Просмотр содержимого документа
«Программа по финансовой грамотности»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Финансовая грамотность»
на 2024-2025 учебный год
Составитель:
учитель математики и физической культуры.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» Изучение учебного предмета «Родной (татарский) язык» начинается на уровне начального общего образования, его изучение в начальной школе представляет собой первый этап языкового образования и речевого развития обучающихся.
В процессе знакомства со структурными единицами татарского языка, обучающиеся осознают их роль и функции, а также связи и отношения, существующие в системе татарского языка и в речи.
Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами.
Формирование у младших школьников представления о лексике татарского языка способствует, в свою очередь, развитию понимания материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения).
Важная роль отводится ознакомлению с понятиями из области словообразования, морфологии и синтаксиса. Освоение грамматических понятий на начальном уровне способствует общему умственному и речевому развитию обучающихся. Так, они знакомятся с необходимыми интеллектуальными операциями анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации и обобщения, что в дальнейшем послужит основой для формирования общих учебных и познавательных универсальных действий.
Изучение учебного предмета «Родной (татарский) язык» предусматривает межпредметные связи с другими учебными предметами гуманитарного цикла, в первую очередь с учебным предметом«Литературное чтение на родном (татарском) языке».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»Цель изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык» – развитие элементарной коммуникативной компетенции обучающихся на доступном уровне в основных видах речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо; воспитание и развитие личности, уважающей языковое наследие многонационального народа Российской Федерации.
Задачи изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык»:
— развитие у обучающихся патриотических чувств по отношению к татарскому языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к родному языку;
— развитие у обучающихся диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способности к творческой деятельности на татарском языке;
— формирование первоначальных знаний о системе и структуре родного (татарского) языка: фонетике, орфоэпии, графике, орфографии, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе;
— формирование навыков культуры речи в зависимости от ситуации общения; умений составлять несложные письменные тексты-описания, тексты-повествования и рассуждения.
В результате изучения учебного предмета обучающиеся научатся осознавать и использовать татарский язык как средство общения, познания мира и усвоения культуры татарского народа. У обучающихся последовательно сформируются эмоционально-ценностное отношение к родному языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться в разных ситуациях общения, правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические
высказывания и письменные тексты. Через воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку у обучающихся закладываются основы гражданской культуры личности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с ФГОС НОО учебный предмет «Родной язык» входит в предметную область«Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения. В 4 классе количество учебных часов, выделяемых на изучение предмета «Родной (татарский) язык», – 2 часа в неделю, что составляет 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой деятельности
Работа с текстом: составление небольших устных и письменных текстов. Составление текста по картине. Презентация на тему «Россия шəһəрлəре» («Города России»).
Систематический курс
Гласные и согласные звуки. Закон сингармонизма. Ударение и его виды. Транскрипция. Порядок фонетического разбора. Словарный состав татарского языка. Заимствованные слова. Слово. Лексическое значение слова. Корень и окончание.
Самостоятельные части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Степени сравнения имен прилагательных. Местоимение. Имя числительное. Глагол. Повелительное наклонение. Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.
Развитие речи
Работа с текстом: Составление текста из разрозненных предложений, частей текста; определение значения незнакомых слов по контексту.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной (татарский) язык» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: гражданско-патриотического воспитания: - становление ценностного отношения к своей Родине – России; - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; - первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; духовно-нравственного воспитания: - признание индивидуальности каждого человека; - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; - неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; эстетического воспитания: - уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; - стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: - соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); - бережное отношение к физическому и психическому здоровью; трудового воспитания: - осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; экологического воспитания: - бережное отношение к природе; - неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания: - первоначальные представления о научной картине мира; - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык» обучающийся овладеет универсальными учебными познавательными действиями: базовые логические действия: - сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; - объединять объекты (языковые единицы) по определенному признаку; - определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать языковые единицы; - находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; - выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма; - устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы; базовые исследовательские действия: - с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; - сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); - проводить по предложенному плану несложное лингвистическое исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; - формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); работа с информацией: - выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; - согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию; - распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки; - соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; - анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; - самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
В результате изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык» обучающийся овладеет универсальными учебными коммуникативными действиями: общение: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; - признавать возможность существования разных точек зрения; - корректно и аргументированно высказывать свое мнение; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; - создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); - готовить небольшие публичные выступления; - подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; совместная деятельность: - формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы; - оценивать свой вклад в общий результат; - выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
В результате изучения учебного предмета «Родной (татарский) язык» обучающийся овладеет универсальными учебными регулятивными действиями: самоорганизация: - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; - выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль: - устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; - корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится: - читать про себя небольшие тексты и полностью понимать их содержание; - самостоятельно создавать небольшие устные и письменные тексты; - определять значение незнакомых слов по контексту; - правильно списывать текст объемом не более 20 слов; - писать изложения и тексты под диктовку объемом не более 20 слов с учетом изученных правил правописания; - применять в речи закон сингармонизма; - проводить фонетический анализ слова; - определять словарный состав татарского языка с точки зрения его происхождения; - распознавать русские заимствования в татарском языке; - определять порядок присоединения аффиксов в татарском языке; - различать словообразующие и формообразующие аффиксы; - образовывать новые слова при помощи аффиксов; - устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков; - образовывать степени сравнения прилагательных; - использовать в речи личные местоимения; - использовать в речи вопросительные и указательные местоимения «кем» («кто»), «нəрсə» («что»),«кайда» («где»), «күпме» («сколько»), «бу» («это»), «теге» («тот»); - определять значение и употребление в речи порядковых и количественных числительных; - распознавать форму повелительного наклонения глагола; - определять категорию времени глагола: настоящее, прошедшее и будущее; - образовывать отрицательный аспект глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени; - находить второстепенные члены предложения; - владеть техникой выступления с небольшими сообщениями перед знакомой аудиторией; - выражать собственное мнение, аргументируя его с учетом ситуации общения; - понимать цель письменного пересказа текста; - представлять на татарском языке свою страну и культуру.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Дата изучения
Виды деятельности
Виды, формы контроля
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
всего
контрольные работы
практические работы
«Мин» («Я»)
Раздел 1. Виды речевой деятельности
1.1.
