Учитель математики МАОУ «Хмелевская СОШ» Юмашева Гюльнара Ахметсафовна
Занятие кружка «Занимательная математика»
Тема: Заниматика
Цель занятия: Развитие интереса детей к математике.
1.
2.
Задачи
- Развивать интерес детей к математике; их математические способности, учить выполнять логические операции; расширять кругозор учащихся.
- Учить ребят работать в группах; воспитывать взаимовыручку, чувство взаимопомощи.
Ход занятия
Организационный момент
- Все вы любите математику?
-Вижу, что не все, ребята , дружите с ней. На сегодняшнем занятии мы с вами узнаем, что оказывается ,математика тоже интересна и познакомимся с некоторыми математическими тайнами.
Мы поработаем сегодня в группах.
В этой шкатулке находятся тайны, которые мы с вами сегодня попытаемся разгадать. А сейчас посмотрим ,какая же 1 тайна?
УМНОЖЕНИЕ НА 9
-Скажите, пожалуйста, все ли вы знаете таблицу умножения на 9?
-А оказывается, что таблицу умножения на 9 можно запомнить при помощи пальцев ( а они у нас всегда с собой). Не верите?
-Перед вами на слайде таблица умножения на 9 (слайд №1) . Посмотрите внимательно, как она может быть связана с нашими пальцами?
Этот способ очень прост. Пусть надо умножить 6 на 9. Положив обе руки на стол, приподнимем шестой палец, считая слева направо Тогда количество пальцев слева от поднятого укажет цифру десятков ( в нашем случае 5), а количество пальцев справа от поднятого укажет цифру единиц равную 4 ), т.е. искомое произведение будет равно 54.
- Сейчас, ребята, потренируйтесь в группах. Все запомнили? МОЛОДЦЫ!
2 тайна
УМНОЖЕНИЕ НА 11
- Тайны сами не раскрываются. Мы их попробуем разгадать
(Слайд №2)
-Догадались, как выполнить это задание?
Следует «раздвинуть» цифры числа, умножаемого на 11, и в образовавшийся промежуток вписать сумму этих цифр, причем если их сумма больше 9, то, как при обычном сложении, следует единицу перенести в старший разряд
Пример:
34 * 11 = 374, так как 3 + 4 = 7, семерку помещаем между тройкой и четверкой
68 * 11 = 748, так как 6 + 8 = 14, четверку помещаем между семеркой (шестерка плюс перенесенная единица) и восьмеркой
- Потренируемся, решим задания на карточках.(Приложение)
3 тайна
ДЕЛЕНИЕ НА 37
(Слайд №3)
- А как выполняется деление на 37? Догадались? Послушаем мнения
Деление трехзначных чисел, состоящих из одинаковых цифр, на число 37. Результат равен сумме этих одинаковых цифр трехзначного числа ( или числу, равному утроенной цифре трехзначного числа)
Пример:
а) 222:37=6. Это сумма 2+2+2=6.
б) 333:37=9, т. к. 3+3+3=9.
РАЗМИНКА
Ребята, вы знаете римские цифры? Если будут проблемы, я вам помогу. Сейчас все потанцуем под музыку. Когда я вам назову цифру, вы должны будете изобразить соответствующую ей римскую цифру.
4 тайна
УМНОЖЕНИЕ НА 5
(Слайд№4)
- Догадались, как выполнить это задание? Выслушаем ваши предположения. Пожалуйста!
Умножение на 5заменяется умножением на 10 с последующим делением на 2 полученного произведения (или делением на 2 и умножением на 10.). (5 = 10: 2.)
54*5=(54*10):2=540:2=270 (54*5 = (54:2)*10= 270).
- Потренируемся в вычислениях, поработаем по карточкам (Приложение)
5 тайна
КВАДРАТ ЧИСЛА, ОКАНЧИВАЮЩЕГОСЯ НА 5
(Слайд №5)
-А как выполнить это задание?
Возведение в квадрат числа, оканчивающееся на 5.
Число десятков умножаем на следующее число десятков и прибавляем 25.
15*15 = 225 = 10*20+ 25 ( или 1*2 и приписываем справа 25)
35*35 =30*40 +25= 1225 (3*4 и приписываем справа 25)
65*65 = 60*70+25=4225 (6*7 и приписываем справа 25)
- Мы сегодня с вами разгадали тайны, каждая из них представляет ценность. А сейчас мы проверим, драгоценны ли эти знания лично для вас.
- Я пройду по группам со своей шкатулкой, а вы .ребята, положите в шкатулку или речную гальку, или драгоценный камень.
- Посмотрите, сколько драгоценных знаний мы сегодня собрали.
- Я надеюсь, что они вам пригодятся в жизни. А ведь математических тайн очень много, вы сами можете их найти и раскрыть.
- А вы, ребята, большие молодцы! Вас по праву можно назвать настоящими искателями сокровищ. Спасибо!