рабочая программа по математике 1 класс планета знаний
Рабочая программа по математике 1 класс планета знаний
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Башкирская гимназия №4»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Рассмотрено
на заседании ШМК
_____А.М.Ахмитова
Протокол от 25.08.15 № 1
Согласовано
зам.директора по УВР
______ О.В.Кушанкина
«27» августа 2015 года
Утверждаю
директор МБОУ БГ №4
_____Л.К.Миниханова
Приказ от 31.08.15 № 90
Рабочая программа
по математике
начального общего образования
Срок реализации – 4 года
Общее количество часов – 536
Количество часов в неделю – 4
Программа учебного предмета «Математика» составлена на основе примерной программы начального общего образования и программы курса «Математика» М.И.Башмакова, М.Г.Нефёдова УМК «Планета знаний»
Автор-составитель:
учитель начальных классов Э.З.Низамова
2015г
Рабочая программа по математике для 1-4 классов МБОУ БГ №4 составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования»);
Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373» (зарегистрирован Министерствомюстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 года, регистрационный № 19707);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011года №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общегообразования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 года, регистрационный № 22540);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 года №1060 «О внесении изменений в федеральный в федеральный государственный образовательный стандарт начального общегообразования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 года, регистрационный № 26993);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 01 октября2013 года, регистрационный № 30067);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования по учебным предметам;
Учебный план МБОУ БГ №4 на 2015-2016 учебный год (Приказ от07.05.2015 г. № 44)
ООП НОО МБОУ БГ №4 – I ступень обучения;
Положение о рабочей программе учебного предмета по МБОУ БГ №4 (Приказ от15.06. 2015 г № 58)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 мая 2015 г. N 507 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373"
Приказ от 20.05.2015 № 48 «Об определении перечня учебников, использованных в образовательных процессе на 2015-2016 учебный год».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по математике 1 класс планета знаний»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Башкирская гимназия №4»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Рассмотрено
на заседании ШМК
_____А.М.Ахмитова
Протокол от 25.08.15 № 1
Согласовано
зам.директора по УВР
______ О.В.Кушанкина
«27» августа 2015 года
Утверждаю
директор МБОУ БГ №4
_____Л.К.Миниханова
Приказ от 31.08.15 № 90
Рабочая программа
по математике
начального общего образования
Срок реализации – 4 года
Общее количество часов – 536
Количество часов в неделю – 4
Программа учебного предмета «Математика» составлена на основе примерной программы начального общего образования и программы курса «Математика» М.И.Башмакова, М.Г.Нефёдова УМК «Планета знаний»
Автор-составитель:
учитель начальных классов Э.З.Низамова
2015г
Рабочая программа по математике для 1-4 классов МБОУ БГ №4 составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования»);
Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 года, регистрационный № 19707);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011года №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 года, регистрационный № 22540);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 года №1060 «О внесении изменений в федеральный в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 года, регистрационный № 26993);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 01 октября 2013 года, регистрационный № 30067);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования по учебным предметам;
Учебный план МБОУ БГ №4 на 2015-2016 учебный год (Приказ от 07 .05.2015 г. № 44)
ООП НОО МБОУ БГ №4 – I ступень обучения;
Положение о рабочей программе учебного предмета по МБОУ БГ №4 (Приказ от 15.06. 2015 г № 58)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 мая 2015 г. N 507 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373"
Приказ от 20.05.2015 № 48 «Об определении перечня учебников, использованных в образовательных процессе на 2015-2016 учебный год».
Пояснительная записка
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Математика занимает одно из центральных мест в общей системе образования. Эта её роль определяется богатством математических идей и результатов, накопленных человечеством за тысячи лет развития и являющихся существенной частью его культурногонаследия, неприрывно расширяющимся спектром приложений математики к самым различным стронам жизни и деятельности человека,несомненным влиянием математики на воспитание важнейших личностных качеств, её воспитательным потенциалом.
Ценностные ориентиры обучения математике могут быть выражены в трёх направлениях: познавательное, воспитательное,практическое.Все три составляющие математического образования – его вклад в индивидуальное развитие личности, его воспитательный потенциал и практическое значение – являются равноправными составляющими.Успешное продвижение в каждом из этих направлений должно наблюдаться на каждом этапе школьной жизни, включая начальную школу.
Основными целями начального обучения математике являются:
развитиеобразного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
освоение основ математических знаний, формированиепервоначальных представлений о математике;
воспитаниеинтереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Программма направлена на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования. В соответствиями с этими целями необходимо поставить три группы задач.
Программа определяет ряд задач:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Характерными особенностями содержания математики являются : наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
Учебный материал каждого года обучения выстроен по тематическому принципу — он поделен на несколько крупных разделов, которые, в свою очередь, подразделяется на несколько тем.
Отбор содержания опирается на Федеральный государственный стандарт начального общего образования. При этом учитываются необходимость преемственности с дошкольным периодом и основной школой, индивидуальные потребности школьников и обеспечение возможностей развития математических способностей учащихся.
При отборе содержания учитывался принцип целостностисодержания, согласно которому новый материал, если это уместно, органично и доступно для учащихся, включается в систему более общих представлений по изучаемой теме. Принцип целостности способствует установлению межпредметных связей внутри комплекта «Планета знаний». Так, тема «Величины, измерение величин» в начале 2-го класса поддерживается в курсе «Окружающий мир» изучением темы «Приборы и инструменты». Знакомство с летоисчислением и так называемой «лентой времени» в курсе математики 3-го класса обусловлено необходимостью её использования при изучении исторической составляющей курса «Окружающий мир».
Важное место в курсе отводится пропедевтике как основного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, так и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Поэтому активно используются элементы опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых тем.
Использование опережающего обучения позволяет в соответствии с принципом целостности включать новый материал, подлежащий обязательному усвоению, в систему более общих представлений. Это способствует осмысленному освоению обязательного материала, позволяет вводить элементы исследовательской деятельностив процесс обучения. На уровне отдельных упражнений: наблюдения над свойствами геометрических фигур, формулирование (сначала с помощью учителя, а позже самостоятельно) выводов, проверка выводов на других объектах. На уровне отдельных уроков: сопоставление и различение свойств предметов, количественных характеристик (сопоставление периметра и площади, площади и объёма и др.), выявление общих способов действий (например, «открытие» правила умножения чисел на 10, 100, 1000).
Один из центральных принципов организации учебного материала в данном курсе — принцип вариативности — который реализуется через деление материала учебников на инвариантную и вариативную части.
Инвариантная часть содержит новый материал, обязательный для усвоения его всеми учащимися, и материал, изучаемый на пропедевтическом уровне, но обязательный для ознакомления с ним всех учащихся. Инвариантная часть обеспечивает усвоение предметных умений на уровне требований, обязательных для всех учащихся. В учебниках ориентиром обязательного уровня освоения предметных умений могут служить упражнения в рубрике «Проверочные задания» (1, 2 классы) и «Проверяем, чему мы научились» (3-4 классы).
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по изучаемой теме; задания на дополнительное закрепление обязательного материала; материал, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении; материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся.
Значительное место в курсе отводится развитию пространственныхпредставлений учащихся. Своевременное развитие пространственных представлений помогает ребенку успешно адаптироваться в социальной и учебной среде и влияет на усвоение базисных алгоритмов, которые облегчают его взаимодействие с лавиной информации, которая обрушивается на него в современном обществе. Психологами установлено, что развитие пространственных представлений особенно эффективно для развития ребенка до достижения им 9-летнего возраста.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ БГ №4 курс математики в 1-4 классах в объеме 4 часов в неделю. Курс рассчитан на 536 ч: в 1 классе — 128 ч (32 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Математика»
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предполагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров:
понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения; строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению математики;
формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности;
умение признавать собственные ошибки;
следование в поведении социальным нормам;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
восприятие математики как части общечеловеческой культуры.
Метапредметные результаты
Изучения курса «Математика» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя, описывающим стандартные действия;
учатся применять изученные правила при выполнении учебных заданий;
первые навыки в сопоставлении результатов собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
предвосхищать результаты;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника)
использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;
навыки в выделении существенного и несущественного в тексте задачи;
навыки в моделировании условия текстовых задач;
навыки в установлении закономерности и использовании их при выполнении заданий (продолжить ряд, составлять равенства)
первые навыки конструирования геометрических фигур из заданных частей;
навыки нахождения нужной информации в учебнике;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.
использовать навыки сотрудничества с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очередность действий, обсуждать совместное решение, учитывать мнение партнера, слушать собеседника, договариваться и приходить к общему решению;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
задавать вопросы с целью получения нужной информации;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Содержание учебного предмета
1 класс
Данная программа рассчитана на 132 часов.
Общие свойства предметов и групп предметов (10 ч)
Свойства предметов (форма, цвет, размер). Сравнительные характеристики предметов по размеру: больше - меньше, длиннее - короче, выше - ниже, шире - уже. Сравнительные характеристики положения предметов в пространстве: перед, между, за; ближе - дальше, слева - справа. Сравнительные характеристики последовательности событий: раньше - позже. Сравнительные количественные характеристики групп предметов: столько же, больше, меньше, больше на..., меньше на....
Числа и величины (30 ч)
Счет предметов. Названия, запись, последовательность чисел до 100. Сравнение чисел (знаки сравнения). Числовой ряд, взаимное расположение чисел в числовом ряду (следующее число, предыдущее). Четные и нечетные числа. Десятичный состав двузначных чисел.
Масса, единицы массы (килограмм). Вместимость, единицы вместимости (литр).
Арифметические действия (45 ч)
Сложение, вычитание (смысл действий, знаки действий). Переместительный закон сложения. Взаимосвязь действий сложения и вычитания.
Таблица сложения в пределах 10. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток. Сложение и вычитание с числом 0.
Выражение (сумма, разность), значение выражения. Равенство, неравенство. Названия компонентов сложения и вычитания (слагаемые, уменьшаемое, вычитаемое). Нахождение значения выражения без скобок. Рациональные приемы вычислений (перестановка и группировка слагаемых).
Текстовые задачи (15 ч)
Развитие способности понимания текста, содержащего числовые данные. Моделирование текста, содержащего числовые данные. Структура и элементы текстовой задачи (условие, вопрос, числовые данные, неизвестное). Краткая запись условия, восстановление условия задачи по краткой записи.
Решение текстовых задач: нахождение суммы и остатка, увеличение (уменьшение) на несколько единиц, нахождение слагаемого, нахождение уменьшаемого, нахождение вычитаемого.
Геометрические фигуры и величины (20 ч)
Пространственные отношения (выше–ниже, длиннее–короче, шире–уже, перед, за, между, слева–справа).
Отрезок, ломаная, прямая линия, кривая. Измерение длины отрезка, изображение отрезка заданной длины. Многоугольники: квадрат, прямоугольник, треугольник. Круг.
Длина. Единицы длины (сантиметр). Длина ломаной. Периметр многоугольника.
Площадь (на уровне наглядных представлений).
Работа с данными (12 ч)
(знакомство с материалом этого раздела программы происходит на уроках параллельно с основным содержанием. Специально часы на изучение этого раздела программы не выделяются).
Виды информации: текст, рисунок, схема, символьная запись. Сопоставление информации, представленной в разных видах. Таблица (строка, столбец). Табличная форма представления информации. Чтение и заполнение таблиц.
2 класс
Числа и величины (15 ч)
Названия, запись, последовательность чисел до 1000. Сравнение чисел. Разряды (единицы, десятки, сотни).
Время, единицы времени (час, минута). Метрические соотношения между изученными единицами времени.
Арифметические действия (60 ч)
Сочетательный закон сложения. Таблица сложения в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток. Письменное сложение и вычитание чисел. Проверка результатов вычитания сложением
Умножение, деление (смысл действий, знаки действий). Таблица умножения, соответствующие случаи деления. Умножение и деление с числами 0 и 1. Переместительный и сочетательный законы умножения. Взаимосвязь действий умножения и деления. Проверка результатов деления умножением.
Выражение (произведение, частное). Названия компонентов умножения и деления (множители, делимое, делитель). Порядок действий. Нахождение значения выражения со скобками. Рациональные приёмы вычислений (перестановка и группировка множителей, дополнение слагаемого до круглого числа).
Текстовые задачи (30 ч)
Составление краткой записи условия. Моделирование условия текстовой задачи.
Решение текстовых задач: разностное сравнение, нахождение произведения, деление на равные части, деление по содержанию, увеличение и уменьшение в несколько раз.
Геометрические фигуры и величины (15 ч)
Угол. Виды углов (острый, прямой, тупой). Виды треугольников (прямоугольный, равносторонний). Свойства сторон прямоугольника, квадрата, ромба (на уровне наглядных представлений).
Единицы длины (миллиметр, метр, километр). Измерение длины отрезка. Метрические соотношения между изученными единицами длины.
Единицы площади (квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный километр). Площадь прямоугольника.
Работа с данными (16 ч)
Интерпретация информации, представленной в виде рисунка, в табличной форме. Представление текста в виде схемы (моделирование условия задачи). Знакомство с комбинаторными задачами. Решение комбинаторных задач с помощью схемы, таблицы.
3 класс
Числа и величины (15ч)
Названия, запись, последовательность чисел до 10 000. Сравнение чисел. Разряды (единицы, десятки, сотни), разрядный состав трехзначных чисел. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Масса, единицы массы (тонна, грамм). Метрические соотношения между изученными единицами массы.
Время, единицы времени (секунда, сутки, неделя, месяц, год). Метрические соотноше¬ния между изученными единицами времени.
Скорость, единицы скорости.
Арифметические действия (50ч)
Распределительный закон. Сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах
10 000.
Письменное умножение на однозначное число в пределах 10 000. Деление с остатком. Письменное деление на однозначное число в пределах 1000.
Рациональные приемы вычислений (вычитание числа из суммы и суммы из числа, умножение и деление суммы на число).
Приемы контроля и самопроверки результата вычислений (определение последней цифры результата сложения, вычитания, умножения; определение первой цифры результата деления и числа цифр в ответе).
Текстовые задачи (46ч)
Моделирование условия текстовой задачи. Решение задач разными способами.
Решение текстовых задач: кратное сравнение; определение длины пути, времени и скорости движения; определение цены и стоимости; определение доли числа и числа по доле.
Геометрические фигуры и величины (15ч)
Круг и окружность (радиус, диаметр). Построение окружности с помощью циркуля.
Единицы длины (дециметр). Метрические соотношения между изученными единицами длины.
Работа с данными (10ч)
Чтение, заполнение таблиц, интерпретация данных таблицы. Работа с таблицами (планирование маршрута). Знакомство с диаграммами (столбчатая диаграмма, круговая диаграмма).
4 класс
Числа и величины(25 ч)
Названия, запись, последовательность чисел до 1 000 000. Классы и разряды. Сравнение чисел.
Масса, единицы массы (центнер). Метрические соотношения между изученными единицами массы. Сравнение и упорядочивание величин по массе.
Время, единицы времени (век). Метрические соотношения между изученными единицами времени. Сравнение и упорядочивание промежутков времени по длительности.
Арифметические действия (35 ч)
Сложение и вычитание в пределах 1 000 000. Умножение и деление на двузначные и трехзначные числа.Рациональные приёмы вычислений (разложение числа на удобные слагаемые или множители; умножение на 5, 25, 9, 99 и т.д.). Оценка результата вычислений, определение числа цифр в ответе. Способы проверки правильности вычислений.
Числовые и буквенные выражения. Нахождение значения выражения с переменной. Обозначение неизвестного компонента арифметических действий буквой. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий (усложненные случаи).
Действия с величинами.
Текстовые задачи(40 ч)
Моделирование условия задач на движение. Решение задач, содержащих однородные величины.
Решение текстовых задач: разностное и кратное сравнение, движение в противоположных направлениях; определение объёма работы, производительности и времени работы, определение расхода материалов.
Геометрические фигуры и величины(30 ч)
Плоские и пространственные геометрические фигуры. Куб. Изображение геометрических фигур на клетчатой бумаге.
Метрические соотношения между изученными единицами длины. Сравнение и упорядочивание величин по длине.
Единицы площади (ар, гектар). Метрические соотношения между изученными единицами площади. Сравнение и упорядочивание величин по площади.
Формулы периметра и площади прямоугольника. Решение задач на определение периметра и площади.
Работа с данными(6 ч)
Информация, способы представления информации, работа с информацией (сбор, передача, хранение). Виды диаграмм (столбчатая, линейная, круговая). Планирование действий (знакомство с понятием «алгоритм».
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
Раздел
Количество часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
1 кл.
2 кл.
3 кл.
4кл
1.Общие свойства предметов и групп предметов
(10ч)
10ч
Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение. Сравнивать числа по классам и разрядам. Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Наблюдать закономерность числовой последовательности, составлять (дополнять) числовую последовательность по заданному или самостоятельно составленному правилу. Оценивать правильность составления числовой последовательности. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. Характеризовать явления и события с использованием величин.
2.Числа и величины
(85ч)
30ч
15ч
15ч
25ч
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения и вычитания, умножения, деления).
Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания (при записи числового выражения, нахождений значения числового выражения и т д.).
Прогнозировать результат вычисления.
Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.
Использовать различные приемы проверки правильности вычисления результата действия, нахождения значения числового выражения.
3.Арифметические действия
(190ч)
45ч
60ч
50ч
35ч
Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов (отрезок, прямоугольник и др.). Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решения. Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи. Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения). Выбирать самостоятельно способ решения задачи. Использовать геометрические образы в ходе решения задачи. Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия (вопроса).
4.Текстовые задачи
(131ч)
15ч
30ч
46ч
40ч
Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.
Изготовлять (конструировать) модели геометрических фигур, преобразовывать модели.
Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять их с геометрическими формами.
Сравнивать геометрические фигуры по величине (размеру).
Классифицировать (объединять в группы) геометрические фигуры.
Находить геометрическую величину разными способами.
Использовать различные инструменты и технические средства для проведения измерений.
6.Работа с данными
(44ч)
12ч
16ч
10ч
6ч
Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные (с помощью учителя и др., и самостоятельно); использовать справочную литературу для уточнения и поиска информации; интерпретировать информацию (объяснять, сравнивать и обобщать данные, формулировать выводы и прогнозы).
Понимать информацию, представленную разными способами (текст, таблица, схема, диаграмма и др.).
Использовать информацию для установления количественных и пространственных отношений, причинно-следственных связей, строить и объяснять простейшие логические выражения.
Находить общее свойство группы предметов, чисел, геометрических фигур, числовых выражений и прочее; проверять его выполнение для каждого объекта группы.
Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках, столбцах таблицы.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 N 15785)
2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014учебный год.
3. Сборник программ УМК «Планета знаний» - издательство «Астрель», 2013
4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях Серия: Стандарты второго поколения. Изд. Просвещение, 2010.
5. М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Обучение в 1,2,3,4 классе по учебнику «Математика». Методическое пособие. — М., АСТ, Астрель.
6. М.Г.Нефедова. Дидактические игры по математике. 1 класс. Разрезной материал
7. М. Г. Нефёдова Математика. Контрольные и диагностические работы 2012г. Астрель»,
8. Проектор, ноутбук, экран.
9.Тесты и самостоятельные работы для текущегоконтроля к учебнику М. И. Башмаков, М. Г. Нефедова М. «Математика»1,2,3,4 класс: АСТ, Астрель, 2013г.
10. М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 1,2,3,4 класс. Учебник. В 2 ч. — М., АСТ, Астрель.
11. М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 1,2,3,4 класс. Рабочие тетради № 1, 2. — М., АСТ, Астрель.
12. Итоговые комплексные работы к учебникам Т. М. Андрианова, О. Б.Калинина, М. Г.Нефедова, О. Н. Журавлева «Русский язык», «Математика» Итоговая комплексная работа 1класс: АСТ, Астрель, 2013г.
13. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru.
14. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
15. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
\
Приложение № 1
к рабочей программе по математике
начального общего образования
Календарно-тематическое планирование по математике
в 1 классе на 2015-2016 учебный год
учителя Низамовой Элины Зинаровны
(согласно учебному плану МБОУ «Башкирская гимназия №4» на изучение предмета выделяется 4 часа в неделю, 130 часов в год).
№ п/п
Дата
Тема урока
Примечание ЭКОР
Количество часов
По плану
Факт
Давайте знакомиться
1
1-4.09
Знакомство с учебником.
1
2
Как мы будем сравнивать.
1
3
Как мы будем считать.
Название цветов на башкирском языке
1
4
Что мы будем рисовать.
1
Сравниваем предметы
5
7-11.09
Сравниваем фигуры.
1
6
Сравниваем форму и цвет.
Башкирское название чисел
1
7
Больше, меньше. Выше, ниже.
1
8
Длиннее, короче. Шире, уже.
1
Считаем предметы
9
14-18.09
Числа 1,2,3.
1
10
Числа 4,5.
1
11
Расставляем по порядку.
1
12
21-25.09
Числа 6,7.
1
13
Числа 8,9.
Башкирское название чисел
1
14
Числа от 1 до 9.
1
Сравниваем
15
28-30.09
1.10
Больше. Меньше. Столько же.
1
16
Сравниваем числа
Башкирское название чисел
1
17
Равенство и неравенство.
1
18
Увеличиваем на 1.
1
19
5-9.10
Уменьшаем на 1.
1
20
Сравниваем числа с помощью числового ряда.
Башкирские название чисел
1
21
Больше на… Меньше на…
1
Рисуем и измеряем
22
Знакомство с новыми геометрическими фигурами (точка, отрезок, овал, прямоугольник).
1
23
14-16.10
Проводим линии.
1
24
Проводим линии.Отрезок и ломаная.
1
25
Многоугольники.
1
26
Рисуем на клетчатой бумаге.
1
27
19-23.10
Ноль и десять.
Башкирское название чисел
1
28
Меряем длину.
1
29
Измеряем отрезки.
1
30
Числовой луч.
1
31
26-30.10
Повторение темы: «Рисуем и измеряем».
1
32
Обобщение изученного по разделам: «Считаем предметы», «Сравниваем числа»
1
33
Повторение и обобщение изученного по разделам: «Рисуем и измеряем». Знакомство с суммой.
1
Учимся складывать и вычитать
34
Знакомство с понятием «разность», знаком -.
1
35
5-6.11
Сложение чисел на основе знания состава 2 и 3
1
36
Сложение чисел на основе знания состава числа 4
1
37
9-13.11
Отличное число. Состав числа 5
1
38
Секрет сложения. Перестановка чисел в сумме.
1
39
Сложение чисел на основе знаний состава числа 6
1
40
Состав числа 7.
Задачи регионального содержания
1
41
16-20.11
Складываем… и вычитаем.
1
42
Закрепление по теме: «состав чисел 3,4,5,6,7»
1
43
Состав числа 8.
1
44
. Состав числа 9.
1
45
23-27.11
Состав числа 10
1
46
Четные и нечетные числа
1
47
Повторение темы: «Учимся складывать и вычитать».
1
Увеличиваем и уменьшаем
48
Увеличение или уменьшение чисел
1
49
30.11
1-4.12
Сложение чисел с числом 2 и вычитание чисел с числом 2.
Башкирское название чисел
1
50
Счет парами.
1
51
Складывание и вычитание чисел с опорой на числовой луч
1
52
Сложение с числами 3 и 4
1
53
7-11.12
Вычитание с числами 3 и 4
1
54
Задачи на сложение и вычитание
1
55
Связь арифметических действий с увеличением и уменьшением чисел
1
56
Увеличиваем и уменьшаем числа
Башкирское название чисел
1
57
Ось симметрии
1
Рисуем и вырезаем
58
14-18.12
Сравнение фигур. Понятие прямой угол.
1
59
Сложение и вычитание чисел
1
60
Таблица сложения однозначных чисел
1
61
21-25.12
Решение задач с помощью схемы
1
62
Десяток и круглые числа
Задачи регионального содержания
1
Десятки
63
Расположение десятков на числовом луче
1
64
Место круглого числа на луче
1
65
28-29.12
Десятичный состав числа
1
Как устроены числа
66
14-15.01
Десятичный состав чисел второго десятка.
1
67
Следующее и предыдущее число.
Задачи регионального содержания
1
68
18-22.01
Увеличение и уменьшение на 1 во втором десятке
1
69
Чётные и нечётные числа во втором десятке
1
70
Порядок следования чисел второго десятка.
1
71
Закрепление по теме «Десятичный состав чисел второго десятка
1
72
25-29.01
Двузначные числа от 20 до 100
1
73
Десятичный состав двузначных чисел
1
74
Сравнение чисел
1
75
Порядок следования двузначных чисел
Задачи регионального содержания
1
76
Закрепление по теме «Десятичный состав двузначных чисел»
1
Вычисляем в пределах 20
77
1-5.02
Сложение однозначных чисел с числом 10.
1
78
Вычитание числа 10 из чисел второго десятка.
1
79
Сложение и вычитание с числом 0
1
80
8-12.02
Сложение в пределах 20 без перехода через десяток
1
81
Сложение однозначного числа с двузначным в пределах 20
1
82
Вычитание в пределах 20 без перехода через десяток.
1
83
Вычитание чисел в пределах 20
Задачи о мёде
1
84
22-26.02
Сложение и вычитание в пределах 20
1
85
Длина ломаной.
1
86
Периметр.
1
87
Площадь.
1
88
29.02
2-4.03
Закрепление по теме «Длина, периметр, площадь»
1
89
Повторение и обобщение изученного по разделу: «Как устроены числа»
1
90
Повторение и обобщение изученного по разделу: «Вычисляем в пределах 20».
1
Простая арифметика
91
Структура текста задачи.
1
92
7-11.03
Краткая запись условия задачи
1
93
Сложение и вычитание десятков
1
94
Сложение и вычитание с круглым числом
1
95
Решение текстовых задач в 2 действия.
1
96
14-18.03
Решение текстовых задач на уменьшение/ увеличение
1
97
Значение выражения.
1
98
Сложение и вычитание двузначного числа с однозначным.
1
99
Сравнение двузначных чисел.
Башкирское название чисел
1
100
21-24.03
Сравнение результатов измерения длины
1
101
Величины
1
102
Простая арифметика
1
Решение задач
103
4-8.04
Слагаемые и сумма
1
104
Решение задач на нахождение слагаемого
1
105
Сложение двузначного числа с круглым
Задача о курае
1
106
Вычитание круглого числа из двузначного.
1
107
11-15.04
Уменьшаемое, вычитаемое, разность
1
108
Рациональные приёмы вычислений
1
109
Дополнение слагаемого до круглого числа.
1
110
Вычисляем удобным способом.
Вычисление значения выражений.
1
111
18-22.04
Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток
1
112
Решение задач на нахождение слагаемого/ вычитаемого
1
113
Закрепление по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток».
1
114
Плоские и объёмные предметы
Считалки на башкирском языке
1
115
25-29.04
Задачи на смекалку.
1
116
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток»
1
117
Работа над ошибками.
Закрепление по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток».
1
118
Симметрия
1
Повторяем, знакомимся, тренируемся
119
2-6.05
Комплексное повторение изученного. Десятки.
1
120
Сложение и вычитание.
Комплексное повторение изученного.
1
121
Сложение в пределах 100.
1
122
Вычитание в пределах 100.
1
123
10-13.05
Решение задач на нахождение суммы.
1
124
Комплексное повторение изученного материала «Сложение в пределах 20.
1
125
Сложение и вычитание в пределах второго десятка.
Задачи регионального содержания
1
126
16-20.05
Решение задач в два действия
1
127
Составные части задачи
1
128
Решение текстовых задач на нахождение остатка.
1
129
Числа от 1 до 100. «Сложение и вычитание в пределах 100».
1
130
23-25.05
Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток