"Рабочая программа по математике, 5 класс, 8 вид. Для детей с умеренной умственной отсталостью (F-71)"
"Рабочая программа по математике, 5 класс, 8 вид. Для детей с умеренной умственной отсталостью (F-71)"
Математика.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Математика» составлена на основе Программы специального(коррекционного)образовательного учреждения VIII вида детей с умеренной умственной отсталостью. Министерство образования Ульяновской области, областное государственное казённое образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №19 VIII вида г. Ульяновска,2012г
Базисным учебным планом предусматривается проведение предмета «Математика» в 5 классе -2 часа в неделю, за год-70 часов.
Программа по математике предназначена для учащихся 0-9 классов, имеющих умеренную степень умственной отсталости (F71).
Цель программы по математике – развитие познавательных навыков, мышления, подготовка учащихся к жизни.
Задачи программы:
- формирование положительного отношения к учебному процессу;
- воспитание желания усваивать новые знания;
- развитие внимания, памяти, мышления, речи учащихся;
- привитие навыков устных и письменных вычислений;
- обучение решению арифметических и геометрических задач.
Программа содержит следующие темы: «Нумерация», «Счёт (сложение и вычитание)», «Меры измерения», «Геометрический материал».
Курс математики с 1 по 9 класс содержит программу изучения учащимися количественных, пространственных и временных представлений, состава числа, действий сложения и вычитания в пределах 20 как на конкретном материале, так и на отвлечённых числах.
Целью обучения математике является подготовка учащихся к действиям в реальных жизненных ситуациях, поэтому задания чаще носят практическую направленность. Действия с предметами и числами учащиеся должны уметь воспроизводить в громкой речи. У детей формируется способность мыслить. А чтобы пробудить у учащихся интерес к математике, нужно использовать дидактические игры, игровые приёмы, занимательные упражнения и т.д.
Программа предусматривает закрепление и повторение ведущих знаний по математике, особенно знание чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах 20, их применение при решении задач, примеров; вид и построение простейших геометрических фигур, временные понятия, меры стоимости, ёмкости.
Обучение математике невозможно без внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках учитель обучает детей повторять собственную речь, вводит хоровое комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Требования к усвоению программы (ожидаемый результат):
Учащиеся должны знать:
- нумерацию чисел в пределах 20;
- сложение и вычитание в пределах 20;
- меры измерения;
- геометрический материал: линии, геометрические фигуры.
Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 20;
- выполнять сложение и вычитание в пределах 20;
- решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах20;
- различать монеты, временные понятия;
- строить геометрические фигуры по опорным точкам.
Контроль за усвоением знаний, умений и навыков осуществляется посредством самостоятельных и проверочных работ, которые можно проводить по окончании изучения определённой темы и в конце каждой четверти.
Уровень усвоения знаний оценивается по трёхбалльной системе: «достаточный», «средний», «низкий». «Достаточный» уровень, если учащийся выполняет верно свыше 65 % заданий. «Средний» уровень, если верно выполнено от 50 до 65 %. «Низкий» уровень, если верно выполнено 35-50 % заданий.
Критерии оценивания достижений учащейся 5 класса
Задачи и содержание обучения
Четверть учебного года
I
II
III
IV
Образование чисел первого десятка
Присчитывание и отсчитывание по 1
Прямой и обратный счёт от 1 до 10
Понятия больше, меньше, равно (без знаков)
Сложение, вычитание в пределах 10
Решение задач на нахождение суммы и остатка
Запись решения задачи с наименованием, с записью слова «задача» одной буквой «З»
Работа со счётами, «счётной линейкой»
Мера стоимости: 5 р., 1р., 10 р.
Мера времени: неделя, название дней недели, их последовательность
Обводка по трафарету, шаблону геометрических фигур, штриховка в трех направлениях
Умение соблюдать промежуток между линиями
Построение квадрата по опорным точкам с помощью линейки
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа по математике, 5 класс, 8 вид. Для детей с умеренной умственной отсталостью (F-71)"»
Математика.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Математика» составлена на основе Программы специального(коррекционного)образовательного учреждения VIII вида детей с умеренной умственной отсталостью. Министерство образования Ульяновской области, областное государственное казённое образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №19 VIII вида г. Ульяновска,2012г
Базисным учебным планом предусматривается проведение предмета «Математика» в 5 классе -2 часа в неделю, за год-70 часов.
Программа по математике предназначена для учащихся 0-9 классов, имеющих умеренную степень умственной отсталости (F71).
Цель программы по математике – развитие познавательных навыков, мышления, подготовка учащихся к жизни.
Задачи программы:
- формирование положительного отношения к учебному процессу;
- воспитание желания усваивать новые знания;
- развитие внимания, памяти, мышления, речи учащихся;
- привитие навыков устных и письменных вычислений;
- обучение решению арифметических и геометрических задач.
Программа содержит следующие темы: «Нумерация», «Счёт (сложение и вычитание)», «Меры измерения», «Геометрический материал».
Курс математики с 1 по 9 класс содержит программу изучения учащимися количественных, пространственных и временных представлений, состава числа, действий сложения и вычитания в пределах 20 как на конкретном материале, так и на отвлечённых числах.
Целью обучения математике является подготовка учащихся к действиям в реальных жизненных ситуациях, поэтому задания чаще носят практическую направленность. Действия с предметами и числами учащиеся должны уметь воспроизводить в громкой речи. У детей формируется способность мыслить. А чтобы пробудить у учащихся интерес к математике, нужно использовать дидактические игры, игровые приёмы, занимательные упражнения и т.д.
Программа предусматривает закрепление и повторение ведущих знаний по математике, особенно знание чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах 20, их применение при решении задач, примеров; вид и построение простейших геометрических фигур, временные понятия, меры стоимости, ёмкости.
Обучение математике невозможно без внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках учитель обучает детей повторять собственную речь, вводит хоровое комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Требования к усвоению программы (ожидаемый результат):
Учащиеся должны знать:
- нумерацию чисел в пределах 20;
- сложение и вычитание в пределах 20;
- меры измерения;
- геометрический материал: линии, геометрические фигуры.
Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 20;
- выполнять сложение и вычитание в пределах 20;
- решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах20;
- различать монеты, временные понятия;
- строить геометрические фигуры по опорным точкам.
Контроль за усвоением знаний, умений и навыков осуществляется посредством самостоятельных и проверочных работ, которые можно проводить по окончании изучения определённой темы и в конце каждой четверти.
Уровень усвоения знаний оценивается по трёхбалльной системе: «достаточный», «средний», «низкий». «Достаточный» уровень, если учащийся выполняет верно свыше 65 % заданий. «Средний» уровень, если верно выполнено от 50 до 65 %. «Низкий» уровень, если верно выполнено 35-50 % заданий.
Критерии оценивания достижений учащейся 5 класса
Задачи и содержание обучения
Четверть учебного года
I
II
III
IV
Образование чисел первого десятка
Присчитывание и отсчитывание по 1
Прямой и обратный счёт от 1 до 10
Понятия больше, меньше, равно (без знаков)
Сложение, вычитание в пределах 10
Решение задач на нахождение суммы и остатка
Запись решения задачи с наименованием, с записью слова «задача» одной буквой «З»
Работа со счётами, «счётной линейкой»
Мера стоимости: 5 р., 1р., 10 р.
Мера времени: неделя, название дней недели, их последовательность
Обводка по трафарету, шаблону геометрических фигур, штриховка в трех направлениях
Умение соблюдать промежуток между линиями
Построение квадрата по опорным точкам с помощью линейки
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование тем
Количество часов
1
Счёт
Повторение за 4 класс. Числа от1до7.
Счёт в пределах 10.
Сравнение чисел.
34
2
Сложение и вычитание в пределах 10.
Решение задач.
26
3
Меры стоимости.
1
4
Меры времени.
1
5
Геометрический материал.
8
70 часов
У детей с умеренной умственной отсталостью очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У таких детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет, с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для большинства из них недоступен, поэтому в процессе обучения счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые прежде всего явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности.
Обучение математике детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должно организовано на практической, наглядной основе, обеспечено соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся, а также важно проведение экскурсий , дидактических игр, наблюдений.
На уроках математики учащиеся считают различные предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и символами бумажных денег. Кроме этого, дети знакомятся мерами длины, массы, времени, стоимости, объема, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры.
Занятия на уроках практического счета продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: чтением, письмом, предметно-практической деятельностью, рисованием, трудом и носят практическую направленность.
Процесс обучения математике детей с умеренной умственной отсталостью неразрывно связан с коррекцией и развитием их познавательной деятельности. Данный предмет вызывает большие трудности в силу заболевания учащихся данной категории.
Поэтому в 5-м классе продолжается закрепление изученного в 1-м – 4-м классе материала: прямой и обратный счёт, арифметические действия, знание геометрического материала и др.
Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения индивидуальных особенностей детей класса (какими знаниями владеет ученик, какие трудности он испытывает в овладении математическими знаниями). Только знание потенциальных возможностей каждым учеником даёт возможность реализовать данную программу.
Цель программы: коррекция и развитие познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовка к повседневной жизни и труду через овладение их математическими знаниями.
Задачи:
закрепление начальных, временных, пространственных, количественных представлений у детей, которые будут способствовать усвоению дальнейшего курса математики;
коррекция мышления, воображения, речи на основе выполнения упражнений по счёту, сравнению, анализу и синтезу;
Необходимым условием каждого урока является оснащение наглядными пособиями, раздаточным материалом.
Большое значение имеет овладение детьми элементарным математическим словарём.
На уроке должны сочетаться устные формы работы с письменными.
Знания учащихся оцениваются в соответствии с требованиями данной программы. Тем детям, которые не справляются с заданиями, предлагается облегчённый вариант.
Календарно-тематическое планирование
70 часов
№ п/п
Дата урока
Тема урока
Кол-во часов
Содержание
ЗУН
Практическая работа
СЧЁТ-34 часа
1-2
Прямой счет в пределах 7.
2
Повторение материала IV класса. Устная и письменная нумерация в пределах 7.
Знать прямой и обратный счет в пределах 10.
Знать состав чисел 2 – 10.
Уметь назвать и показать геометрические фигуры.
Уметь вычитать и складывать числа в пределах 10.
Уметь чертить отрезки.
Измерять их.
Запись чисел. Решение примеров.
3-4
Обратный счет в пределах 7.
2
Запись чисел. Решение примеров.
5-6
Сложение и вычитание в пределах 7
2
Запись чисел. Решение примеров.
7-8
Сложение и вычитание в пределах 7
2
Запись чисел. Решение примеров.
9-10
Сложение и вычитание в пределах 7
2
Запись чисел. Решение примеров.
11-12
Построение отрезка заданной длины.
2
Построение отрезка по опорным точкам
Отрезок
13-14
Измерение отрезков.
2
Отрезок.
Нумерация в пределах 10.
15-16
Прямой счет в пределах 10.
2
Устная и письменная нумерация в пределах 10, счет от заданного числа до заданного. Счет прямой и обратный. Состав чисел. Понятия об однозначных и двузначных числах, образование и запись их с использованием палочек, материалов арифметического ящика.
Прямой и обратный счет в пределах 10
Знать способы образования чисел второго десятка.
Уметь показать и назвать однозначные числа.
Уметь записать под диктовку числа первого и второго десятка.
Запись чисел
17-18
Счет от заданного числа.
2
Запись чисел
19-20
Образование числа 8. Запись числа.
2
Запись чисел
21-22
Образование числа 9 Запись числа.
2
Запись чисел
23-24
Образование числа 10. Запись числа.
2
Запись чисел
25-26
Соответствие числа, количества, цифры.
2
Соотносить число, количество с цифрой
Учиться количество обозначать цифрой
Запись чисел
27-28
29-30
Присчитывание и отсчитывание по 1.
Счет прямой и обратный в пределах 10.
2
2
Решение примеров в пределах 10 без перехода через разряд путем присчитывания и отсчитывания. Сложение и вычитание с нулем.
Уметь решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10 без перехода через разряд
Счет на наглядном материале.
31-33
Сравнение чисел
2
Сравнение предметных множеств и чисел по величине, и чисел по их месту в числовом ряду. Выделение большего или меньшего, а также вычисления, сколько лишних единиц в большем числе или сколько недостаёт в меньшем числе (по мере возможности).
Уметь сравнивать числа в пределах 10,выделять большее или меньшее число, количество предметов.
Сравнение на наглядном материале
34
10-один десяток
1
Сравнение единицы и одного десятка
Учиться делать вывод, что десяток-это десять единиц.
Сравнение на наглядном материале
Сложение и вычитание в пределах 10 без перехода через разряд – 26часов.
1-4
Состав чисел первого десятка
4
Разбирать состав чисел на конкретном примере.
Решение примеров на нахождение суммы и остатка.
Учиться называть состав числа
Решение примеров
5-9
Решение примеров в одно действие
5
Решение примеров
10-14
Решение примеров в одно действие
5
Решение примеров
15-18
19-22
Решение задач на нахождение суммы
Решение задач на нахождение остатка.
4
4
Решение задач на нахождение суммы и остатка. Запись действия задачи с наименованием
Уметь решать задачи изученных видов с помощью учителя.
Уметь записывать решение под руководством учителя.
Решение задач
23-26
Решение задач изученных видов.
4
Решение задач на нахождение суммы и остатка. Запись действия задачи с наименованием
Запись слова «задача» одной буквой «З». Запись решения задач с наименованием одной и двух букв. Письмо слова «ответ» к концу года.
Решение задач
Меры измерения-2часа
1
Мера стоимости:1р.5р.10р.
1
Монеты достоинством в 1р,5р,10р.
Находить нужную монету. Игра «Магазин»
Размен монет
2
Меры времени: неделя, месяц.
1
Меры времени: неделя, месяц. Число дней и их последовательность.
Знать дни недели.
Геометрический материал – 8 часов
1
Знакомые геометрические фигуры.(Круг,овал)
1
Геометрический материал: прямоугольник. Построение по точкам при помощи линейки. Обведение по клеткам геометрических фигур.