РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу математики основного общего образования (5-9 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу математики основного общего образования (5-9 классы)
Рабочая программа по математике разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Крестищенская средняя общеобразовательная школа» Советского района Курской области с учѐтом Примерной программы основного общего образования по математике.
Математика. Сборник рабочих программ. 5—6 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова].— М. : Просвещение, 2015.
Алгебра. Сборник рабочих программ. 7—9 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова].— М. : Просвещение, 2014.
Геометрия. Сборник рабочих программ. 7—9 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова].— М. : Просвещение, 2014.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу математики основного общего образования (5-9 классы)»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Крестищенская средняя общеобразовательная школа»
Советского района Курской области
Принята на заседании Утверждена приказом по школе
педагогического совета от «__» _________2016 г. № _______
протокол от «__» _________2016 г. № ____ Директор школы: ___________/Л.Е.Седых
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу математики
основного общего образования
(5-9 классы)
Разработчик: ИВАСЕНКО З.А.,
учитель математики первой
квалификационной категории
с. Крестище
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Крестищенская средняя общеобразовательная школа» Советского района Курской области с учѐтом Примерной программы основного общего образования по математике.
Математика. Сборник рабочих программ. 5—6 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова].— М. : Просвещение, 2015.
Алгебра. Сборник рабочих программ. 7—9 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова].— М. : Просвещение, 2014.
Геометрия. Сборник рабочих программ. 7—9 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова].— М. : Просвещение, 2014.
Рабочая программа ориентирована на учебники:
Математика. 5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. — М. : Мнемозина, 2013
Математика. 6 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд.— М. : Мнемозина, 2013
Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе /; под редакцией С. А. Теляковского. — М. :Просвещение, 2013.
Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе /; под редакцией С. А. Теляковского. — М. :Просвещение, 2013.
Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе /; под редакцией С. А. Теляковского. — М. :Просвещение, 2013.
Геометрия 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В.Кадомцев и др.]. — М. :Просвещение, 2015.
Согласно учебному плану на изучение математики отводится
в 5 классе (170 часов в год, 5 часов в неделю);
в 6 классе (170 часов в год, 5 часов в неделю );
в 7 классе (170 часов в год, 5 часов в неделю, из них: алгебра - 5 ч в неделю в I четверти, 3 часа в неделю во II-IV четвертях, всего 120 ч; геометрия: со II четверти 2часа в неделю, всего 50 часов);
в 8 классе (170 часов в год, 5 часов в неделю, из них: алгебра - 3 ч в неделю, всего 102 ч; геометрия: 2часа в неделю, всего 68 часов);
в 9 классе (170 часов в год, 5 часов в неделю, из них: алгебра - 3 ч в неделю, всего 102 ч; геометрия: 2часа в неделю, всего 68 часов);
Срок реализации рабочей программы 5 лет
Планируемые результаты освоения курса математики
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
И ОСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образо-
вательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
7) креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;
8) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
9) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований
и критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9) формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задачи понимать необходимость их проверки;
14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
2) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
представление о числе, геометрических объектах, как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
овладение символьным языком математики, знание элементарных функциональных зависимостей; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
5) умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем;
применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
6) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
7) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
8) умение применять изученные понятия, результаты и методы: при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов; для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
1) понимать особенности десятичной системы счисления;
2) владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
3) выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
4) сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
5) выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
6) использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.
Выпускник получит возможность:
7)познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
8) углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
9) научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Выпускник научится:
1) использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
2) владеть понятием квадратного корня, применять его в вычислениях.
Выпускник получит возможность:
3) развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;
4) развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
ИЗМЕРЕНИЯ, ПРИБЛИЖЕНИЯ, ОЦЕНКИ
Выпускник научится:
1) использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
Выпускник получит возможность:
2) понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
3) понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ
Выпускник научится:
1) владеть понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
2) выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
3) выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
4) выполнять разложение многочленов на множители.
Выпускник получит возможность:
5) научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
6) применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения).
