№ | Дата | Тема урока/ страница учебника | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые предметные результаты | Универсальные учебные действия | Личностные результаты |
4 «а» | 4 «б» |
Раздел 1. Числа от 1 до 1000 (24 часа) |
Тема 1. Повторение изученного в 3 классе (8 часов) |
1 | | | Знакомство с учебником «Моя математика» Турнир 1. Тестовая контрольная работа № 1 (стартовая диагностика). Стр.1-5 | УКЗ1 | Самостоятельное выполнение заданий теста. | Необходимый уровень: - повторить вопросы нумерации; - вспомнить изученные алгоритмы действий над натуральными числами; - рассмотреть текстовые задачи изученных ранее видов; - вспомнить решение уравнений изученных ранее видов; - вспомнить названия известных геометрических фигур и свойства прямоугольника (квадрата). - выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами; - выполнять и составлять алгоритмы с параметрами. Повышенный уровень: Вспомнить изученные ранее алгоритмы решения простейших комбинаторных задач; - продолжать учиться читать и записывать информацию, заданную в виде различных математических моделей; — продолжать учиться находить истинные и ложные высказывания с помощью вспомогательных моделей (диаграмм Эйлера-Венна). | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. Делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения. |
2 | | | Числа от 1 до 1000. Запись и чтение чисел. Разрядные слагаемые. Стр.6-7 | Комбинированный | Устные случаи сложения и вычитания, основанные на нумерации. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. |
3 | | | Арифметические действия над числами. Алгоритмы письменных вычислений с трехзначными числами Стр. 8-9 | Комбинированный | Алгоритмы письменных вычислений с трехзначными числами Задачи с пропорциональными величинами | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем. |
4 | | | Арифметические действия над числами. Решение текстовых задач. Стр.10-11 | Комбинированный | Свойства действий над числами. Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий; уравнения изученных видов. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Слушать высказывания других, принимать другую точку зрения. | Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем. |
5 | | | Арифметические действия над числами. Устные приемы умножения и деления трехзначных чисел на однозначные. Стр.12-13 | Комбинированный | Арифметические действия над числами. Нахождение площади прямоугольника. Комбинаторные задачи. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Слушать высказывания других, принимать другую точку зрения. | Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с её оценкой товарищами, учителем. |
6 | | | Арифметические действия над числами. Решение задач арифметическим способом. Стр.14-15 | Комбинированный | Устные и письменные приемы деления трехзначных чисел на однозначные. Решение неравенств. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему. | Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. Понимать роль математических действий в жизни человека. |
7 | | | Арифметические действия над числами. Математический диктант № 1. Стр.16-17 | УОиСЗ | Действия над числами в пределах 1000. Уравнения. | Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве. Понимать роль математических знаний в жизни человека. |
8 | | | Арифметические действия над числами. Совершенствование вычислительных умений и навыков. Стр.18-19 | | Действия над числами в пределах 1000. Деление трехзначных чисел на однозначные. Неравенства. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Слушать высказывания других, принимать другую точку зрения. | Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. Понимать роль математических действий в жизни человека. |
Тема 2. Дроби (16 часов) |
9 | | Дроби. Нахождение части от числа. Стр.20-21 | УОНМ | Доли. Понятие «дробь». Правило нахождения части от числа. | Необходимый уровень: Расширить представления о дробных числах (перейти от понятия доли к понятию дроби); - познакомиться с алгоритмами определения части от числа, числа по его части, с алгоритмом определения, какую часть одно число составляет от другого; - учиться сравнивать дроби с одинаковыми числителями и одинаковыми знаменателями. Вспомнить изученные ранее алгоритмы определения периметра и площади прямоугольника (квадрата), объёма прямоугольного параллелепипеда; - вспомнить названия известных геометрических фигур и свойства прямоугольника (квадрата). Повышенный уровень: Учиться сравнивать дроби с разными числителями и разными знаменателями с помощью схем, отрезков и других вспомогательных моделей; - учиться складывать и вычитать правильные дроби; - учиться решать текстовые задачи и уравнения на основе изученных алгоритмов действий с дробями. Продолжать учиться читать и записывать информацию, заданную в виде различных математических моделей. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | Понимать причины успеха в учебе. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. Понимать роль математических знаний в жизни человека. |