Работа с текстом
0.5
0
0
01.09.2022
работа с текстом: послушать текст, который читает учитель, объяснить значение незнакомых слов, опираясь на информацию из текста; восстановить учебный текст, обобщив информацию из примеров;
работа в паре: опираясь на информацию из текста и предложенный план, подготовить короткое устное сообщение, послушать сообщения друг друга и оценить их по критериям;
Раздел 3. Систематический курс (лексика, морфемика, морфология)
3.1.
Словарный состав татарского языка
1
3.2.
Заимствованные слова
1
3.3.
Повторение. Работа с отрывком из фантастического произведения «Билгесез планетада» («На неизвестной планете»)
1
3.4.
Слово. Лексическое значение слова
1
3.5.
Корень и окончание
2
3.6.
Повторение
1
3.7.
Тест
1
Итого по разделу
8
«Мой родной край» («Моя родина»)
Раздел 4. Виды речевой деятельности
4.1.
Презентация на тему "Города России" ("Города России")
1
Итого по разделу
1
Раздел 5. Систематический курс (морфология)
5.1.
Самостоятельные части речи
1
5.2.
Имя существительное
1
5.3.
Имя прилагательное
0.5
5.4.
Степени сравнения прилагательных
1
5.5.
Повторение. Словарный диктант
0.5
5.6.
Местоимение
1
5.7.
Имя числительное
1
5.8.
Диктант
0.5
5.9.
Глагол. Повелительное наклонение
0.5
5.10.
Контрольное изложение
1
Итого по разделу
8
Раздел 6. Развитие речи
6.1.
Работа с текстом. Контрольное списывание
2
Итого по разделу
2
«Татар дөньясы» («Мир татарского народа»)
Раздел 7. Систематический курс (морфология, синтаксис)
7.1.
Глагол
1
7.2.
Повторение
1
7.3.
Главные члены предложения
0.5
7.4.
Второстепенные члены предложения
1
7.5.
Проектная работа
0.5
7.6.
Контрольный диктант
1
7.7.
Сочинение
1
Итого по разделу
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата изучения
Виды, формы контроля
всего
контрольные работы
практические работы
1.
1
2.
1
3.
1
4.
1
5.
1
6.
1
7.
1
8.
1
9.
1
10.
1
11.
1
12.
1
13.
1
14.
1
15.
1
16.
1
17.
1
18.
1
19.
1
20.
1
21.
1
22.
1
23.
1
24.
1
25.
1
26.
1
27.
1
28.
1
29.
1
30.
1
31.
1
32.
1
33.
1
34.
1
35.
1
36.
1
37.
1
38.
1
39.
1
40.
1
41.
1
42.
1
43.
1
44.
1
45.
1
46.
1
47.
1
48.
1
49.
1
50.
1
51.
1
52.
1
53.
1
54.
1
55.
1
56.
1
57.
1
58.
1
59.
1
60.
1
61.
1
62.
1
63.
1
64.
1
65.
1
66.
1
67.
1
68.
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
7
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: VI том: У–Я. – Казан: ТƏһСИ, 2021. – 912 б.; Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Гиниятуллина Л. М, Шакурова М. М. Туган телне укыту методикасының бүгенге көн проблемалары.– Казан: Вестфалика, 2018. – 120 б.; Введите свой вариант:
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека художественных произведений на татарском языке // URL: http://Kitapxane.at.ru; Видео уроки на родном (татарском) языке // URL: https://disk.yandex.ru/d/aWuDx4MPotjxQg/; Интерактивная мультимедийная энциклопедия // URL: www.balarf.ru; Институт развития образования РТ // URL: /http://www.irort.ru; Введите свой вариант:
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Интерактивная доска, справочные таблицы по татарскому языку( 4 класс)
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Интерактивная доска