kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока математики на тему: "Единицы массы. Тонна. Центнер"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит конспект и презентацию к уроку математик на тему"Единицы массы. Тонна. Центнер".

Цель: повышение эффективности изучения темы «Единицы измерения. Масса»; создание благоприятных условий и систематизация знаний учащихся о соотношениях между единицами измерения массы. Задачи: способствовать запоминанию единиц измерения массы, соотношения между единицами измерения массы; развивать умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; воспитывать познавательную активность, расширять кругозор учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«единицы массы. тонна. центнер»

Урок математики в 4-м классе

Тема "Единицы массы. Тонна. Центнер".

Цель:

  • повышение эффективности изучения темы «Единицы измерения. Масса»;

  • создание благоприятных условий и систематизация знаний учащихся о соотношениях между единицами измерения массы

Задачи:

  • способствовать запоминанию единиц измерения массы, соотношения между единицами измерения массы;

  • развивать умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений;

  • воспитывать познавательную активность;

  • расширять кругозор учащихся.

Оборудование: карточки цветные (красные, желтые, зеленые) для уровневой дифференциации; карточки для групповой работы (пословицы и поговорки со старорусскими единицами массы), карточки для парной работы (1 кг, 1 г, 1 ц, 1 т); ребус (массаж’); таблица единиц массы, карточки для блиц-опроса «Что больше … или …?»; иллюстрации: яблоко, корзина яблок, машина яблок, презентация, компьютер.

ХОД УРОКА

(Презентация. Включен слайд №2, черный экран, чтобы учащиеся не видели названия темы)

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

– Сегодня на уроке математики вы будете не просто учениками, а учениками-исследователями. А кто такой исследователь? Какого человека называют исследователь?
(Ответы детей)
– И, конечно же, нашими постоянными помощниками будут ваше внимание, память, смекалка, любознательность и тот багаж знаний, который вы уже имеете. Вы готовы? Ну, тогда в добрый путь!

III. Актуализация знаний

(Слайд 3, 2 клика по очереди)

– Почему слово «вкус» оказалось «лишнее»? (Вкус – это не величина)
– Почему величина «кг» оказалась лишней? (Это единица массы)
– А что такое величина? (Ответы учащихся)
– Величина – это свойство объектов, которое можно измерить.
– О какой величине мы будем сегодня говорить, вы узнаете, разгадав ребус.
(Учитель показывает ребус «массаж’»)
(Теперь учитель на доску вывешивает лист со словом «масса»)
– Да, слово «масса» сегодня очень нужное на нашем уроке.
– Какие единицы массы вы уже знаете? (кг, г)
– Какая существует взаимосвязь между этими единицами? (1 кг = 1000 г)
– Запишите это в тетрадь.               
– Какая из этих двух величин самая маленькая? (г)
– Для чего нужна такая единица массы? (Чтобы определять массу очень маленьких и очень легких предметов)

IV. Устный счет (фронтальная работа)

1. Задача

Одна конфета весит 2 г. Сколько весят 10 конфет (20 г), 100 конфет (200 г), 1000 конфет (2000 г)?

– Какую из этих величин можно перевести в большую величину? (2000 г = 2 кг)
– Запишите в тетрадь

2. Числовые выражения

780 г + … = 1 кг
400 г + … = 1 кг
999 г + … = 1 кг
990 г + … = 1 кг

– Дополните в каждом выражении 1-е слагаемое так, чтобы в сумме получился 1 кг.

3. На смекалку

1) Какая бутылка пустая?

2) Сколько весит пакет с солью?

V. Постановка учебной проблемы

(На доске картинка яблока, корзины яблок, машины яблок)

– Если нужно узнать массу одного яблока, какой единицей массы вы воспользуетесь? (Грамм)

(Ученик подписывает под картинкой «г»)

– А если нужно узнать массу ящика с яблоками? (Килограмм)

(Ученик подписывает под картинкой «кг»)

– Ну а если нужно узнать массу целой машины с яблоками? (Ни грамм, ни килограмм не подходят для измерения такого большого и тяжелого груза)

Выдвижение гипотезы

– Что же мы можем предположить? (Возможно, для таких больших грузов существуют другие единицы измерения массы)
– Обозначим эту проблему вопросительным знаком. (Учитель ставит под рисунком «?»)
– Исходя из вышесказанного, давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. Что мы должны сегодня узнать и с чем познакомиться? (Ответы учеников)
– И чтобы мы могли работать с этими единицами при решении задач, мы должны установить взаимосвязь между всеми единицами массы.
– Давайте еще раз посмотрим на цели урока  (слайд 4)
– А где же мы можем узнать о новых единицах массы и ознакомиться с ними? (В учебнике)
– Я предлагаю вам самостоятельно найти ответы на вопрос, который мы поставили в начале урока: «Существуют ли еще какие-либо единицы массы для измерения тяжелых грузов?» (Работа с учебником, с. 49)
– Прочитайте информацию за красной чертой.
– Какие еще существуют единицы массы?
– Что тяжелее центнер или тонна? (Ответы учащихся)
– Докажите (1 ц – 100 кг, 1 т – 1000 кг)
– Как при числах мы будем записывать слово «тонна»? (т)
– А центнер? (ц)
– Какова же тема нашего урока? (Ответы детей) (слайд 5)
– Запишите в тетради новое соотношение единиц: 1 ц = 100 кг, 1т = 1000 кг.
– Слово «тонна» с греческого языка означает «бочка», слово «центнер» с греческого языка означает «весящий 100»
– Посмотрите внимательно на запись, которую вы сейчас сделали и ответьте на вопрос: «Во сколько раз тонна больше центнера?» (В 10 раз)
– Значит можно отсюда определить, сколько в 1 тонне центнеров?
– Запишите 1 т = 10 ц

(Учитель вешает таблицу единиц масс)

– Посмотрите внимательно на таблицу и ответьте на два вопроса:

  1. Что уже знали?

  2. Что нового узнали?

– Выразите в кг: 5 т, 6 ц, 17 т, 30 ц, 20 т, 19 ц.
– Выразите в ц: 7т, 5000 кг.
– Выразите в т: 9000 кг; 12000 кг; 60000 кг.
– Давайте еще раз пронаблюдаем за соотношением единиц массы. А для этого поработаем в парах.

VI. Работа в парах

(карточки для работы в парах 1г, 1 кг, 1 ц, 1т)

– Расположите единицы массы в порядке возрастания.
– Готовы?
– Проверяем
(слайд 6)
– Повторим по слайду единицы массы, начиная с тонны. (В 1 т = 10 ц, в 1 ц = 100 кг, в 1 кг = 1000 г)
– Сможете ли вы определить, сколько грамм в 1 ц? (1 ц = 100000 г)
– Ответьте на вопрос на слайде.

Работа по учебнику (с. 49 задача 235)

Физминутка

VII. Дифференцированная работа

(задание на цветных карточках)

– Выполните задание в тетради. (Проверка: слайд 7)
– Есть вопросы?
– А теперь немного отдохнем и, заодно, будем расширять свой кругозор. (рассказ учителя с демонстрацией слайдов)

VIII. Рассказ учителя

– Среди животных, как и среди людей, есть свои рекордсмены, достойные того, чтобы оказаться в книге рекордов Гиннеса. Кто-то признается самым сильным, кто-то самым быстрым, а кто-то может похвастать лишь своим весом. Самым большим и одновременно самым тяжелым животным на нашей планете признан синий кит. (Cлайд 8)
Масса синего кита может достигать 150-200 т. Детеныш синего кита за сутки прибавляет в весе до 100 кг (75 г каждую минуту). Найти достойного соперника синему киту просто невозможно. Ведь даже динозавры, причем самые огромные не могли бы похвастаться столь мощным весом.
На суше, как нам известно, рекордсмен в тяжелом весе – это слон. (Cлайд 9) При длине 6 м он весит больше 6 тонн. А среди птиц самой крупной считается страус. (Cлайд 10)
В противоположность самым тяжелым животным на нашей планете существуют и живут самые маленькие и мелкие животные. (Cлайд 11)
– Отдохнули?
– И снова задача. (Cлайд 12)
Задача: Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3 т, другой утверждает, что масса бегемота 3000 кг, а третий и вовсе называет – 30 ц. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто-то из ребят ошибается? (Нет, правы все, т.к. выразили массу бегемота в разных единицах)
– Запишите это равенство в тетрадь (3 т = 3000 кг = 30 ц)

