kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Текстовые задачи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по статистическим данным анализа результатов проведения ЕГЭ: решаемость задания, содержащего текстовую задачу, составляет около 30%.  Вторая причина – это введение ОГЭ для выпускников 9-х классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Текстовые задачи"»

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Литковская средняя общеобразовательная школа»

Тарского муниципального района Омской области



«Рассмотрено» на заседании МО

классных руководителей

руководитель МО

_________/Е. А. Процукович/

Протокол №___ от «_____»_____2021

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

____________/Е.А.Процукович/

«_____»________2021

«Утверждаю»

Директор школы

_______/И. Н. Фенглер/

Приказ № _________от

«_____»_________2021






Программа курса внеурочной деятельности

«Решаем текстовые задачи»



Возраст:13-14 лет

Направление: общеинтеллектуальное

Руководитель: О.Н. Купш,

учитель математики

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Курс направлен на формирование личностных результатов:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;

  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

семиклассник научится:

  • самостоятельно контролировать своё время и планировать управление им

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение

  • выдвигать способы решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

  • осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия

  • оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия

семиклассник получит возможность:

  • определять цели, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • планировать пути достижения целей;

  • устанавливать целевые приоритеты;

  • самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • предполагать развитие будущих событий и развития процесса.



Коммуникативные УУД:

семиклассник научится:

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • основам коммуникативной рефлексии;

  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

семиклассник получит возможность:

  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

  • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.



Познавательные УУД:

семиклассник научится:

  • выполнять задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации)

  • проводить доказательные рассуждения;

  • самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера;

  • синтез как основа составления целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов;

  • использование приёмов конкретизации, абстрагирования, варьирования, аналогии , постановки аналитических вопросов для решения задач.

  • умение понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации

  • владеть смысловым чтением текстов различных жанров: извлечение информации в соответствии с целью чтения;

  • выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий;

  • анализировать объект с выделением существенных и несущественных признаков;

  • выбирать основания и критерии для сравнения, классификации, сериации объектов;

  • осуществлять подведение под понятие, выведение следствий;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • проводить доказательные рассуждения;

  • проводить синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов.

семиклассник получит возможность:

  • комбинировать известные алгоритмы решения математических задач, не предполагающих стандартное применение одного из них;

  • исследование практических ситуаций, выдвижение предложений, понимание необходимости их проверки на практике;

  • использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предложений; описание результатов этих работ;

  • самостоятельное выполнение творческих работ, осуществляя исследовательские и проектные действия, создание продукта исследовательской и проектной деятельности.

Содержание курса внеурочной деятельности

Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по статистическим данным анализа результатов проведения ЕГЭ: решаемость задания, содержащего текстовую задачу, составляет около 30%. Вторая причина – это введение ОГЭ для выпускников 9-х классов. Задания 2-ой части содержат задачу, которая оценивается максимумом баллов, за нетрадиционной формулировкой этой задачи учащимся необходимо увидеть типовые задачи, которые были достаточно хорошо отработаны на уроках в рамках школьной программы. По этим причинам возникла необходимость более глубокого изучения традиционного раздела элементарной математики: решение текстовых задач. Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов текстовых задач, формируется в течение первых девяти лет обучения учащихся в школе, поэтому представленный курс внеурочных занятий рекомендуется вводить с 7-го класса.

Цель данного курса внеурочных занятий: подготовка учащихся к итоговой аттестации, продолжению образования, повышение уровня их математической культуры.

Задачи:

  • сформировать у учащихся полное представление о решении текстовых задач;

  • сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;

  • развить интерес к математике, способствовать выбору учащимися путей дальнейшего продолжения образования;

  • способствовать профориентации.

Содержание курса

Текстовые задачи и техника их решения. (2ч)
Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приёмами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Значение правильного письменного оформления решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертёж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.

Задачи на движение. (6ч)
Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методики решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи на движение и её значение для составления математической модели.

Задачи на сплавы, смеси, растворы. (8ч)
Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы и её значение для составления математической модели.

