Рабочая программа по предмету математика для 5 класса составлена в соответствии со следующими документами.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ -"Об образовании в Российской Федерации",
- Закон РБ «Об образовании в Республике Башкортостан» от 01 июня 2013г. №693-з;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования России (МО РФ) № 1897 от 17.12.2010 г.,
- Письмо «О реализации Закона РБ «О языках народов Республики Башкортостан» (исходящее №499-1502 от 09.07.2012г.),
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 “О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”
-Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
-Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования Российской Федерации от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
- Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253"Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования ";
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);
- Основная образовательная программа основного общего образования МОБУ СОШ№15;
-Устав Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа №15.
Изучение математики в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
Направление развития
Компетенции
Личностное
Развитие личностного и критического мышления, культуры речи;
Воспитание качеств личности, обеспечивающих, уважение к истине и критического отношения к собственным и чужим суждениям;
Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей
Метапредметное
Формирование представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, части общечеловеческой культуры;
Умение видеть математическую задачу в окружающем мире, использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
Овладение умением логически обосновывать то, что многие зависимости, обнаруженные путем рассмотрения отдельных частных случаев, имеют общее значение и распространяются на все фигуры определенного вида, и, кроме того, вырабатывать потребность в логическом обосновании зависимостей
Предметное
Выявление практической значимости науки, ее многообразных приложений в смежных дисциплинах и повседневной деятельности людей;
Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования проектирование, организация и оценка результатов образования осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических, особенностей здоровья обучающихся.
Таким образом, системно-деятельностный подход ставит своей задачей ориентировать ученика не только на усвоение знаний, но, в первую очередь, на способы этого усвоения, на способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. В связи с этим, во время учебных занятий учащихся необходимо вовлекать в различные виды деятельности (беседа, дискуссия, экскурсия, творческая работа, исследовательская (проектная) работа и другие), которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей, познавательной, а главное самостоятельной деятельности учеников.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных умений. Формирование целостных представлений о математике будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления математических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д.
Планируется использование следующих технологий в преподавании предмета:
Технологии полного усвоения;
Технологии обучения на основе решения задач;
Технологии обучения на основе схематических и новых знаковых моделей.
Для естественно – математического образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в программе это является основой для целеполагания.
На ступени основной школы задачи учебных занятий ( в схеме – планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно – следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебных задач на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, уметь формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными математическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии.
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение коммуникативных учебных действий, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом и развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся более уверенно овладеют монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге ( понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), научатся приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы.
В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды как основа духовно-нравственного развития школьника. Ведущими методами обучения являются: объяснительный и репродуктивный методы, частично-поисковый, метод математического моделирования, аксиоматический метод. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, дифференцированного обучения, здоровьесберегающие технологии, компетентностный подход, ИКТ. Используются такие формы организации деятельности, как фронтальный опрос, групповая, парная и самостоятельная работа, работа с учебником, таблицами и др. учебными пособиями. Применяются математические диктанты, работа с дидактическими материалами и рабочими тетрадями.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения.
Письменный контроль (самостоятельные и контрольные работы, проверка домашнего задания);
Тестовый (тестирование);
Устный опрос (собеседование, зачет)
Формы занятий
Урок беседа с элементами лекции;
Урок решение задач;
Урок самостоятельная работа;
Урок обобщения, систематизации и корректировки знаний, умений, навыков;
Урок игра;
Урок практикум
Урок- лабораторная;
Урок семинар;
Урок зачет;
Урок дискуссия;
Уроки-презентации;
Урок- КВН.
Сроки реализации программы: 1 год. Объем учебного времени: 170 часов. Режим занятий: 5 часа в неделю.
Курс математики в 5 классе в учебном плане МОБУ СОШ № 15 рассчитан на 170 часа (35 недели 5). Количество учебных недель: 1 семестр- 17 недель; 2 семестр- 10 недель; 3 семестр- 9 недель.
Контроль за уровнем ЗУН представляет проведение практических работ, контрольных работ, как в традиционной, так и в тестовой формах.
Рабочая программа по математики представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения , содержание учебного предмета, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, календарно-тематическое планирование (приложение).
Общая характеристика учебного предмета «Математика»
Настоящая программа по математике для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы и вместе с ней составляет описание непрерывного курса математики с 1-го по 9-й класс общеобразовательной школы.
В основе содержания обучения математике лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной. В соответствии с этими видами компетенций нами выделены главные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Математика».
Предметная компетенция. Под предметной компетенцией понимается осведомлённость школьников о системе основных математических представлений и овладение ими необходимыми предметными умениями. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: о математическом языке как средстве выражения математических законов, закономерностей и т.д.; о математическом моделировании как одном из важных методов познания мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: создавать простейшие математические модели, работать с ними и интерпретировать полученные результаты; приобретать и систематизировать знания о способах решения математических задач, а также применять эти знания и умения для решения многих жизненных задач.
Коммуникативная компетенция. Под коммуникативной компетенцией понимается сформированность умения ясно и чётко излагать свои мысли, строить аргументированные рассуждения, вести диалог, воспринимая точку зрения собеседника и в то же время подвергая её критическому анализу, отстаивать (при необходимости) свою точку зрения, выстраивая систему аргументации. Формируются образующие эту компетенцию умения, а также умения извлекать информацию из разного рода источников, преобразовывая её при необходимости в другие формы (тексты, таблицы, схемы и т.д.).
Организационная компетенция. Под организационной компетенцией понимается сформированность умения самостоятельно находить и присваивать необходимые учащимся новые знания. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: самостоятельно ставить учебную задачу (цель), разбивать её на составные части, на которых будет основываться процесс её решения, анализировать результат действия, выявлять допущенные ошибки и неточности, исправлять их и представлять полученный результат в форме, легко доступной для восприятия других людей.
Общекультурная компетенция.Под общекультурной компетенцией понимается осведомленность школьников о математике как элементе общечеловеческой культуры, её месте в системе других наук, а также её роли в развитии представлений человечества о целостной картине мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: об уровне развития математики на разных исторических этапах; о высокой практической значимости математики с точки зрения создания и развития материальной культуры человечества, а также о важной роли математики с точки зрения формировании таких важнейших черт личности, как независимость и критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели и др.
Описание места учебного предмета «Математика» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Математика» изучается с 5-го по 9-й класс в виде следующих учебных курсов: 5–6 класс – «Математика», 7–9 класс – «Алгебра» и «Геометрия». Общее количество уроков в неделю с 5 по 9 класс составляет 25 часов (5–6 класс – по 5 часов в неделю, 7–9 класс – алгебра по 3 часа в неделю, геометрия – по 2 часа в неделю.)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета «Математика»
Взаимосвязь результатов освоения предмета «Математика» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития средствами предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Математика» (в виде следующих учебных курсов: 5класс – «Математика»,:
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Средством достижения этих результатов является:
– система заданий учебников;
– представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
– использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
– вычитывать все уровни текстовой информации.
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
– понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
– уметьиспользовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, позволяющие продвигаться по всем шести линиям развития.
1-я ЛР – Использование математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученныхрезультатов.
2-я ЛР – Совокупность умений по использованию доказательной математической речи.
3-я ЛР – Совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами.
4-я ЛР – Умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.
5-я ЛР–Независимость и критичность мышления.
6-я ЛР – Воля и настойчивость в достижении цели.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметьвыдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Математика» являются следующие умения.
Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание:
названий и последовательности чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
как образуется каждая следующая счётная единица;
названия и последовательность разрядов в записи числа;
названия и последовательность первых трёх классов;
сколько разрядов содержится в каждом классе;
соотношение между разрядами;
сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
как устроена позиционная десятичная система счисления;
единицы измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношения между ними;
функциональной связи между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа).
Выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях; выполнять проверку правильности вычислений;
выполнять умножение и деление с 1 000;
вычислять значения числовых выражений, содержащих 3–4 действия со скобками и без них;
раскладывать натуральное число на простые множители;
находить наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное нескольких чисел;
решать простые и составные текстовые задачи;
выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;
решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний;
читать информацию, записанную с помощью линейных, столбчатых и круговых диаграмм;
строить простейшие линейные, столбчатые и круговые диаграммы;
- находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;
- создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
Содержание учебного предмета «Математика»
5-й класс
Математика (170 часов)
Повторение, обобщение и систематизация материала, изученного в начальной школе.
Понятие натурального числа, числовой луч, координата точки на луче, десятичная система счисления. Чтение и запись чисел. Классы и разряды. Сравнение чисел. Арифметические операции. Устные и письменные приёмы вычислений. Понятие дробного числа. Сравнение дробей с одинаковыми числителями либо с одинаковыми знаменателями. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части. Какую часть одно число составляет от другого. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Вычисление значений числовых выражений (со скобками и без них) на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических операций.
Делимость натуральных чисел.
Свойства делимости. Признаки делимости. Простые и составные числа. Делители и кратные. Разложение на простые множители. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное; методы их нахождения.
Обыкновенные дроби.
Понятие дроби. Нахождение части от целого и целого по его части. Натуральные числа и дроби. Основное свойство дроби. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие неправильной и смешанной дроби. Преобразование неправильной дроби в смешанную и наоборот. Сравнение дробей.
Действия с дробями и их свойства.
Сложение дробей. Свойства сложения. Вычитание дробей. Умножение дробей. Свойства умножения. Деление дробей. Сложение и вычитание смешанных дробей. Умножение и деление смешанных дробей.
Геометрические фигуры.
Углы. Измерение углов. Ломаные и многоугольники. Треугольники и их виды. Равенство геометрических фигур. Окружность и круг. Центральные углы. Площадь прямоугольника. Площадь прямоугольного треугольника. Единицы измерения площадей. Объёмные тела. Прямоугольный параллелепипед. Объём прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения объёма.
Текстовые задачи.
Различные модели текстовых задач: выражение, уравнение, схема, таблица.
Задачи на уравнивание. Задачи на части. Задачи на работу. Задачи с дробными числами. Задачи с альтернативным условием.
Задачи на движение и их различные виды. Одновременное движение по числовому лучу. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Движение по реке.
Элементы логики, статистики, комбинаторики, теории вероятностей.
Сбор и обработка статистической информации о явлениях окружающей действительности. Опросы общественного мнения как сбор и обработка статистической информации.
Решение простейших логических задач.
Круговые диаграммы. Чтение информации, содержащейся в круговой диаграмме. Построение круговых диаграмм.
Решение простейших комбинаторных задач.
Понятие о вероятности случайного события.
Занимательные и нестандартные задачи.
Принцип Дирихле.
Математические игры.
Итоговое повторение.
Тематическое планирование предмета с определением основных видов учебной деятельности 2015-2016 уч.год.
Приложение
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса по предмету «Математика»
Для реализации целей и задач обучения математике по данной программе используется УМК по математике Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»,www.school2100.ru).
Печатные пособия:
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М. :Баласс,2012.
«Образовательная система «Школа 2100».Сборник программ. Основная школа. Старшая школа/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна.
Козлова С.А., Рубин А.Г.Математика. Учебник для 5-го класса. В 2-х частях. М. :Баласс.
Козлова С.А.Математика. 5 класс. Методические рекомендации для учителя / C.А. Козлова, А.Г. Рубин. – 2-е изд. – М. :Баласс, 2012.
Козлова С.А., Рубин А.Г.Контрольные работы к учебнику «Математика», 5 класс. – М. :Баласс, 2011.
Козлова С.А.
С.А. Козлова, В.Н. Гераськин, А.Г. Рубин. Дидактический материал к учебнику «Математика» для 5-го класса – М. :Баласс, 2012.
Козлова С.А., Рубин А.Г.Математика. Учебник для 6-го класса. В 2-х частях. – М. :Баласс, 2011.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
www.fcior.edu.ru
www.school-collection.edu.ru
http://eor-help.ru
http://www.openclass.ru
Технические средства обучения: компьютер, цифровой микроскоп, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, интерактивная доска и др.
Виды работ при использовании компьютера:
- поиск дополнительной информации в Интернете;
– создание текста доклада;
– обработка данных проведенных математических исследований;
– создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов исследовательской и проектной деятельности.
При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ
должны знать/понимать:
сущность понятия алгоритма, приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы и уравнения, примеры их применения для решения математических и практических задач;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
понятия десятичной и обыкновенной дробей, правила выполнения действий с десятичными дробями, обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями, понятие процента;
понятия «уравнение» и «решение уравнения»
смысл алгоритма округления десятичных дробей;
переместительный, распределительный и сочетательный законы;
понятие среднего арифметического;
понятие натуральной степени числа,
определение прямоугольного параллелепипеда и куба, формулы для вычисления длины окружности и площади круга;
должны уметь:
выполнять арифметические действия с десятичными дробями (в том числе устное сложение и вычитание десятичных дробей с двумя знаками);
выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей, имеющих общий знаменатель;
переходить из одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов, округлять целые числа и десятичные дроби;
выполнять прикидку и оценку значений числовых выражений;
выполнять действия с числами разного знака;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, площади, выражать более крупные единицы через мелкие и наоборот;
находить значения степеней с натуральными показателями;
решать линейные уравнения;
изображать числа точками на координатной прямой;
решать текстовые задачи на дроби и проценты;
вычислять объемы прямоугольного параллелепипеда и куба, находить длину окружности и площадь круга.
Приложение
Календарно-тематическое планирование 5 класс математика Козлов., Рубин 5 часа в неделю, 170 часов в год.
Номер
Урока
Тема урока
Количество
часов
Календарные сроки
изучения тем.
Основные виды деятельности
Примечания
план
факт
МОДУЛЬ 1
Раздел I. Числа
45
Л:
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Р:
– совокупность уменийсамостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
П:
– совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученныхрезультатов;
– совокупность умений по использованию доказательной математической речи.
– совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами.
– умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.
К: совокупность уменийсамостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметьвыдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Входной тест
1
02.09
Глава 1.Натуральные числа и нуль
11
1.1
Плоскость, прямая, луч, отрезок
1
04.09
1.2
Длина отрезка. Единицы измерения длины
1
05.09
1.3
Натуральные числа и нуль.
1
07.09
1.3
Запись и чтение чисел
1
08.09
1.4
Единичный отрезок, координаты, числовой луч.
1
09.09
1.4
Единичный отрезок, координаты, числовой луч.
1
11.09
1.5
Сравнение чисел
1
12.09
1.5
Сравнение величин.
1
14.09
1.6
Округление натуральных чисел.
1
15.09
1.6
Правила округления.
1
16.09
Контрольная работа № 1
1
18.09
Глава 2.Действия с натуральными числами и их свойства
30
2.1
Анализ контрольной работы. Сложение. Свойства сложения.
Исторические страницы. Любителям математики. Жизненная задача
1
10.11
МОДУЛЬ 2 Раздел II. Делимость
35
Л:– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Р: –совокупность уменийсамостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
П: – совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученныхрезультатов;
– совокупность умений по использованию доказательной математической речи.
– совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами.
– умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.
К: –совокупность уменийсамостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметьвыдвинутьконтраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Входной тест
1
11.11
Глава 3. Делимость чисел
26
3.1
Делимость
1
13.11
3.1
Свойства делимости
1
14.11
3.2
Признаки делимости. Признаки делимости на 2 и 5, на 10, 100..
1
16.11
3.2
Признаки делимости на 3 и 9
1
17.11
3.2
Признаки делимости при решении задач. Самостоятельная исследовательская работа.
1
18.11
3.3
Простые и составные числа
1
20.11
3.3
Разложение на простые множители
1
21.11
3.4
Делители числа
1
23.11
3.4
Кратные числа
1
24.11
3.5
Наибольший общий делитель
1
25.11
3.5
Взаимно простые числа
1
27.11
3.5
Нахождение НОД. Самостоятельная работа.
1
28.11
3.6
Наименьшее общее кратное
1
30.11
3.6
Нахождение наименьшего общего кратного.
1
01.12
3.6
Особые случаи нахождения наименьшего общего кратного.
1
02.12
Контрольная работа № 4
1
04.12
3.7
Единицы измерения времени
1
05.12
3.8
Задачи на движение
1
07.12
3.8
Движение
1
08.12
3.8
Движение в противоположных направлениях. Движение навстречу.
1
09.12
3.8
Движение в одном направлении.
Движение по реке.
1
11.12
3.9
Углы.
1
12.12
3.9
Измерение углов.
1
14.12
3.10
Ломаные и многоугольники
1
15.12
3.10
Периметр многоугольника
1
16.12
Контрольная работа № 5
1
18.12
Глава 4. Таблицы и диаграммы
6
4.1
Чтение и составление таблиц
1
19.12
4.2
Чтение линейных и столбчатых диаграмм
1
21.12
4.2
Составление линейных и столбчатых диаграмм
1
22.12
4.3
Опрос общественного мнения
1
23.12
4.4
Занимательные задачи
1
26.12
Контрольная работа № 6
1
25.12
Анализ контрольной работы. Повторения материалов раздела «Делимость». Исторические страницы.Жизненная задача.Проекты
1
28.12
Итоговый тест
1
29.12
МОДУЛЬ 3 Раздел III. Дроби
50
Л:– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Р: –совокупность уменийсамостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
П: – совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;
– совокупность умений по использованию доказательной математической речи.
– совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами.
– умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.
К: –совокупность уменийсамостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметьвыдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Входной тест
1
15.01
Глава 5. Дроби
13
5.1
Понятие дроби
1
16.01
5.1
Изображение дроби на числовом луче.
1
18.01
5.2
Нахождение части от целого и целого по его части
1
19.01
5.2
Решение задач на части. Самостоятельная работа.
1
20.01
5.3
Натуральные числа и дроби
1
22.01
5.3
Деление натуральных чисел
1
23.01
5.4
Основное свойство дроби.
1
25.01
5.4
Приведение дробей к общему знаменателю
1
26.01
5.4
Сокращение дробей
1
27.01
5.4
Основное свойство дроби. Самостоятельная работа.
1
29.01
5.5
Сравнение дробей
1
30.01
5.5
Сравнение дробей. Обобщение материала.
1
01.02
Контрольная работа № 7
1
02.02
Глава 6. Действия с дробями
31
6.1
Анализ контрольной работы. Сложение дробей.
1
03.02
6.1
Свойства сложения.
1
05.02
6.1
Решение задач.
1
06.02
6.2
Вычитание дробей
1
08.02
6.2
Разность двух дробей с разными знаменателями
1
09.02
6.2
Решение задач по теме. Самостоятельная работа.
1
10.02
6.3
Умножение дробей.
1
12.02
6.3
Свойства умножения
1
13.02
6.3
Деление дроби на натуральное число
1
15.02
6.4
Деление дробей
1
16.02
6.4
Деление натурального числа на дробь
1
17.02
6.4
Решение задач. Самостоятельная работа.
1
19.02
6.5
Работа. Время. Производительность.
1
20.02
6.5
Задачи на совместную работу
1
22.02
6.5
Решение задач.
1
24.02
6.5
Решение задач. Обобщение материала.
1
27.02
Контрольная работа № 8
1
26.02
6.6
Понятие смешанной дроби.
1
29.02
6.6
Преобразование неправильной дроби в смешанную и наоборот
1
01.03
6.6
Сравнение смешанных дробей
1
02.03
6.7
Сложение смешанных дробей
1
04.03
6.7
Вычитание смешанных дробей
1
05.03
6.7
Решение задач
1
07.03
6.7
Сложение и вычитание смешанных дробей. Самостоятельная работа.
1
09.03
6.8
Умножение смешанных дробей
1
11.03
6.8
Деление смешанных дробей
1
12.03
6.8
Решение задач.
1
14.03
6.9
Занимательные задачи
1
15.03
6.9
Логические задачи.
1
16.03
6.9
Занимательные задачи. Обобщение материала по теме «Смешанные дроби»
1
19.03
Контрольная работа № 9
1
18.03
Анализ контрольной работы.
1
21.03
Исторические страницы. Решение старинных задач.
1
22.03
Любителям математики. Решение задач. Проекты.
1
23.03
Жизненная задача. Решение практических задач.
1
04.04
Итоговый тест
1
05.04
МОДУЛЬ 4
Раздел IV. Геометрические фигуры
40
Л:– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Р: –совокупность уменийсамостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
П: – совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;
– совокупность умений по использованию доказательной математической речи.
– совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами.
– умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.
К: –совокупность уменийсамостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметьвыдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Входной тест
1
06.04
Глава 7. Геометрические фигуры на плоскости
10
7.1
Треугольники и их виды
1
08.04
7.2
Равенство геометрических фигур
1
09.04
7.2
Решение задач на равенство фигур
1
11.04
7.3
Окружность и круг
1
12.04
7.3
Решение задач на построение окружности.
1
13.04
7.4
Центральные углы и дуги
1
15.04
7.4
Фигуры и их границы
1
16.04
7.5
Круговые диаграммы
1
18.04
7.5
Построение круговых диаграмм
1
19.04
Контрольная работа № 10
1
20.04
Глава 8. Площади и объёмы
15
8.1
Анализ контрольной работы. Площади. Единицы измерения площадей.
1
22.04
8.1
Площадь прямоугольника.
1
23.04
8.1
Площадь прямоугольного треугольника
1
25.04
8.2
Геометрические фигуры в пространстве
1
26.04
8.2
Параллелепипед, куб
1
27.04
8.2
Многогранники
1
29.04
8.3
Объём. Единицы измерения объёма
1
30.04
8.3
Объём параллелепипеда. Объём куба
1
02.05
8.4
Понятие о вероятности
1
03.05
8.4
Вероятность события
1
04.05
8.4
Решение вероятностных задач
1
06.05
8.5
Занимательные задачи.
1
07.05
8.5
Занимательные задачи. Проекты.
1
10.05
8.5
Занимательные задачи. Обобщение материала по теме «Площади и объёмы»
1
11.05
Контрольная работа № 11
1
13.05
Анализ контрольной работы
1
14.05
Итоговый тест
1
16.05
Повторение
10
Арифметические действия с натуральными и дробными числами.