Рабочая программа по математике для учащихся 4 класса по УМК «Школа России»
Рабочая программа по математике для учащихся 4 класса по УМК «Школа России»
Рабочая программа по математике
для учащихся 4 класса по УМК «Школа России»
педагога Крыловой Ирины Валентиновны
Структура рабочей программы
Рабочая программа включает в себя 4 раздела:
Пояснительная записка.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Основное содержание с примерным распределением часов и последовательностью тем.
Календарно-тематическое планирование.
Основная характеристика учебного предмета
Курс математики в начальной школе обеспечивает достаточную для продолжения образования подготовку и расширяет представления обучающихся о математических отношениях и закономерностях окружающего мира, развивает эрудицию, воспитывает математическую культуру.
В процессе изучения курса математики у младших школьников формируются представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Обучающиеся учатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. В процессе наблюдений и опытов они знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
В результате освоения предметного содержания курса математики формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных признаков математического объекта, поиску общего и различного, анализу информации, сравнению (сопоставлению) характерных признаков математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений). Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).
В процессе изучения курса математики младшие школьники знакомятся с математическим языком. Они учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного задания, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.
Математическое содержание позволяет развивать организационные умения: умения планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.
Цели обучения:
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе.
Цели изучения курса математики в 4 классе:
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач;
освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике для учащихся 4 класса по УМК «Школа России» »
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО
Директор школы Зам. Директора по УВР на заседании М.О.
________/__________/ __________ /_________________ / протокол от
«____»______2013 г. «______»________2013 г. «____»_____2013 г.
по математике
для учащихся 4 класса
по УМК «Школа России»
педагога Крыловой Ирины Валентиновны
(высшая квалификационная категория)
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по математике создана на основе:
Сборник рабочих программ «Школа России». 1 – 4 классы. Пособие для учителя общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011 год;
учебного плана ГБОУ ООШ с. Старый Буян на 2013-2014 учебный год,
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях в 2012-2013 учебном году.
авторской программы по математике для общеобразовательных школ М.И.Моро, С.И. Волковой. Срок реализации программы 2013-2014 учебный год. Данная программа предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательной школы обучающихся по традиционной системе обучения.
Обоснование выбора
В данной программе заложен механизм формирования у детей сознательных и прочных навыков устных и письменных вычислений. Достаточно рационально расположен основной учебный материал: центральные темы курса поставлены в наиболее выгодные условия (вводятся в начале и закрепляются в течении учебного года. Это важно, т. к. в классе учатся дети с разными способностями. Предусматривается индивидуальный подход к учащимся, подбор для каждого ученика заданий в соответствии с его возможностями и способностями.
Развитие интереса к предмету реализуется через методическую систему, предполагающую непременную доступность курса для каждого ученика. Дана система разнообразных постепенно усложняющихся упражнений, связанных с решением текстовых задач, содержание которых определяется требованиями программы. Наряду с решением готовых задач предусмотрены творческие задания на составление задач, на преобразование решенной задачи и др. Все это помогает детям прочно и сознательно овладевать математическими знаниями, умениями и навыками.
Структура рабочей программы
Рабочая программа включает в себя 4 раздела:
Пояснительная записка.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Основное содержание с примерным распределением часов и последовательностью тем.
Календарно-тематическое планирование.
Основная характеристика учебного предмета
Курс математики в начальной школе обеспечивает достаточную для продолжения образования подготовку и расширяет представления обучающихся о математических отношениях и закономерностях окружающего мира, развивает эрудицию, воспитывает математическую культуру.
В процессе изучения курса математики у младших школьников формируются представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Обучающиеся учатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. В процессе наблюдений и опытов они знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
В результате освоения предметного содержания курса математики формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных признаков математического объекта, поиску общего и различного, анализу информации, сравнению (сопоставлению) характерных признаков математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений). Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).
В процессе изучения курса математики младшие школьники знакомятся с математическим языком. Они учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного задания, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.
Математическое содержание позволяет развивать организационные умения: умения планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.
Цели обучения
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе.
Цели изучения курса математики в 4 классе:
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач;
освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи курса
В 4 классе основу составляет изучение нумерации многозначных чисел и четырёх арифметических действий с числами в пределах миллиона.
Расширение области чисел от тысячи до миллиона, как известно из практики, дело достаточно трудное и ответственное, т.к. на этом строится вся дальнейшая работа. При изучении нумерации должны быть сформированы умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений.
Тема «Нумерация» неразрывно связана с темой «Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения и обобщение знаний о величинах, приобретённых ранее составление сводных таблиц единиц длины, массы времени и работа над их усвоением.
В течение всего года систематически надо вести работу по формированию и отработке навыков устных и письменных вычислений. При подборе упражнений необходимо удерживать в центре внимания:
табличные случаи умножения и деления;
внетабличные вычисления в пределах 100, лежащие в основе предусмотренных программой вычислений с большими числами;
разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без них.
Вместе с тем четвёртый год обучения создаёт основу знаний – усвоение алгоритмов письменного сложения и вычитания многозначных чисел. Умножение и деление многозначного числа на однозначное, а также на двузначное число. Одна из важнейших задач 4 года обучения. Это весьма существенные и достаточно трудные алгоритмы письменных вычислений: это письменное сложение нескольких многозначных чисел; вычитание в случаях, когда в записи уменьшаемого содержится 2, 3 и более нулей подряд; умножение и деление на двузначное число (в том числе и в тех случаях, когда множители или делимое оканчиваются нулями, а так же когда в записи частного получается 0 в середине) ещё более трудными для детей являются умножение и особенно деление на трёхзначное число.
Программа предполагает вместе с тем прочное знание изучаемых алгоритмов и отработку навыков письменных вычислений.
Специальное внимание уделяется рассмотрению задач знакомых уже видов, но построенных на понимании взаимосвязи между новыми величинами, а также творческий подход к решению задач. Это задачи на нахождение начала, конца и продолжительности событий, решаемые действиями сложения и вычитания; задачи, построенные на знании взаимосвязи между скоростью, временем и расстоянием при равномерном движении, а так же задачи на вычисление площади прямоугольника по заданным его сторонам и задачи, обратные им.
Умение осуществлять выбор действия при решении задач каждого из перечисленных выше видов должно быть доведено почти до автоматизма. Вместе с тем это умение должно быть хорошо осознанным, чтобы ученик всегда мог обосновать правильность выбора действия с помощью логических рассуждений.
Место предмета в базисном учебном плане
Программа рассчитана на 4 часа в неделю (136 часов в год). Из школьного компонента добавлен 1 час в неделю (34 часа в год) для уроков повторения, закрепления, для проведения диагностических и проверочных работ. Таким образом, количество уроков в неделю составило 5 часов, общее количество уроков за год – 170 часов.
Содержание программы
Числа от 1 до 1000
Повторение и обобщение пройденного (15 часов)
Нумерация. Счет предметов. Разряды.
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия.
Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел, умножения и деления на однозначное число.
Свойства диагоналей прямоугольника, квадрата.
В результате повторения изученного материала обучающиеся должны
Знать:
последовательность чисел в пределах 1000, как образуется каждая следующая счетная единица;
таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
таблицу умножения и деления однозначных чисел;
правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна, соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век, соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
В результате изучения темы дети должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
Знать:
единицы длины;
единицы площади, таблицу единиц площади;
правило нахождения площади прямоугольника;
прием измерения площади фигуры с помощью палетки;
единицы времени, таблицу единиц времени;
понятие «масса», единицы массы, таблицу единиц массы;
таблицы единиц и уметь их применять при решении практических и учебных задач;
с помощью каких инструментов и приборов измеряют каждую величину.
Уметь:
измерять и строить отрезки с помощью линейки;
находить площадь фигур, используя палетку;
вычислять площадь прямоугольника в квадратных метрах, километрах;
устанавливать соотношения между квадратным метром, квадратным дециметром, квадратным сантиметром и квадратным миллиметром;
решать задачи на вычисление площади прямоугольных фигур;
находить длину одной из сторон прямоугольника по данной его площади и длине другой стороны;
сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах.
Практическая работа: Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.
Сложение и вычитание (9 часов)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида x + 312 = 654 + 79, 729 - х = 217 + 163, х-137 = 500-140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.
Сложение и вычитание величин.
В результате изучения темы учащиеся должны:
Знать:
конкретный смысл сложения и вычитания;
переместительное и сочетательное свойства сложения, а также свойства вычитания числа из суммы и суммы из числа;
прием нахождения суммы нескольких слагаемых;
прием сложения и вычитания величин;
правило нахождения неизвестного слагаемого;
прием нахождения суммы нескольких слагаемых;
правило нахождения неизвестного уменьшаемого и вычитаемого.
Уметь:
группировать слагаемые любыми способами;
выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел), вычисления с нулем; пользоваться изученной математической терминологией;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них);
решать текстовые задачи арифметическим способом;
выражать величины в разных единицах.
Умножение и деление
Умножение и деление на однозначное число (31 час)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; деление нуля и невозможность деления на нуль; переместительное, сочетательное и распределительное свойства умножения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму; деления суммы на число; умножения и деления числа на произведение.
Приёмы письменного умножения и деления многозначных чисел на однозначное.
Решение уравнений вида 6-х = 429+120, х: 18 = 270 — 50, 360:а: = 630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Решение задач на пропорциональное деление
Среднее арифметическое
В результате изучения темы учащиеся должны:
Знать:
свойства умножения, деления, таблицу умножения, величины;
приемы письменного умножения для случаев вида 4019 × 7;
прием умножения чисел, оканчивающихся нулями;
правило нахождения неизвестного множителя;
конкретный смысл деления;
связь между компонентами при делении;
алгоритм письменного деления на однозначные числа;
правила нахождения неизвестного делимого, неизвестного делителя;
понятие «среднее арифметическое».
Уметь:
выполнять вычисления с нулем и единицей;
выполнять письменные приемы умножения, проверять правильность выполненных вычислений;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них);
проверять правильность выполненных вычислений;
решать текстовые задачи арифметическим способом;
делить многозначное число на однозначное;
выполнять письменное деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули;
находить среднее арифметическое.
Скорость, время, расстояние
Скорость. Единицы скорости.
Примеры взаимосвязей между величинами (время, скорость, путь при равномерном движении и др.).
Виды треугольников
Построение треугольника с помощью угольника
В результате изучения темы дети должны овладеть следующими знаниями:
Знать:
единицы измерения скорость, время, расстояния;
понятие «скорость», единицы скорости;
связь между скоростью движущегося тела, временем и расстоянием;
понятие «треугольник», виды треугольников;
способ построения треугольника с помощью угольника.
Уметь:
найти расстояние по данным скорости и времени движения; время – по данным расстояния и скорости; скорость – по данным расстояния и времени движения;
решать простые и составные задачи, используя знание связи между величинами – скоростью, временем и расстоянием;
распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку;
выполнять построение треугольника с помощью циркуля и линейки, вычислять периметр многоугольника.
Практическая работа: Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.
Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями (24 часа)
Умножение числа на произведение
Приёмы устного и письменного умножения и деления на числа оканчивающиеся нулями
Перестановка и группировка множителей
В итоге изучения темы учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:
Знать:
свойство умножения числа на произведение;
правило умножения числа на сумму;
приёмы устного и письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями (60, 500), и объяснять эти приёмы, опираясь на свойство умножения числа на произведение;
свойство деления числа на произведение;
приёмы устного и письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями, и уметь объяснять эти приёмы, опираясь на свойство деления числа на произведение;
приёмы умножения на 10, 100 и 1000, деления без остатка на 10, 100 и 1000, деления с остатком на 10, 100 и 1000.
Уметь:
выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное число), проверять правильность выполненных вычислений;
выполнять письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями;
решать текстовые задачи арифметическим способом на нахождение скорости, времени, расстояния;
группировать множители в произведении;
выполнять деление с остатком в пределах 100;
решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях арифметическим способом;
выполнять умножение чисел оканчивающихся нулями.
Умножение и деление на двузначное и трёхзначное число (45 часов)
Письменное умножение и деление на двузначное и трехзначное число (в пределах миллиона)
В результате изучения темы учащиеся должны:
Знать:
свойство умножения числа на сумму;
приёмы устного и письменного умножения на двузначные и трёхзначные числа;
приём письменного деления многозначных чисел на двузначные и трёхзначные числа.
Уметь:
формулировать и применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму;
достаточно быстро умножать на двузначное число;
решать задачи на нахождение неизвестных по двум разностям;
выполнять проверку деления и умножения;
выполнять деление на двузначное число;
выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на трёхзначное число), проверять правильность выполненных вычислений.
Итоговое повторение (16 часов)
Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий.
Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение.
Величины.
Геометрические фигуры.
Доли.
Решение задач изученных видов.
Цели: систематизация и уточнение полученных детьми знаний, закрепление и совершенствование формируемых умений; отработка предусмотренных программой навыков.
Серьёзное внимание при итоговом повторении пройденного уделяется формированию у учащихся умения выражать свои мысли точным и лаконичным языком с использованием математических терминов. При этом вовсе не обязательно требовать дословного воспроизведения именно тех формулировок, которые даны в учебнике.
Повторить:
- вычисление значений числовых выражений в 2 — 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
- решение задач в одно действие, раскрывающих:
а) смысл арифметических действий;
б) нахождение неизвестных компонентов действий;
в) отношения больше, меньше, равно;
г) взаимосвязь между величинами;
- решение различных текстовых задач в 2-4 действия;
- выполнение заданий на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; - разбиение фигуры на заданные части; - составление заданной фигуры из 2—3 ее частей; - построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Учебник:
Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для 4 класса начальной школы, в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2013.
Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для 4 класса начальной школы, в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2013.
Дидактические средства для учащихся:
Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь: 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2013.
Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь: 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2013.
Методическая литература:
Дмитриева О. И. Поурочные разработки по учебнику М. И. Моро и др.: 4 класс. М.: ВАКО, 2005, 400 с.
Материалы для проведения проверочных работ:
Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013 г., 96 с. (Школа России)
Крылова О. Н. Математика: итоговая аттестация: 4 класс: типовые тестовые задания. – М.: «Экзамен», 2013 г.
Дмитриева О. И. Поурочные разработки по учебнику М. И. Моро и др.: 4 класс. М.: ВАКО, 2005, 400 с.
Формы организации образовательного процесса
Общеклассные формы: урок, зачетный урок, тематический урок, самостоятельные и контрольные работы, тесты, фронтальная беседа, устная дискуссия.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые математические задания, совместная пробно-поисковая деятельность.
Индивидуальные формы: письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий
Технологии обучения
информационные технологии;
технология традиционного обучения;
технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения;
игровые технологии;
здоровьесберегающие технологии;
дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса: разноуровневые задания, индивидуальный подход, учет индивидуальных особенностей обучающихся.
Механизмы формирования ключевых компетенций
1. Учебно-познавательные компетенции:
ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
организовывать планирование, анализ, самооценку своей учебно-познавательной деятельности.
2. Коммуникативные компетенции:
владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы.
3. Информационные компетенции:
владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, словарями;
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Виды и формы контроля
Виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Текущий контроль.Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Текущий контроль важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесение изменений в планировании последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.
Тематический контрользаключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.
Итоговый контроль:
контрольная работа;
тестирование;
Формы контроля: опросы, тесты, контрольные работы, самостоятельные и проверочные работы.
Устный опростребует устного изложения учеником изучаемого материала: алгоритм вычислений, решение уравнений, преобразование, сравнение величин, объяснение последовательности выполнения геометрического задания. Опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, решение с объяснением., сообщение о наблюдении или опыте.
Письменный опросзаключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.
Самостоятельная работа – небольшая по времени (15-20 мин.) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой теме курса. Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально.
Контрольная работаиспользуется при фронтальном, текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся в течение года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением и графическими навыками (русский язык, математика). Контрольная работа оценивается отметкой.
Виды контрольных работ по математике:
проверка вычислительных навыков, знания таблиц;
проверка навыков решения задач;
комбинированная контрольная работа.
Тестовые заданиядают точную количественную характеристику не только уровня достижения школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнить правильный и неправильный ответы и т.п.
Тестирование предполагает выбор учащимися правильного ответа из ряда предложенных вариантов.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах:
учёт возрастных особенностей учащихся;
органическое сочетание обучения и воспитания;
усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей;
практическая направленность преподавания, выработка необходимых для этого навыков.
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, природоведение, трудовое обучение).
При обучении математике важное значение имеет соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
Планируемый уровень подготовки учащихся к концу учебного года
Нумерация
Обучающиеся должны знать:
названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.
Обучающиеся должны уметь:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки (больше),
представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Арифметические действия
Понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.
Обучающиеся должны знать:
названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
связь между компонентами и результатом каждого действия;
основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.
Обучающиеся должны уметь:
записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3 – 4 действия (со скобками и без них);
находить числовые значения буквенных выражений вида а ± 3, 8 • к, b : 2, a ± b, c • d, k : nпри заданных числовых значениях входящих в них букв;
выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
решать уравнения вида х±60=320, 125 + х = 750, 2000 – х = 1450, х – 12 = 2400,
х : 5 = 420, 600 : х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий,
решать задачи в 1 – 3 действия.
Величины
Иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.
Обучающиеся должны знать:
единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.
Обучающиеся должны уметь:
находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
узнавать время по часам;
выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значении величин на однозначное число);
применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.
Геометрические фигуры
Иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус).
Обучающиеся должны знать:
виды углов: прямой, острый, тупой;
виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний;
определение прямоугольника (квадрата);
свойство противоположных сторон прямоугольника.
Обучающиеся должны уметь:
строить заданный отрезок;
строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Кол-во уроков
Словарь
Название программной темы и темы уроков
Основное содержание урока
Предполагаемые результаты
Работа по учебнику
Дата
I четверть – 40 уроков
I
1
Нумерация
1.
1
единица
нумерация
Нумерация. Счет предметов. Разряды
Повторение образования трехзначных чисел и их разрядный состав.
Умение находить числа в натуральном ряду, сравнивать числа.
4-5
II
14
Четыре арифметических действия: Сложение. Вычитание. Умножение. Деление
2.
1
выражение
Выражение и его значение. Порядок выполнения действий
Повторить основные арифметические действия. Отработка приемов устных и письменных вычислений.
Умение решать примеры, составные задачи.
6
3.
1
сложение
вычитание
Сложение и вычитание
Вспомнить название компонентов при сложении и вычитании. Решение уравнений, составных задач.
Умение находить связь между результатами и компонентами сложения и вычитания
7
4.
1
сумма
Нахождение суммы нескольких слагаемых
Знакомство со способами нахождения суммы нескольких слагаемых.
Умение применять на практике письменные приемы сложения и вычитания
8
5.
1
разность
Вычитание трехзначных чисел вида 804 - 467
Закрепление знаний нумерации многозначных чисел.
Умение решать составные задачи, выполнять письменное вычитание многозначных чисел.
9
6.
1
умножение
множитель
произведение
Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные.
Знакомство с приемами письменного умножения трехзначных чисел на однозначное.
Умение умножать трехзначное число на однозначное.
10
7.
1
деление
делимое
делитель
частное
Приемы письменного умножения однозначных чисел на трехзначные
Знакомство с приемом письменного умножения однозначных чисел на трехзначные
Умение считать устно, решать задачи геометрического характера.
11
8.
1
однозначное число
Приемы письменного деления на однозначное число
Работа в парах.
Умение применять алгоритм письменного деления.
12
9.
1
трехзначное число
Письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа
Отработка умения учащимися делить трехзначные числа на однозначные
Умение применять алгоритм письменного деления.
13
10.
1
Письменное деление на однозначное число
Выполнение заданий
Умение выполнять письменное деление трехзначных чисел на однозначные
14
11.
1
Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль
Познакомить с деление многозначных чисел на однозначное, когда в частном появляется нуль
Умение выполнять деление многозначных чисел
15
12.
1
диагональ
прямоугольник
Свойства диагоналей прямоугольника.
Знакомство со свойствами диагоналей прямоугольника.
Умение проверять выполненные арифметические действия, включая деление с остатком.
16
13.
1
квадрат
Свойства диагоналей квадрата
Знакомство со свойствами диагоналей квадрата
Умение решать сложные выражения
17
14.
1
Закрепление изученного материала по теме «Четыре арифметических действия»
Отработка устных и письменных вычислительных навыков
Умение решать текстовые задачи
18-19
15.
1
Контрольная работа №1 по теме «Четыре арифметических действия: сложение. Вычитание, умножение, деление»
Выполнение контрольной работы
Умение самостоятельно выполнять задания
18-19
III
14
Нумерация больше 1000
16.
1
класс единиц
класс тысяч
Работа над ошибками
Новые счетные единицы. Класс единиц и класс тысяч
Познакомить детей с новым понятием класс числа
Умение считать тысячами.
22-23
17.
1
десяток
сотня
тысяча
Чтение чисел
Совершенствование устных и письменных вычислительных навыков
Умение читать и записывать многозначные числа
24
18.
1
Запись чисел
Решение задач
Умение читать и записывать многозначные числа
25
19.
1
Разрядные слагаемые
Учить детей записывать многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых
Умение решать текстовые и геометрические задачи
26
20.
1
сравнение
Сравнение чисел
Самостоятельная работа
Выполнение заданий на сравнение многозначных чисел
Усвоение приемов сравнения многозначных чисел
27
21.
1
Увеличение (уменьшение) числа в 10,100, 1000 раз
Установление связей между компонентами и результатом действия
Умение увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1000 раз
28
22.
1
Нахождение общего количества единиц определенного разряда в данном числе
Сравнение многозначных чисел
Умение находить количество единиц, десятков, сотен в числе
29
23.
1
миллион
миллиард
Класс миллионов и класс миллиардов
Самостоятельная работа
Знакомство с образованием, записью чисел состоящих из единиц III и IV классов