Конспект внеклассного занятия по направлению «В помощь учению» «Путешествие в страну Математику».
Цели занятия:
§ продолжить формирование вычислительных навыков и воспитание ответственного отношения к учению;
§ коррекция внимания, памяти, развитие логического мышления, обогащение речи учащихся;
§ воспитание чувства коллективизма, ответственного отношения к своему здоровью; воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Оборудование: карта путешествия; карточки с числами; геометрические фигуры; плакат с изображением леса; «кочки - заморочки»; математическая тропинка; словарные слова; надувные шары; коробка с призами; плакат с изображением королевы Математики.
Ход занятия.
Оргмомент. Рапорт дежурного.
Воспитатель. Ребята! Сегодня у нас с вами занятие в помощь учению. На предыдущих занятиях мы с вами говорили о русском языке, знакомились с окружающим миром. А сегодня мы совершим путешествие в страну Математику, встретимся с королевой Математикой.
Воспитатель. Как вы думаете, а кто живёт в стране Математики? (цифры, примеры, задачи, таблица умножения, геометрические фигуры, правила, математические знаки и т. д.)
Воспитатель. Как в жизни нам помогает математика? (нужно уметь расплатиться в магазине, в транспорте, на почте, сосчитать зарплату и т. д.)
Воспитатель. В страну Математику может попасть не каждый ученик, а только тот, кто хорошо знает математику. Как вы думаете, какими качествами должен обладать ученик, чтобы попасть в королевство Математики?( умом, сообразительностью, памятью, внимательностью, смекалкой- словарные слова вывешиваются на доску).
Воспитатель. Да, все эти качества помогут вам в путешествии. А ещё, ребята, надо быть крепкими, здоровыми, чтобы преодолеть все препятствия на пути к стране Математике. А их на вашем пути будет немало. Посмотрите на карту, где обозначены основные этапы нашего путешествия( воспитатель знакомит с картой).
Начнём мы наше путешествие с Острова Богатырей, затем попадём на Заправочную станцию, в Автомастерской займёмся ремонтом машины, с весёлой песней быстро домчимся до леса, посидим на арифметической поляне, по кочкам будем выбираться из болота, быстро пробежимся по математической тропинке и, думаю, без труда преодолеем геометрический тупик, после которого нас ждут Королевские ворота, через которые попадём в Королевство Математики. На каждом этапе путешествия мы будем открывать по одной букве на карте, а в конце путешествия узнаем, какое слово здесь зашифровано.
Итак, начинаем мы наше путешествие с Острова Богатырей. Сейчас я проверю, кто из вас самый крепкий, сильный и здоровый.
На доске я выписала вес каждого из вас:
38 37 34 24 26 39 25 30 28 23
У вас на парте тоже карточки с вашим весом.
Назовите наибольшее число (39). Кто у нас богатырь, у кого карточка с этим числом? (Ваня выставляет карточку с числом 39).
– A почему v нас Ваня такой сильный и кпепкий? (хооошо ест, занимается спортом, любит играть в футбол и т. д.)
– Назовите наименьшее число (23). (Андрей выставляет свою карточку 23).
– Оставшиеся числа расположите от большего к меньшему. (Дети выходят к доске и выставляют свои карточки: 38 37 34 30 28 26 25 24 23
– Если вы расставили числа правильно, то, перевернув числа, вы прочитаете 2 слова: здоровье, ум.
Воспитатель. Да, каждому человеку необходимо здоровье, а вам сегодня нужно показать свои умственные способности. Когда вы работали с числами, что вы тренировали?
Воспитатель. Мы покидаем Остров Богатырей, а значит, переворачиваем первую зашифрованную 6vkbv (M).
А сейчас мы с вами прибыли на Заправочную Станцию. Почему она так называется, вы сейчас узнаете.
Самое маленькое число, как вы помните, у нас 23. Это вес Андрея. Он выходит к доске и решает примеры. Если он их решит правильно, то узнает, что ему нужно есть, чтобы вырасти и быть крепким, здоровым. Андрей должен решить примеры и выбрать карточки с правильным ответом.
10 : 2+11 =16 (овощи)
5 * 3 – 10=5 (Фрукты)
27 (думай)
14 (думай)
Физкультминутка.
Раз, два – мы считаем и шагаем, и шагаем.
Три – четыре, три – четыре, руки в стороны пошире.
А теперь все потянулись, оглянулись, улыбнулись.
Покачали головой, ай-ай -ай, ой-ой-ой!
Вместе дружно все присели, потом встали, полетели.
И попрыгали прыг-скок, как кузнечик на листок.
И похлопали в ладоши, ты – хороший, я – хороший!
Проверка примеров на доске. Итак, Андрей должен заправиться овощами и фруктами. А почему? (Чтобы вырасти богатырём).
– А что ещё ему нужно делать,? (Больше гулять, заниматься спортом, играть в футбол и т. д.)
Воспитатель. Таким образом, как мы выяснили, в пути нам понадобятся не только ум, но и здоровье (словарное слово – вывешивается на доску)
А мы покидаем Заправочную Станцию, а значит, открываем следующую зашифрованную букву (О).