10 | | Нахождение части от числа. Стр.22-23 | УОНМ | Правило нахождения части от числа. Чтение и разъяснение информации | Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. Применять знания и способы действий в измененных условиях. Осознанно строить речевые высказывания в устной форме. | Анализировать свои действия и управлять ими. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве. |
11 | | Нахождение числа по его части. Стр.24-25 | УОНМ | Понятие «дробь». Правило нахождения числа по его части. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. | Понимать роль математических знаний в жизни человека. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. |
12 | | Нахождение части от числа. Нахождение числа по его части. Стр.26-27 | УОиСЗ | Задачи с дробями. Правило нахождения части от числа. Правило нахождения числа по его части. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему. Осознанно строить речевые высказывания в устной форме. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. Понимать роль математических знаний в жизни человека. |
13 | | Сравнение дробей. Алгоритм сравнения дробей с одинаковыми знаменателями Стр.28-29 | УОНМ | Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). |
14 | | Сравнение дробей. Алгоритм сравнения дробей с одинаковыми числителями. Стр.30-31 | УОНМ | Сравнения дробей с одинаковыми числителями. | Применять знания и способы действий в измененных условиях. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. |
15 | | Сравнение дробей. Способы сравнения дробей с разными числителями и разными знаменателями. Стр.32-33 | Комбинированный | Сравнение дробей с разными числителями и разными знаменателями. | Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать способы их выполнения. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. Понимать роль математических знаний в жизни человека. |
16 | | Решение задач по теме «Дроби». Стр.34-35 | УОиСЗ | Понятие дроби. Сравнение дробей. Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда. | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Понимать роль математических знаний в жизни человека. |
17 | | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Стр.36-37 | УОНМ | Арифметические действия с дробями. Текстовые задачи. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. |
18 | | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Стр.38-39 | УОНМ | Арифметические действия с дробями. Текстовые задачи. | Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать способы их выполнения. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
19 | | Решение задач по теме «Дроби». Математический диктант № 2. Стр.40-41 | Комбинированный | Нахождение числа по его части и части от числа. Арифметические действия с дробями. Текстовые задачи. | Определять причины явлений, событий. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). |
20 | | Деление меньшего числа на большее. Стр.42-43 | УОНМ | Алгоритм деления меньшего числа на большее | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. Понимать роль математических знаний в жизни человека. |
21 | | Правило, устанавливающее связь действия деления с понятием дроби. Стр.44-45 | УОНМ | Правило, устанавливающее связь действия деления с понятием дроби. Текстовые задачи с дробями | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). |
22 | | Решение задач по теме «Дроби». Стр.46-47 | УРУиН | Нахождение числа по его части и части от числа. Арифметические действия с дробями. Текстовые задачи с дробями. | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе. | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. |
23 | | Проект № 1. Модель машины времени. Стр.48- 55 | Урок-проект | Создание модели машины времени. | Оценивать собственную успешность выполнения заданий. Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). |
24 | | «Не только математика…» Решение компетентностных задач | Урок- путешествие | Нестандартные, логические и занимательные задачи | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
Раздел 2. Многозначные числа (99 часов) |
Тема 3. Нумерация многозначных чисел (12 часов) |
25 | | Турнир 2. Тестовая контрольная работа № 2 по теме «Дроби». Стр.58-59 | УКЗ | Дробные числа Нахождение числа по его части и части от числа. Арифметические действия с дробями. Текстовые задачи с дробями. | Необходимый уровень: — учить названию и последовательности чисел в пределах 1 000 000; - продолжать учиться производить устные вычисления с многозначными числами в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений. Повышенный уровень: Иметь представление, как читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 000; - учиться решать текстовые задачи и уравнения на основе изученных алгоритмов действий с дробями; - продолжать учиться читать и записывать информацию, заданную в виде различных математических моделей. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. |
26 | | Многозначные числа. Разряды и классы. Стр.60-61 | УОНМ | Многозначные числа. Последовательность чисел в пределах 1000000. Разряды и классы. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. |
27 | | Чтение и запись многозначных чисел. Стр.62-63 | Комбинированный | Многозначные числа. Чтение и запись круглых многозначных чисел. | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). |
28 | | Сравнение многозначных чисел. Стр.64-65 | Комбинированный | Многозначные числа. Сравнение многозначных чисел. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. |
29 | | Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Стр.66-67 | Комбинированный | Многозначные числа. Разрядные слагаемые. | Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Определять самые простые правила поведения при сотрудничестве. |
30 | | Умножение числа 1000. Умножение и деление на 1000, 10000, 100000. Стр.68-69 | Комбинированный | Правило умножения и деления на 1000, 10000, 10000 на основе алгоритма умножения на 100. | | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. |
31 | | Комбинированная контрольная работа №1 за 1 четверть по теме «Арифметические действия над числами. Дроби» | УКЗ | Арифметические действия над числами. Нахождение числа по его части и части от числа. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | Понимать причины успеха в учебе. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. |
32 | | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Чтение и запись многозначных чисел. Стр.70-71 | УОиСЗ | Многозначные числа. Чтение и запись круглых многозначных чисел. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты и явления. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве. |
33 | | Чтение и запись многозначных чисел. Решение задач арифметическим способом. Стр.72-73 | УРУиН | Многозначные числа. Чтение и запись круглых многозначных чисел. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Находить и формулировать учебную проблему. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). |
34 | | Миллион. Миллиард. Стр.74-75 | УОНМ | Названия и последовательность классов. Класс миллионов. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
35 | | Чтение и запись многозначных чисел. Совершенствование вычислительных умений и навыков. Стр.76-77 | УОиСЗ | Чтение и запись круглых многозначных чисел. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему. Предполагать, какая информация нужна для решения задачи. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. Понимать роль математических знаний в жизни человека. |
36 | | Проект № 2. Страничка из энциклопедии Решение компетентностных задач Стр.78 - 81 | Урок-проект | Модель машины времени. | Оценивать собственную успешность выполнения заданий. Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве. |
Тема 4. Величины (12 часов) |
37 | | Турнир 3. Тестовая контрольная работа № 3 по теме «Нумерация многозначных чисел». Стр.82-83 | УКЗ | Нумерация многозначных чисел. Сравнение многозначных чисел. Правило умножения и деления на 1000, 10000, 10000. | Необходимый уровень: Продолжать учиться читать и называть многозначные числа; — познакомиться с новыми единицами измерения массы: грамм, тонна; — продолжать учиться переводить заданную величину из одних единиц измерения в другие; — познакомиться с алгоритмом определения площади прямоугольного треугольника; — вычислять объём параллелепипеда (куба). Повышенный уровень: Познакомиться с приближёнными вычислениями площадей и палеткой; — познакомиться с понятием приближённого значения величины; — учиться находить приближённые значения величин; — вычислять площадь и периметр составленных из прямоугольников фигур; — находить объём составленных фигур. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | Понимать причины успеха в учебе. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. |
38 | | Единицы длины. Стр.84-85 | Комбинированный | Единицы длины. Алгоритм перехода от больших единиц измерения величин к меньшим и наоборот | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Доносить свою позицию до других. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. |
39 | | Единицы массы. Грамм, тонна Стр.86-87 | Комбинированный | Новые единицы измерения массы: грамм и тонна. Зависимости между группами величин | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. |
40 | | Единицы измерения величины. Стр.88-89 | УРУиН | Соотношение между единицами измерения длины, массы. Сравние величин. Арифметические действия с именованными числами. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве. |
41 | | Единицы площади. Стр.90-91 | Комбинированный | Соотношения между ранее изученными единицами измерения площади. Алгоритм перехода от больших единиц измерения величин к меньшим и наоборот | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. |
42 | | Единицы площади. Ар, гектар. Стр.92-93 | УОНМ | Новые единицы измерения площади: ар, гектар. Соотношение между различными единицами измерения площади | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. |
43 | | Площадь прямоугольного треугольника. Стр.94-95 | УОНМ | Виды треугольников. Площадь прямоугольного треугольника. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве. |
44 | | Приближённое вычисление площадей. Палетка. Стр.2-3 | УОНМ | Нахождение площади фигур с помощью палетки. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
45 | | Единицы объёма. Стр.4-5 | УОНМ | Соотношение между ранее изученными единицами объема. Алгоритм перехода от больших единиц измерения величин к меньшим и наоборот | Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения. | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. |
46 | | Решение задач арифметическим способом. Математический диктант № 3. Стр.6-7 | УРУиН | Решение задач с величинами; сравнение и упорядочивание единиц массы, объема, площади, длины. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Определять самые простые правила поведения при сотрудничестве. |
47 | | Точные и приближённые значения величин. Стр.8-9 | УОНМ | Понятие «приближенное значение величины». Алгоритм округления чисел | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. |
48 | | Решение текстовых задач арифметическим способом Стр.10-11 | УРУиН | Текстовые задачи; планирование хода решения задачи; представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели). | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
Тема 5. Сложение и вычитание многозначных чисел (8 часов) |
49 | | Сложение и вычитание многозначных чисел. Прикидка суммы и разности. Стр.12-13 | УОНМ | Разрядный состав многозначных чисел. Прикидка суммы и разности. | Необходимый уровень: Продолжать учиться — производить устные вычисления с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление); - ввести понятие «производительность» на основе понятия «скорость работы». Повышенный уровень: Познакомиться с понятием округления числа; — учиться получать приближённые значения величин; - выполнять прикидку результатов арифметических действий при решении практических и предметных задач. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). |
50 | | Сложение и вычитание многозначных чисел. Стр.14-15 | УРУиН | Разрядный состав многозначных чисел. Алгоритм письменного сложения и вычитания многозначных чисел. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. |
51 | | Сложение и вычитание многозначных чисел. Совершенствование вычислительных умений и навыков. Стр.16-17 | Комбинированный | Разрядный состав многозначных чисел. Алгоритм письменного сложения и вычитания многозначных чисел. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве. |
52 | | Сложение и вычитание многозначных чисел. Решение текстовых задач изученных видов Стр.18-19 | УРУиН | Разрядный состав многозначных чисел. Алгоритм письменного сложения и вычитания многозначных чисел. | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
53 | | Повторение изученного материала по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел» Стр.20-21 | УРУиН | Разрядный состав многозначных чисел. Алгоритм письменного сложения и вычитания многозначных чисел. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве. |
54 | | Производительность. Взаимосвязь работы, времени и производительности. Стр.22-23 | УРУиН | Понятия: производительность, работа, время. Формулы производительности, работы, времени. | Слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). |
55 | | Решение текстовых задач, раскрывающих отношения между числами и зависимость между группами величин. Стр.24-25 | УРУиН | Решение задач с применением формул: скорость, время, расстояние; работа, производительность труда, время работы; цена, количество, стоимость. Математические моделей задач на процессы движения, работы, купли-продажи | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
56 | | Решение текстовых задач арифметическим способом Математический диктант № 4. Стр.26-27 | УРУиН | Слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). |
Тема 6. Умножение и деление чисел (71 час) |
57 | | Умножение чисел. Группировка множителей. Стр.28-29 | УОНМ | Сочетательное и переместительное свойство умножения. Алгоритм устного умножения чисел. | Необходимый уровень: Сопоставлять математические модели задач на процессы движения, работы, купли-продажи и взаимосвязь заданных в них троек величин; - продолжать учиться устанавливать соотношение между единицами измерения величин; - обобщить известные детям алгоритмы письменного умножения многозначных чисел; - сравнивать, упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму; - определять составные части предметов, а также состав этих составных частей; - описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит; - записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава; - заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса. Осознанно следовать алгоритмам устных и письменных вычислений при умножении и делении многозначных чисел, алгоритмам проверки вычислений; - находить значения выражений в 2—4 действия; - устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость), купли-продажи (количество товара, его цена и стоимость); - учиться решать задачи на одновременное движение двух объектов (навстречу и в противоположных направлениях). Читать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда один из компонентов действия остаётся постоянным и когда оба компонента являются переменными; - осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных; - использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: а ∙ х ± b = с; (х ± b) : с = d; a ± x ± b = с — уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одного из компонентов. — уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одного из компонентов. — использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа; — использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления; — выполнять устные и письменные вычисления в пределах 1 000 000; - использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа); - решать задачи в 2-3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Повышенный уровень: Читать и строить вспомогательные модели к составным задачам; - использовать заданные уравнения при решении текстовых задач; — решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз: а ∙ х ± b = с; (х ± b) : с = d; a ± x ± b = с Находить часть от числа, число ( по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого; — иметь представление о решении задач на части; — понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием. - находить среднее арифметическое нескольких чисел; - осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий; — находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого; — иметь представление о решении задач на части; — понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием. | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. | Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности. |
58 | | Арифметические действия над числами. Стр.30-31 | УРУиН | Операции с многозначными числами. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Применять знания и способы действий в измененных условиях. Осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. |
59 | | Комбинированная контрольная работа № 2 за 2 четверть по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел». | УКЗ | Сложение и вычитание многозначных чисел. Решение задач с применением изученных формул. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | Понимать причины успеха в учебе. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. |
60 | | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Умножение многозначных чисел на однозначное. Стр.32-33 | УРУиН | Операции с многозначными числами. Письменный прием умножения многозначного числа на однозначное | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). |
61 | | Умножение чисел. Математический диктант № 5. Стр.34-35 | УОНМ | Операции с многозначными числами. Письменный прием умножения многозначного числа на однозначное | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. |
62 | | Умножение чисел. Решение текстовых задач арифметическим способом Стр.36-37 | УРУиН | Операции с многозначными числами. Письменный прием умножения многозначного числа на однозначное | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве. |
63 | | Проект № 3. Инсценировка: Российская ярмарка XVIII века. Стр.38 | Урок-проект | Подготовка к математическому конкурсу. | Слушать других; быть готовым изменить свою точку зрения. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
64 | | Путешествие 3. Решение компетентностных задач Стр.39-44 | Урок-путешествие | Нестандартные, логические и занимательные задачи | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
65 | | Турнир 4. Тестовая контрольная работа № 4 по теме «Умножение многозначных чисел». Стр.45-47 | УКЗ | Операции с многозначными числами. Умножение многозначных чисел | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | Понимать причины успеха в учебе. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. |
66 | | Деление круглых чисел. Стр.48-49 | УРУиН | Округление чисел до заданного разряда. Алгоритм устного деления круглых чисел. | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве. |
67 | | Арифметические действия над числами. Стр.50-51 | УРУиН | Округление чисел до заданного разряда. Алгоритм устного деления круглых чисел. Операции с многозначными числами. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. |
68 | | Деление числа на произведение. Стр.52-53 | УОНМ | Способы деления числа на произведение. | Слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. |
69 | | Деление круглых многозначных чисел на круглые числа. Стр.54-55 | УРУиН | Алгоритм устного деления круглых чисел. Округление чисел. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). |
70 | | Арифметические действия над числами. Стр.56-57 | УРУиН | Операции с многозначными числами. Алгоритм устного деления круглых чисел. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация). | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. |
71 | | Деление с остатком на 10, 100, 1000. Стр.58-59 | УРУиН | Алгоритм деления на 10, 100, 1000 с остатком | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). |
72 | | Деление круглых чисел с остатком. Стр.60-61 | УРУиН | Деление круглых чисел с остатком. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. |
73 | | Уравнения. Стр.62-63 | Комбинированный | Уравнения вида: а ∙ х ± b = с; (х ± b) : с = d; a ± x ± b = с | Слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. |
74 | | Арифметические действия над числами. Стр.64-65 | УРУиН | Операции с многозначными числами. Уравнения вида: а ∙ х ± b = с; (х ± b) : с = d; a ± x ± b = с | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. |
75 | | Уравнения. Совершенствование вычислительных умений и навыков. Стр.66-67 | Комбинированный | Уравнения вида: а ∙ х ± b = с; (х ± b) : с = d; a ± x ± b = с | Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения; выбирать нужную информацию из учебного текста. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). |
76 | | Арифметические действия над числами. Решение текстовых задач изученных видов. Стр.68-69 | УРУиН | Операции с многозначными числами. Уравнения вида: а ∙ х ± b = с; (х ± b) : с = d; a ± x ± b = с | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. |
77 | | Деление многозначных чисел на однозначные. Стр.70-71 | УОНМ | Алгоритм письменного деления четырехзначного числа | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
78 | | Деление многозначных чисел на однозначные. Решение текстовых задач изученных видов. Стр.72-73 | УРУиН | Алгоритм деления многозначных чисел на однозначные (устные и письменные приемы) | Слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. |
79 | | Арифметические действия над числами. Стр.74-75 | Комбинированный | Операции с многозначными числами. Алгоритм деления многозначных чисел на однозначные (устные и письменные приемы) | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). |
80 | | Письменное деление многозначных чисел на однозначные. Стр.76-77 | Комбинированный | Алгоритм письменного деления многозначных чисел на однозначные | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. |
81 | | Деление многозначных чисел на однозначные. Совершенствование вычислительных умений и навыков. Стр.78-79 | УРУиН | Операции с многозначными числами. Письменное деление многозначных чисел на однозначные | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. |
82 | | Арифметические действия над числами. Стр.80-81 | УРУиН | Операции с многозначными числами. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. |
83 | | Деление многозначных чисел на однозначные. Стр.82-83 | Комбинированный | Письменное деление многозначных чисел на однозначные | Слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. |
84 | | Письменное деление многозначных чисел на круглые. Стр.84-85 | УРУиН | Алгоритм деления многозначного числа на круглое многозначное число с остатком | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
85 | | Арифметические действия над числами. Решение текстовых задач изученных видов. Стр.86-87 | УРУиН | Операции с многозначными числами. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. |
86 | | Комбинированная контрольная работа № 3 по теме «Арифметические действия над числами» | | Операции с многозначными числами. Уравнения. Периметр и площадь фигуры. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | Понимать причины успеха в учебе. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. |
87 | | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Деление многозначных чисел на круглые Стр.88-89 | Комбинированный | Операции с многозначными числами. Алгоритм письменного деления многозначного числа на многозначное без остатка | Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. |
88 | | Решение задач на движение. Скорость сближения. Стр.90-91 | Комбинированный | Операции с многозначными числами. Задачи на движение. Скорость сближения. | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. |
89 | | Решение задач изученных видов. Стр.92-93 | УРУиН | Операции с многозначными числами. Задачи на движение. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). |
90 | | Умножение на двузначное число. Стр.94-95 | УРУиН | Сочетательное свойство сложения и умножения. Алгоритм записи умножения на двузначное число в «столбик» | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. |
91 | | Умножение многозначных чисел на двузначное число. Стр.2-3 | УРУиН | Числовые выражения. Умножение многозначных чисел на двузначное. Задачи на движение. | Слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). |
92 | | Умножение многозначных чисел на двузначное число. Решение задач на движение. Стр.4-5 | УРУиН | Умножение многозначных чисел на двузначное. Задачи на движение. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). |
93 | | Решение задач на движение в противоположных направлениях. Скорость удаления. Стр.6-7 | УРУиН | Операции с многозначными числами. Задачи на движение. Скорость удаления. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи. | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. |
94 | | Умножение многозначных чисел на трёхзначное число. Стр.8-9 | УРУиН | Прием умножения трехзначных чисел на трехзначное. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. |
95 | | Умножение многозначных чисел на трёхзначное число, когда в записи множителей есть нули в середине числа. Стр.10-11 | Комбинированный | Прием умножения трехзначных чисел на трехзначное число, когда в записи множителей есть нули в середине числа. | Слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (нормы общения и сотрудничества). |
96 | | Умножение на трёхзначное число. Решение задач изученных видов. Стр.12-13 | Комбинированный | Умножение многозначных чисел на трёхзначное число | Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. |
97 | | Решение задач на одновременное движение двух объектов в одном направлении (с отставанием). Стр.14-15 | УОиСЗ | Операции с многозначными числами. Задачи на движение. Скорость удаления. Скорость сближения. | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. |
98 | | Решение задач на движение. Стр.16-17 | | Операции с многозначными числами. Задачи на движение. | Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения. | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. |
99 | | Комбинированная контрольная работа № 4 за 3 четверть по теме «Арифметические действия над числами. Решение задач изученных видов». | УКЗ | Операции с многозначными числами. Задачи на движение. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | Понимать причины успеха в учебе. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. |
100 | | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе . Решение задач на одновременное движение двух объектов в одном направлении (вдогонку). Стр.18-19 | Комбинированный | Операции с многозначными числами. Задачи на движение. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). |
101 | | Решение задач на движение. Стр.20-21 | Комбинированный | Операции с многозначными числами. Задачи на движение. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. |
102 | | Решение задач на движение. Совершенствование вычислительных умений и навыков. Стр.22-23 | Комбинированный | Операции с многозначными числами. Задачи на движение. | Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. |
103 | | Проект № 4. Играй и выигрывай. Стр.24 | Урок-проект | Применение имеющихся знаний и умений в жизненной ситуации | Слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
104 | | Путешествие 4. Решение компетентностных задач Стр.25-29 | Комбинированный | Нестандартные, логические и занимательные задачи | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). |
105 | | Турнир 5. Тестовая контрольная работа № 5 по теме «Решение задач». Стр.30-31 | УКЗ | Тестовые задания | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | Понимать причины успеха в учебе. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. |
106 | | Письменное деление многозначных чисел на двузначное число, когда в записи частного используется одна цифра. Стр.32-33 | Комбинированный | Округление чисел. Приемы письменного деления. | Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. |
107 | | Арифметические действия над числами. Задачи на движение. Стр.34-35 | УРУиН | Приемы письменного деления. Задачи на движение. | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. |
108 | | Арифметические действия над числами. Решение задач изученных видов. Стр.36-37 | УРУиН | Приемы письменного деления. Арифметические действия с именованными числами. Объемные фигуры | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). |
109 | | Арифметические действия над числами. Совершенствование вычислительных умений и навыков. Стр.38-39 | УРУиН | Письменное деление многозначных чисел на двузначное число. Задачи на движение. | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. | Понимать причины успеха в учебе. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. |
110 | | Арифметические действия над числами. Решение задач на движение в противоположных направлениях Стр.40-41 | УРУиН | Операции с многозначными числами. Задачи на движение | Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. |
111 | | Арифметические действия над числами. Решение задач на движение Стр.42-43 | УОНМ | Операции с многозначными числами. Задачи на движение | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.. |
112 | | Среднее арифметическое. Стр.44-45 | УРУиН | Среднее арифметическое. Операции с многозначными числами. Задачи на движение | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве |
113 | | Письменное деление многозначных чисел на трехзначные числа, когда в записи частного используется одна цифра Стр.46-47 | УРУиН | Операции с многозначными числами. Алгоритм деления многозначных чисел на многозначное, когда в записи частного используется одна цифра | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. |
114 | | Деление многозначных чисел на трехзначные числа, когда в записи частного используются две цифры Стр.48-49 | УОНМ | Операции с многозначными числами. Алгоритм деления многозначных чисел на многозначное, когда в записи частного используются две цифры | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Понимать причины успеха в учебе. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. |
115 | | Арифметические действия над числами. Совершенствование вычислительных умений и навыков. Стр. 50-51 | УОНМ | Приемы письменного деления. | Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве |
116 | | Арифметические действия над числами. Решение задач на движение. Стр.52-53 | УОНМ | Приемы письменного деления. Среднее арифметическое. Задачи на движение | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
117 | | Повторение изученного по теме «Арифметические действия над числами» Стр.54-55 | УОНМ | Операции с многозначными числами. Уравнения. Величины. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве |
118 | | Круговая диаграмма. Стр.56-57 | УОНМ | Столбчатые и круговые диаграммы. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
119 | | Арифметические действия над числами. Стр.58-59 | УОиСЗ | Устные и письменные приемы умножения и деления многозначных чисел. Задачи на все арифметические действия. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. |
120 | | Числовой луч. Координаты точки на числовом луче. Стр.60-61 | УОиСЗ | Понятия «числовой луч» и «координата точки». Изображение натурального ряда с помощью числового отрезка | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). |
121 | | Адрес в таблице. Пара чисел. Стр.62-63 | УОНМ | Понятия «пара чисел» и «координата ячейки» | Слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (нормы общения и сотрудничества). |
122 | | Координаты точек на плоскости. Стр.64-65 | УОНМ | Понятия «координатный угол» и «координата на плоскости» | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. | Испытывать интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. |
123 | | Арифметические действия над числами. Математический диктант №6. Стр.66-67 | Комбинированный | Устные и письменные приемы умножения и деления многозначных чисел. Координатный угол. Уравнения. | Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения | Понимать причины успеха в учебе. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. |
124 | | Арифметические действия над числами. Решение задач на движение. Стр.68-69 | УОиСЗ | Устные и письменные приемы умножения и деления многозначных чисел. Задачи на все арифметические действия. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). |
125 | | Проект № 5. Страница нового учебника. Стр.70 | Урок-проект | Применение имеющихся знаний и умений в жизненной ситуации | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. |
126 | | Путешествие 5. Воинская слава. Решение компетентностных задач Стр.71-75 | Урок-путешествие | Нестандартные, логические и занимательные задачи | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
127 | | Комбинированная контрольная работа № 5 за 4 четверть по теме «Арифметические действия над многозначными числами». | УКЗ | Письменные приемы умножения и деления многозначных чисел. Действия с величинами. Объем фигур. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Понимать причины успеха в учебе. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. |
Тема 7. Повторение и обобщение изученного (9 часов) |
128 | | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Повторение изученного в 4 классе. Нумерация. | УОиСЗ | Нумерация чисел от 1 до 1000000 | Необходимый уровень: Знать изученную математическую терминологию; – устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел; - порядок выполнения действий в выражениях без скобок. Уметь выполнять устные и письменные вычисления в пределах 1 000 000; – делать проверку правильности вычислений; – делать прикидку результатов арифметических действий; – решать составные задачи; – решать уравнения вида a + x = b; x – a = b и т. п. – распознавать плоские геометрические фигуры и объемные тела при изменении их положения на плоскости; – вычислять площадь фигур, составленных из прямоугольников; – находить объем фигур, составленных из кубов и параллелепипедов - – прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение, когда один компонент действия остается постоянным и когда оба компонента являются переменными; – решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз | Применять знания и способы действий в измененных условиях. Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. |
129 | | Повторение изученного в 4 классе. Дроби | УОиСЗ | Дроби | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
130 | | Повторение изученного в 4 классе. Сложение и вычитание многозначных чисел. | УОиСЗ | Устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел | Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения; выбирать нужную информацию из учебного текста. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). |
131 | | Повторение изученного в 4 классе. Умножение и деление многозначных чисел. | УРУиН | Устные и письменные приемы умножения и деления многозначных чисел | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). |
132 | | Итоговая контрольная работа №6 по теме «Арифметические действия над числами. Решение задач изученных видов». (административная) | УКЗ | Операции с многозначными числами. Уравнения. Неравенства. Задачи на все арифметические действия. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Понимать причины успеха в учебе. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. |
133 | | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Повторение изученного в 4 классе. Величины и геометрические фигуры. | | Плоские и объемные геометрические фигуры. Единицы измерения величин. | Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения; выбирать нужную информацию из учебного текста. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
134 | | Повторение изученного в 4 классе. Порядок действий в выражениях. Выражения с переменной. | УОиСЗ | Числовые выражения. Выражения с переменной. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
135 | | Повторение изученного в 4 классе. Решение задач изученных видов арифметическим способом. | УРУиН | Задачи изученных видов. | Слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). |
136 | | Нестандартные и занимательные задачи | УРУиН | Нестандартные и занимательные задачи | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Применять знания и способы действий в измененных условиях. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). |