Задачи на работу. (5ч)
Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления математической модели.

Задачи на проценты. (8ч)
Формулы процентов и сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.

Задачи на числа. (2ч)
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Особенности выбора переменных и методика решения задач на числа.

Рациональные методы решения задач. (1ч)
Задачи и оптимальный выбор. Задачи с выборкой целочисленных решений. Особенности методики решения задач на оптимальный выбор и выборкой целочисленных решений. Задачи решаемые с помощью графов. Задачи решаемы с конца.

Задачи повышенной трудности. (3ч)

Формы организации занятий и виды учебной деятельности

Занятия проводятся во внеурочное время, 1 раз в неделю, продолжительность занятия 1 академический час.

Формы организации деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Используемые формы занятий: эвристическая беседа, практикум, соревнование, аукцион, игра, выполнение практических и творческих заданий, исследовательская работа, защита проектов.

Виды учебной деятельности: участие в учебном диалоге, выполнение заданий практикума, отбор материала из нескольких источников, сотрудничество в парах и группах, поиск и построение алгоритма решения задачи.

Условия реализации программы:

  • требуемое количество учебного времени;

  • помещение для проведения практических занятий;

  • возможность копирования раздаточных материалов;

  • цветные карандаши, чертежные инструменты, калькулятор, картон, цветная бумага, клей и другие инструменты;

  • наличие дидактических материалов для индивидуальных занятий;

  • возможность работы на компьютере, мультимедийная установка.








Тематическое планирование





№№

Наименование разделов, тем

Итоговая форма контроля

Виды деятельности

Дата

Всего



Лекции


Практ.


1,2

Введение в спецкурс.

Текстовые задачи и техника их решения.

2

1

1

Устный опрос по задачам


3,4,5,6,7,8

Задачи на движение.

Движение по течению и против течения.

Равномерное и равноускоренное движение по прямой.

Движение по окружности.

Графический способ решения задач на движение.

6

3

3

Практическая работа


9-16

Задачи на сплавы, смеси, растворы.

Задачи на сплавы, смеси, растворы.

Практикум по решению задач.

8

2

6

Зачёт по теме «Задачи на сплавы, смеси, растворы»


17-21

Задачи на работу.

Задачи на работу. Практикум по решению задач.

5

2

3

Письменный зачет


22-29

Задачи на проценты.

Задачи на проценты. Задачи с экономическим содержанием. Формула сложных процентов. Практикум по решению задач.

8

2

6

Результат

и анализ работы по группам


30-31


Задачи на числа.

Задачи на числа.

Практикум по решению задач.

Творческая работа по темам: « Задачи на проценты», « Задачи на числа».

2

1

1

Практическая работа по темам:

«Задачи на проценты»,

«Задачи на числа».


32

Рациональные методы решения задач.

Решение задач с конца.

Решение задач с помощью графов.

1


1

Обмен мнениями.


33-35

Задачи повышенной трудности.

Решение задач повышенной трудности.

3

1

2

Самостоятельная работа обучающего характера.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Текстовые задачи"

Автор: Купш Ольга Николаевна

Дата: 26.03.2022

Номер свидетельства: 603400

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Программа внеурочной деятельности   "Любознательная информатика" "
    ["seo_title"] => string(69) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-liuboznatiel-naia-informatika"
    ["file_id"] => string(6) "114972"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411753559"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Видеоэкология" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-vidieoekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "115131"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411844685"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Программа внеурочной деятельности по информатике по ФГОС "Продвинутый пользователь. 7 класс""
    ["seo_title"] => string(84) "proghrammavnieurochnoidieiatielnostipoinformatikiepofgosprodvinutyipolzovatiel7klass"
    ["file_id"] => string(6) "263123"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449490316"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в мире профессий" "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-informatika-v-mirie-profiessii"
    ["file_id"] => string(6) "236934"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444203490"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Программа внеурочной деятельности "Развитие творческих способностей младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(99) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "105345"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402843261"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства