Этапы урока | Дидактическая задача каждого этапа урока | Содержание этапа | Планируемые результаты этапа урока |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. этап. (1 мин) | Подготовка обучающихся к восприятию информации | Приветствие, проверка готовности обучающихся к началу урока. | Готовятся к началу урока | Организация произвольного внимания |
Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. (1 мин) | Подвести к осознанию и принятию цели данного урока | - Ребята, кто из вас умеет играть в морской бой? - Давайте разработаем стратегию, как нам поразить 4х палубный корабль. На слайде изображено поле для игры в морской бой и 4х палубный корабль. - Каждая клетка на игровом поле определяется буквой и цифрой. Буквами помечены - горизонтали игрового поля, а цифрами - вертикали. На доске записать: (в, 3); (в, 4); (в, 5); (в, 6) Показать пересечение линий. - А в кино любите ходить? - Представим, что мы с вами в кинотеатре. Как вы находите свое место в кинотеатре по билету? Варианты ответов: Чтобы найти свое место в зале, сначала мы ищем свой ряд, затем своё место. - Ребята, что общего между игрой морской бой и поиском своего места в кинотеатре? Ваши версии. - Каждая клетка на игровом поле определяется буквой и цифрой. Буквами помечены - горизонтали игрового поля, а цифрами - вертикали. - Места в зрительном зале кинотеатра задают двумя числами: первым числом – обозначают номер ряда, а вторым – номер кресла в этом ряду! При этом ряд расположен горизонтально, а кресла вертикально. И в том и другом случае мы находили местоположения объекта. - Итак, для того, чтобы определить положение какого-либо объекта на плоскости необходимо знать его….. (Координаты) - А точка – является объектом? - А сможете ли вы определить координаты точки на плоскости? - Значит, сегодня на уроке мы с вами будем определять координаты точки на плоскости. - Кто может сказать: «Какая тема нашего сегодня урока?» Выслушать ответы. (координатная плоскость) - Какие цели мы поставим перед собой на этот урок? (Узнать, что такое координатная плоскость; научиться определять координаты точки; научиться отмечать точку по её координатам на координатной плоскости.) | Высказывают свои мнения. | Замотивированы к продолжению изучения темы. Осознают цель урока. |
Актуализация знаний. (3 мин) | Актуализация опорных знаний и умений | - Общаясь друг с другом, люди часто говорят: «Оставьте свои координаты». Для чего? Варианты ответов: Чтобы человека было легко найти. Это могут быть: номер телефона, домашний адрес, место работы, е-mail. - Главное здесь в том, что по этим данным человека можно будет найти. Именно в этом и состоит суть координат: это правило, по которому определяется положение того или иного объекта. - Скажите, слово «координата» вы слышали только на математике? Варианты ответов: Аналогичная система координат используется и в шахматах. Такого рода «клеточные координаты» обычно используются на военных, морских, геологических картах. Хорошо известные географические координаты: широта и долгота. Чтобы определить местонахождение объекта по карте нужно знать его координаты. | Слушают учителя. Выдвигают предположения. | Повторили понятия, формулу |
Первичное усвоение новых знаний. | Дать обучающимся конкретное представление об изучаемом понятии, об основной идее изучаемого вопроса, правила. | - Постройте две перпендикулярные прямые. - Под каким углом они пересекаются? - Точку пересечения данных прямых обозначим латинской буквой О - эта буква выбрана не случайно, а по сходству написания с цифрой 0. Горизонтальную прямую обозначим - Х. Вертикальную – У. - Зададим стрелками направление данным прямым. Какое обычно направление отмечают стрелкой? - Возьмем за единичный отрезок одну клетку. Мы получили две перпендикулярные координатные прямые ОХ и ОУ на плоскости. - Прошу вас открыть учебник на странице 270, параграф 46, найдите в тексте параграфа, как называется то, что мы с вами изобразили в тетради? (Прямоугольная система координат или координатная плоскость) - Как называют точку О? (Начало отсчета) - Сами координатные прямые называют осями координат. - Положение точки на координатной прямой определяется – координатами. Вернемся с вами к началу урока. Какое количество значений определяло координату корабля? (Два). - Какое количество значений определяло ваше местоположение в кинотеатре? (Двумя) Показать на доску. Причем на первом месте мы ставили число, расположенное на горизонтальной оси, а на втором – по вертикальной оси. - Тогда положение точки на плоскости будет определять ….. (Два числа) Прочитайте информацию на странице 272. Там написано о координатах точки на координатной плоскости. | Выполняют указания учитель. Слушают учителя. | Сформировано понятие координатная плоскость Знают, как строить точки по заданным ее координатам и определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости |
Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. | - Какие числа находятся правее нуля по оси ОХ? (Положительные) - Какие числа находятся левее нуля по оси ОХ? (Отрицательные) - Какие числа находятся выше нуля по оси ОУ? (Положительные) - Какие числа находятся ниже нуля по оси ОУ? (Отрицательные) - А на какое количество частей разделяется плоскость двумя координатными прямыми? (Четыре) - На 4 части, которые называются координатные четверти. Определим знаки чисел, образующих координату точки в первой четверти ( +; +). Определим знаки чисел, образующих координату точки во второй четверти ( -; +). Определим знаки чисел, образующих координату точки в третьей четверти ( -; -). Определим знаки чисел, образующих координату точки в четвертой четверти ( +; -). Координатную прямую ОХ – называют осью абсцисс, а координатную прямую ОУ – осью ординат. Подпишите свои оси в тетради. Эти названия важно запомнить. А сейчас ответьте мне на вопрос, если координатную прямую ОХ – называют осью абсцисс, то что такое абцисса? И, соответственно, если координатную прямую ОУ – называют осью ординат, то что такое ордината? - Можете ли вы определить расположение точки на координатной плоскости, зная ее абциссу и ординату? Координаты определяют положение какого-либо объекта на плоскости. Что произойдет, если переставить координаты точки местами? (Получится другая точка) -Точка А имеет координаты (4; 6), если мы поменяем местами её координаты, то нам нужно двигаться по горизонтальной оси ОХ на 6 единиц вправо и по вертикальной оси ОУ вверх на 4 единицы. Мы попадем с Вами в точку М (6; 4). - Можем ли мы сказать, какой будет одна из координат точки, если мы знаем, что она лежит на одной из оси? - Если точка лежит на оси ОХ, какая координата равна нулю? А если на оси ОУ? | Отвечают на вопросы. | Осознают изучаемое понятие как систему. Проверено понимание обучающимися как данная система устроена. |
Первичное закрепление. | Усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач | Задание 1. - Посмотрите на доску. Сейчас я буду вызывать вас по очереди выполнить задание. Вам нужно будет выбрать координаты точки. - Внимательно посмотрите на точку А. Подумайте, какие координаты она может иметь. А теперь выходит (имя ученика), покажи, какие координаты имеет эта точка. Аналогично с точками B, C, D, E, F. Ссылка на задание: https://learningapps.org/13637684 - Давайте проверим правильность выполнения задания. (Учитель нажимает на кнопку проверки и отмечает то, насколько хорошо дети справились) Задание 2. - Сейчас будем работать все вместе. Смотрим на все координаты, устно определяем расположение точки и выбираем верный ответ. Анализируя каждую точки, учитель отмечает ее особенности (например, обе координаты отрицательные, одна из координат равна нулю и т.д.) - Давайте проверим правильность выполнения задания. (Учитель нажимает на кнопку проверки и отмечает то, насколько хорошо дети справились) Ссылка на задание: https://learningapps.org/5979703 | Работают с интерактивной доской | Применили знания и умения на практике |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. (2 мин) | Сформировать личную ответственность за результаты этой деятельности. | - Сейчас начертите координатную плоскость у себя в тетрадях и отметьте следующие точки: Вам необходимо соединить их последовательно. Проверить по слайду ответ. - Сейчас вы сами спроектировали ту отметку, на которую желаю вам учиться! И чтобы по данной теме у вас всегда была отличная отметка. Итак, хочу узнать, насколько по вашему мнению соответствует данная отметка с тем, чтобы вы сами себе поставили за работу на уроке. У кого полностью соответствует? Кто бы поставил себе 5? Поднимите руки. Кто бы поставил себе отметку ниже? (Спрашивает, с чем это связано. Подводит к выводу, что новую информацию можно закрепить на последующих уроках). | Работают в тетрадях самостоятельно Проверяют результат | Обучающиеся оценили результаты своей собственной учебной деятельности |