Рабочая программа по алгебре и началам анализа (10 класс)
Рабочая программа по алгебре и началам анализа (10 класс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего полного общего образования по математике. Данная программа составлена на основе авторской программы по алгебре и началам анализа Алимов Ш.А. При разработке программы учитывалось, что изучение математики на ступени среднего полного общего образования направлено на достижение следующих целей: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности; формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники; воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по алгебре и началам анализа (10 класс) »
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
______________
«________» ___________
Утверждено
Директор МОУ Шувойской СОШ
Приказ от
____________О.С.Карепина
Протокол педсовета № 1
от .
Рабочая программа
по алгебре и началам анализа.
уровень:
базовый
класс:
10
учебный год:
2014-2015
Учитель: Бухарова Т.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в полном соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего полного общего образования по математике. Данная программа составлена на основе авторской программы по алгебре и началам анализа Алимов Ш.А.. При разработке программы учитывалось, что изучение математики на ступени среднего полного общего образования направлено на достижение следующих целей: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности; формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники; воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Программа рассчитана на обучение учащихся алгебры с нагрузкой 4 часа в неделю и ориентирована на УМК Алимов Ш.А..
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Количество часов
теоретические
Практические (лабораторные, контрольные работы, тест, диктант, изложение, сочинение)
1
Действительные числа.
12
11
1
2
Степенная функция.
13
12
1
3
Показательная функция.
13
12
1
4
Логарифмическая функция.
16
15
1
5
Тригонометрические формулы
18
17
1
6
Тригонометрические уравнения
17
16
1
7
Повторение и решение задач.
13
12
1
8
Резерв.
3
Итого:
135
128
7
В учебном плане МОУ Шувойской СОШ на изучение математики (алгебры и начал анализа) добавлен 1 час из компонента образовательного учреждения. Дополнительные часы распределены следующим образом:
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Действительные числа.
5ч.
2
Степенная функция.
4ч.
3
Показательная функция.
4ч.
4
Логарифмическая функция.
4ч.
5
Тригонометрические формулы
4ч.
6
Тригонометрические уравнения
5ч.
7
Повторение и решение задач.
9ч.
Итого:
35
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Действительные числа
Целые и рациональные числа. Действительные числа. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Арифметический корень натуральной степени. Степень с рациональным и действительным показателями.
Основная цель — обобщить и систематизировать знания о действительных числах; сформировать понятие степени с действительным показателем; научить применять определения арифметического корня и степени, а также их свойства при выполнении вычислений и преобразовании выражений.
Необходимость расширения множества натуральных чисел до действительных мотивируется возможностью выполнять действия, обратные сложению, умножению и возведению в степень, а значит, возможностью решать уравнения х + а =в, ах = в, ха = в.
Рассмотренный в начале темы способ обращения бесконечной периодической десятичной дроби в обыкновенную обосновывается свойствами сходящихся числовых рядов, в частности, нахождением суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
Действия над иррациональными числами строго не определяются, а заменяются действиями над их приближенными значениями — рациональными числами.
В связи с рассмотрением последовательных рациональных приближений иррационального числа, а затем и степени с иррациональным показателем на интуитивном уровне вводится понятие предела последовательности.
Арифметический корень натуральной степени п≥ 2 из неотрицательного числа и его свойства излагаются традиционно. Учащиеся должны уметь вычислять значения корня с помощью определения и свойств и выполнять преобразования выражений, содержащих корни.
Степень с иррациональным показателем поясняется на конкретном примере: число рассматривается как последовательность рациональных приближений З1,4, З1,41,… . Здесь же формулируются свойства степени с действительным показателем, которые будут использоваться при решении уравнений, неравенств, исследовании функций.
Степенная функция
Степенная функция, ее свойства и график. Взаимно обратные функции. Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства.
Основная цель — обобщить и систематизировать известные из курса алгебры основной школы свойства функций; изучить свойства степенных функций с натуральным и целым показателями и научить применять их при решении уравнений и неравенств; сформировать понятие равносильности уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств.
Рассмотрение свойств степенных функций и их графиков проводится поэтапно, в зависимости от того, каким числом является показатель: 1) четным натуральным числом; 2) нечетным натуральным числом; 3) числом, противоположным четному числу; 4) числом, противоположным нечетному числу; 5) положительным нецелым числом; 6) отрицательным нецелым числом (свойства функций в пп. 5 и 6 изучать необязательно).
Обоснования свойств степенной функции не проводятся, они следуют из свойств степени с действительным показателем. Например, возрастание функции у = хр на промежутке х 0, где р — положительное нецелое число, следует из свойства: «Если 0 х12, р О, то х1р2р».
Рассмотрение равносильности уравнений, неравенств и систем уравнений и свойств равносильности проводится в связи с предстоящим изучением иррациональных уравнений и неравенств.
Основным методом решения иррациональных уравнений является возведение обеих частей уравнения в степень с целью перехода к рациональному уравнению-следствию данного.
С помощью графиков решается вопрос о наличии корней и их числе, а также о нахождении приближенных корней, если аналитически решить уравнение трудно.
Иррациональные неравенства не являются обязательными для изучения всеми учащимися. При их изучении основным способом решения является сведение неравенства к системе рациональных неравенств, равносильной данному неравенству.
Показательная функция
Показательная функция, ее свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств.
Основная цель — изучить свойства показательной функции; научить решать показательные уравнения и неравенства, простейшие системы показательных уравнений.
Свойства показательной функции у = ах полностью следуют из свойств степени с действительным показателем. Например, возрастание функции у = ах, если а 1, следует из свойства степени: «Если х12, то ах1х2 при а 1».
Решение простейших показательных уравнений
ах1 = ах2, где а 0, а ≠1, основано на свойстве степени: «Если ах1 = а х2, то х1 = х2».
Решение большинства показательных уравнений и неравенств сводится к решению простейших.
Так как в ходе решения предлагаемых в этой теме показательных уравнений равносильность не нарушается, то проверка найденных корней необязательна. Здесь системы уравнений и неравенств решаются с помощью равносильных преобразований: подстановкой, сложением или умножением, заменой переменных и т. д.
4. Логарифмическая функция
Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства.
Основная цель — сформировать понятие логарифма числа; научить применять свойства логарифмов при решении уравнений; изучить свойства логарифмической функции и научить применять ее свойства при решении простейших логарифмических уравнений и неравенств.
До этой темы в курсе алгебры изучались такие функции, вычисление значений которых сводилось к четырем арифметическим действиям и возведению в степень. Для вычисления значений логарифмической функции нужно уметь находить логарифмы чисел, т. е. выполнять новое для учащихся действие — логарифмирование.
Доказательство свойств логарифма опирается на его определение. На практике рассматриваются логарифмы по различным основаниям, в частности по основанию 10 (десятичный логарифм) и по основанию е (натуральный логарифм), отсюда возникает необходимость формулы перехода от логарифма по одному основанию к логарифму по другому основанию. Так как на инженерном микрокалькуляторе есть клавиши lg и In, то для вычисления логарифма по основаниям, отличным от 10 и е, нужно применить формулу перехода.
Свойства логарифмической функции активно используются при решении логарифмических уравнений и неравенств.
Изучение свойств логарифмической функции проходит совместно с решением уравнений и неравенств.
При решении логарифмических уравнений и неравенств выполняются различные их преобразования. При этом часто нарушается равносильность. Поэтому при решении логарифмических уравнений необходима проверка найденных корней. При решении логарифмических неравенств нужно следить за тем, чтобы равносильность не нарушалась, так как проверку решения неравенства осуществить сложно, а в ряде случаев невозможно.
5. Тригонометрические формулы
Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса и тангенса угла. Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. Синус, косинус и тангенс углов а и -а. Формулы сложения. Синус, косинус и тангенс двойного угла. Синус, косинус и тангенс половинного угла. Формулы приведения. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов.
Основная цель — сформировать понятия синуса, косинуса, тангенса, котангенса числа; научить применять формулы тригонометрии для вычисления значений тригонометрических функций и выполнения преобразований тригонометрических выражений; научить решать простейшие тригонометрические уравненияsinx = a,cosх= а при а = 1, -1, 0.
Рассматривая определения синуса и косинуса действительного числа а, естественно решить самые простые уравнения, в которых требуется найти число а, если синус или косинус его известен, например уравнения sina = 0, cos a = 1 и т. п. Поскольку для обозначения неизвестного по традиции используется буква х, то эти уравнения записывают как обычно: sinx = 0, cosx= 1 и т. п. Решения этих уравнений находятся с помощью единичной окружности.
Возможность выявления знаков синуса, косинуса и тангенса по четвертям является следствием симметрии точек единичной окружности относительно осей координат. Равенство cos(-a) = cosa следует из симметрии точек, соответствующих числам а и -а, относительно оси Ох.
