Показать учащимся, что абстрактный характер математических явлений является основной причиной ее многочисленных приложений в других науках, технике, народном хозяйстве;
Прививать чувство ответственности, уверенности в правильности решения задач.
Правила игры.
1.В игре принимают участие две команды 8-х классов. Задают вопросы – сборная команда школы.
2.Право первым ответить на вопрос 1-го раунда определяет жеребьевка между командами знатоков. Далее очередность розыгрышей последующих раундов чередуется между командами.
3.Капитан вращает волчок, после его остановки называет номер вопроса. Если стрелка указывает на сектор, который уже играл, то знатокам задается вопрос из следующего по часовой стрелки сектора.
4.На обсуждение вопроса – 1 минута. Затем капитан объявляет отвечающего на вопрос.
5.В случае правильного ответа- команда получает 1 балл, в противном случае на этот вопрос отвечает другая команда и при правильном ответе получает этот балл.
6.Правильность ответа определяет ведущий игры.
7.Игра продолжается до розыгрыша 9 раундов.
8. Один сектор – суперблиц. В секторе три вопроса, на которые отвечает один игрок команды (время – 1 мин.). Для выигрыша нужно правильно ответить на все три вопроса.
9. Один сектор – блиц. В секторе три вопроса, на которые отвечает вся команда (время – 1 мин.). Для выигрыша нужно правильно ответить на все три вопроса.
10.Если команда отвечает на вопрос досрочно, то эта минута может быть использована при ответе на другой вопрос – более сложный.
11.Один раз за всю игру игроки могут взять «Помощь зала». Зал имеет 20 сек на обсуждение, после этого команда обязана ответить на вопрос.
12Во время игры запрещаются любые подсказки, выкрики и др., иначе вопрос снимается и снимается 1 балл от заработанных очков команды..
Да, путь познания не гладок,
Но знаем мы со школьных лет:
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет.
Ход игры.
1раунд. Корреспондент газеты «Треугольник» спрашивает: «Если сегодня зачет по геометрии сдал 1 человек и каждый день число сдавших удваивалось, а на 20-й день зачет сдали все, то на который день зачет сдала половина класса? (ответ: на 19-й день)
2 раунд. Исторический вопрос: Какими словами греческий математик «отец геометрии» Евклид заканчивал каждый математический вывод? (ответ: Что и требовалось доказать).
3 раунд.(черный ящик) В черном ящике лежит предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего в переводе «игральная кость». Термин ввели пифагорейцы, а используется этот предмет в играх маленькими детьми. Что в черном ящике? (ответ: кубик).
4 раунд. Вопрос одноклассника: Коля поспорил, что определит, каким будет счет перед началом матча футбольных команд «Спартак» - «Динамо». И выиграл спор. Какой был счет? ( ответ: 0 : 0 ).
5 раунд. Корреспондент газеты «Разноцветный отрезок» просит помочь: В редакцию поступило письмо от ученицы 6 класса, которая не сделала домашнее задание по алгебре: Как записать общий вид числа, которое при делении на 5 дает остаток 7 ? ( ответ: такого числа не существует ).
6 раунд. ( Блиц).1.Библиотекарь спрашивает: Если 60 листов книги имеют толщину 1 см, то какова толщина книги, если в ней 360 страниц? (ответ: 3см).
2.Вопрос от студентов- иностранцев: Точка, от которой в Венгрии отсчитывают расстояния, отмечена особо. В этом месте в центре Будапешта стоит памятный знак. Кто или что было удостоено таких почестей? ( ответ: 0).
3.Учитель математики спрашивает: это название происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально «рассекающий на две части». О чем идет речь? (ответ: биссектриса).
7 раунд. Исторический вопрос. Вспомните год Бородинского сражения и разложите это число на простые множители. (ответ: 1812 = 2
8 раунд. Вопрос от работников правопорядка: Известно, что бандиты спрятались в квартире , в номере которой есть цифра 9. Сколько квартир придется обойти, чтобы поймать преступников, если в доме 100 квартир? ( ответ: 20 )
9 раунд. Исторический вопрос: Различные открытия и изобретения тесно связаны с жизнью. Появление дробей связано с необходимостью справедливого раздела имущества. А с чем связано появление отрицательных чисел? (ответ: они возникли для записи долгов).
Подведение итогов.
Да, путь познания не гладок,
Но знаем мы со школьных лет:
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет.
Приложение . Дополнительные вопросы для проведения игры.
1.Работники столовой спрашивают: Осталось три целых яблока, 4 половинки, 8 четвертинок. Сколько всего яблок осталось? ( 7 штук)
2.Пожилой человек спрашивает: Если он проживет еще половину того , что он прожил, да еще 1 год, то ему будут 100 лет. Сколько лет ему сейчас? ( ответ: 66)
3.(черный ящик). Вопрос от домохозяйки: Воины римского консула Марцелла были долго задержаны у стен города Сиракузы мощными машинами –катапультами. Их изобрел для защиты своего города великий ученый Архимед. В черном ящике лежит еще одно изобретение Архимеда, которое и сейчас используется в быту. Что в черном ящике? (ответ: винт от мясорубки).
4.(черный ящик). Вопрос учителя математики: То, что лежит в черном ящике, изобрел талантливый юноша , он же придумал гончарный круг и первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом мастерства, а уж умение решать задачи с его помощью - признак большего ума и высокого положения в обществе. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За сотни лет конструкция его не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой школьник. Что в черном ящике ? (ответ: циркуль).
5.Вопрос от рабочих: Можно ли квадрат со стороной 5 клеток разрезать на две равные части, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток? ( ответ: 5х5 = 25, не делится на 2 ).
6.Учитель биологии спрашивает: Кузнечик проскакал некоторое расстояние за 28 мин. За сколько минут пробежит расстояние в 4 раза большее кролик , если его скорость в 7 раз больше скорости кузнечика ? ( ответ: 16 мин.).
7.Исторический вопрос: В древности такого математического термина не было. Его ввел в 18-м веке французский математик Франсуа Виет, в переводе оно означает «спица колеса». Что обозначает этот термин? (ответ: радиус)
8.Вопрос учителей иностранного языка: Это слово имеет латинское происхождение , означающее лен, шнур, веревка. Назовите это слово в том значении, в каком мы употребляем его сейчас? ( ответ: линия, прямая).
9.Вопрос от рабочих: Требуется распилить бревно на 6 частей, каждый распил занимает 2,5 минуты. Сколько времени необходимо, чтобы выполнить эту работу? ( ответ: 12,5 мин).
10.Часовщик спрашивает: Во сколько раз быстрее движется конец минутной стрелки, чем конец часовой? ( ответ: в 720 раз)
11.вопрос: В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (ответ: 100 - сто).