Рабочая программа по математике для 3 класса по программе "Гармония"
Рабочая программа по математике для 3 класса по программе "Гармония"
Рабочая программа по математике для 3 класса по программе "Гармония" Программа содержит пояснительную записку, в которой указаны цели и задачи курса математики, дана общая характеристика учебного предмета, раскрыты личностные, метапредметные и предметные результаты. В содержании учебного предмета дано тематическое планирование и содержание тем курса.В приложении есть классификация ошибок и недочетов,влияющих на снижение отметки по математике (Истомина Н, Б.) В календарно-тематическом планировании указаны УУД, которые формируются на каждом уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике для 3 класса по программе "Гармония" »
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для организации процесса обучения математике в 3 классе по программе «Гармония»
Программа разработана на основе:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г. №373, с последующими изменениями, внесёнными приказом Министерства образования и науки РФ от 28.11.2010г. №1241).
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол № 1/15 от 8 апреля 2015 г.)
Сроки реализации программы: 2015-2016 учебный год (1 сентября 2015 г. – 31 мая 2016 г.)
Цель начального курса математики - обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.
Для достижения этой цели необходимо организовать с учетом специфики предмета учебную деятельность учащихся, направленную на решение следующих задач:
формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени обучения: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, с опорой на наглядно-образное и предметно-действенное мышление;
развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ различных математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки;
овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщёнными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты (числа, величины, числовые выражения), исследовать их структурный состав (многозначные числа, геометрические фигуры), описывать ситуации с использованием чисел и величин, моделировать математические отношения и зависимости, прогнозировать результат вычислений, контролировать правильность и полноту выполнения алгоритмов арифметических действий, использовать различные приемы проверки нахождения значения числового выражения (с опорой направила, алгоритмы, прогнозирование результата), планировать решение задачи, объяснять (пояснять, обосновывать) свой способ, действия, описывать свойства геометрических фигур, конструировать и изображать их модели и пр.
Методы обучения: а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником; б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование; в) проблемное изложение изучаемого материала; г) частично-поисковый, или эвристический метод; д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя. Формы организации процесса обучения: • Индивидуальная • Парная • Групповая • Фронтальная
Общая характеристика учебного предмета
В основе построения данного курса лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
Направленность процесса обучения математике в начальных классах на формирование основных мыслительных операций позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывая тем самым положительное влияние на развитие внимания, памяти (двигательной, образной, вербальной, эмоциональной, смысловой), эмоций и речи ребенка.
Практическая реализация данной концепции находит выражение:
1. В логике построения содержания курса. Курс построен по тематическому принципу и сориентирован на усвоение системы понятий и общих способов действий. При этом повторение ранее изученных вопросов органически включается во все этапы усвоения нового знания (постановка учебной задачи, организация деятельности учащихся, направленной на ее решение: восприятие, принятие, понимание, закрепление, применение, самоконтроль, самооценка).
Организация такого продуктивного повторения обеспечивает преемственность тем курса и создает условия для активного использования приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение) в процессе усвоения математического содержания.
2. В методическом подходе к формированию понятий и общих способов действий, в основе которого лежит установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями. Данный подход позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление и постепенно вводить его в мир математических понятий, терминов, символов, т.е. в мир математических знаний, способствуя тем самым развитию как эмпирического, так и теоретического мышления.
3. В системе учебных заданий, которая адекватна концепции курса, логике построения его содержания и нацелена на осознание школьниками учебных задач, на овладение способами их решения и на формирование умения контролировать и оценивать свои действия.
В связи с этим процесс выполнения учебных заданий носит продуктивный характер, который, исходя из психологических особенностей младших школьников, определяется соблюдением баланса между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, между догадкой и рассуждением.
В основе составления учебных заданий лежат идеи изменения, соответствия, правила и зависимости. С точки зрения перспективы математического образования, вышеуказанные идеи выступают как содержательные компоненты обучения, о которых у младших школьников формируются определенные представления. Они являются основой для дальнейшего усвоения математических понятий и для осознания закономерностей и зависимостей окружающего мира в их различных интерпретациях.
4. В методике обучения решению текстовых задач, которая сориентирована на формирование у учащихсяобобщенных умений: читать задачу, выделять условие ивопрос, известные и неизвестные величины, устанавливать взаимосвязь между ними и на этой основе выбиратьте арифметические действия, выполнение которых позволяет ответить на вопрос задачи.
В соответствии с этой методикой учащиеся знакомятся с текстовой задачей только после того, как у них сформированы те знания, умения и навыки, которые необходимы им для овладения обобщенными умениями решать текстовые задачи. В их число входят: а) навыки чтения; б) усвоение конкретного смысла действий сложения и вычитания, отношений «больше на» «меньше на» разностного сравнения; в) приобретение опыта в соотнесении предметных, вербальных, графических и символических моделей; г) сформированность приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, аналогия, обобщение); д) умение складывать и вычитать отрезки; е) знакомство со схемой как способом моделирования.
Такая подготовительная работа позволяет построить методику формирования обобщенных умений для решения текстовых задач адекватно концепции курса и сориентировать тем самым процесс их решения на развитие мышления младших школьников.
5. В методике формирования представлений о геометрических фигурах, адекватной концепции курса, в которой выполнение геометрических заданий требует активного использования приемов умственной деятельности.