Зависимость между синусом, косинусом, тангенсом и котангенсом одного и того же числа или угла следует из тригонометрической формы записи действительного числа и определения синуса и косинуса как координаты точки единичной окружности.
При изучении степеней чисел рассматривались их свойстваap + q= ар • aq,,ар-q = ар :aq. Подобные свойства справедливы и для синуса, косинуса и тангенса. Эти свойства называют формулами сложения. Практически они выражают зависимость между координатами суммы или разности двух чисел а и β через координаты чисел а и β. Формулы сложения доказываются для косинуса суммы или разности, все остальные формулы сложения получаются как следствия.
Формулы сложения являются основными формулами тригонометрии, так как все другие можно получить как следствия: формулы двойного и половинного углов (не являются обязательными для изучения), формулы приведения, преобразования суммы и разности в произведение.
Тригонометрические уравнения
Уравнения cosx = a, sinх = a, tgx = а. Решение тригонометрических уравнений. Примеры решения простейших тригонометрических неравенств.
Основная цель — сформировать умение решать простейшие тригонометрические уравнения; ознакомить с некоторыми приемами решения тригонометрических уравнений.
Как и при решении алгебраических, показательных и логарифмических уравнений, решение тригонометрических уравнений путем различных преобразований сводится к решению простейших: cosx = a,sinx = а,tgx = а.
Рассмотрение простейших уравнений начинается с уравнения cos х = а, так как формула его корней проще, чем формула корней уравнения sin х = а (в их записи часто используется необычный для учащихся указатель знака (-1)л). Решение более сложных тригонометрических уравнений, когда выполняются алгебраические и тригонометрические преобразования, сводится к решению простейших.
Рассматриваются следующие типы тригонометрических уравнений: линейные относительно sinx, cosx или tgx; сводящиеся к квадратным и другим алгебраическим уравнениям после замены неизвестного; сводящиеся к простейшим тригонометрическим уравнениям после разложения на множители.
Повторение и решение задач
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
уметь:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику и в простейших случаях по формуле2 поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов.
Свойства арифметического корня натуральной степени. П.4.
1
7
Решение задач на вычисление значения арифметического корня н -ой степени.П.4.
1
8
Степень с рациональным токазателем.П.5.
1
9
Степень с действительным показателем.П.5.
1
10
Степень с рациональным и действительным токазателем.П.5.
1
11
Обобщающий урок по теме: «Действительные числа».П.1-5.
1
12
Контрольная работа Тема:«Действительные числа».
П1-5.
1
Степенная функция
13ч
13
Анализ контрольной работы. Степенная функция.
1
14
Свойства степенной функции.П.6
1
15
Свойства степенной функции.П.6
1
16
Взаимно обратные функции.П.7.
1
17
Взаимно обратные функции.П.7.
1
18
Равносильные уравнения. П.8
1
19
Иррациональные уравнения.П.9.
1
20
Способы решения иррациональных уравнений.П.9.
1
21
Иррациональные неравенства.
1
22
Решение иррациональных неравенств. П. 10.
1
23
Решение иррациональных неравенств. П. 10.
1
24
Обобщающий урок по теме: «Степенная функция».
П.6-10.
1
25
Контрольная работа Тема: «Степенная функция».
П.6-10.
1
Показательная функция
13ч
26
Анализ контрольной работы Показательная функция и её свойства.П.11.
1
27
График показательной функции. П. 11.
1
28
Показательные уравнения. П.12.
1
29
Показательные уравнения. П.12.
1
30
Различные способы решения показательных уравнений. П.12.
1
31
Различные способы решения показательных уравнений. П.12.
32
Показательные неравенства. П.13.
1
33
Способы решения показательных неравенств. П.13.
1
34
Решение систем показательных уравнений. П. 14.
1
35
Решение систем показательных уравнений. П. 14.
1
36
Решение систем показательных неравенств. П.14.
1
37
Обобщение по теме: «Показательная функция». П.14.
1
38
Контрольная работа Тема: «Показательная функция».П.1-14.
1
Логарифмическая функция
16ч
39
Анализ контрольной работы Определение логарифма. П.15.
1
40
Вычисление логарифмов.П.15.
1
41
Свойства логарифмов. П. 16.
1
42
Десятичные логарифмы. П. 17.
1
43
Логарифмическая функция. П. 18.
