Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике для 9 классов»
Рассмотрено на заседании
ШМО МБОУ Школа №88
Протокол от
«___»___________2018 №_____
Согласовано
с зам.дир.по УВР
_________.
«____»___________2018
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Школа №88
___________
Рабочая программа
основного общего образования
по математике для 9 класса
на 2018/2019 учебный год
Составитель:
учитель математики
МБОУ Школа №88
Слободина М.В.
Рабочая программа курса « Математика » для 9 класса разработана на основе примерной программы по Математике, авторской программы А.Г. Мордковича и авторской программы Л.С. Атанасяна и методических рекомендаций авторов учебников. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике и авторской программой учебного курса.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 9 классе отводится не менее 175 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии может быть следующим: – 3 часа в неделю алгебры и 2 часа в неделю геометрии в течение всего учебного года, итого 105 часа алгебры и 70 часов геометрии. – тематическое и примерное поурочное планирование представлены в соответствии с учебником «Алгебра 9», Мордкович А.Г., М.: Мнемозина, 2008г.В соответствии с этим реализуется типовая программа «Алгебра 7-9 класс» для общеобразовательных учреждений авт. А.Г. Мордкович, И.И. Зубарева, в объеме 102 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСААЛГЕБРЫ
Уравнения
Выпускник научится:
• решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
• понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
• применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Выпускник получит возможность:
• овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
• применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
Неравенства
Выпускник научится:
• понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
• решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;
• применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.
Выпускник получит возможность научиться:
• разнообразным приёмам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;
• применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.
Основные понятия. Числовые функции
Выпускник научится:
• понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
• строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
• понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);
• использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
Числовые последовательности
Выпускник научится:
• понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);
• применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессией, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессии, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
• понимать арифметическую и геометрическую прогрессию как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую — с экспоненциальным ростом.
Описательная статистика
Выпускник научится использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.
Выпускник получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.
Случайные события и вероятность
Выпускник научится находить относительную частоту и вероятность случайного события.
Выпускник получит возможность приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов.
Комбинаторика
Выпускник научится решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Выпускник получит возможность научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА АЛГЕБРА
Повторение (5 часов).
Неравенства и системы неравенств (18 часов).
Линейные неравенства. Квадратные неравенства (повторение). Рациональное неравенство. Метод интервалов. Равносильные рациональные неравенства.Множества и операции над ними (объединение и пересечение).Системы рациональных неравенств. Линейные неравенства с одной переменной.Системы рациональных неравенств второй степени с одной переменной.
Системы рациональных неравенств, содержащих модуль и параметр.
Системы уравнений (14часов).
Основные понятия. Рациональное уравнение с двумя переменными. Решение уравненияр(х,у) = о. Равносильные уравнения.График уравнения (х-а)2 + (у-в)2 = r2.Графическая модель уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. Графический метод решения системы уравнений. Метод решения систем уравнений. Метод подстановки.Метод алгебраического сложения.Метод введения новых переменных.Введение новых переменных в обоих уравнениях.Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций.Решение задач на движение с помощью систем уравнений.Решение задач на совместную работу.
Числовые функции(25 часов).
Функция. Область определения. Область значений функции.Кусочно- заданные функции.Способы задания функции.Свойства функций. Алгоритм прочтения свойств функций.Исследование функций на графических представлениях и аналитических.Четные и нечетные функции. Алгоритм исследования функции на четность.Графики четной и нечетной функций.
Степенная функция с натуральным показателем, ее свойства и график.Построение и чтение графиков функций у= хn.Степенная функция с отрицательным целым показателем. Построение и чтение графиков степенной функции.Решение уравнений и неравенств графическим способом.Функция у = , ее свойства и график.
Прогрессии (13 часов).
Числовая последовательность. Способы задания числовых последовательностей (аналитический, словесный, рекуррентный). Свойства числовых последовательностей. Арифметическая прогрессия. Формула п-го члена арифметической прогрессии.Арифметическая прогрессия как линейная функция на множестве натуральных чисел.
Формула суммы членов конечной арифметической прогрессии.Характеристическое свойство арифметической прогрессии.Геометрическая прогрессия.Формула п-го члена геометрической прогрессии.Формула суммы членов конечной геометрической прогрессии.Характеристическое свойство геометрической прогрессии. Прогрессии и банковские расчеты.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей(13 часов).
Комбинаторные задачи. Правило умножения.Геометрическая модель правила умножения - дерево возможных вариантов. Факториал. Перестановки. Выбор двух элементов. Выбор трех элементов.Сочетание из п элементов по к..Классическое определение вероятности.Вероятность противоположного события.Вероятность суммы несовместных событий.Случайные события и их вероятность.Обработка статистических данных. Варианты и их кратности. Распределение кратности.Статистическая устойчивость. Статистическая вероятность.
Обобщающее повторение (17 часов)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОМЕТРИЯ
Повторение (2 часа).
Векторы. Метод координат (21 час).
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель — научить учащихся выполнять действия над вектора-ми как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число). На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Соотношения между сторонами и углами треугольника (14 часов).
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометри-ческий аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью еди-ничной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников. Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач. Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Длина окружности и площадь круга (12 часов).
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления. В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник. Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
Движения (11 часов).
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и цен-тральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Итоговое повторение (10 часов).
Тематическое планирование с определением количества часов по темам (разделам) по алгебре для 9 класса
Количество часов на тему (раздел)
Тема (раздел)
5
Повторение
18
Неравенства и системы неравенств
14
Системы уравнений
25
Числовые функции
13
Прогрессии.
13
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
17
Повторение
105
Итого
Тематическое планирование с определением количества часов по темам (разделам) по геометрии для 9 класса