Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике, 3 класс, 2016-2017 учебный год»
Рабочая программа по математике на 2016-2017 учебный год
3 класс
Срок реализации 1 год
Разработчик: Макаричева Ирина Владимировна, учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа для 3 класса по учебному предмету «Математика» разработана на основе авторской программы М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика» (Школа России. Сборник рабочих программ. 1-4 классы. –М.: «Просвещение», 2011) в соответствии с требованием ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и ориентирована на планируемые результаты освоение основной образовательной программы НОО.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями обучения математике в 3 классе являются:
математическое развитие младших школьников;
формирование системы начальных математических знаний;
воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развивать пространственное воображение;
развивать математическую речь;
формировать системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формировать умения вести поиск информации и работать с ней;
формировать первоначальные представления о компьютерной грамотности;
развивать познавательные способности;
воспитывать стремление к расширению математических знаний;
формировать критичность мышления;
развивать умение аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержаниеобучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Образовательной программой МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 им. Г.В. Зимина» г. Калуги, рабочая программа рассчитана на 140 часов в год при 4 часах в неделю (35 учебных недель)
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Математика»
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Результаты освоения учебного предмета «Математика»
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;
осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные
Учащийся научится:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
стремление полнее использовать свои творческие возможности;
общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;
Учащийся получит возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними;
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
Содержание тем учебного курса
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙b, c : 2; с двумя переменными вида: a+ b, а – b, a ∙ b, c: d(d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работас текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
Тематическое планирование
№ п/п
Содержание раздела. Тема
Кол-во часов
1
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
8
2
Табличное умножение и деление
28
3
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление
28
4
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление
27
5
Числа от 1 до 1000. Нумерация
13
6
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание
10
7
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление
16
8
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе»
6
9
Резерв
4
Итого
140
Календарно - тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Ко-во часов
Планируемые
предметные результаты освоения материала
Дата план.
Дата факт.
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (8 часов)
1
Сложение и вычитание.
1
Усваивать последовательность чисел от 1 до 100. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100.
2
Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток.
1
Записывать и сравнивать числа в пределах 100; находить сумму и разность чисел в пределах 100.
3
Выражение с переменной. Решение
уравнений с неизвестным слагаемым.
1
Называть латинские буквы. Объяснять взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Находить неизвестное слагаемое.
4
Решение уравнений с неизвестным
уменьшаемым.
1
Объяснять взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Находить неизвестное уменьшаемое.
5
Решение уравнений с неизвестным
вычитаемым.
1
Объяснять взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Находить неизвестное вычитаемое.
6
Обозначение геометрических фигур буквами.
1
Читать латинские буквы и понимать, как обозначают и называют на чертеже концы отрезка и вершины многоугольника.
7
«Странички
для любознательных».
Проверочная работа №1 «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание».
1
Понимать закономерность, по которой составлены числовые ряды и ряды геометрических фигур.
8
Повторение
пройденного
«Что узнали.
Чему научились».
Вводная диагностическая работа.
1
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
Табличное умножение и деление (28 часов)
9
Умножение. Связь между компонентами и результатом умножения.
1
Называть компоненты и результаты умножения и деления. Решать примеры и текстовые задачи в одно или два действия.
10
Чётные и нечётные числа. Таблица умножения и деления на 3.
1
Называть чётные и нечётные числа. Применять при вычислениях таблицу умножения и деления с числом 3.
11
Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость.
1
Называть связи между величинами: цена, количество, стоимость.
12
Решение задач с величинами: масса одного предмета, количество предметов, общая
масса.
1
Называть зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов.
13
Порядок выполнения действий.
1
Применять правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них).
14
Порядок выполнения действий.
Тест № 1 «Проверим себя и оценим свои достижения».
1
Применять правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них).
15
Закрепление. Решение задач.
1
Называть зависимости между пропорциональными величинами: расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы.
16
«Странички
для любознательных».
Проверочная работа № 2 по теме «Табличное умножение и
деление».
1
Применять правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них). Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
17
Повторение пройденного.
«Что узнали. Чему научились».
Математический диктант № 1.
1
Вычислять значения выражений со скобками и без них. Применять знания таблицы умножения с числами 2 и 3 при вычислении значений числовых выражений.
18
Контрольная работа № 1 по теме «Табличное умножение и деление».
1
Применять правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них). Применять знание таблицы умножения с числами 2 и 3 при вычислении значений числовых выражений. Решать текстовые задачи.
19
Умножение четырёх, на 4 и соответствующие случаи деления.
1
Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.
20
Закрепление пройденного. Таблица умножения.
1
Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. Объяснять решение текстовых задач.
21
Задачи на увеличение числа в несколько раз.
1
Объяснять смысл выражения «больше в 2 (3, 4, …) раза». Применять полученные знания для решения простых задач на увеличение числа в несколько раз.
22
Задачи на увеличение числа в несколько раз.
1
Объяснять решение задач на увеличение числа на несколько единиц и на увеличение числа в несколько раз.
23
Задачи на уменьшение числа в
несколько раз.
1
Объяснять смысл выражения «меньше в 2 (3, 4, …) раза». Объяснять решение задач на уменьшение числа на несколько единиц и на уменьшение числа в несколько раз.
24
Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления.
1
Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.
25
Задачи на кратное сравнение.
1
Объяснять решение задач на кратное сравнение.
26
Решение задач на кратное сравнение.
1
Объяснять решение задач на кратное сравнение.
27
Решение задач.
Проверочная работа № 3 по теме «Решение задач».
1
Применять полученные знания для решения задач. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
28
Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи деления.
1
Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.
29
Решение задач.
1
Применять полученные знания для решения задач. Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.
30
Задачи на нахождение четвёртого пропорционального.
1
Объяснять решение задач на нахождение четвёртого пропорционального.
31
Решение задач.
1
Применять полученные знания для решения задач. Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.
32
Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления.
1
Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.
33
«Странички для любознательных».
Математический диктант № 2.
1
Применять знание таблицы умножения с числами 2-7 при вычислении значений числовых выражений.
34
Проект
«Математическая сказка».
1
Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять связный текст.
35
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».
Проверочная работа № 4 по теме «Умножение и деление. Решение задач».
1
Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. Применять полученные знания для решения задач. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
36
Контрольная работа № 2 за 1 четверть.
1
Применять знание таблицы умножения с числами 2-7 при вычислении значений числовых выражений. Применять правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них). Применять полученные знания для решения задач.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (28 часов)
37
Площадь. Единицы площади.
1
Применять способы сравнения фигур по площади «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую, с использованием подсчёта квадратов.
38
Квадратный сантиметр.
1
Называть и использовать при нахождении площади фигуры единицу измерения площади – квадратный сантиметр.
39
Площадь прямоугольника.
1
Вычислять площадь прямоугольника (найти длину и ширину в одинаковых единицах, а потом вычислить произведение полученных чисел).
40
Умножение восьми, на 8 и соответствующие случаи деления.
1
Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.
41
Решение задач.
1
Составлять план действий и определять наиболее эффективные способы решения задачи.
42
Решение задач.
1
Составлять план действий и определять наиболее эффективные способы решения задачи.
43
Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления.
1
Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.
44
Квадратный дециметр.
1
Называть и использовать при нахождении площади фигуры единицу измерения площади – квадратный дециметр.
45
Таблица умножения.
1
Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.
46
Решение задач.
1
Составлять план действий и определять наиболее эффективные способы решения задачи.
47
Квадратный метр.
1
Называть и использовать при нахождении площади фигуры единицу измерения площади – квадратный метр.
48
Решение задач.
1
Составлять план действий и определять наиболее эффективные способы решения задачи.
49
«Странички для любознательных».Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».
Математический диктант № 3.
1
Применять знание таблицы умножения с числами 2-9 при вычислении значений числовых выражений.
50
Промежуточная диагностика.
Тест «Проверим себя и оценим свои достижения».
1
Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. Применять полученные знания для решения задач. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
51
Умножение на 1.
1
Называть результат умножения любого числа на 1. Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. Применять полученные знания для решения задач.
52
Умножение на 0.
1
Называть результат умножения любого числа на 0. Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. Применять полученные знания для решения задач, уравнений.
53
Случаи деления вида:
а : а; а : 1 при а ≠ 0.
1
Называть результат деления числа на то же число и на 1. Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. Применять полученные знания для решения задач.
54
Деление нуля на число.
1
Называть результат деления нуля на число, не равное 0. Применять полученные знания для решения составных задач.
55
Решение задач.
1
Составлять план действий и определять наиболее эффективные способы решения задачи.
56
«Странички для любознательных».
Контрольная работа № 3
по теме
«Табличное умножение и деление».
1
Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. Составлять план действий и определять наиболее эффективные способы решения
задачи.
57
Доли.
1
Называть и записывать доли. Находить долю
числа.
58
Окружность. Круг.
1
Определять центр, радиус окружности. Вычерчивать окружность с помощью
циркуля.
59
Диаметр окружности (круга).
1
Определять и вычерчивать диаметр окружности. Находить долю числа и число по его доле.
60
Решение задач.
Проверочная работа № 5 по темам «Таблица умножения и деления. Решение
задач».
1
Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. Применять полученные знания для решения задач. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
61
Единицы времени.
1
Называть единицы времени: год, месяц, неделя. Отвечать на вопросы, используя табель-календарь.
62
Единицы времени.
1
Называть единицу измерения времени: сутки.
63
«Странички для любознательных».Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».
Математический диктант № 4.
1
Применять знание таблицы умножения с числами 2–9 при вычислении значений числовых выражений. Применять знания единиц времени: год, месяц, неделя, сутки.
64
Контрольная работа № 4 за 2 четверть.
1
Применять знание таблицы умножения с числами 2-9 при вычислении значений числовых выражений. Применять правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них). Применять полученные знания для решения задач.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (27 часов)
65
Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 · 3, 3 · 20, 60 : 3.
1
Объяснять приёмы умножения и деления на однозначное число двузначных чисел, оканчивающихся нулём.
Объяснять способ умножения суммы двух слагаемых на какое-либо число, находить результат.
68
Умножение суммы на число.
1
Применять знание различных способов умножения суммы на число и в решении задач.
69
Умножение двузначного числа на однозначное.
1
Применять знание умножения двузначного числа на однозначное и однозначного на двузначное.
70
Умножение двузначного числа на однозначное.
1
Применять знание умножения двузначного числа на однозначное и однозначного на двузначное.
71
Решение задач.
1
Составлять план действий и определять наиболее эффективные способы решения задачи.
72
Выражения с двумя переменными. «Странички для любознательных».
1
Применять знание приемов вычисления значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результатов.
73
Деление суммы на число.
1
Применять знание деления на число различными способами суммы, каждое слагаемое которой делится на это число.
74
Деление суммы на число.
1
Применять правило деления суммы на число и использовать его при решении примеров и задач.
75
Приёмы деления вида 69 : 3, 78 : 2.
1
Применять правило деления суммы на число и использовать его при решении примеров и задач.
76
Связь между числами при делении.
1
Применять навыки нахождения делимого и делителя.
77
Проверка деления.
1
Применять навыки выполнения проверки деления умножением.
78
Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22.
1
Применять правила деления двузначного числа на двузначное способом подбора.
79
Проверка умножения делением.
1
Применять навыки выполнения проверки умножения делением.
80
Решение уравнений.
1
Применять изученные правила проверки при решении уравнений.
81
Закрепление пройденного.
Проверочная работа № 6 по теме «Внетабличное умножение и деление».
1
Применять изученные правила проверки при решении уравнений. Применять правила деления двузначного числа на двузначное способом подбора, правила деления суммы на число.
82
«Странички
для любознательных».
Что узнали. Чему научились.
Математический диктант № 5.
1
Применять изученные правила проверки при решении уравнений. Применять правила деления двузначного числа на двузначное способом подбора, правила деления суммы на число.
83
Контрольная работа № 5 по теме «Внетабличное умножение и деление».
1
Применять изученные правила проверки при решении уравнений. Применять правила деления двузначного числа на двузначное способом подбора, правила деления суммы на число.
84
Деление с остатком.
1
Применять приём деления с остатком.
85
Деление с остатком.
1
Применять приём деления с остатком.
86
Деление с остатком. Деление с остатком методом подбора.
1
Применять приём деления с остатком, опираясь на знание табличного умножения и деления.
87
Задачи на деление с остатком.
1
Применять приём деления с остатком, опираясь на знание табличного умножения и деления.
88
Случаи деления, когда делитель больше остатка. Проверочная работа № 7 по теме «Деление с остатком».
1
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
89
Проверка деления с остатком.
1
Применять навыки выполнения проверки при делении с остатком.
90
Наш проект «Задачи-расчёты».
1
Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять связный текст.
91
«Странички
для любознательных».
Что узнали. Чему научились.
Тест №2 «Проверим себя и оценим свои достижения».
1
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 часов)
92
Устная нумерация чисел в пределах 1000.
1
Называть новую единицу измерения – 1000. Составлять числа, состоящих из сотен, десятков, единиц; называть эти числа.
93
Устная нумерация чисел в пределах 1000.
1
Называть числа натурального ряда от 100 до 1000.
94
Разряды счётных единиц.
1
Называть десятичный состав трёхзначных чисел. Записывать и читать трёхзначные числа.
95
Письменная нумерация чисел в пределах 1000.
1
Читать и записывать трёхзначные числа, используя правило, по которому составлена числовая последовательность.
96
Увеличение, уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз.
1
Называть результат, полученный при увеличении и уменьшении числа в 10 раз, в 100 раз.
97
Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых.
1
Записывать трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
98
Письменная нумерация чисел в пределах 1000. Приёмы устных вычислений.
1
Использовать приёмы сложения и вычитания, основанные на знании разрядных слагаемых.
99
Контрольная работа № 6 по темам «Решение задач и уравнений. Деление с остатком».
1
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
100
Сравнение трёхзначных чисел.
Математический диктант № 6.
1
Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения.
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
101
Устная и письменная нумерация чисел в пределах 1000.
Проверочная работа № 8 по теме «Нумерация чисел в пределах 1000».
1
Использовать приёмы сложения и вычитания, основанные на знании разрядных слагаемых. Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения, соотносить единицы измерения длины. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
102
Единицы массы.
1
Называть результат при переводе одних единиц массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.
103
«Странички
для любознательных».
Что узнали. Чему научились.
Тест № 3 «Проверим себя и оценим свои достижения».
1
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
104
Контрольная работа № 7 за 3 четверть.
1
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 часов)
105
Приёмы устных вычислений.
1
Использовать приёмы сложения и вычитания чисел, запись которых оканчивается нулями.
106
Приёмы устных вычислений
вида: 450 + 30, 620–200.
1
Использовать приёмы сложения и вычитания чисел, запись которых оканчивается нулями.
107
Приёмы устных вычислений
вида: 470 + 80, 560–90.
1
Использовать приёмы сложения и вычитания чисел, запись которых оканчивается нулями.
108
Приёмы устных вычислений
вида: 260 + 310, 670–140.
1
Использовать новые приёмы вычислений вида: 260 + 310, 670–140.
109
Приёмы письменных вычислений.
1
Объяснять приёмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000.
110
Письменное сложение трёхзначных чисел.
1
Использовать алгоритм письменного сложения чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000.
111
Приёмы письменного вычитания в пределах 1000. «Что узнали. Чему научились».
1
Использовать алгоритм письменного вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000.
112
Виды треугольников.
Проверочная работа № 9
по теме «Сложение и вычитание».
1
Называть треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных – равносторонние) и называть их. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
113
Закрепление. Решение задач.
«Странички для любознательных».
Тест № 4 «Верно? Неверно?»
1
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
114
Контрольная работа № 8 «Приемы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел».
1
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (16 часов)
115
Приёмы устных вычислений
вида: 180 · 4, 900 : 3.
1
Выполнять умножение и деление трёхзначных чисел, которые оканчиваются нулями.
Выполнять умножение трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд.
121
Приёмы письменного умножения в пределах 1000.
1
Выполнять умножение многозначного числа на однозначное с переходом через разряд.
122
Приёмы письменного умножения в пределах 1000. Закрепление.
1
Выполнять письменное умножение в пределах 1000 многозначного числа на однозначное с переходом через разряд.
123
Закрепление.
Проверочная работа № 10 по теме «Умножение многозначного числа на однозначное».
1
Выполнять письменное умножение в пределах 1000 многозначного числа на однозначное с переходом через разряд. Пользоваться вычислительными навыками, решать составные задачи, сравнивать выражения. Работать с геометрическим материалом.
124
Приём письменного деления на однозначное число.
1
Выполнять письменное деление в пределах 1000.
125
Приём письменного деления на однозначное число.
1
Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму.
126
Проверка деления.
1
Выполнять проверку деления.
127
Приём письменного деления на однозначное число.
Проверочная работа № 11 по теме «Деление многозначного числа на однозначное».
Выполнять проверку правильности вычислений с использованием калькулятора.
129
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».
Математический диктант № 7.
1
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
130
Контрольная работа № 9 «Приёмы письменного умножения и деления в пределах 1000».
1
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» (6 часов)
131
Итоговая диагностическая работа.
1
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
132
Нумерация. Сложение и вычитание.
Геометрические фигуры и величины.
1
Решать задачи различных видов; работать с геометрическим материалом.
133
Умножение и деление. Задачи.
Математический диктант № 8.
1
Записывать и решать задачи изученных видов. Выполнять письменное деление и умножение многозначного числа на однозначное по алгоритму.
134
Контрольная работа № 10 за год.
1
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
135
Геометрические фигуры и величины.
Тест № 5 «Проверим себя и оценим свои достижения».
1
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. Работать с геометрическим материалом.
136
Правила о порядке выполнения действий. Задачи.
1
Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.
137-140
Резерв
4
Описание учебно-материального обеспечения образовательного процесса
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Дидактическое описание
1
Библиотечный фонд
Программы
М. И. Моро . Математика. Рабочие программы, 1-4 классы. –
М.: «Просвещение», 2011
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч 1.- 4-е изд., перераб.- М.: «Просвещение», 2010-400с.- (Стандарты второго поколения).
Л.Л. Алексеева, С.В. Анашенкова, М.З. Боболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Планируемые результаты начального общего образования /- 2-е изд.- М.: «Просвещение», 2010-400с.- (Стандарты второго поколения).
2
Учебники
М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова
Математика. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.
М: «Просвещение», 2013
М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова
Математика. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.
М: «Просвещение», 2013
3
Рабочие тетради
М. И. Моро, С. И. Волкова
Математика. Рабочая тетрадь. 3класс. В 2 ч. Ч. 1.
М: «Просвещение», 2013
М. И. Моро, С. И. Волкова
Математика. Рабочая тетрадь. 3класс. В 2 ч. Ч. 2.
М: «Просвещение», 2013
С. И. Волкова Математика. Проверочные работы. 3 класс.
М: «Просвещение», 2013
4
Методические пособия
Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко
Поурочные разработки по математике. 3 класс. –
М.: «ВАКО», 2013
5
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронное приложение к учебнику «Математика»,
класс
(диск CD-ROM), авторы С. И. Волкова, М. К. Антошин, Н. В. Сафонова.
Диски «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»,1-4 класс, 2013