УРАВНЕНИЯ
Выпускник научится:
1) решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
2) понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
3) применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Выпускник получит возможность:
4) овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных
предметов, практики;
5) применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
НЕРАВЕНСТВА
Выпускник научится:
1) понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
2) решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;
3) применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.
Выпускник получит возможность научиться:
4) разнообразным приёмам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных
предметов, практики;
5) применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ЧИСЛОВЫЕ ФУНКЦИИ
Выпускник научится:
1) понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
2) строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
3) понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Выпускник получит возможность научиться:
4) проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);
5) использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
ЧИСЛОВЫЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
Выпускник научится:
1) понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);
2) применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
3) решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы первых nчленов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
4) понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую — с экспоненциальным ростом.
ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
Выпускник научится
1) использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.
Выпускник получит возможность
2) приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.
СЛУЧАЙНЫЕ СОБЫТИЯ И ВЕРОЯТНОСТЬ
Выпускник научится
1) находить относительную частоту и вероятность случайного события.
Выпускник получит возможность
2) приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов.
КОМБИНАТОРИКА
Выпускник научится
1) решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Выпускник получит возможность
2) научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Наглядная геометрия
Выпускник научится:
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
3) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Выпускник получит возможность:
5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
7) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов,
отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
6) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
7) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Выпускник получит возможность:
8) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
10) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
11) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
12) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
13) приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».
Измерение геометрических величин
Выпускник научится:
1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры
угла;
2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
6) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Выпускник получит возможность:
7) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
8) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равно составленности;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Координаты
Выпускник научится:
1) вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
2) использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
Выпускник получит возможность:
3) овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
4) приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
5) приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисление и доказательство».
Векторы
Выпускник научится:
1) оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
2) находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при
необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;
3) вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
Выпускник получит возможность:
4) овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;
5) приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на вычисление и доказательство».
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
АРИФМЕТИКА (250 ч)
Натуральные числа. Натуральный ряд. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий.
Степень с натуральным показателем.
Числовые выражения, значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях, использование скобок. Решение текстовых задач арифметическими способами.
Делители и кратные. Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком.
Дроби. Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части.
Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
Проценты; нахождение процентов от величины и величины по ее процентам. Отношение; выражение отношения в процентах. Пропорция; основное свойство пропорции.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Рациональные числа. Положительные и отрицательные числа, модуль числа. Множество целых
чисел. Множество рациональных чисел; рациональное число как отношение , где
т — целое число, п — натуральное. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства арифметических действий. Степень с целым показателем.
Действительные числа. Квадратный корень из числа. Корень третьей степени. Запись корней с помощью степени с дробным показателем.
Понятие об иррациональном числе. Иррациональность числа и несоизмеримость стороны и диагонали квадрата. Десятичные приближения иррациональных чисел.
Множество действительных чисел; представление действительных чисел бесконечными десятичными дробями. Сравнение действительных чисел.
Координатная прямая. Изображение чисел точками координатной прямой. Числовые промежутки.
Измерения, приближения, оценки. Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире. Выделение множителя — степени десяти в записи числа.
Приближенное значение величины, точность приближения. Округление натуральных чисел и десятичных дробей. Прикидка и оценка результатов вычислений.
АЛГЕБРА(200 ч)
Алгебраические выражения. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных. Подстановка выражений вместо переменных. Преобразование буквенных выражений на основе свойств арифметических действий. Равенство буквенных выражений. Тождество.
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлены и многочлены. Степень многочлена. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности. Формула разности квадратов. Преобразование целого выражения в многочлен. Разложение многочленов на множители. Многочлены с одной переменной. Корень многочлена. Квадратный трехчлен; разложение квадратного трехчлена на множители.
Алгебраическая дробь. Основное свойство алгебраической дроби. Сложение, вычитание, умножение, деление алгебраических дробей. Степень с целым показателем и ее свойства.
Рациональные выражения и их преобразования. Доказательство тождеств.
Квадратные корни. Свойства арифметических квадратных корней и их применение к преобразованию числовых выражений и вычислениям.
Уравнения. Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Свойства числовых равенств. Равносильность уравнений.
Линейное уравнение. Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение уравнений, сводящихся к линейным и квадратным. Примеры решения уравнений третьей и четвертой степеней. Решение дробно-рациональных уравнений.
Уравнение с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными, примеры решения уравнений в целых числах.
Система уравнений с двумя переменными. Равносильность систем. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и сложением. Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными.
Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Декартовы координаты на плоскости. Графическая интерпретация уравнения с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными; угловой коэффициент прямой; условие параллельности прямых. Графики простейших нелинейных уравнений: парабола, гипербола, окружность. Графическая интерпретация систем уравнений с двумя переменными.
Неравенства. Числовые неравенства и их свойства.
Неравенство с одной переменной. Равносильность неравенств. Линейные неравенства с одной переменной. Квадратные неравенства. Системы неравенств с одной переменной.
ФУНКЦИИ(65 ч)
Основные понятия. Зависимости между величинами. Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции. График функции. Свойства функций, их отображение на графике. Примеры графиков зависимостей, отражающих реальные процессы.
Числовые функции. Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики и свойства. Линейная функция, ее график и свойства. Квадратичная функция, ее график и свойства. Степенные функции с натуральными показателями 2 и 3, их графики и свойства. Графики функций у = , у = , у = \х\.
Числовые последовательности. Понятие числовой последовательности. Задание последовательности рекуррентной формулой и формулой л-го члена.
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы л-го члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых п-х членов. Изображение членов арифметической и геометрической прогрессий точками координатной плоскости. Линейный и экспоненциальный рост. Сложные проценты.
ВЕРОЯТНОСТЬИСТАТИСТИКА(50 ч)
Описательная статистика. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Случайная изменчивость. Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия. Репрезентативные и нерепрезентативные выборки.
Случайные события и вероятность. Понятие о случайном опыте и случайном событии. Элементарные события. Частота случайного события. Статистический подход к понятию вероятности. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Вероятности противоположных событий. Независимые события. Умножение вероятностей. Достоверные и невозможные события. Равновозможность событий. Классическое определение вероятности.
Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Комбинаторное правило умножения. Перестановки и факториал.
ГЕОМЕТРИЯ(255 ч)
Наглядная геометрия. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Изображение геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности.
Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.
Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.
Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближенное измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры.
Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры разверток многогранников, цилиндра и конуса.
Понятие объема; единицы объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба.
Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.
Геометрические фигуры. Прямые и углы. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла.
Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярные прямые. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Серединный перпендикуляр к отрезку.
Геометрическое место точек. Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.
Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Теорема Фалеса. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагора. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0 до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Решение треугольников: теорема косинусов и теорема синусов. Замечательные точки треугольника.
Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции.
Окружность и круг. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный угол, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Вписанные и описанные многоугольники. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Геометрические преобразования. Понятие о равенстве фигур. Понятие о движении: осевая и центральная симметрии, параллельный перенос, поворот. Понятие о подобии фигур и гомотетии.
Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение треугольника по трем сторонам; построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на п равных частей.
Решение задач на вычисление, доказательство и построение с использованием свойств изученных фигур.
Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
Периметр многоугольника.
Длина окружности, число π; длина дуги окружности.
Градусная мера угла, соответствие между величиной центрального угла и длиной дуги окружности.
Понятие площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Площадь многоугольника. Площадь круга и площадь сектора. Соотношение между площадями подобных фигур.
Решение задач на вычисление и доказательство с использованием изученных формул.
Координаты. Уравнение прямой. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение окружности.
Векторы. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов. Коллинеарные векторы. Координаты вектора. Умножение вектора на число, сумма векторов, разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Скалярное произведение векторов.
ЛОГИКАИМНОЖЕСТВА(10 ч)
Теоретико-множественные понятия. Множество, элемент множества. Задание множеств перечислением элементов, характеристическим свойством. Стандартные обозначения числовых множеств. Пустое множество и его обозначение. Подмножество. Объединение и пересечение множеств, разность множеств.
Иллюстрация отношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера—Венна.
Элементы логики. Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Пример и контр пример.
Понятие о равносильности, следовании, употребление логических связок если ..., то ..., в том и только в том случае, логические связки и, или.
МАТЕМАТИКАВИСТОРИЧЕСКОМРАЗВИТИИ
История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби, недостаточность рациональных чисел для геометрических измерений, иррациональные числа. Старинные системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер. Появление отрицательных чисел и нуля. Л. Магницкий. Л. Эйлер.
Зарождение алгебры в недрах арифметики. Ал-Хорезми. Рождение буквенной символики. П. Ферма, Ф. Виет, Р. Декарт. История вопроса о нахождении формул корней алгебраических уравнений, неразрешимость в радикалах уравнений степени, большей четырех. Н. Тарталья, Дж. Кардано, Н. X. Абель, Э. Галуа.
Изобретение метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Р. Декарт и П. Ферма. Примеры различных систем координат на плоскости.
Задача Леонардо Пизанского (Фибоначчи) о кроликах, числа Фибоначчи. Задача о шахматной доске.
Истоки теории вероятностей: страховое дело, азартные игры. П. Ферма и Б. Паскаль. Я. Бернулли. А. Н. Колмогоров.
От землемерия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес. Архимед. Построение правильных многоугольников. Трисекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. История числа п. Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л. Эйлер. Н. И. Лобачевский. История пятого постулата.
(Содержание раздела вводится по мере изучения других вопросов)
РЕЗЕРВ (20 ч)
Тематическое планирование
№ урока
Наименование разделов, тема урока
Количество часов, отводимых на изучение темы
5 класс
1-15
Натуральные числа и шкалы
15
16 - 36
Сложение и вычитание натуральных чисел
21
37 - 63
Умножение и деление натуральных чисел
27
64 - 75
Площади и объёмы
12
76 - 98
Обыкновенные дроби
23
99-111
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.
13
112-137
Умножение и деление десятичных дробей.
26
138-154
Инструменты для вычислений и измерений
17
155-170
Повторение
16
Итого 170 часов
6 класс
1-20
Делимость чисел
20
21-42
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
22
43-74
Умножение и деление обыкновенных дробей
32
75-93
Отношения и пропорции
19
94-106
Положительные и отрицательные числа
13
107-117
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
11
118-129
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
12
130-144
Решение уравнений
15
145-157
Координаты на плоскости
13
158-170
Повторение
13
Итого 170 часов
7 класс
Алгебра
1-24
Выражения, тождества, уравнения
24
25-38
Функции
14
39-53
Степень с натуральным показателем
15
54-73
Многочлены
20
74-93
Формулы сокращенного умножения
20
94-110
Системы линейных уравнений
17
111-120
Повторение
10
Геометрия
1 - 7
Начальные геометрические сведения
7
8 - 21
Треугольники
14
22-30
Параллельные прямые
9
31 - 46
Соотношения между сторонами и углами треугольника
16
47 - 50
Повторение. Решение задач
4
Итого 170 часов
8 класс
Алгебра
1 - 23
Рациональные дроби
23
24 - 42
Квадратные корни
19
43 - 63
Квадратные уравнения
21
64 - 83
Неравенства
20
84 - 94
Степень с целым показателем. Элементы статистики
11
95 - 102
Повторение
8
Геометрия
1 - 14
Четырехугольники
14
15 - 28
Площадь
14
29 - 47
Подобные треугольники
19
48 - 64
Окружность
17
65 - 68
Повторение. Решение задач
4
Итого 170 часов
9 класс
Алгебра
1 - 22
Квадратичная функция
22
23 - 36
Уравнения и неравенства с одной переменной
14
37 - 53
Уравнения и неравенства с двумя переменными
17
54 - 68
Арифметическая и геометрическая прогрессии
15
69 - 81
Арифметическая и геометрическая прогрессии
13
82 - 102
Повторение
21
Геометрия
1 - 8
Векторы
8
9 - 18
Метод координат
10
19 - 29
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
11
30 - 41
Длина окружности и площадь круга
12
42 - 49
Движения
8
50 - 57
Начальные сведения из стереометрии
8
58 - 59
Об аксиомах планиметрии
2
60 - 68
Повторение. Решение задач
9
Итого 170 часов
Календарно-тематическое планирование.