При выполнении геометрических заданий у учащихся формируются навыки работы с линейкой, циркулем, угольником. Для развития пространственного мышления выполняются различные задания с моделью куба и его изображением.
Для развития пространственного мышления учащиеся выполняют задания на установление соответствия между моделью куба, его изображением и разверткой.
6. В методике использования калькулятора, который рассматривается как средство обучения младших школьников математике, обладающее определенными методическими возможностями. Данное средство (калькулятор) можно использовать для постановки учебных задач, для открытия и усвоения способа действий, для проверки предположений и числового результата, для усвоения математической терминологии и символики, для выявления закономерностей и зависимостей, для эффективного формирования вычислительных навыков.
7. В организации дифференцированного обучения, которое обеспечивается новыми методическими подходами к формированию математических понятий, к организации вычислительной деятельности учащихся, к обучению их решению задач, а также системой учебных заданий.
8. В организации уроков математики, на которых реализуется тематическое построение курса, система учебных заданий, адекватная его концепции, и создаются условия для активного включения всех учащихся в познавательную деятельность. Критериями оценки развивающих уроков являются: логика их построения, направленная на решение учебной задачи; вариативность предлагаемых учителем учебных заданий, вопросов и взаимосвязь между ними; продуктивная мыслительная деятельность учащихся, которая обеспечивается различными методическими приемами, сочетанием разнообразных средств и форм обучения, активным высказыванием детьми самостоятельных суждений и способов их обоснования.
Место учебного предмета:
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 3 классе отводится 4 ч в неделю, всего 136 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты:
В сфере личностных универсальных действий у учащихся будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;
способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью;
способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Изучение математики способствуетформированию таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач
- адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия)
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления
Ученик получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Ученик получит возможность научиться:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Содержание учебного предмета, курса:
Тематическое планирование
№
тема раздела
кол-во часов
к/р
1
Проверь себя! Чему ты научился в первом и во втором классах.
12
1
2
Умножение. Площадь фигуры. Сравнение и измерение площадей
11
3
Сочетательное свойство умножения
5
1
4
Деление
8
5
Отношения (больше в ..., меньше в …, увеличить в ..., уменьшить в ...)
5
6
Отношения «Во сколько раз больше?», «Во сколько раз меньше?» (кратное сравнение)
8
1
7
Порядок выполнения действий
в выражениях
12
1
8
Единицы площади
3
9
Площадь и периметр прямоугольник
4
10
Распределительное свойство умножения. Умножение двузначного числа на однозначное. Решение задач
8
1
11
Деление суммы на число. Деление двузначного числа на однозначное. Решение задач.
5
12
Деление двузначного числа на двузначное. Решение задач
3
13
Цена. Количество. Стоимость. Решение задач.
7
1
14
Четырёхзначные числа.
13
1
15
Многогранники. Куб. Параллелепипед.
2
16
Пятизначные и шестизначные числа. Решение задач.
7
17
Сложение и вычитание многозначных чисел. Решение задач
9
1
18
Единицы времени. Решение задач
4
1
19
Проверь себя! Чему ты научился в 1–3 классах?
10
итого
136
9
Содержание тем учебного курса
Числа и величины.
Счёт предметов. Название, последовательность и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Масса. Единицы массы. Вместимость. Единицы вместимости. Единицы времени. Соотношения между единицами измерения однородных величин.
Арифметические действия.
Сложение, вычитание, умножение и деление. Название компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Арифметические действия с числами « нуль» и « единица». Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Числовое выражение. Скобки. Порядок действий.
Площадь. Единицы площади. Измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
Работа с данными.
Сбор и представление информации, связанной со счётом, измерением величин. Фиксирование результатов сбора.
Таблица. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация таблицы.
Диаграмма. Чтение диаграмм: столбчатой, круговой.
Повторение материала, изученного в 1 и 2 классах (12 ч)
Двузначные и трёхзначные числа. Сложение и вычитание с переходом через разряд. Взаимосвязь действий сложения и вычитания. Разрядный состав трехзначных чисел. Умножение. Название компонентов и результата действия умножения. Решение задач разных видов.
Умножение. Площадь фигуры (16 ч)
Площадь фигуры. Сравнение площадей фигур с помощью различных мерок. Таблица умножения. Сочетательное свойство умножения. Умножение на 10. Решение задач разных видов.
Деление и умножение (21 ч)
Смысл деления. Названия компонентов и результата деления. Взаимосвязь умножения и деления. Понятие «уменьшить в...». Кратное сравнение. Невозможность деления на нуль. Деление числа на 1 и на само себя. Табличные случаи умножения и соответствующие случаи деления.
Единицы площади. Умножение и деление (35 ч)
Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Палетка. Измерение площадей фигур. Площадь и периметр прямоугольника. Правила порядка выполнения действий в выражениях. Распределительное свойство умножения. Приемы устного умножения двузначного числа на однозначное. Деление суммы на число. Приемы устного деления двузначного числа на однозначное, двузначного числа на двузначное.
Цена, количество, стоимость. Единицы длины и массы. Многозначные числа (36 ч)
Четырехзначные, пятизначные, шестизначные числа. Понятия разряда и класса. Соотношение разрядных единиц.
Разрядные слагаемые. Сравнение многозначных чисел. Умножение и деление на 10, 100, 1000. Алгоритм письменного сложения и вычитания. Единицы массы (грамм и килограмм) и соотношение между ними. Единицы длины (километр, метр, дециметр, сантиметр) и соотношения между ними. Текстовые задачи, при решении которых используются:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;
в) разностное и кратное сравнение;
г) прямая и обратная пропорциональность.
Единицы времени. Куб (6 ч)
Единицы времени (час, минута, секунда) и соотношения между ними. Выделение фигур на чертеже (треугольник, прямоугольник, квадрат). Куб, его изображение. Грани, вершины, ребра куба. Развертка куба.
Повторение (10 ч)
Решение задач. Внетабличное умножение и деление. Многозначные числа. Сложение и вычитание.
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
2) Истомина Н.Б. Тетради №1,2 по математике для 3 класса. - Смоленск: Ассоциация ХХI век
3) Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика 3 класс». - Смоленск: Ассоциация ХХI век
4) Истомина Н.Б. Контрольные работы по математике для 1-4 классов - Тула: Родничок, Астрель
Технические средства обучения:
Компьютер
Проектор
Интернет-ресурсы
http://umk-garmoniya.ru/index.php
http://www.proshkolu.ru/user
http://nsportal.ru/
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,
Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
http://www.nachalka.com/
http://www.zavuch.info/
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса:
Числа и величины
Третьеклассник научится:
- читать, записывать, сравнивать и упорядочивать числа от нуля до 1000000;
-устанавливать закономерность - правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм - грамм; год - месяц -неделя - сутки - час - минута, минута - секунда; километр - метр, метр - дециметр, дециметр -сантиметр, метр - сантиметр, сантиметр - миллиметр), сравнивать названные величины.
Третьеклассник получит возможность научиться:
классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в различных моделях (предметных, вербальных, графических и символических);
сравнивать и обобщать информацию, представленную в различных моделях (предметных, вербальных, графических и символических), в строках и столбцах несложных таблиц.
Арифметические действия
Третьеклассник научится:
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, арифметических алгоритмов;
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
вычислять значение числового выражения (содержащего 2-3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Третьеклассник получит возможность научиться:
выполнять действия с величинами;
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Работа с текстовыми задачами
Третьеклассник научится:
анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 2-3 действия);
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Третьеклассник получит возможность научиться:
решать задачи в 3-4 действия;
находить разные способы решения задач;
решать логические и комбинаторные задачи, используя рисунки.
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Третьеклассник научится:
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Третьеклассник получит возможность научиться:
распознавать плоские и кривые поверхности;
распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры.
Геометрические величины
Третьеклассник научится:
измерять длину отрезка;
вычислять периметр прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Третьеклассник получит возможность научиться вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы.
Работа с информацией
Третьеклассник научится:
читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Третьеклассник получит возможность научиться:
читать несложные готовые круговые диаграммы;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы, диаграммы, схемы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы)
Приложение:
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение
отметки по математике. (Истомина Н.Б.)
В основе оценивания письменных работ по математике лежат правильность выполнения и объем выполненного задания.
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Письменная проверка знаний, умений и навыков.
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки :
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
При оценке работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков, ставятся следующие оценки:
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка и 1-2 недочета;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 1-2 недочета;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 5 и более ошибок;
При оценке работ, состоящих только из задач:
Оценка "5" ставится, если задачи решены без ошибок;
Оценка "4" ставится, если допущены 1-2 ошибки;
Оценка "3" ставится, если допущены 1-2 ошибки и 3-4 недочета;
Оценка "2" ставится, если допущены 3 и более ошибок;
При оценке комбинированных работ:
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибки и 1-2 недочета, при этом ошибки не должно быть в задаче;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 3-4 недочета;
Оценка "2" ставится, если в работе допущены 5 ошибок;
При оценке работ, включающих в себя решение выражений на порядок действий:
считается ошибкой неправильно выбранный порядок действий, неправильно выполненное арифметическое действие;
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок;
При оценке заданий, связанных с геометрическим материалом:
считается ошибкой, если ученик неверно построил геометрическую фигуру, если не соблюдал размеры, неверно перевел одни единицы измерения в другие, если не умеет использовать чертежный инструмент для измерения или построения геометрических фигур;
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок;
Примечание: за грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
В зависимости от этапа обучения используются три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения и итоговое оценивание.
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умений и навыков. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках математики (наблюдение, сопоставление, установление взаимосвязей и т.д.). Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению. Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта.
Тематическое оценивание в конце изучения тематических блоков курса «Математика» является важным звеном процесса обучения, так как даёт возможность учащимся подготовиться, при необходимости пересдать материал и таким образом исправить полученную ранее отметку. Формой тематического контроля в конце изучения каждого тематического блока является выполнение самостоятельных заданий. Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
год
Контрольные работы
2
2
3
2
9
Проводится после повторения вопросов, изученных в первом и во втором классах. Цели – проверить усвоение: а) нумерации двузначных и трёхзначных чисел; б) вычислительных приемов сложения и вычитания в пределах 100; в) табличных навыков сложения однозначных чисел с переходом в другой разряд и соответствующих случаев вычитания; г) математической терминологии; д) смысла умножения.
Математика 3 класс (Истомина Н.Б.)
(4 часа в неделю. 136 часов)
Дата
Темы курса,
тематика уроков
Формируемые умения/личностные качества
(планируемые результаты обучения)
Деятельность учащихся
Повторение
календан
фактичек
предметные умения
универсальные
учебные действия1
1 четверть (36ч)
Проверь себя! Чему ты научился в первом и во втором классах? (12ч)
1. Сравнение и составление числовых выражений, Признаки сходствамногоугольников. Углы, длина сторон, периметр многоугольника. Запись равенств. Составление плана
1-8
2. Запись равенств. Сочетательное и переместительное свойства сложения. Решение задач
9-17
3. Вычислительные умения и навыки. Решение задач. Работа с таблицей. Поиск закономерностей 18-24
4. Входная диагностическая контрольная работа
5. Плоские и кривые поверхности. Плоские и объёмные фигуры. Классификация объектов. Поиск закономерностей. Выявление сходства и различия числовых выражений 25-31
6. Решение задач. Вычислительные навыки и умения. Моделирование. Перевод графической модели в символическую 32-40
7. Таблица умножения с числом 9. Классификация. Поиск закономерностей. Решение задач 41-48
8. Вычислительные умения и навыки. Решение задач. Составление квадрата из частей. Перевод символической модели в графическую49-56
9. Линии. Четырёхугольники. Измерение прямых углов угольником. Составление заданных фигур из частей. Соотнесение схем и числовых выражений 57-64
10. Таблица умножения с числом 8. Трёхзначные числа. Построение прямого угла 65-72
Наблюдать изменение в записи «круглого» двузначного числа при его увеличении (уменьшении) на несколько десятков (единиц), используя предметные модели и калькулятор
Обобщать приём сложения (вычитания) десятков («круглых» двузначных чисел)
Записывать произведение двузначного и однозначного
чисел в виде произведения трёх однозначных чисел и находить их значения.
Состав числа 10
Вычитание в десятке
Отрезок
Луч, прямая
Логические ряды чисел
Дополнение числа до 10
Присчитывание по 1
Отсчитывание по 1
Сложение круглых чисел
Название компонентов и результата действий сложения и вычитания
Вычитание круглых чисел
Сочетательное свойство умножения (5 ч)
24. Знакомство с сочетательным свойством умножения 159-164
25. Применение сочетательного свойства при вычислениях. Умножение любого числа на 10
165-171
26. Применение сочетательного свойства умножения при решении задач 172-177
27.Обобщение по теме сочетательное свойство умножения
28.Контрольная работа №2
Предметный смысл сочетательного свойства умножения.
Использование сочетательного свойства умножения для удобства вычислений. Сравнение произведений и
сумм, содержащих число 10.
Сочетательное свойство умножения.
Допускать возможность существования различных
точек зрения (К)
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (К)
Формулировать собственное мнение и позицию (К)
Строить понятные для партнёра высказывания (К)
Задавать вопросы (К)
Контролировать действия партнёра (К)
Находить неизвестные значения произведений по данным значениям, используя сочетательное свойство умножения.
Использовать зависимость значения суммы и произведения от значения их компонентов для упрощения вычислений.
Прибавление однозначного числа к двузначному
Вычитание однозначного числа из двузначного
Абстрактный счёт
Сложение и вычитание
Деление (8 ч)
29. Предметный смысл деления. Символическая запись деления. Название компонентов и результата деления. 178-184
30. Предметная и символическая модели деления. Взаимосвязь умножения и деления. 185-192
31. Взаимосвязь компонентов и результата умножения Правило.
193-200
32. Решение задач. Смысл деления.201-206
33. Взаимосвязь компонентов и результата деления. Решение задач. 207-213
34. Решение задач. Смысл деления 214-219
35. Решение задач. Смысл деления
36. Решение задач. Смысл деления
Предметный смысл деления.
Запись выражений и равенств, содержащих действие деления. Название компонентов
и результата действия деления, их взаимосвязь. Правило о делении значения
произведения на один из множителей. Таблица умножения и соответствующие случаи деления.
Правила нахождения неизвестного компонента действия деления по двум известным.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Р)
Осуществл самоконтроль результата (Р)
Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок
учебных заданий (П)
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П)
Осуществлять синтез как составление целого из частей (П)
Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям (П)
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях(П)
Устанавливать причинно-следственные связи (П)
Допускать возможность существования различных точек зрения (К)
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (К)
Формулировать собственное мнение и позицию (К)
Моделировать ситуации, иллюстрирующие действие
деления (предметные, вербальные, графические и символические модели).
Иллюстрировать действие деления на графической модели (рисунке).Пояснять значение каждого числа в записи частного.Проверять истинность равенства на предметных и графических моделях Находить значения частного (с помощью рисунка, используя взаимосвязь умножения и дел).Составлять равенства из данного, пользуясь правилом о делении значения произведения на один из множителей.
Применять знание таблицы умножения для изучения
соответствующих случаев деления.Выполнять деление двузначных чисел на однозначные, используя таблицу сложения и взаимосвязь компонентов
и результатов арифм действий.
Вычитание однозначного числа из круглого
Числовой луч
Сравнение выражений
Сравнение чисел
Зависим компонен
тов действия сложения
Зависимось компонен
тов действия сложения
Сантиметр
Дециметр
II четверть (28 ч)
Отношения (больше в ..., меньше в …, увеличить в ..., уменьшить в ...) (5 ч)
37. Предметный смысл отношения «меньше в …» 220-226
38. Решение задач. Совершенствование вычислительных умений и навыков 227-235
39. Решение задач 236-243
40. Обобщение по теме решение задач
41. Деление любого числа на 1, само на себя. Деление нуля на число. Невозможность деления на 0
244- 253
Предметный смысл отношений.
Символическая интерпретация данных понятий.
Деление числа на 1, деление
числа само на себя. Установка
на запоминание правил о делении числа 0 и невозможности деления на 0.
Осуществлять самоконтроль результата (Р)
Вносить необходимые коррективы в действие после
его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Р)
Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве
с учителем (Р)
Выделять существенную информацию из текстов
задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий (П)
Проводить сравнение и классификацию по заданным
критериям (П)
Допускать возможность существования различных
точек зрения (К)
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (К)
Формулировать собственное мнение и позицию (К)
Строить понятные для партнёра высказывания(К)
Записывать равенства, соответствующие рисункам, руководствуясь вербальной формулировкой.
Читать данные равенства с использованием математической терминологии.
Описывать (устно и письменно) графические модели,
используя изученные отношения.
Анализировать равенства, содержащие действия умножения и соответствующие ему случаи деления, в которых один из компонентов – число 1.
Формулировать высказывания о наблюдаемых закономерностях.
Выводить правила о делении на 1, о делении числа 0.
Обосновывать невозможность деления на 0.
Находить значения произведений и частных
Килограмм
Миллиметр
Ломаная линия
Кривая линия
Замкнутые, незамкнутые линии
Отношения «Во сколько раз больше?», «Во сколько раз меньше?» (кратное сравнение) (8 ч)
42.Предметная и символическая модели. Предметный смысл кратного сравнения 254-261
43. Решение задач. Выбор схематической модели
262-269
44. Решение задач. Схематическая модель. Знакомство с диаграммой 270-274
45. Взаимосвязь умножения и деления. Кратное сравнение. Диаграмма
275-278
46. Решение задач. Совершенствование вычислительных умений и навыков
279-285
47. Решение задач. Способ действия при делении круглых десятков на 10 и на круглые десятки
286-288
48. Обобщающий урок по теме взаимосвязь умножения и деления
49. Контр. работа № 3
Предметная модель данных
отношений.
Символическая интерпретация изменений в предметной
совокупности. Диаграмма.
Интерпретация данных на столбчатой диаграмме.
Вносить необходимые коррективы в действие после
его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Р)
Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (Р)
Выделять существенную информацию из текстов
задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок
учебных заданий (П)
Осуществлять синтез как составление целого из частей (П)
Проводить сравнение и классификацию по заданным
критериям (П)
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях (П)
Обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных
объектов на основе выделения сущностной связи (п)
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (К)
Формулировать собственное мнение и позицию (К)
Строить понятные для партнёра высказывания(К)
Задавать вопросы (К)
Контролировать действия партнёра (К)
Устно описывать изменения в предметной совокупности с помощью данных отношений.
Фиксировать данные изменения в символической записи.
Выполнять запись выражений и равенств с использованием изученных отношений по данной словесной формулировке.
Читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Сравнивать информацию, представленную в тексте
и в столбчатой диаграмме.
Распознавать одну и ту же информацию, представленную вербально и графически.
Пользоваться почерпнутыми из столбчатой диаграммы
сведениями для ответа на вопросы задания
Точка
Прямая линия
Луч
Состав числа 11
Состав числа 12
Состав числа 13
Состав чисел 11,12,13
Порядок выполнения действий в выражениях
(12 ч)
50. Анализ числовых выражений. Правила.
Классификация числовых выражений 289-294
51. Преобразование числовых выражений. Применение правил порядка выполнения действий. Решение задач 295-303
52. Применение правил. Обоснование выполненных действий. Вычислительные умения и навыки 304-309
53. Расстановка порядка выполнения действий на схеме. Вычисление значений выражений. Решение задач 310-314
54. Решение задач. Составление числовых выражений. Вычисление их значений 315-320
55. Решение задач. Сравнение числовых выражений 321-326
56. Решение задач. Вычисление значений выражений 327-331
57. Вычисление значений выражений. Решение задач 332-336
58. Решение задач 337-341
59. Решение задач 342-345
60. Решение задач
61. Контрольная раб № 4
Правила выполнения действий в числовых выражениях. Решение задач.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Р)
Осуществлять самоконтроль результата (Р)
Вносить необходимые коррективы в действие после
его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Р)
Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве
с учителем (Р)
Выделять существенную информацию из текстов
задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий (П)
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П)
Осуществлять синтез как составление целого из частей (П)
Проводить сравнение и классификацию по заданным
критериям (П)
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях(П)
Устанавливать причинно-следственные связи(п)
Обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи(П)
Устанавливать соответствие предметной и символической модели (П) Допускать возможность существования различных
точек зрения (К)
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (К)
Находить сходство и различие в числовых выражениях.
Выбирать числовые выражения, соответствующие
правилу, и правило, соответствующее числовому выражению.
Вычислять значения числовых выражений.
Расставлять порядок выполнения действий в схеме числового выражения.
Преобразовывать числовые выражения.
Вставлять пропущенные числа в схему числовых выражений.
Пользоваться почерпнутыми из столбчатой диаграммы
сведениями для ответа на вопросы задания
Состав числа 14
Состав числа 15
Состав числа 16
Состав числа 17
Состав числа 18
Состав числа 19
Острый угол
Тупой угол
Прямой угол
Виды углов
Единицы площади (3 ч)
62.Сравнение площадей с помощью мерок. Квадратный сантиметр, квадратный миллиметр 346-349
63. Квадратный дециметр, квадратный метр 350-355
64. Соотношение единиц площади. Действия
с величинами. Сравнение величин 356-361
Использование мерки при измерении площади.
Знакомство с единицами площади. Возможность выполнения с площадью операций сравнения, сложения, вычитания, умножения и деления на число.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Р)
Выделять существенную информацию из текстов
задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий (П)
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях(П)
Допускать возможность существования различных
точек зрения (К)
Учитывать разные мнения
Сравнивать площади фигур с использованием мерок.
Записывать числовым равенством ответ на вопрос, во сколько раз площадь одной фигуры больше (меньше)
площади другой.
Сравнивать единицы площади по величине (записывать их в порядке убывания или возрастания; осуществлять кратное сравнение).
Треугольник
Четырехугольник
Многоугольник
III четверть (40 ч)
Учебник «Математика», 3 класс. Часть 2
Площадь и периметр прямоугольник(4 ч) 1–23
65. Периметр прямоугольника. Способы его вычисления. Взаимосвязь между длиной, шириной и площадью прямоугол. Постановка учебной задачи 1–6
66. Вычисление площади и периметра прямоугольника в процессе решения задач. Решение учебной задачи 7–13
67. Умения вычислять площадь и периметр прямоугольника. Решение учебной задачи. Самоконтроль14–18
68. Вычисление площади и периметра прямоугольника. Решение учебной задачи. Самоконтроль
19–23
Измерение и вычисление площади прямоугольника. Решение задач.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Р)
Осуществлять самоконтроль результата (Р)
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Р)
Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (Р)
Выделять существенную информацию из текстов
задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий (П)
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П)
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях(П)
Устанавливать причинно-следственные связи (П)
Устанавливать соответствие предметной и символической модели (П)
Допускать возможность существования различных
точек зрения (К)
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (К)
Измерять площадь фигур с помощью палетки.
Соотносить способ измерения площади с помощью мерки и способ её вычисления с использованием длин
смежных сторон.
Представлять информацию о длине сторон прямоугольника и его площади в виде таблицы.
Находить периметр и площадь прямоугольника по длине его смежных сторон.
Строить прямоугольник по известной площади и длине
одной из смежных сторон.
Сравнивать площади фигур с использованием мерок.
Записывать числовым равенством ответ на вопрос, «во сколько раз площадь одной фигуры больше (меньше)
площади другой.»
Сравнивать единицы площади по величине (записывать их в порядке убывания или возрастания; осуществлять кратное сравнение).
Выполнять сравнение площадей,
Сложение с переходом через разряд
Вычитание с переходом через разряд
Измерение длины предметов
Признаки предметов
Распределительное свойство умножения.
Умножение двузначного числа
на однозначное. Решение задач (8 ч)
24–73
69. Постановка учебной задачи. Предметная модель распределительного свойства умножения. Её анализ.
Символическая модель распределительного свойства умножения. Правило умножения суммы на число24–29
70. Усвоение распределительного свойства умножения
30–35
71. Усвоение распределительного свойства умножения. Сравнение выражений. Вычисление площади и периметра прямоугольника.
Вычислительные умения и навыки36–41
72. Использование распределительного свойства умножения для вычислений. Умножение
двузначного числа на однозначное. Решение
арифметических задач
42–48
73. Решение арифметических задач. Вычислительные умения и навыки
49–55
74. Проверка усвоения распределительного
свойства умножения и приёма умножения
двузначного числа на однозначное56–63
75. Использование свойств умножения при решении задач. Вычислительные умения и навыки64–73
76.Контрольная раб № 5
Знакомство с распределительным свойством умножения.
Обоснование вычислительных приёмов с опорой на это
свойство.
Сравнение выражений с использованием распределительного свойства умножения, доказательство различных утверждений.
Способ вычисления значения произведения двузначного числа на однозначное.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Р)
Осуществлять самоконтроль результата (Р)
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Р)
Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (Р)
Выделять существенную информацию из текстов
задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий (П)
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П)
Осуществлять синтез как составление целого из частей (П)
Проводить сравнение и классификацию по заданным
критериям (П)
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях(П)
Устанавливать причинно-следственные связи (П)
Устанавливать соответствие предметной и символической модели (П)
Допускать возможность существования различных
точек зрения (К)
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (К)
Применять изученное свойство для удобства вычислений; для сравнения выражений; для нахождения значений выражений разными способами; для умножения
двузначного числа на однозначное
Исключение лишнего предмета
Сравнение предметов
Нахождение закономерности числового ряда
Структура задачи
Краткая запись задачи
Условие задачи
Чертёж
Деление суммы на число.
Деление двузначного числа на однозначное.
Решение задач (5 ч)
77. Постановка учебной задачи. Поиск правила записи выражений, выявление сходства
и различия выражений. Табличные случаи
умножения74–79
78. Приём устного деления двузначного числа на однозначное. Решение учебной задачи 80–86
79. Решение учебной задачи деления двузначного числа на однозначное. Решение арифметических задач
87–93
80. Применение свойства деления суммы на число при решении арифметических задач
94–100
81. Решение задач 101–108
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Р)
Осуществлять самоконтроль результата (Р)
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Р)
Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (Р)
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П)
Осуществлять синтез как составление целого из частей (П)
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях(п)
Устанавливать причинно-следственные связи (П)
Устанавливать соответствие предметной и символической модели (П)
Допускать возможность существования различных
точек зрения (К)
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (К)
Устанавливать взаимосвязь распределительного свойства умножения и деления суммы на число.
Актуализировать знания о взаимосвязи компонентов
и результата умножения.
Вопрос задачи
Решение задачи
Ответ задачи
Числовое выражение
Буквенное выражение
Деление двузначного числа на двузначное.
Решение задач (3 ч)
109–117
82. Постановка учебной задачи. Поиск приёма
деления двузначного числа на двузначное
109–110
83. Усвоение приёма деления двузначного числа на двузначное. Решение арифметических задач
111–114
84. Решение арифметич задач 115–117
Подготовка к знакомству с приёмом деления двузначного числа на двузначное. Повторение распределительного свойства умножения и
свойства деления суммы на число.
Приём деления двузначного числа на двузначное.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Р)
Осуществлять самоконтроль результата (Р)
Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий (П)
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П)
Осуществлять синтез как составление целого из частей (П)
возможность существования различных точек зрения (К) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (К)
Составлять равенства, используя данные числа и изученные способы деления суммы на число.
Выбирать нужные слагаемые и пояснять свой выбор.
Рассуждать при нахождении значений частных, в которых двузначное число делится на двузначное, на основе
взаимосвязи компонентов и результатов деления и умножения.
Распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (текста, таблиц)
Значение выражения
Равенство
Неравенство
Цена. Количество. Стоимость.
Решение задач (7 ч)
118–147
85. Взаимосвязь понятий «цена», «количество»,
«стоимость». Практические ситуации. Решение арифметических задач разными способами
118–122
86. Решение арифметических задач с величинами – цена, количество, стоимость.
Работа с таблицей. Вычислительные умения и навыки 123–126
87. Решение арифметических задач с величинами – цена, количество, стоимость.
Вычислительные умения и навыки 127–132
88. Решение арифметических задач с величинами – цена, количество, стоимость.
Работа с таблицей. Вычислительные умения и навыки 133–140
89. Решение арифметических задач 141–147
90. Решение арифметических задач 141–147
91.Контрольная работа
№ 6
Уточнение понятий «цена», «количество», «стоимость» и взаимосвязи между ними.
Совершенствование умения решать задачи с данными величинами.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Р)
Осуществлять самоконтроль результата (Р)
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Р)
Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве
с учителем (Р)
Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий (П)
Осуществлять синтез как составление целого из частей (П)
Проводить сравнение и классификацию по заданным
критериям (П)
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях(П)
Устанавливать причинно-следственные связи (П)
Допускать возможность существования различных
точек зрения (К)
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (К)
Формулировать собственное мнение и позицию (К)
Строить понятные для партнёра высказывания(К)
Актуализировать житейские представления о цене, количестве, стоимости товара.
Выбирать монеты для набора определённой денежной суммы.
Связывать бытовые представления с изученными свойствами действий умножения и деления.
Применять имеющиеся знания для решения задач
и в повседневных ситуациях.
Верные равенства
Неверные равенства
Смысл действия умножения
Таблица умножения
Умножение на 2
Умножение на 3
Четырёхзначные числа (13 ч) 148–246
92. Постановка учебной задачи. Нумерация
многозначных чисел. Знакомство с новой
счётной единицей – тысячей. Анализ струк-
туры трёхзначных и четырёхзначных чисел.
Классификация многозначных чисел
148–156
93. Чтение и запись четырёхзначных чисел. Разрядный и десятичный состав четырёхзначного числа. Решение арифметических задач
157–167
94. Чтение и запись четырёхзначных чисел.
Умножение однозначных и двузначных чисел
на 100. Разрядный и десятичный состав четырёхзначного числа. Закономерность в записи ряда чисел 168 – 177
95. Чтение и запись четырёхзначных чисел. Запись четырёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Решение арифметических задач 178–187
96. Нумерация четырёхзначных чисел. Разрядный состав четырёхзначного числа. Решение арифметических задач 188–196
97. Единица длины – километр. Соотношение
единиц длины (1 км = 1000 м). Чтение и построение диаграмм 197–203
98. Решение задач. Поиск закономерности. Расположение величин в порядке возрастания.
Чтение и запись четырёхзначных чисел
204–215
99. Чтение четырёхзначных чисел. Запись числовых равенств по данному условию. Работа с таблицами. Решение арифметических задач 216–223
100. Чтение и запись четырёхзначных чисел, классификация чисел. Поиск правила 224–230
101. Обобщающий урок на тему четырехзначные числа.
102. Контр. раб № 7
103. Деление многозначн чисел на 10 и 100. Использование свойств сложения для сравнения числовых выражений. Единица массы – грамм. Соотношение 1 кг = 1000 г
231–236
104. Единицы массы – тонна и центнер. Работа с таблицами и шкалами. Классификация
и сравнение величин
237–246
Знакомство с новой счётной
единицей – тысячей.
Чтение и запись четырёхзначных чисел.
Правило об умножении любого числа на 100.
Знакомство с единицей длины километр и соотношением
1 км = 1000 м.
Деление чисел, оканчивающихся нулями, на 10 и 100.
Знакомство с единицей массы грамм и соотношением 1 кг = 1000 г; с единицей
массы тонна и соотношением 1 т = 1000 кг; с единицей
массы центнер и соотношением 1 ц = 100 кг.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Р)
Осуществлять самоконтроль результата (Р)
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Р)
Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (Р)
Выделять существенную информацию из текстов
задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий (П)
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П)
Осуществлять синтез как составление целого из частей (П)
Проводить сравнение и классификацию по заданным
критериям (П)
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях (П)
Устанавливать причинно-следственные связи (П)
Устанавливать соответствие предметной и символической модели (П)
Допускать возможность существования различных
точек зрения (К)
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (К)
Формулировать собственное мнение и позицию (к)
Разбивать числа на группы по числу цифр.
Выявлять правила построения числовых рядов и продолжать их по тому же правилу.
Читать и записывать числа с опорой на их разрядный
состав.
Записывать четырёхзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Наблюдать зависимость компонентов и результата при умножении числа на 100.
Формулировать правило, основываясь на результатах
наблюдений.
Осуществлять самоконтроль путём проверки вычислений на калькуляторе.
Читать и записывать длину, используя основные единицы её измерения и соотношение между ними (километр – метр).
Дополнять величины до данной, используя соотношение километр – метр.
Высказывать предположения о делении на 10 и 100 чисел, оканчивающихся нулями.
Проверять свои предположения, выполняя действия на калькуляторе.
Читать и записывать величины массы, применяя для их измерения изученные единицы массы и их соотношение.
Записывать данные величины в порядке их возрастания или убывания.
Умножение на 4
Умножение на 5
Умножение на 6
Умножение на7
Умножение на 8
Умножение на 9
Единицы измерения массы
Единицы измерения длины
Сравнение отрезков
Вычитание отрезков
Сложение отрезков
Отрезок, прямая
IV четверть (32 ч)
Многогранники. Куб. Параллелепипед (2 ч)
247–256
105. Классификация геометрических фигур.
Многогранник и его элементы. Развёртка
Куба 247–251
106. Прямоугольный параллелепипед. Его развёртка 252–256
Знакомство с многогранниками. Названия элементов изучаемых фигур.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Р)
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Р)
Выделять существенную информацию из текстов
задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий (П)
Допускать возможность существования различных точек зрения (К)
Анализировать собственные тактильные ощущения для
определения типа поверхности (плоская или кривая).
Осуществлять практическую деятельность (ощупывание, изготовление моделей многогранников и развёртки куба) для усвоения понятий «грань», «ребро», «вершина многогранника», «куб», «прямоугольный параллелепи».
Периметр
Длина фигуры
Пятизначные и шестизначные числа.
Решение задач (7 ч)
257–306
107. Постановка учебной задачи. Классы и разряды в пятизначном и шестизначном числах. Анализ структуры многозначных чисел.
Классификация многозначных чисел. Таблица разрядов и классов 257–263
108. Разрядный и десятичный состав многозначного числа. Умножение на 1000. Сравнение произведений. Правило порядка выполн действий 264–271
109. Решение арифметич задач. Использование сочетательного свойства умножения и таблицы умножения при вычислениях 272–279
110. Сравнение многозначных чисел. Решение арифметич задач. Правило (закономерность) в записи числового ряда
280–286
111. Нумерация многозначных чисел. Запись многозначных чисел в порядке возраст и убывания. Чтение диаграммы 287–293
112. Правило(закономерн) в записи числового ряда. Нумерация многозначных чисел. Геометрический материал (куб и его элементы) 294–301
113. Решение арифмет задач. Развёртка куба
302–306
Знакомство с новыми разрядами класса тысяч (десятки и сотни тысяч).
Чтение и запись пятизначных и шестизначных чисел,
их сравнение.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Р)
Осуществлять самоконтроль результата (Р)
Вносить необходимые коррективы в действие его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Р)
Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (Р)
Выделять существенную информацию из текстов
задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий (П)
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П)
Осуществлять синтез как составление целого из частей (П)
Проводить сравнение и классификацию по заданным
критериям (П)
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях(П)
Устанавливать причинно-следственные связи (П)
Устанавливать соответствие предметной и симво6лической модели (П)
Допускать возможность существования различных
точек зрения (К)
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (К)
Формулировать собственное мнение и позицию (К)
Строить понятные для партнёра высказывания(К)
Задавать вопросы (К)
Разбивать числа на группы по числу цифр.
Выявлять правила построения числовых рядов и продолжать их по тому же правилу.
Читать и записывать числа с опорой на их разрядный состав.
Записывать четырёхзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Формулировать правило, основываясь на результатах
наблюдений.
Осуществлять самоконтроль путём проверки вычислений на калькуляторе.
Читать и записывать длину, используя основные единицы её измерения и соотношение между ними (километр – метр).
Дополнять величины до данной, используя соотношение километр – метр.
Проверять свои предположения, выполняя действия на калькуляторе.
Записывать данные числа в порядке возрастания и убывания.
Образование трёхзначных чисел
Сложение
трёхзначных чисел
Вычитание
трёхзначных чисел
Сравнение
трёхзначных чисел
Многогранник
Прямоугольный параллепипед
Тонна
Сложение и вычитание многозначных чисел. Решение задач (9 ч)
307–346
114. Постановка учебной задачи. Подготовительная работа к изучению алгоритма письменного сложения 307–313
115. Алгоритм письменного сложения. Использование свойств арифметических действий для сравнения числовых выражений 314–316