Рабочая программа по Учебному курсу "Решение текстовых и логических задач"
Рабочая программа по Учебному курсу "Решение текстовых и логических задач"
Курс предназначен для учащихся 6 классов, склонных к занятиям математикой,- желающих повысить свой математический уровень, является предметным по содержанию, то есть, создан в поддержку предмета «математика».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Учебному курсу "Решение текстовых и логических задач"»
Программа
курса для учащихся 6 класса
«Решение текстовых и логических задач»
Вид программы: предпрофильная.
Тип программы: предметная.
Автор- составитель: Акулова Е.В.
Учитель математики:
высшая квалификационная категория
Россошь 2015
Пояснительная записка
Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательногостандарта основного общего образования».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.
Устав частного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 39 открытого акционерного общества " Российские железные дороги"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 24.08.2012 года № 01-03/06321.
Положение о структуре, порядке разработки рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) средней общеобразовательной школы №39 ОАО «РЖД» г. Россошь.
Учебный план средней общеобразовательной школы №39 ОАО «РЖД» г. Россошь на 2015-2016 учебный год.
Положение о рабочей программе частного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №39 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;
Основной образовательной программы основного общего образования частного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 39 открытого акционерного общества " Российские железные дороги
Программы «Математика 5-6 кл» составитель Т. А. Бурмистрова,
«Просвещение», 2012
Базисного учебного плана частного общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа №39 открытого акционерного общества Российские железные дороги»
Математика - это язык, на котором говорят не только наука и техника, математика – это язык человеческой цивилизации. Она практически проникла во все сферы человеческой жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой.
Курс предназначен для учащихся 6 классов, склонных к занятиям математикой,- желающих повысить свой математический уровень, является предметным по содержанию, то есть, создан в поддержку предмета «математика».
Курс направлен на развитие логического мышления учащегося, на умение создавать математические модели практических задач, на расширение математического кругозора учащихся. Курс является пропедевтикой «олимпиадных» задач.
Актуальность темы: «Решение текстовых и логических задач» в настоящее время объясняется в необходимости систематизации материала по этому разделу.
Потому что с помощью текстовой и логической задачи формируются важные общеучебные умения, связанные с анализом текста, выделением главного в условии,
составлением плана решения, проверкой полученного результата и, наконец, развитием
речи учащегося. В ходе решения текстовой задачи формируется умение переводить ее условие на математический язык уравнений, графических образов, т.е. составлять математическую модель.
Программа адресована обучающимся 6 класса частного общеобразовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа №39 ОАО «РЖД».Настоящая программа составлена на 35 часов в соответствии с учебным планом средней школы № 39 ОАО «РЖД», 1 час в неделю, является программой базового уровня обучения для 6а и 6б классов.
Обоснованность.
На занятиях есть возможность устранить пробелы обучающегося. Учитель помогает выявить слабые места и оказывает помощь, учит правильно оформлять задание. Необходимо отметить, что в данном курсе высока доля самостоятельности обучающегося, как на самом занятии, так и во время подготовки исследовательских работ.
Знание математики необходимо для изучения физики, химии, биологии, физической географии, технологии, информатики.
Курс «Решение текстовых и логических задач» входит в образовательную область «Математика».
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение курса на базовом уровне основного общего образования в 6 классе в объеме 35 часов из расчета 1 учебных часа в неделю.
Настоящая программа составлена на 35 часов в соответствии с учебным планом «Средней общеобразовательной школы №39» ОАО «РЖД».
Целями данного курса являются: - Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности. - Развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений.
Для достижения поставленных целей в процессе обучения решаются следующие задачи: - Помочь овладеть конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности. - Формировать у учащихся устойчивый интерес к математике. - Формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса. - Развивать математические способности. - Развивать качества мышления, характерные для математической деятельности. - Развивать умение переводить различные задачи на язык математики. - Подготовить к сознательному усвоению систематического курса алгебры и геометрии. - Ориентировать на профессии, существенным образом связанные с математикой и физикой,
- Обогащать опыт мыслительной, культурно-исторической деятельности ученика, используя разнообразные исторические и современные задачи.
