Урок математики в 4-м классе
Тема "Единицы массы. Тонна. Центнер".
Цель:
Задачи:
способствовать запоминанию единиц измерения массы, соотношения между единицами измерения массы;
развивать умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений;
воспитывать познавательную активность;
расширять кругозор учащихся.
Оборудование: карточки цветные (красные, желтые, зеленые) для уровневой дифференциации; карточки для групповой работы (пословицы и поговорки со старорусскими единицами массы), карточки для парной работы (1 кг, 1 г, 1 ц, 1 т); ребус (массаж’); таблица единиц массы, карточки для блиц-опроса «Что больше … или …?»; иллюстрации: яблоко, корзина яблок, машина яблок, презентация, компьютер.
ХОД УРОКА
(Презентация. Включен слайд №2, черный экран, чтобы учащиеся не видели названия темы)
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
– Сегодня на уроке математики вы будете не просто учениками, а учениками-исследователями. А кто такой исследователь? Какого человека называют исследователь?
(Ответы детей)
– И, конечно же, нашими постоянными помощниками будут ваше внимание, память, смекалка, любознательность и тот багаж знаний, который вы уже имеете. Вы готовы? Ну, тогда в добрый путь!
III. Актуализация знаний
(Слайд 3, 2 клика по очереди)
– Почему слово «вкус» оказалось «лишнее»? (Вкус – это не величина)
– Почему величина «кг» оказалась лишней? (Это единица массы)
– А что такое величина? (Ответы учащихся)
– Величина – это свойство объектов, которое можно измерить.
– О какой величине мы будем сегодня говорить, вы узнаете, разгадав ребус.
(Учитель показывает ребус «массаж’»)
(Теперь учитель на доску вывешивает лист со словом «масса»)
– Да, слово «масса» сегодня очень нужное на нашем уроке.
– Какие единицы массы вы уже знаете? (кг, г)
– Какая существует взаимосвязь между этими единицами? (1 кг = 1000 г)
– Запишите это в тетрадь.
– Какая из этих двух величин самая маленькая? (г)
– Для чего нужна такая единица массы? (Чтобы определять массу очень маленьких и очень легких предметов)
IV. Устный счет (фронтальная работа)
1. Задача
Одна конфета весит 2 г. Сколько весят 10 конфет (20 г), 100 конфет (200 г), 1000 конфет (2000 г)?
– Какую из этих величин можно перевести в большую величину? (2000 г = 2 кг)
– Запишите в тетрадь
2. Числовые выражения
780 г + … = 1 кг
400 г + … = 1 кг
999 г + … = 1 кг
990 г + … = 1 кг
– Дополните в каждом выражении 1-е слагаемое так, чтобы в сумме получился 1 кг.
3. На смекалку
1) Какая бутылка пустая?
2) Сколько весит пакет с солью?
V. Постановка учебной проблемы
(На доске картинка яблока, корзины яблок, машины яблок)
– Если нужно узнать массу одного яблока, какой единицей массы вы воспользуетесь? (Грамм)
(Ученик подписывает под картинкой «г»)
– А если нужно узнать массу ящика с яблоками? (Килограмм)
(Ученик подписывает под картинкой «кг»)
– Ну а если нужно узнать массу целой машины с яблоками? (Ни грамм, ни килограмм не подходят для измерения такого большого и тяжелого груза)
Выдвижение гипотезы
– Что же мы можем предположить? (Возможно, для таких больших грузов существуют другие единицы измерения массы)
– Обозначим эту проблему вопросительным знаком. (Учитель ставит под рисунком «?»)
– Исходя из вышесказанного, давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. Что мы должны сегодня узнать и с чем познакомиться? (Ответы учеников)
– И чтобы мы могли работать с этими единицами при решении задач, мы должны установить взаимосвязь между всеми единицами массы.
– Давайте еще раз посмотрим на цели урока (слайд 4)
– А где же мы можем узнать о новых единицах массы и ознакомиться с ними? (В учебнике)
– Я предлагаю вам самостоятельно найти ответы на вопрос, который мы поставили в начале урока: «Существуют ли еще какие-либо единицы массы для измерения тяжелых грузов?» (Работа с учебником, с. 49)
– Прочитайте информацию за красной чертой.
– Какие еще существуют единицы массы?
– Что тяжелее центнер или тонна? (Ответы учащихся)
– Докажите (1 ц – 100 кг, 1 т – 1000 кг)
– Как при числах мы будем записывать слово «тонна»? (т)
– А центнер? (ц)
– Какова же тема нашего урока? (Ответы детей) (слайд 5)
– Запишите в тетради новое соотношение единиц: 1 ц = 100 кг, 1т = 1000 кг.
– Слово «тонна» с греческого языка означает «бочка», слово «центнер» с греческого языка означает «весящий 100»
– Посмотрите внимательно на запись, которую вы сейчас сделали и ответьте на вопрос: «Во сколько раз тонна больше центнера?» (В 10 раз)
– Значит можно отсюда определить, сколько в 1 тонне центнеров?
– Запишите 1 т = 10 ц
(Учитель вешает таблицу единиц масс)
– Посмотрите внимательно на таблицу и ответьте на два вопроса:
Что уже знали?
Что нового узнали?
– Выразите в кг: 5 т, 6 ц, 17 т, 30 ц, 20 т, 19 ц.
– Выразите в ц: 7т, 5000 кг.
– Выразите в т: 9000 кг; 12000 кг; 60000 кг.
– Давайте еще раз пронаблюдаем за соотношением единиц массы. А для этого поработаем в парах.
VI. Работа в парах
(карточки для работы в парах 1г, 1 кг, 1 ц, 1т)
– Расположите единицы массы в порядке возрастания.
– Готовы?
– Проверяем
(слайд 6)
– Повторим по слайду единицы массы, начиная с тонны. (В 1 т = 10 ц, в 1 ц = 100 кг, в 1 кг = 1000 г)
– Сможете ли вы определить, сколько грамм в 1 ц? (1 ц = 100000 г)
– Ответьте на вопрос на слайде.
Работа по учебнику (с. 49 задача 235)
Физминутка
VII. Дифференцированная работа
(задание на цветных карточках)
– Выполните задание в тетради. (Проверка: слайд 7)
– Есть вопросы?
– А теперь немного отдохнем и, заодно, будем расширять свой кругозор. (рассказ учителя с демонстрацией слайдов)
VIII. Рассказ учителя
– Среди животных, как и среди людей, есть свои рекордсмены, достойные того, чтобы оказаться в книге рекордов Гиннеса. Кто-то признается самым сильным, кто-то самым быстрым, а кто-то может похвастать лишь своим весом. Самым большим и одновременно самым тяжелым животным на нашей планете признан синий кит. (Cлайд 8)
Масса синего кита может достигать 150-200 т. Детеныш синего кита за сутки прибавляет в весе до 100 кг (75 г каждую минуту). Найти достойного соперника синему киту просто невозможно. Ведь даже динозавры, причем самые огромные не могли бы похвастаться столь мощным весом.
На суше, как нам известно, рекордсмен в тяжелом весе – это слон. (Cлайд 9) При длине 6 м он весит больше 6 тонн. А среди птиц самой крупной считается страус. (Cлайд 10)
В противоположность самым тяжелым животным на нашей планете существуют и живут самые маленькие и мелкие животные. (Cлайд 11)
– Отдохнули?
– И снова задача. (Cлайд 12)
Задача: Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3 т, другой утверждает, что масса бегемота 3000 кг, а третий и вовсе называет – 30 ц. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто-то из ребят ошибается? (Нет, правы все, т.к. выразили массу бегемота в разных единицах)
– Запишите это равенство в тетрадь (3 т = 3000 кг = 30 ц)
Историческая справка
В старину на Руси использовали другие меры массы. Они и сейчас иногда встречаются вам при чтении художественных произведений. Назовите, какие вы знаете старинные единицы массы. (Ответы детей)
(слайд 13)
Старорусские единицы массы и сегодня встречаются в пословицах, поговорках, фразеологизмах
IX. Работа в группах
Детям предлагается объяснить смысл пословиц или поговорок.
Болезнь входит пудами, а уходит золотниками
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь
Мал золотник, да дорог
Узнаешь почем фунт лиха
– Оказывается, в недалекие времена во многих странах мира существовали свои единицы измерения величин. Это было очень неудобно для подсчета и всемирной торговли. И тогда … (слайд 14)
– И завершает наш урок блиц-опрос. (Проводится в виде игры «Молчанка» с записью ответа в тетрадь)
(Учитель демонстрирует карточки с вопросами)
Блиц-опрос
– Что больше 99 кг или 1 ц?
– Что меньше 11 ц или 11 кг?
– Назовите большую величину: 7 кг или 800 г?
– Назовите меньшую величину: 600 кг или 2000 г?
– Выберите большую величину: 80 ц, 80 кг, 80 т?
– Выберите меньшую величину: 10 ц, 2 т, 1001 кг?
Проверка (слайд 15)
XI. Итог урока
– С какими новыми единицами массы вы сегодня познакомились?
– Для чего нужны такие единицы массы?
– Какая единица массы больше кг, но меньше т?
– Где вы можете применить свои знания?
– Что еще хотели бы узнать по теме «Масса»?
X. Рефлексия (слайд 16)
– Спасибо за урок. (Слайд 17)