Математика 6 класс
№
п/п
Тема урока
Коли-чество часов
Дата
плани-руемая
факти-ческая
Повторение.
3
1
Повторение. Действия с натуральными числами.
1
1.09
2
Повторение. Обыкновенные дроби.
1
2.09
3
Повторение. Десятичные дроби. Проценты.
1
5.09
Делимость чисел
21
4
Делители и кратные
1
6.09
5
Делители и кратные
1
7.09
6
Делители и кратные
1
8.09
7
Признаки делимости на 10, на 5 и на 2
1
9.09
8
Признаки делимости на 10, на 5 и на 2
1
12.09
9
Признаки делимости на 10, на 5 и на 2
1
13.09
10
Признаки делимости на 9 и на 3
1
14.09
11
Признаки делимости на 9 и на 3
1
15.09
12
Простые и составные числа
1
16.09
13
Простые и составные числа
1
19.09
14
Входная контрольная работа
1
20.09
15
Разложение на простые множители
1
21.09
16
Разложение на простые множители
1
22.09
17
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
1
23.09
18
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
1
26.09
19
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
1
27.09
20
Наименьшее общее кратное
1
28.09
21
Наименьшее общее кратное
1
29.09
22
Наименьшее общее кратное
1
30.09
23
Наименьшее общее кратное
1
3.10
24
Контрольная работа №1
1
4.10
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
22
25
Основное свойство дроби
1
5.10
26
Основное свойство дроби
1
6.10
27
Сокращение дробей
1
7.10
28
Сокращение дробей
1
10.10
29
Сокращение дробей
1
11.10
30
Приведение дробей к общему знаменателю
1
12.10
31
Приведение дробей к общему знаменателю
1
1310
32
Приведение дробей к общему знаменателю
1
14.10
33
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
17.10
34
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
18.10
35
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
19.10
36
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
20.10
37
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
21.10
38
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
24.10
39
Контрольная работа №2
1
25.10
40
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
26.10
41
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
27.10
42
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
28.10
43
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
31.10
44
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
1.11
45
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
2.11
46
Контрольная работа №3
1
3.11
Умножение и деление обыкновенных дробей
32
47
Умножение дробей
1
14.11
48
Умножение дробей
1
15.11
49
Умножение дробей
1
16.11
50
Умножение дробей
1
17.11
51
Нахождение дроби от числа
1
18.11
52
Нахождение дроби от числа
1
21.11
53
Нахождение дроби от числа
1
22.11
54
Нахождение дроби от числа
1
23.11
55
Применение распределительного свойства умножения
1
24.11
56
Применение распределительного свойства умножения
1
25.11
57
Применение распределительного свойства умножения
1
28.11
29.11
58
Применение распределительного свойства умножения
1
30.11
59
Применение распределительного свойства умножения
1
1.12
60
Контрольная работа №4
1
2.12
61
Взаимно обратные числа
1
5.12
62
Взаимно обратные числа
1
6.12
63
Деление
1
7.12
64
Деление
1
8.12
65
Деление
1
9.12
66
Деление
1
12.12
67
Деление
1
13.12
68
Контрольная работа №5
1
14.12
69
Нахождение числа по его дроби
1
15.12
70
Нахождение числа по его дроби
1
16.12
71
Нахождение числа по его дроби
1
19.12
72
Нахождение числа по его дроби
1
20.12
73
Нахождение числа по его дроби