1
44
Свойства логарифмической функции. П. 18.
1
45
График логарифмической функции. П. 18.
46
Логарифмические уравнения. П.19.
1
47
Различные способы решения логарифмических уравнений. П. 19.
1
48
Различные способы решения логарифмических уравнений. П. 19.
1
49
Решение логарифмических уравнений. П. 19.
1
50
Логарифмические неравенства. П.20.
1
51
Решение логарифмических неравенств. П.20.
1
52
Решение логарифмических неравенств. П.20.
1
53
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Логарифмическая функция». П. 15-20.
1
54
Контрольная работа Тема: «Логарифмическая функция». П. 15-20.
1
Тригонометрические формулы.
18ч
55
Анализ контрольной работы. Радианная мера угла. П.21.
1
56
Определение синуса, косинуса и тангенса угла. П.23.
1
57
Знаки синуса, косинуса и тангенса. П.24.
1
58
Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. П.25.
1
59
Основное тригонометрическое тождество и его применение решению задач. П.25.
1
60
Тригонометрические тождества. П.26.
1
61
Доказательство тригонометрических тождеств. П.26.
1
62
Синус, косинус и тангенс угла: а и -а. П.27.
1
63
Формулы сложения , П.28.
1
64
Использование формул сложения для преобразования тригонометрических выражений.П.28.
1
65
Синус, косинус и тангенс двойного угла. П.29.
1
66
Применение формул двойного угла к преобразованию выражений. П.29.
1
67
Синус, косинус и тангенс половинного угла. П.30.
1
68
Формулы приведения. П.31.
1
69
Использование формул для преобразования выражений
1
70
Сумма и разность синусов. П.32.
1
71
Обобщающий урок по теме «Тригонометрические формулы». П.21-32.
1
72
Контрольная работа по теме:«Тригонометрические формулы». П.21-32.
1
Тригонометрические уравнения.
17ч.
73
Понятие арккосинуса числа а. П.33.
1
74
Уравнение cos х=а , П.33.
1
75
Решение уравнений вида cos х=а. П.33.
1
76
Понятие арксинуса числа а. П.34.
1
77
Уравнение sin х=а. П.34.
1
78
Понятие арктангенса числа а. П.35.
1
79
Уравнение tq x=а П.35.
1
80
Решение уравнений вида tq х=а. П.35.
1
81
Решение тригонометрических уравнений. П.36.
1
82
Решение тригонометрических уравнений. П.36.
1
83
Уравнения, сводящиеся к квадратным. П.36.
1
84
Решение уравнений, сводящиеся к квадратным. П.36.
1
85
Уравнения, решаемые разложением левой части на множители. П.36.
1
86
Применение различных приёмов к решению тригонометрических уравнений П.36.
1
87
Решение простейших тригонометрических неравенств. П.37.
1
88
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Тригонометрические уравнения»
89
Контрольная работа Тема: «Тригонометрические уравнения». П. 33-37.
1
Повторение и решение задач.
13ч.
90
Анализ контрольной работы. Целые числа, дроби и проценты.
1
91
Применение математических методов для решения задач из различных областей науки и практики.
1
92
Решение задач текстовых задач
1
93
Преобразование выражений,содержащихкорни натуральной степени и степень с рациональным показателем.
1
94
Повторение темы «Преобразования логарифмических выражений.
1
95
Повторение темы «Решение задач с помощью уравнений второй степени».
1
96
Повторение темы «Решение показательных уравнений»
1
97
Повторение темы «Решение логарифмических уравнений»
1
98
Повторение темы «Решение показательных неравенств» .
1
99
Повторение темы «Решение логарифмических неравенств».
100
Повторение темы «Решение тригонометрических уравнений».
101
Итоговая контрольная работа.
1
102
Анализ итоговой контрольно работы.
1
103-105
Резерв.
3
Аннотация УМК
Литература
Для учителя:
Алимов Ш.А. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2011.
Бурмистрова Т.А. Алгебра и начала математического анализа. 10 - 11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010.
Григорьева Г.И., Морозова Н.Н. Алгебра. 11кл. Поурочные планы по учебнику Ш.А.Алимова и др. «Алгебра и начала анализа. 10-11 классы». – Волгоград: Изд. Учитель 2003.
Левитас Г.Г. Математические диктанты. Алгебра и начала анализа. Илекса 2008.
Потапов М.К. Алгебра и начала анализа. Книга для учителя – М.: Посвещение, 2008.