайд 14)
- Используя эталон, сравните, доказывая:
15 кг 900 г ... 16.400 г
3 кг ... 999 г
85 кг ... 85 км
- Почему нельзя сравнить? (различные величины)
«Верите ли вы?»
Если верите, то поднимаете зелёную карточку, если нет, то красную
-Верите ли вы, что
Грамм – самая маленькая единица массы - нет
Эталон килограмма хранится во Франции –да и в С-Петербурге (НИИ им. Менделеева)
Сила земного притяжения зависит от массы тела - да
Килограмм ваты легче килограмма гвоздей - нет
Массу можно измерить только с помощью весов - нет
(Слайд 15)
Давайте решим задачку.
Царь – колокол весил 200 тонн. Во время тушения пожара от него откололся кусок массой 115 центнеров. Какова масса оставшейся части колокола? (Дети могут затрудниться с решением, т.к. не проходили единицы массы)
Сформулируйте тему урока. (Единицы массы)
Поставьте перед собой цель на данный урок: чему мы должны научиться? Зачем это надо?
-Знать единицы массы и их соотношение.
-Уметь переводить единицы массы
-Сравнивать единицы массы
-Решать задачи с единицами массы
Оцените себя: как вы знаете тему «Единицы массы»
(3 таблички у доски:)
1– «Знаю правило и хорошо применяю на практике»
2- «Знаю правило, но допускаю ошибки в его применении»
3- «Плохо знаю или не знаю правило и затрудняюсь применять его на практике»
Дети прикрепляют магнитики с буквами (каждому ребёнку соответствует буква алфавита) к тому номеру, который соответствует их уровню знаний по данной теме)
2 стадия – «Осмысление»
Сколько равенств вы можете составить?
Что обозначает приставка – кило? (Тысяча)
1 кг = ___ г
1 ц = ___ кг ?
1 т = ___ кг ?
1 т = ___ ц ?
1 г = ___ мг ?
(Слайд 16)
Как вы думаете, а что больше: центнер или тонна?
(Слайд 17)
Во сколько раз больше?
(Слайд 18)
Схема
Зачем нужны эти единицы измерения?
Сможем теперь решить задачу?
Но, чтобы быть уверенными до конца, давайте потренируемся в переводе величин.
2т= ___ кг
5т350кг=___кг
1т106кг=____кг
8т90кг=___кг
1000кг=___т__кг
7640кг=___т___кг
9705кг=___т___кг
6003кг=___т___кг
Проверка по образцу
(Слайд 19)
Решаем задачу про колокол
200т = 2000 ц
2000 – 115 = 1885 ц = 188т 5ц
А можно ли взвесить большую машину или грузовой вагон?
(Слайд 20)
Решаем про тонны - (Слайд 21) – устно
- Сколько груза перевезёт каждая машина?
Какие машины перевезут больше:
Две пятитонки или 3 трёхтонки – 2*53*3
2 трёхтонки или 3 полуторатонки – 2*33*1.5
А какие весы самые большие?
(Слайд 22) (Созвездие «Весы»)
Учёные научились находить вес планет. Как они это делают? (С помощью формул)
Большие – понятно. Но, как говорил Кот в сапогах, в большого легко превратиться, а вот маленькое…
Вы были у зубного врача? Вам лечили зубы, вставляя пломбы? Как же там измерить пропорции порошков? (Нужны более мелкие единицы измерения массы – миллиграммы)
(Слайд 23)
Что обозначает приставка мили-?
Если в 1 метре 1000 миллиметров, то в 1 грамме – (1000 миллиграммов)
Что измеряем в таких единицах? (В медицине, драгоценности)
Драгоценные камни измеряют в каратах.
(Слайд 24)
1 карат = 200 мг
(По желанию можно решить №8)
- В старину на Руси использовали другие меры массы. Они и сейчас иногда встречаются вам при чтении художественных произведений. Назовите, какие вы знаете старинные единицы массы.
(Слайд 25)
Старорусские единицы массы и сегодня встречаются в пословицах, поговорках, фразеологизмах
Детям предлагается объяснить смысл пословиц или поговорок.
(Слайд 26)
Болезнь входит пудами, а уходит золотниками.
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.
Мал золотник, да дорог.
Узнаешь, почем фунт лиха.
Самостоятельная работа в паре.
1 и 6 пары
Найти соответствие:
1 кг 1000 м
1 ц 1000 кг, 10 ц
1т 1000 кг
1 км 100 кг
2 пара
- В каком ряду единицы измерения расположены в порядке возрастания (подчеркнуть)
а) тонна, центнер, килограмм, грамм
б) грамм, килограмм, центнер, тонна
в) центнер, грамм, тонна, килограмм
3пара
- В каком ряду единицы измерения расположены в порядке убывания (подчеркнуть)
а) тонна, центнер, килограмм, грамм;
б)центнер, грамм, тонна, килограмм;
в) грамм, килограмм, центнер, тонна.
4 пара
- Найди “лишнее” в каждом столбике. (обведи)
Кг грамм тонна пуд
Цпуд грамм центнер
Дм тонна карат золотник
Т килограмм метр фунт
5 и 7 пары
Задача: Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса индийского слона 5 т, другой утверждает, что масса слона 15 000 кг, а третий и вовсе называет – 50 ц. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто-то из ребят ошибается? Докажи.
Проверка: 1 и 6 пары по слайдам 27, 28
Остальные пары – устно или листочек положить под документкамеру.
(Слайд 29)
3 стадия – «Рефлексия»
Оцените свои знания сейчас. Достигли вы поставленных задач в начале урока? Сможет ли кто – либо из вас поменять свой магнитик на табличках?
Итак, оцените урок с точки зрения полезности информации, работы на уроке.
Урок полезен, всё понятно
Лишь кое – что чуть – чуть неясно
Ещё придётся потрудиться
Да, трудно всё – таки учиться
(Слайд 30)
- Я благодарю вас за урок! Мне было очень приятно с вами работать!