Воспитатель. Ребята, я предлагаю продолжить наше путешествие на большой машине, ведь нас много. Вы согласны? Только вот случилась беда: наша машина попала в аварию и рассыпалась на отдельные детали. Надо срочно её собрать, чтобы отправиться в путь. А сделать мы это сможем в Автомастерской. Кто хочет быть автослесарем и собрать машину. (Выходит ученик, который собирает машину и называет детали: кабина, кузов, мотор, колёса, a груз – песок.
Воспитатель: А какие геометрические фигуры использовал М., собирая машину? (прямоугольники, круги, треугольник, квадрат).
– Ребята, а что М. помогло собрать машину? (Память, т. к. он вспоминал названия геометрических фигур).
– Мы покидаем с вами Автомастерскую, а значит, переворачиваем ещё одну зашифрованную букву (Л).
Воспитатель. Итак, представим, что мы сели в машину, устраиваемся поудобнее. А какое путешествие без песни, да еще с ветерком? Давайте споем песню «А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер!» Наше путешествие продолжается. Чтобы не заскучать, предлагаю вам задачки на смекалку.
ü Два ученика играли в шахматы 2 часа.Сколько часов играл каждый ученик?
ü Пара лошадей пробежала 5 км. Сколько км пробежала каждая лошадь? (5 км).
ü У квадрата сколько углов? (4). А если отрезать 2 угла, сколько останется? (6).
ü Одно яйцо варится 5 минут Сколько минут будут вариться 4 яйца?(5 минут).
Воспитатель. Ребята, вы хорошо решали задачи и показали мне, что вы - ребята со смекалкой. А умеете ли вы отгадывать ребусы? Предлагаю каждому ряду отгадать по ребусу. (Ребусы вывешиваются на доске) Итак, ребята, вы решили задачи, отгадали ребусы. А что помогло вам это сделать? (смекалка).
Воспитатель. Ребята, наша машина заехала в какой-то странный волшебный лес. Как-то в нём пусто, неуютно, чего-то не хватает. Надо решить примеры, а ответы вам подскажут, чего же здесь не хватает. (Дети по очереди выходят к доске, решают примеры, а ответы написаны на картинках, которые они ставят на плакат с изображением леса. Вместо ответа: солнце, гнездо, гриб, ёжик, рыба, цветок и т. д.)
Воспитатель. Смотрите, как хорошо стало в лесу. Вспомните, как нужно вести себя в лесу? (Не топтать траву, ходить по тропинкам, не разорять гнёзда, не разжигать костры, не рвать цветы, не ломать ветки, не кричать, не мешать лесным жителям и т. д.) Мы выезжаем из леса и переворачиваем зашифрованную букву О.
А чтобы перевести дух, предлагаю вам присесть и отдохнуть на арифметической поляне. На ней очень удобно решать задачи на сообразительность. (Воспитатель зачитывает детям задачи в стихах).
Поднимайтесь с поляны и собирайтесь в путь, но прежде перевернём следующую зашифрованную букву.
Воспитатель: Я предлагаю вам выйти из машины и пробежаться по Математической тропинке. Но она не очень ровная, на ней есть ямки, которые нужно заполнить цифрами. Перевернув вставленные цифры, вы прочитаете пожелание королевы Математики.
18 :. = 9 5 *. = 25 . * 4 =16 90 -. = 30
2-у ; 5-д; 4 - а; 3 - ч; 0 - и.- УДАЧИ!
Воспитатель. Ребята, мы так увлеклись, что попали в болото. Но помогут нам выбраться из него «кочки – заморочки». Для этого надо вспомнить как можно больше названий книг, рассказов, сказок, где присутствуют числа. Назвал – перепрыгнул через «кочку». («Три поросёнка», «Три толстяка», «Али-Баба и Сорок разбойников», «Волк исемеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Цветик- семицветик».)
Молодцы, ребята! Итак, благодаря взаимовыручке и дружбе мы выбрались из болота и переворачиваем следующую букву Ц.
Воспитатель. Ребята, в лесу нас ждёт ещё одно препятствие: паутина, но она в волшебном лесу геометрическая. Чтобы её распутать, надо выполнить задание:
Знает даже и дошкольник, что такое треугольник.
А уж вам-то как не знать!
Но совсем другое дело - быстро, точно и умело
Треугольники считать. (На рисунке изображен прямоугольк, который разделен на 4 части двумя диагоналями. Детям надо сосчитать количество изображенных треугольников).
Воспитатель. Вот так, преодолевая препятствия, мы подъехали к королевству математики. Но ворота на замке, чтобы их открыть, надо вместо пустых клеток вставить нужные цифры, а заодно вспомнить состав числа 16:
(задание на состав числа 16 вывешивается на доске)
Воспитатель. Итак, ворота открыты, открываем последнюю букву и читаем зашифрованное слово: МОЛОДЦЫ!
За воротами дети обнаруживают письмо-послание. Читают: «Ребята! Вот и подошло к концу ваше путешествие. Все препятствия вы преодолели. Проделав большой путь, вы стали сообразительнее, находчивее, остроумнее. Математика – интересная, занимательная наука. Нет на земле такой специальности, где бы вам не пригодились знания по математике. Примите от меня небольшие подарки. С уважением МАТЕМАТИКА».
Воспитатель. На следующем занятии мы продолжим путешествие в эту удивительную страну - МАТЕМАТИКУ. Я желаю вам успеха в изучении этой прекрасной науки.