1
21.12
74
Полугодовая контрольная работа
1
22.12
75
Дробные выражения
1
23.12
76
Дробные выражения
1
26.12
77
Дробные выражения
1
27.12
78
Контрольная работа №6
1
28.12
Отношения и пропорции
19
79
Отношения
1
29.12
80
Отношения
1
30.12
81
Отношения
1
10.01
82
Отношения
1
11.01
83
Отношения
1
12.01
84
Пропорции
1
13.01
85
Пропорции
1
16.01
86
Прямая и обратная пропорциональные зависимости
1
17.01
87
Прямая и обратная пропорциональные зависимости
1
18.01
88
Прямая и обратная пропорциональные зависимости
1
19.01
89
Контрольная работа №7
1
20.01
90
Масштаб
1
23.01
91
Масштаб
1
24.01
92
Масштаб
1
25.01
93
Длина окружности и площадь круга
1
26.01
94
Длина окружности и площадь круга
1
27.01
95
Шар
1
30.01
96
Шар
1
31.01
97
Контрольная работа №8
1.02
Положительные и отрицательные числа
13
2.02
98
Координаты на прямой
1
3.02
99
Координаты на прямой
1
6.02
100
Координаты на прямой
1
7.02
101
Противоположные числа
1
8.02
102
Противоположные числа
1
9.02
103
Модуль числа
1
10.02
104
Модуль числа
1
13.02
105
Сравнение чисел
1
14.02
106
Сравнение чисел
1
15.02
107
Сравнение чисел
1
16.02
108
Изменение величин
1
17.02
109
Изменение величин
1
20.02
110
Контрольная работа №9
21.02
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
11
111
Сложение чисел с помощью координатной прямой
1
22.02
112
Сложение чисел с помощью координатной прямой
1
24.02
113
Сложение отрицательных чисел
1
27.02
114
Сложение отрицательных чисел
1
28.02
115
Сложение чисел с разными знаками
1
1.03
116
Сложение чисел с разными знаками
1
2.03
117
Сложение чисел с разными знаками
1
3.03
118
Вычитание
1
6.03
119
Вычитание
1
7.03
120
Вычитание
1
9.03
121
Контрольная работа №10
1
10.03
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
12
122
Умножение
1
13.03
123
Умножение
1
14.03
124
Умножение
1
15.03
125
Деление
1
16.03
126
Деление
1
17.03
127
Деление
1
20.03
128
Рациональные числа
1
21.03
129
Рациональные числа
1
22.03
130
Контрольная работа №11
1
23.03
131
Свойства действий с рациональными числами
1
3.04
132
Свойства действий с рациональными числами
1
4.04
133
Свойства действий с рациональными числами
1
5.04
Решение уравнений
15
134
Раскрытие скобок
1
6.04
135
Раскрытие скобок
1
7.04
136
Раскрытие скобок
1
10.04
137
Коэффициент
1
11.04
138
Коэффициент
1
12.04
139
Подобные слагаемые
1
13.04
140
Подобные слагаемые
1
14.04
141
Подобные слагаемые
1
17.04
142
Контрольная работа №12
1
18.04
143
Решение уравнений
1
19.04
144
Решение уравнений
1
20.04
145
Решение уравнений
1
21.04
146
Решение уравнений
1
24.04
147
Решение уравнений
1
25.04
148
Контрольная работа №13
1
26.04
Координаты на плоскости
13
149
Перпендикулярные прямые
1
27.04
150
Перпендикулярные прямые
1
28.04
151
Параллельные прямые
1
2.05
152
Параллельные прямые
1
3.05
153
Координатная плоскость
1
4.05
154
Координатная плоскость
1
5.05
155
Координатная плоскость
1
8.05
156
Столбчатые диаграммы
1
10.05
157
Столбчатые диаграммы
1
11.05
158
Графики
1
12.05
159
Графики
1
15.05
160
Графики
1
16.05
161
Контрольная работа №14
1
17.05
Повторение
9
18.05
162
Делимость чисел
1
19.05
163
Сложение, вычитание, умножение и деление дробей с разными знаменателями
1
22.05
164
Отношения и пропорции
1
23.05
165
Положительные и отрицательные числа
1
24.05
166
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
1
25.05
167
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел