Тема урока: Округление натуральных чисел Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Класс: 5 Дидактическая цель: создание условий для формирования новой учебной информации. Проблемный вопрос: как округлить натуральное число? Цели образовательные:
Задачи: Вывести с учащимися алгоритм округления натуральных чисел; Научить пользоваться им; Развивать познавательный интерес, умение сравнивать , обобщать; Развивать внимание.
репродуктивный, проблемно-поисковый. Место проведения: учебный кабинет
Учебник: Математика. 5 класс: учеб для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Е.А. Бунимович и др. –2-е изд. – М.: Просвещение, 2013 – (Академический школьный учебник «Сферы»), Задачник-тренажер Математика. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. – М.: Просвещение, 2010, Тетрадь-тренажер Математика. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011, Компьютер, рабочие тетради учащихся.
ознакомление с понятием округления чисел и круглого числа, формирование навыка округления чисел по смыслу и по правилу.
формирование идентичной личности; личностное, профессиональное и жизненное самоопределение.
умение планировать учебную деятельность, прогнозировать результат; оценивание качества и уровня усвоения знаний.
планирование учебного сотрудничества; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Этапы урока | Задачи этапа | Визуальный ряд | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Создать благоприятный настрой на работу. | | Здравствуйте, меня зовут …, мы сегодня вместе будем делать открытия, необходимые для дальнейшей нашей работы. Но сначала вспомним кое-что из пройденного материала. | Включаются в деловой ритм урока | Регулятивные: саморегуляция планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуали зация знаний и умений | Актуализация опорных знаний и способов действий | Слайд №4 | Представьте в виде суммы разрядных слагаемых числа: 276; 4529; 380; 1740 Сравните числа, которые мы рассмотрели. Вот сегодня нас будут интересовать круглые числа Какие числа называются круглыми? Устно выполнить действия: 75х2; 125х4; 36х2; 45х4; 27х5; Какие из результатов круглые числа? Как вы думаете, а зачем мы выделяем круглые числа?Какую роль они играют в жизни человека?Где встречаются они в нашей практической жизни? | Несколько человек пишут на доске: 276 = 200 +70 +6 4529 = 4000 + 500 +20 +9 380 = 300 + 80 1740 = 1000 + 700 + 40 Остальные проверяют У нас получились 3-х значные числа и 4-х значные; У нас есть круглые числа -380,1740, и не круглые - 276, 4529 Дети дают определение круглых чисел Дети выходят к доске и пишут результаты: 75х2 = 150 125х4 = 500 36х2 = 72 45х4 = 180 27х5 = 135 150, 500, 180 С ними легче проводить вычисления. Они красивее. Дети высказывают свои мнения | Регулятивные: целеполагание, саморегуляция, прогнозирование Коммуникативные: развитие умения с достаточной полнотой выражать свои мысли Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы; мотивировать на познание нового | Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7 | Сегодня мы познакомимся еще с одной особенностью круглых чисел. Мы научимся числа округлять. Как вы думаете, что означает это слово? Что значит «округлить натуральное число»? Откройте учебник на стр.34 и прочитаем, правильно ли мы рассуждали. Итак, на какие выводы можно сделать? Молодцы! В тексте мы встретились со словом «ближайшее круглое число». К какомучислу расположено ближе число 536? Число 540 называетсяприближенным значением с избытком число 572? число 248? число 323? число 435? А это число стоит посередине? Как быть? Правильно, договорились, если число стоит посередине. То мы берем приближение с избытком. В математике при округлении чисел используют знак ≈. Посмотрите на слайде, как это будет выглядеть. Скажите, а можно без построения числовой оси определить, к какому круглому числу ближе то или иное число? Что необходимо знать, чтобы самим найти круглое число? В предыдущих числах до какого разряда шло округление? Чтобы четче был виден разряд, до которого округляем, и не было путаницы, договорились его подчеркивать. Теперь попробуйте,проанализировав округление предыдущих чисел, вывести правило округления чисел без координатной прямой. Откройте учебник на стр.35 и прочитаем алгоритм округления чисел. Итак, еще раз давайте проговорим алгоритм округления чиселПосмотрите на слайд и посмотрим, как можно оформлять округление чисел. | Дети высказывают свои предположения. Работа с учебником В жизни мы работаем только с округленными числами; округлить число, значит заменить на ближайшее круглое число; нам нужно знать разряд, до которого округлять 536 к 540; 572 к 570, 570 - приближенное значение с недостатком 248 к 250, 250 - приближенное значение с избытком 323 к 320, 320 - приближенное значение с недостатком Думаю, что 435 к 440, 440 - приближенное значение с избытком Нужно знать разряд, до которого необходимо округлить До десятков Дети формулируют правило округления чисел 536 ≈ 540; 572 ≈ 570; 248 ≈ 250; 323 ≈ 320; 435 ≈ 440 Работа с учебником Дети формулируют алгоритм округления натуральных чисел. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, работа с текстами различных видов; создание алгоритмов деятельности; осуществление сравнения. Регулятивные: планирование (определение последовательности промежуточных целей) Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в парах |
Физминутка | Снять утомление | | | Ученики выполняют упражнения | |
Организация первичного закрепления | Выработать навыки округления натуральных чисел. совершенствовать приёмы округления. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Слайд №8 Слайд №9 | Верно ли проведено округление? До какого разряда округлено? 756 ≈ 750; 89 ≈ 90; 134 ≈ 100; 5249 ≈ 5300 Работа с учебником №89, №98 Устно | не верно. Объясняют правило округления и выполняют правильно ≈ 760 верно, отвечают, проговаривая правило округления верно, отвечают, используя правило округления не верно, отвечают, используя правило округления дробей 5249 ≈ 5200 Дети отвечают, объясняя, проговаривая правило округления натуральных чисел | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные: сотрудничество с товарищем, организация взаимопроверки. Познавательные: применение методов информационного поиска; |
Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | | Работа с учебником №100 в парах | Взаимопроверка. Сравнивают результаты. Оценивают успешность своей работы. | Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия. Познавательные: анализ условия задачи, структурирование знаний Коммуникативные: оформление мысли в устной и письменной форме |
Подведение итогов урока, рефлексия | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | | - Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Где в практической жизни встречается округление чисел? - Сегодня на уроке все работали хорошо. Молодцы. | Отвечают на вопросы. | Регулятивные: оценка уровня усвоения новых знанийКоммуникативные: высказывать своё мнение при обсуждении задания |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | | Ваше домашнее задание :по учебнику стр.34 №90, 96, 101 | | |
Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Слайд№10 | Приготовьте смайлики для оценки своих знаний. Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то… Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то… Если вы считаете, что вы не поняли тему сегодняшнего урока, то … Спасибо за урок. | Дети поднимают соответствующие смайлики | Регулятивные: Оценка качества и уровня знаний. |