Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы работы на уроках обобщения и систематизации.»
Нетрадиционные формы работы на уроках обобщения и систематизации.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес у учащихся к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников,стимулировали их к самостоятельному получению знаний.
Возникновение интереса учащихся к математике зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, как умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной форме их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
Игра – творчество, игра – труд. Увлекшись игрой, дети не замечают, что они учатся: познают,запоминают новое, пополняют запас знаний, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением, делают учебный процесс интересным и занимательным.
Использование игровых ситуаций на уроке делают урок нетрадиционным.
Они не дают возможность учащимся овладеть математикой « легко и счастливо». Легких путей в науку нет. Но надо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы подростки испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру и нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами ученой работы. Интерес – один из инструментов,побуждающий учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Для воспитания и развития интереса к предмету учитель располагает главной возможностью – организацией интересной работы на уроке.
Игра – спутник человеческой жизни от колыбели до глубокой старости. «Игра - путь детей к познанию мира,в котором они живут и который призваны понять», -писал А.М.Горький. Познание математики через игры прививает к ней интерес и любовь. Поэтому необходимо чаще проводить нестандартные уроки с дидактическими играми: уроки-конкурсы, уроки-путешествия, уроки-математические бои, уроки-деловые игры, уроки-КВН, интегрированные уроки. Такие уроки повышают интерес к математике, вносят разнообразие в ученую работу, снимают утомление, развивают внимание, сообразительность, чувство соревнования, положительно влияют на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся.
Особенно эффективны такие формы проведения уроков обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся.
Методические рекомендации по применению дидактических игр на уроках.
Для создания педагогической ситуации необходимо искать нестандартные виды работы, стимулирующей познавательную деятельность. Именно элементы игры способствуют воспитанию у учащихся заинтересованного сознательного отношения к процессу обучения.
Игра «Ромашка».
Для проведения этой игры надо изготовить заготовку в виде цветка, в центре которой обозначено, что именно мы ищем(производную,интеграл и т.д.),а на лепестках – задание, при чем лепестки двойные: на верхних – задание, а на нижних – ответы. Назвав ответ, ученик снимает верхний лепесток и сверяет ответ по нижнему лепестку.
Игра «Укрась елку».
Игра заключается в том, что на доске устанавливается вырезанная из картона елка, а в коробке находятся «игрушки»( бумажные,картонные), на одной из сторон которых (на белой, другая сторона - цветная)написаны уравнения, примеры, формулы(разного уровня сложности), которым соответствуют разные цвета «игрушек». Ученик может украсить «елку» выбранной «игрушкой»,если задание выполнено верно.
Игра «Таможня».
Игру можно применять при изучении тем «Объемы тел», «Площади поверхности тел», «Площади фигур».
Условия игры заключаются в том, что из представленных фигур , тел можно перевезти через границу те, которые имеют либо заданный объем, либо массу, либо площадь поверхности. Учащимся необходимо произвести необходимые измерения и определить , какие тела подлежат перевозке.
Игра «Картинный аукцион».
Заключается в том, что репродукции картин, оформленные рамками, выставляются на аукцион.
Покупатель – ученик выбирает одну из них, а на обороте читает задание. Если он выполнит задание вено, картина считается проданной, если же ученик не справляется с заданием, то она переходит к следующему покупателю.
Игра «Математическое домино».
Изготавливаются карточки одинаковых размеров разделенные пополам. Вторая половина содержит функцию, а первая - следующую ей производную или первообразную и т.д.
Игра «Индивидуальное лото».
В специальном конверте учащимся предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. Например, на большой карте нарисовано 6 прямоугольников, а в конверте 7-8 карточек таких же размеров с записанными на них упражнениями. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Если все примеры решены верно, то обратные стороны наложенных карточек составляют какой-то условный шифр: рисунок, чертеж,букву.
Учитель. Проходя по рядам, легко определяет результаты работы.
При изучении многих тем можно решать математические кроссворды, которые дают возможность быстро повторить теоретический материал. Оформляются кроссворды на листках альбома и обернутых полиэтиленовой пленкой, на которых пишутся ответы.
Непрерывную последовательность ученых действий в процессе решения поставленной задачи представляют деловые игры.
Основная идея игры состоит в том, чтобы создать производственную ситуацию, в которой учащиеся , поставив себя на место человека той или иной специальности, смогут увидеть и оценить значение математических знаний в производительном труде, самостоятельно овладеть необходимым теоретическим материалом и применить полученные знания на практике. Благодаря соревновательному характеру деловой игры активизируется воображение участников, что помогает им находить решения поставленной задачи. Деловые игры получают все большее распространение. Учащиеся в процессе игры охотно перевоплощаются в тех или иных специалистов и выступают в адекватной роли в моделируемой обстановке.
Например, при изучении темы «Площади многоугольников» можно провести деловую игру «Строитель», в главных ролях которой выступают столяры, поставщики, паркетчики. При изучении темы «Решение задач с помощью движений» уместна игра «Проектировщики», а темы «Преобразование фигур на плоскости. Симметрия в природе и технике» - игра «Конструктор», где учащиеся будут выступать в качестве конструкторов роботомеханизмов.
Важное условие эффективности деловой игры – профессиональная направленность решаемых задач, их проблемность, а также рациональное сочетание коллективных и индивидуальных действий участников игры.
В течении пяти лет я работала над усовершенствованием форм и методов проведения уроков обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся, стремилась в своей работе разнообразить эти формы.Особое внимание я уделяла нетрадиционным формам проведения уроков, на таких уроках я видела огонек в глазах детей, желание активно участвовать в работе на уроке, познать новое, не подвести товарища в игре. Они забывали, сто идет урок, а не просто игра.