Историческая справка

В старину на Руси использовали другие меры массы. Они и сейчас иногда встречаются вам при чтении художественных произведений. Назовите, какие вы знаете старинные единицы массы. (Ответы детей)

(слайд 13)

Старорусские единицы массы и сегодня встречаются в пословицах, поговорках, фразеологизмах

IX. Работа в группах

Детям предлагается объяснить смысл пословиц или поговорок.

  • Болезнь входит пудами, а уходит золотниками

  • Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь

  • Мал золотник, да дорог

  • Узнаешь почем фунт лиха

– Оказывается, в недалекие времена во многих странах мира существовали свои единицы измерения величин. Это было очень неудобно для подсчета и всемирной торговли. И тогда … (слайд 14)
– И завершает наш урок блиц-опрос. (Проводится в виде игры «Молчанка» с записью ответа в тетрадь)

(Учитель демонстрирует карточки с вопросами)

Блиц-опрос

– Что больше 99 кг или 1 ц?
– Что меньше 11 ц или 11 кг?
– Назовите большую величину: 7 кг или 800 г?
– Назовите меньшую величину: 600 кг или 2000 г?
– Выберите большую величину: 80 ц, 80 кг, 80 т?
– Выберите меньшую величину: 10 ц, 2 т, 1001 кг?

Проверка (слайд 15)

XI. Итог урока

– С какими новыми единицами массы вы сегодня познакомились?
– Для чего нужны такие единицы массы?
– Какая единица массы больше кг, но меньше т?
– Где вы можете применить свои знания?
– Что еще хотели бы узнать по теме «Масса»?

X. Рефлексия (слайд 16)

– Спасибо за урок. (Слайд 17)



Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Учитель начальных классов Горбасенко Н.Г.

Учитель начальных классов Горбасенко Н.Г.

НАЙДИ «ЛИШНЕЕ» В КАЖДОМ СТОЛБИКЕ

НАЙДИ «ЛИШНЕЕ» В КАЖДОМ СТОЛБИКЕ

  • Км
  • См
  • Кг
  • Дм
  • Длина
  • Вкус
  • Площадь
  • Масса
ЦЕЛИ УРОКА:

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Познакомиться с новыми единицами массы.
  • Установить взаимосвязь между единицами массы
ТЕМА  УРОКА : «Единицы массы. Тонна. Центнер.»

ТЕМА УРОКА :

«Единицы массы.

Тонна. Центнер.»

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕДИНИЦ МАССЫ 1000 1г 1 кг 1 ц 1 т 1000 100 10 Сможете ли вы поднять 1 000 000 г?

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕДИНИЦ МАССЫ

1000

1 кг

1 ц

1 т

1000

100

10

Сможете ли вы поднять 1 000 000 г?

ПРОВЕРЬ СЕБЯ  1 т 2 ц 40 кг = 1 240 кг  4 т 3 ц 5 кг = 4 305 кг  9 785 г = 9 кг 785 г 150 т = 1 500 ц  8 т 200 кг = 8 200 кг  6 000 кг = 6 т  15 т 3 ц = 153 ц 1 кг 52 г = 1 052 г  5 т = 5 000 кг  6 ц = 600 кг 4 т = 40 ц 2 кг 300 г = 2 300 г

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

1 т 2 ц 40 кг = 1 240 кг

4 т 3 ц 5 кг = 4 305 кг

9 785 г = 9 кг 785 г

150 т = 1 500 ц

8 т 200 кг = 8 200 кг

6 000 кг = 6 т

15 т 3 ц = 153 ц

1 кг 52 г = 1 052 г

5 т = 5 000 кг

6 ц = 600 кг

4 т = 40 ц

2 кг 300 г = 2 300 г

САМЫЕ КРУПНЫЕ ЖИВОТНЫЕ ПЛАНЕТЫ  Синий кит Длина – более 30 м Масса - от 150 т до 200 т

САМЫЕ КРУПНЫЕ ЖИВОТНЫЕ ПЛАНЕТЫ

Синий кит

Длина – более 30 м

Масса - от 150 т до 200 т

САМЫЕ КРУПНЫЕ ЖИВОТНЫЕ ПЛАНЕТЫ  Африканский слон Длина – 6 м Масса – 7,5 т

САМЫЕ КРУПНЫЕ ЖИВОТНЫЕ ПЛАНЕТЫ

Африканский слон

Длина – 6 м

Масса – 7,5 т

САМЫЕ КРУПНЫЕ ЖИВОТНЫЕ ПЛАНЕТЫ  Страус Высота – до 2,5 м Масса - более 130 кг

САМЫЕ КРУПНЫЕ ЖИВОТНЫЕ ПЛАНЕТЫ

Страус

Высота – до 2,5 м

Масса - более 130 кг

САМЫЕ МЕЛКИЕ ЖИВОТНЫЕ ПЛАНЕТЫ  Колибри Длина – от 5 до 7 см Масса – от 1,5 до 2 г Землеройка Длина – от 4 до 5 см Масса – от 3 до 5 г

САМЫЕ МЕЛКИЕ ЖИВОТНЫЕ ПЛАНЕТЫ

Колибри

Длина – от 5 до 7 см

Масса – от 1,5 до 2 г

Землеройка

Длина – от 4 до 5 см

Масса – от 3 до 5 г

КТО ПРАВ? 3 т 3 000 кг 30 ц

КТО ПРАВ?

3 т 3 000 кг 30 ц

СТАРОРУССКИЕ МЕРЫ МАССЫ 1 пуд = 40 фунтов = 16 кг 1 фунт = 410 г 1 золотник = 4 г Пословицы, поговорки, выражения Болезнь входит пудами, а уходит золотниками . Мал золотник, да дорог . Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь. Узнаешь почём фунт лиха .

СТАРОРУССКИЕ МЕРЫ МАССЫ

1 пуд = 40 фунтов = 16 кг

1 фунт = 410 г

1 золотник = 4 г

Пословицы, поговорки, выражения

Болезнь входит пудами, а уходит золотниками .

Мал золотник, да дорог .

Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.

Узнаешь почём фунт лиха .

В 1960 г . на Генеральной конференции по мерам и весам, на которую прибыли представители 32 стран, была принята Международная система единиц .  С 1963 г. ею пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйства.

В 1960 г . на Генеральной конференции по мерам и весам, на которую прибыли представители 32 стран, была принята Международная система единиц .

С 1963 г. ею пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйства.

  • В 1960 г . на Генеральной конференции по мерам и весам, на которую прибыли представители 32 стран, была принята Международная система единиц . С 1963 г. ею пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйства.
ИГРА «МОЛЧАНКА» 1 ц 11 кг У М 7 кг 2000 г Н И 80 т 10 ц Ц А

ИГРА «МОЛЧАНКА»

1 ц

11 кг

У

М

7 кг

2000 г

Н

И

80 т

10 ц

Ц

А

Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.  Вы считаете, что научились применять свои знания, но вам ещё нужна помощь.  Вы считаете, что было трудно на уроке.
  • Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.
  • Вы считаете, что научились применять свои знания, но вам ещё нужна помощь.
  • Вы считаете, что было трудно на уроке.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока математики на тему: "Единицы массы. Тонна. Центнер"

Автор: Горбасенко Надежда Григорьевна

Дата: 10.01.2016

Номер свидетельства: 274887


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1190 руб.
1980 руб.
1600 руб.
2660 руб.
1240 руб.
2070 руб.
1500 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства