Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Протасовская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО Руководитель МО _________ /Гончарова Н. В./ подпись Ф.И.О. Протокол № ____ заседания МО от____________ 2016 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора __________ /Мартынченко О.П./ подпись Ф.И.О. Протокол №_____ заседания МС от _________________2016 г | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _______________/Тевс Е.Г./ подпись Ф.И.О. Приказ № _____ от _________________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Математика
4 класс
(надомное обучение)
Рабочая программа составлена на основе программы
Специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой; Москва, «Просвещение», 2009 г.
Учитель: Петрова Ирина Викторовна
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класспод редакцией В.В. Воронковой; Москва, «Просвещение», 2009 г.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник М.Н.Перовой «Математика». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2013 – 231 с.
При составлении данной рабочей программы по математике в авторскую программу В.В.Воронковой были внесены изменения.
Адаптированная программа в отличие от программы, допущенной Министерством образования и науки РФ, сокращена с 210 часов в год (6 ч в неделю),
до 105 часов в год (3 ч в неделю), согласно учебному плану МБОУ «Протасовская СОШ» надомного обучения в 2016 –2017 учебном году по программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по математике рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю), в соответствии с годовым календарным графиком школы, так как выпадают на дополнительные праздничные дни.
Цель:
подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, учит использовать математические знания в нестандартных ситуациях.
Задачи:
Формировать осознанные и прочные во многих случаях доведенные до автоматизма навыки вычислений, представления о геометрических фигурах.
Научить читать и записывать числа до 100.
Пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Содержание учебного предмета
Нумерация
Таблица разрядов, классы. Простые и составные числа.Числовые выражения.
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд.
Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.
Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.
Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.
Таблица умножения и деления
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.
Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
Зависимость между стоимостью, ценой, количеством. Составные задачи.
Умножение чисел 1 и 0, на 1 и 0, деление 0 и деление на 1, на 10
Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10.
Единицы измерения и их соотношения
Единица (мера) массы – центнер. Обозначение – 1 ц. Соотношение:
1ц = 100 кг.
Единица (мера) времени – секунда. Соотношение: 1 мин. = 60 сек. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин. Двойное обозначение времени.
Геометрический материал
Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.
Ломаные линии: замкнутая, незамкнутая.Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат.
Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертёжного треугольника.
Название сторон прямоугольника: основания, боковые стороны, противоположные, смежные стороны.
Итоговое повторение
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;
таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
названия компонентов умножения, деления;
меры длины, массы и их соотношения;
меры времени и их соотношения;
различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;
названия элементов четырехугольников.
Обучающиеся должны уметь:
выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;
практически пользоваться переместительным свойством умножения;
определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;
самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи;
самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в 2 действия;
различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
вычислять длину ломаной;
узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;
чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге.