-Раскрытие внутренних ресурсов личности ученика, выявление заложенных способностей;
-Снятие психологических барьеров и ограничений.
На занятиях используются различные формы и методы работы с учащимися:
- при знакомстве с новыми способами решения - работа учителя с демонстрацией примеров;
- при использовании традиционных способов - фронтальная работа учащихся;
- индивидуальная работа;
- анализ готовых решений;
- самостоятельная работа с тестами.
Методы преподавания определяются целями курса, направленными на формирование математических способностей учащихся и основных компетентностей в предмете.
В тематическом планировании выделяется практическая часть, которая реализуется на знаниях учащихся, полученных в ходе курса теоретической подготовки.
По окончанию каждого раздела предполагается промежуточный контроль в форме срезовых и тестовых заданий
В результате изучения курса учащиеся будут уметь: - Решать основные виды текстовых и логических задач. Знать способы решения популярных логических задач, текстовых задач. - Применять основные принципы математического моделирования, основные свойства делимости чисел. - Уметь решать задачи на %. - Определять тип задачи и алгоритм ее решения.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В ходе изучения курса учащиеся
должны знать:
способы и приёмы решения нестандартных задач;
должны уметь:
решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности;
точно и грамотно излагать собственные рассуждения;
уметь пользоваться математической символикой;
применять рациональные приёмы вычислений;
самостоятельно работать с методической литературой.
уметь решать сложные и нестандартные задачи по математике;
анализировать и обобщать полученные в результате изучения знания.
№
Наименование темы
Кол-во часов
Количество работ
контрольных
практических
1
О роли математики в практической жизни человека
1
2
Задачи на движение по реке
2
3
Логические задачи, решаемые логическими таблицами
1
4
Задачи на дроби. Игра «Лабиринт смекалки
1
5
Задачи на сложение и вычитание обыкновенных дробей.
2
6
Арифметика остатков
1
7
Задачи на умножение и деление обыкновенных дробей
1
8
Круги Эйлера
1
9
Задачи на «совместную работу
1
10
Графы
2
1
11
Простые задачи на пропорцию
1
12
Исследовательская работа «Математические модели в практике человека» - 2
2
1
13
Задачи на разливание
3
14
Подготовка обучающихся к использованию линейных уравнений (составление числовых и буквенных выражений)
2
15
Задачи на поиск фальшивой монеты
2
16
Проценты в задачах
5
1
17
Старинные задачи
3
18
Исследовательская работа «Популярные задачи разных народов»
2
1
19
Задачи на составление уравнения
3
итого
35
4
Содержание программы курса
1. О роли математики в практической жизни человека - 1
История использования текстовых задач в России. Типы задач. Методы и способы решения задач. Основные способы моделирования задач. Составления плана решения задач.
Цели и задачи: развивать представление о математике, как обширной области знаний и сферы деятельности. Стимулировать познавательную активность, творческие способности учащихся.
2. Задачи на движение по реке. -2
Движение тел по течению и против течения реки. Рассмотреть следующие виды задач:- движение из одного пункта в другой в одном направлении;- движение из одного пункта в другой с остановкой в пути;- движение из разных пунктов навстречу друг другу;- движение по водному пути;- определение скорости при встречном прямолинейном движении;- задачи, в которых пройденный путь принимается за единицу, а единственной данной величиной является время;
Цели и задачи : умение логически рассуждать при решении задач;
умение применять изученные методы к решению задач; олимпиадных задач
Понятие логических задач. Выделение в задаче данных и искомых величин. Построение цепочек. Доказательство истинности или ложности утверждений.
Цели и задачи: умение логически рассуждать при решении задач; умение применять изученные методы к решению задач; олимпиадных задач
4. Задачи на дроби. Игра «Лабиринт смекалки» - 1
Применение дробей для решения задач. Величина, принимаемая за 1. Представление условия графически.
Цели и задачи: умение логически рассуждать при решении задач;
умение применять изученные методы к решению задач; олимпиадных задач
5. Задачи на сложение и вычитание обыкновенных дробей.-2
Применение дробей для решения задач.
Цели и задачи: приучение к переводу текста на язык арифметики, способствование общему развитию, развитию логического и образному мышлению
6. Арифметика остатков - 1
Остатки от деления, деление на «3» и остаток, сравнение по модулю.
Цели и задачи : приучение к переводу текста на язык арифметики, способствование общему развитию, развитию логического и образному мышлению, ознакомление с теорией сравнения, исследование сравнений
7. Задачи на умножение и деление обыкновенных дробей.
Нахождение дроби от числа и числа по его дроби.
Цели и задачи: освоение способов решения задач
8. Круги Эйлера
Отношения между множествами, графические множества. Пересечение множеств. Элементы множеств.
Цели и задачи: решение логических задач графически, умение наглядно представить решение
9. Задачи на «совместную работу».-1
Формула зависимости объѐма выполненной работы от производительности и времени еѐ выполнения. Особенности выбора - задачи на вычисление неизвестного времени работы; задачи о «бассейне», который одновременно наполняется разными трубами;
Цели и задачи: решение задач по правилам действий с дробями, познакомить с приемом за «единицу»
Цели и задачи: усвоить теорию графов, применение графов к решению задач 11. Простые задачи на пропорцию. -1
Пропорция, прямая и обратная пропорциональность, значения величин, способы решения.
Цели и задачи: уметь решать пропорции, разбираться в прямой и обратной пропорциональности, формировать первоначальных представлений о функциях
12. Исследовательская работа «Математические модели в практике человека» - 2
Роль математики в промышленной сфере, строительстве, медицине и жизни человека. Место математического моделирования в создании разнообразных архитектурных моделей.
Цели и задачи: формирование умений строить математические модели простейших реальных явлений, исследовать явления по заданным моделям, конструировать приложения моделей; приобщение учащихся к опыту творческой деятельности и формирование у них умения применять его.
13 . Задачи на разливание - 3
Простейшие приемы решения, перебор возможных вариантов, таблицы.
Цель: создание условий для развития познавательной творческой активности учащихся среднего школьного возраста при изучении математики.
Цели и задачи: умение указать последовательность действий, при которой осуществляется требуемое переливание и выполнены все условия задачи.
14. Подготовка обучающихся к использованию линейных уравнений (составление числовых и буквенных выражений).-2
Смешение товаров разной цены, жидкостей. Масса сплава, сумма масс. Составление уравнения.
Цели и задачи: формирование навыков учебно-исследовательской работы, отрабатывание навыков решения уравнения.
15. Задачи на поиск фальшивой монеты –2
Определение легкой монеты, решение взвешиванием. Количество взвешиваний. Алгоритм нахождения фальшивой монеты.
Цели и задачи: формирование навыков учебно-исследовательской работы, ознакомление с таким типом решения логических задач, алгоритмом их решения
16. Проценты в задачах – 5
Нахождение процента от числа. Нахождение числа по его проценту. Нахождение процента одного числа от другого. Задачи на пропорции, пропорциональное деление. Формула процентов сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.
Цели и задачи: формирование представление о методах и способах решения задач на проценты, научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию 17. Старинные задачи – 3
Эпиграфы из текстов древних ученых, народные задачи, задачи с подвохом.
Цели и задачи: ознакомление со старинными задачами практического содержания, формирование с помощью задач общеучебных умений
18. Исследовательская работа «Популярные задачи разных народов» - 2
Задачи из арифметики Магницкого, текстовые задачи России.
Цели и задачи: формирование умений строить математические модели простейших реальных явлений, приобщение учащихся к опыту творческой деятельности и формирование у них умения применять его. 19.Задачи на составление уравнения.– 3 .
Неизвестное, уравнение, использование таблиц при составлении уравнения. Перевод условия задачи на язык уравнений с целью нахождения неизвестной величины. Решение задач методом составления уравнений, систем уравнений.
Цели и задачи: подготовка к использованию линейных уравнений, составлению уравнений, развивать уиение анализировать условие задачи , выбирать более простой способ решения
Календарно-тематическое планирование 6кл «Решение текстовых и логических задач» 1час в неделю, 35 часов
№
Дата проведения урока по плану
Дата проведения урока по факту
Кол-во часов
Тип урока
Наименование темы
Домашнее задание
Цели и задачи раздела
1
1.09
1
Комбини
рованный
О роли математики в практической жизни человека
Подготовить сообщения по заданным темам
Развитие представления о математике, как обширной области знаний и сферы деятельности.
Стимулировать познавательную активность, творческие способности учащихся.
2
8.09,
1
Комбини
рованный
Задачи на движение по реке
Повторить формулы, №267(2), 264 выполнить
Развитие умения логически рассуждать при решении задач;
умение применять изученные методы к решению задач; олимпиадных задач
3
15.09
1
Комбини
рованный
Задачи на движение
Повторить формулы, Рт №13, 39 с40. выполнить
4
22.09
1
Комбини
рованный
Логические задачи, решаемые логическими таблицами
Повторить правила, Рт №9 стр26 выполнить
5
29.09
1
Комбини
рованный
Задачи на дроби. Игра «Лабиринт смекалки»
Повторить правила, №165 выполнить
6
6.10
1
Комбини
рованный
Задачи на сложение обыкновенных дробей.
Задачи на вычитание обыкновенных дробей.
Повторить правила, №167,176 выполнить
Приучение к переводу текста на язык арифметики, способствование общему развитию, развитию логического и образному мышлению
7
13.10
1
Комбини
рованный
Задачи на вычитание обыкновенных дробей.
Повторить правила ,№ 524
выполнить
8
20.10
1
Комбини
рованный
Арифметика остатков
Повторить правила, Рт № 8,9 стр 18
выполнить
Ознакомление с теорией сравнения, исследование сравнений
9
27.10
1
Комбини
рованный
Задачи на умножение и деление обыкновенных дробей
Повторить правила, № 518 выполнить
Освоение способов решения задач
10
17.11
1
Комбини
рованный
Круги Эйлера
Повторить правила, Рт № 8 стр 25
выполнить
Решение логических задач графически, умение наглядно представить решение
11
24.11
1
Комбини
рованный
Задачи на «совместную работу».
Повторить правила, задания в тетради решить
Решение задач по правилам действий с дробями, познакомить с приемом за «единицу»
12
1.12
1
Комбини
рованный
Графы
Повторить правила, задания в тетради выполнить
Рассмотрение теории графов, применение графов к решению задач
13
8.12
1
Комбини
рованный
Простые задачи на пропорцию
Повторить правила, задания в тетради выполнить
Решение пропорции, прямой и боратной пропорциональности, формирование первоначальных представлений о функциях
14
15.12,
1
Комбини
рованный
Подготовка к исследовательской работе «Математические модели в практике человека»
Задания в тетради выполнить
формирование умений строить математические модели простейших реальных явлений, исследовать явления по заданным моделям, конструировать приложения моделей; приобщение учащихся к опыту творческой деятельности и формирование у них умения применять его.
15
22.12
1
Комбини
рованный
Исследовательская работа «Математические модели в практике человека»
Задания в тетради выполнить
16
29.12
1
Комбини
рованный
Задачи на разливание (перебор возможных вариантов).
Повторить правила, Рт №15 с32, выполнить
Умение указать последовательность действий, при которой осуществляется требуемое переливание и выполнены все условия задачи.
17
12.01
1
Комбини
рованный
Использование таблиц для решения задач на переливание
Повторить правила, Рт №12 с104,
№10 с177 выполнить
18
19.01
1
Комбини
рованный
Задачи на многократные переливания.
Знать правила, Рт, ,
№10 с177 выполнить
19
26.01
1
Комбини
рованный
Подготовка обучающихся к использованию линейных уравнений (составление числовых выражений).
Повторить правила, № 204,
205 выполнить
Формирование навыков учебно-исследовательской работы, отрабатывание навыков решения уравнения.
20
2.02
1
Комбини
рованный
Подготовка обучающихся к использованию линейных уравнений (составление буквенных выражений).
Повторить правила, Рт № 18 с 39 выполнить
21
9.02,
1
Комбини
рованный
Задачи на поиск фальшивой монеты с помощью взвешиваний.
Повторить правила, задачи на карточках решить
Ознакомление с таким типом решения логических задач, алгоритмом их решения
22
16.02
1
Комбини
рованный
Задачи на поиск фальшивой монеты
Повторить правила, задачи на карточках решить
23
23.02
1
Комбини
рованный
Простые задачи на проценты.
Повторить правила, №532, 479 выполнить
Формирование представление о методах и способах решения задач на проценты,
научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию.
24
1.03
1
Комбини
рованный
Нахождение процентов числа.
Повторить правила, Рт №11 с39 выполнить
25
8.03,
1
Комбини
рованный
Нахождение числа по его процентам.
Повторить правила, Рт №3 с93
26
15.03
1
Комбини
рованный
Нахождение процентного отношения.
Повторить правила, Рт №14 с173 выполнить
27
29.03
1
Комбини
рованный
Сложные задачи на проценты. Проценты в задачах
Повторить правила, задачи на карточках решить
28
5.04
1
Комбини
рованный
Старинные задачи
.
Задания на карточках выполнить
Ознакомление со старинными задачами практического содержания, формирование с помощью задач общеучебных умений
29
12.04
1
Комбини
рованный
Текстовые задачи в зарубежной школе
Задания на карточках выполнить
30
19.04
1
Комбини
рованный
Использование текстовых задач в России
Задания на карточках выполнить
31
26.04
1
Комбини
рованный
Исследовательская работа «Популярные задачи разных народов»
Подготовить задачи, уметь объяснить решение
формирование умений строить математические модели простейших реальных явлений, приобщение учащихся к опыту творческой деятельности и формирование у них умения применять его.
32
3.05
1
Комбини
рованный
Исследовательская работа «Популярные задачи разных народов» часть 2.
Подготовить задачи, уметь объяснить решение
33
10.05
1
Комбини
рованный
Задачи на составление уравнения.
Повторить правила, №291. Рт № !0 с70 выполнить
Подготовка к использованию линейных уравнений, составлению уравнений, развивать уиение анализировать условие задачи , выбирать более простой способ решения
34
17.05
1
Комбини
Рованный
Решение задач с помощью уравнений
Повторить правила, Рт № 6 с 81, № 1085 выполнить
35
24.05
1
Комбини
рованный
Решение задач с помощью уравнений (с помощью таблиц).
35
Итого:
Литература: 1. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.И. Внеклассная работа по математике в 6 – 8 классах. Москва. 2. Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4 – 5 классов. Москва «Просвещение», 1986. 3. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. Москва «Просвещение», 1986. 4. Нестеренко Ю., Олехник С., Потапов М. Лучшие задачи на смекалку. Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1999. 5. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.Математическая шкатулка. Москва «Просвещение», 1984. 6. Перельман Я.И. Живая математика. Москва,1994. АО «Столетие». 7. Перельман Я.И. Математические рассказы и головоломки. Домодедово. ВАП-VAP, 1994.
Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин Математическая шкатулка М.: Просвещение, 1988
Я.И.Перельман Занимательная геометрия М.: ГИФМЛ, 1959
В.Н.Русанов Математические олимпиады младших школьников М., Просвещение, 1990
Е.П.Коляда Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся //Информатика и образование. 1996. N1.
И.Ф.Шарыгин Математический винегрет М., АГЕНТСТВО "ОРИОН", 1991