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | | В том числе на: | Примерное кол-во часов сам.работы учащихся |
уроки | лабораторные, практические работы | контрольные, диктанты |
1 | Сотня. Нумерация. Сложениеи вычитание в пределах 100 без перехода через разряд(повторение) | 18 | 18 | - | 1 | - |
2 | Умножение и деление (повторение) | 4 | 4 | - | 1 | - |
3 | Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд | 9 | 9 | - | 1 | - |
4 | Умножение и деление Повторение пройденного | 71 | 71 | - | 4 | - |
| Итого | 102 | 102 | - | 7 | - |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения |
план | факт. |
| Сотня. Нумерация. Сложениеи вычитание в пределах 100 без перехода через разряд (повторение) | | |
1 | Сотня. Нумерация. Сложениеи вычитание в пределах 100 без перехода через разряд (повторение)числовой ряд 1-100, 100-1. | | |
2 | Числа четные и нечетные.Разряды чисел. | | |
3 | Состав чисел. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | | |
4 | Единицы измерения и их соотношения Меры стоимости: рубли, копейки. | | |
5 | Единицы измерения и их соотношения Меры длины: метр, дециметр,сантиметр. | | |
6 | Проверочная работа по теме «Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд» | | |
7 | Решение примеров и задач с мерами длины. | | |
8 | Миллиметр.Углы. | | |
9 | Проверочная работа по теме: «Меры длины». | | |
10 | Таблица умножения и деления Таблица умножения и деления на2 и 3 | | |
11 | Таблица умножения и деления на 4 и 5 | | |
12 | Контрольная работа № 1. «Умножение и деление» | | |
13 | Сложение вида 24+6, 24+16. | | |
14 | Геометрический материал. Четырёхугольники. Решение примеров в два действия | | |
15 | Вычитание вида 40-2, 40-12. | | |
16 | Вычитание вида 100-6,100-36. | | |
17 | Вычитание вида 40-2, 40-12, 100-6,100-36. | | |
18 | Сложение и вычитание.Закрепление. Проверка вычитания сложениеми наоборот. | | |
| Умножение и деление (повторение) | | |
19 | Решение составных задач.Построение окружностей. | | |
20 | Единицы измерения и их соотношения. Решение примеров в два действия с мерами длины, ёмкости, стоимости. Решение задач | | |
21 | Контрольная работа №2 по теме: «Сложение и вычитание в пределах100 без перехода через разряд». | | |
22 | Работа над ошибками. | | |
| Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд | | |
23 | Сложение с переходом черезразряд. Присчитывание по 2, 3, Присчитывание по 5, 6, 7. Построение углов. | | |
24 | Вычитание с переходом через разряд. Отсчитывание по 2, 3, 4, 5. Вычитание с переходом через разряд Отсчитывание по 6, 7, 8, 9. | | |
25 | Письменное вычитание. Письменное вычитание с переходом через разряд. | | |
26 | Контрольная работа №3 по теме: «Письменное сложение и вычитание» | | |
27 | Работа над ошибками Повторение всех видов действий впределах 100. Решение составныхзадач. | | |
28 | Письменное сложениеи вычитание. Закрепление. | | |
29 | Построение прямоугольников. | | |
30 | Повторение пройденного. Сложение и вычитание с переходом через разряд | | |
31 | Сложение и вычитание в пределах100 | | |
| Умножение и деление | | |
32 | Умножение и деление числа 2 Умножение и деление на 2. Табличные случаи. Умножение и деление на 2 | | |
33 | Умножение числа 3. Умножение на 3.(таблица) Решение примеров и задач наумножение на 3. | | |
34 | Деление на 3 равные части. Деление на 3 равные части (таблица) | | |
35 | Умножение и деление чисел 2 и 3. | | |
36 | Проверочная работа по теме «Умножение и деление чисел 2 и 3». | | |
37 | Работа над ошибками. Решение примеров и задач на умножение и деление. | | |
38 | Умножение числа 4.Умножение на 4.(таблица) Умножение числа 4. Решение примеров и задач. | | |
39 | Единицы измерения и их соотношения Решение примеров и задач сединицами измерения. | | |
40 | Линии: прямая, кривая, ломаная, луч.Ломаные линии. | | |
41 | Деление на 4 равные части. Порядок действий в примерах соскобками | | |
42 | Порядок действий в примерахс двумя действиями. Решение задач. | | |
43 | Геометрический материал Замкнутая и незамкнутая кривые. Окружность. Дуга. | | |
44 | Контрольная работа №4 по теме: « Умножение чисел 2,3,4 и деление на 2,3,4». | | |
45 | Работа над ошибками. Умножение числа 5.(таблица) | | |
46 | Составление и решение задач, примеров в два действия. | | |
47 | Деление на 5 равных частей. Решение примеров и задач. Взаимосвязь таблицы умножения числа 5 и таблицы деления на 5 | | |
48 | Увеличение (уменьшение) числав несколько раз. Решение задач. | | |
49 | Умножение числа 6. Закрепление умножения числа 6,решение примеров в два действия. | | |
50 | Решение примеров и задач. Компоненты деления. Проверка деления умножением. | | |
51 | Все виды действий в пределах 100 с переходом через разряд. | | |
52 | Решение задач. | | |
53 | Геометрический материал. Длина ломаной линии. | | |
54 | Таблица умножения и деления (повторение). Повторение пройденного. | | |
55 | Единицы измерения и их соотношения Зависимость между ценой, количеством, стоимостью | | |
56 | Умножение числа 7. Закрепление. | | |
57 | Решение составных задач. Деление на 7 равных частей. | | |
58 | Проверка деления умножением, умножение делением. Закрепление. | | |
59 | Геометрический материал. Прямая линия. Отрезок Проверка пройденного. | | |
60 | Единицы измерения и их соотношения Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. | | |
61 | Умножение числа 8. Переместительное свойство чисел при умножении. | | |
62 | Деление на 8 равных частей. Проверка умножения делением. | | |
63 | Решение примеров в два действия, составных задач. | | |
64 | Построение отрезков | | |
65 | Умножение числа 9. Закрепление. | | |
66 | Решение примеров в два действия,составных задач. | | |
67 | Деление на 9 равных частей. Взаимосвязь действий деленияи умножения. | | |
68 | Самостоятельная работа на тему: «Умножение и деление числа 9». | | |
69 | Геометрический материал. Взаимное положение прямых, отрезков. | | |
70 | Умножение единицы на единицу. Деление на единицу. | | |
71 | Геометрический материал Взаимное положение окружности,прямой, отрезка | | |
72 | Умножение нуля и на нуль. Деление нуля | | |
73 | Порядок действий в примерах с двумя действиями. | | |
74 | Решение примеров, задач. Закрепление. | | |
75 | Геометрический материал. Взаимное положение многоугольника, прямой, отрезка. | | |
76 | Контрольная работа № 5 по теме: «Все действия в сотне». | | |
77 | Работа над ошибками Умножение числа 10 и на 10. | | |
78 | Деление чисел на 10. | | |
79 | Меры времени. | | |
80 | Единицы измерения и их соотношения Числа, полученные при измерениистоимости. | | |
81 | Числа, полученные при измерении длины. | | |
82 | Геометрический материал Практическая работа по построениюотрезков. | | |
83 | Единицы измерения и их соотношения Секунда– мера времени. | | |
84 | Проверочная работа. Деление с остатком | | |
85 | Геометрический материал Треугольники. Решение примеров в три действия, сравнение выражений. | | |
86 | Порядок действий в примерах соскобками и без скобок. | | |
87 | Контрольная работа №6 по теме: «Умножение и деление в пределах 100». | | |
88 | Единицы измерения и их соотношения Определение времени по часам. | | |
89 | Все виды действий в пределах сотни, решение составных задач | | |
90 | Геометрический материал Четырехугольники Определение времени | | |
91 | Решение примеров «удобным»способом. Составление и решение примеров и задач. | | |
92 | Геометрический материал Равенство основанийпрямоугольника. | | |
93 | Практическая работа по построениюпрямоугольников. Подготовка к контрольной работе. | | |
94 | Единицы измерения и их соотношения Преобразование мер длины, массы, времени. | | |
95 | Решение примеров с тремя действиями. | | |
96 | Решение задач с мерами длины и стоимости | | |
97 | Составление и решение примеров. | | |
98 | Решение примеров со скобками. Составление и решение задач. | | |
99 | Итоговая контрольная работа № 7 | | |
100 | Работа над ошибками. Порядок действий в примерах со скобками и без скобок. | | |
101 | Составление и решение задач по краткой записи | | |
102 | Составление и решение задач порисунку. Сравнение выражений. Повторение пройденного. | | |
| | | |
Лист коррекции рабочей программы
№ п/п | Дата | Содержание корректировки | Примечания |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |