kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В стране десятичных дробей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка для внеклассного занятия. Можно использовать на кружковых занятиях или во время предметной недели. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В стране десятичных дробей»

Конспект занятия по математике в 5 классе.

«В стране десятичных дробей»

По учебнику «Математика. 5 класс.» Автор Виленкин Н.Я

Автор: Кузьмина Юлия Николаевна

учитель математики МБОУ «Синекинчерская ООШ им. М.Н. Юхмы»

Урмарского района Чувашской Республики



Цели урока:

Образовательная: повторить правила действий с десятичными дробями

Развивающая: развивать творческие и умственные способности обучающихся, интерес к изучению математики

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к изучаемому предмету, культуру общения

Форма урока: урок занимательной математики

Оборудование: мультимедийное оборудование; экран; эмблемы с десятичными дробями, колпаки с цифрами 1, 2, 5. 7, 8, 0 и колпак с запятой.


Подготовительная работа: со старшеклассниками (исторический материал, сценки)


Ход урока


Звучит песня «Дважды два – четыре».


Учитель

«Предмет математики настолько серьезен, что нужно не упускать случая, делать его немного занимательным» - этими словами великого французского математика Блеза Паскаля я хочу начать наш урок, посвященный десятичным дробям.

А начнем мы с истории.


Ученик 1

Дроби появились в глубокой древности. Измерение расстояний, раздел добычи, деление на части привело к необходимости ввести дроби. Сначала люди пользовались простыми дробями , а затем и более сложными.


Ученик 2 Действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы про человека, который попал в трудное положение, говорят «попал в дроби». Чтобы облегчить действия с дробями, были придуманы десятичные дроби.


Ученик 3

В 15 веке самаркандский астроном Аль-Каши в трактате «Ключ к арифметике» разработал полную теорию десятичных дробей и подробно изложил правила действия с ними. Но труды Аль–Каши долго не были известны европейским ученым. Прошло 1,5 века и вот талантливый фламандский инженер и ученый Симон Стевин в своей книге «Десятая» (1585) описал арифметические действия над десятичными дробями и ввел для них символику, близкую к современному виду. Обычно он и признается изобретателем десятичных дробей.


Учитель

Да, непросто складывалась история дробей. Подробно с ней вы

сможете познакомиться, прочитав книгу «За страницами учебника математики» (продемонстрировать).

А сегодня мы не можем представить нашу жизнь без них.

Они встречаются во всех математических расчетах. А поэты даже посвящают им стихи. Давайте мы с вами сочиним стихотворения про десятичных дробей.


Конкур стихов. (4 мин.). Затем ребята зачитывают стихи.


Учитель А мы сейчас с вами проведем конкурс на умение переводить обыкновенные дроби в десятичные. Проводится конкурс: приглашаются трое учащихся, которым выдаются листы с записанными на них обыкновенными дробями. Листы прикрепляются к магнитной доске. Учащиеся должны перевести данные дроби в десятичные. Выигрывает тот, кто справится с заданием быстрее.


( на листах записано: , , , , , , )


Учитель

Давайте вспомним, почему употребление десятичных дробей облегчает вычислительную работу.


Ученик 1

Дело в том, что правила действий над ними мало отличаются от правил действий с натуральными числами.

Подходит к доске, где заранее записаны примеры:


34,12+5,80 = 39,92

6,57 – 3,41= 3,16

17,2 * 5,4 = 92,88

10,8: 3 =3,6

3,16 : 0,2 = 31,6 : 2 = 15,8


Виновницей является запятая: при сложении не забыть разряд записать под соответствующим разрядом, а запятую под запятой. При умножении умножить как натуральные числа, а в результате отделить запятой столько знаков, сколько в обоих множителях вместе. При делении на натуральное число запятую поставить в частном, когда закончится деление целой части. Ну а деление на десятичную дробь сводится к делению на натуральное число.


Учитель

Кстати, очень удобно умножать и делить десятичные дроби на 10, 100, 1000 и т. д. Давайте вспомним эти правила с помощью игры.

Проводится игра: приглашаются 7 человек, им на головы надеваются колпаки с цифрами 1, 2, 5. 7, 8, 0 и колпак с запятой.


Учитель

Я буду называть число, а вы должны правильно построиться.


Жило-было число 12,875. Его умножили на 100. Разделили на 10. Разделили на 10000. Умножили на 10000.



Учитель

Если вы обратили внимание, у некоторых учеников есть эмблема с какой-нибудь десятичной дробью. А некоторых из них можно рассказать целые истории. Пусть они сами это сделают.


Ученик с дробью 0,001

Дробь 0,001 на наш взгляд очень мала. Но звук за 0,001 секунды распространяется на 33 см, а пуля пролетает 70 см. Земной шар за это время перемещается вокруг Солнца на 30 см, даже комар успевает взмахнуть вверх и вниз своими крылышками.


Ученик с дробью 0,000001

Дробь 0,000001 еще меньше. Но для современного физика 0,000001 секунды – это не маленький промежуток времени. Световой луч за это время пробегает 300 м!

Для 0,000001 м есть специальное название – микрон. Микрон в тысячу раз меньше миллиметра. Так, красные кровяные тельца, которых в капле крови около 10 миллионов, имеет длину 7 микрон и толщину 2 микрона.


Учитель

Ну, с физикой и биологией все понятно. А нужна ли такая точность в математических расчетах? Я думаю, лучше всего ответить на этот вопрос стихотворением Лифшица «Три десятых».


Ученик 2.

Это кто из портфеля швыряет в досаде

Ненавистный задачник, пенал и тетради?

И сует свой дневник, не краснея при этом,

Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом?..

Познакомьтесь, пожалуйста, Костя Жигалин,

Жертва вечных придирок, - он снова провален.

И шипит, на растрепанный глядя задачник:

- Просто мне не везет! Просто я неудачник!..

В чем причина обиды его и досады?

Что ответ не сошелся на три десятых!

Это сущий пустяк, и к нему безусловно,

Придирается строгая Марья Петровна.

Три десятых … Скажи про такую ошибку,

И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.

Три десятых … И все же об этой ошибке

Я прошу вас послушать меня без улыбки.

Если б, строя ваш дом, тот, в котором живете,

Архитектор не много ошибся в расчете –

Чтоб случилось, ты знаешь ли Костя Жигалин?

Этот дом превратился бы в груду развалин!


Ученик 3.

Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,

А не будь инженер в чертежах своих точен,

Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,

Не сказал бы спасибо тому человеку!

Вот турбина, в ней вал токарями расточен.

Если б токарь в работе не очень был точен,

Совершилось бы, Костя, большое несчастье,

Разнесло бы турбину на мелкие части.

Три десятых – и стены возводятся косо!

Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!

Ошибись только на три десятых аптека-

Станет ядом лекарство, убьет человека…

Ты подумай об этом, мой друг хладнокровно

И скажи – не права ль была Марья Петровна?

Если честно подумаешь, Костя, об этом,

То недолго лежать дневнику под буфетом!


Учитель

Вот и закончился наш урок. Сегодня мы побывали в стране десятичных дробей. Пусть этот праздник не только оставит след в вашей душе, но и поможет по-новому взглянуть на этот непростой предмет – математика.



Литература

1. Депман И. Я. ,Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики. – М. : Просвещение, 1989.

2. Нагибин Ф. Ф. , Канин Е. С. Математическая шкатулка. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 1988.

3. Перельман Я. И. Живая математика. Математические рассказы и головоломки. – 11-е изд. – М. : Наука, 1978.


4. http://rtwiki.iteach.ru/images/1/1f/Десятичные_дроби_точность.pdf


5. http://www.peoples.ru/science/mathematics/simon_stevin/




4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
В стране десятичных дробей

Автор: Кузьмина Юлия Николаевна

Дата: 27.11.2020

Номер свидетельства: 564679

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Открытый урок по математике в 5 классе "Путешествие в страну десятичных дробей" "
    ["seo_title"] => string(89) "otkrytyi-urok-po-matiematikie-v-5-klassie-putieshiestviie-v-stranu-diesiatichnykh-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "111935"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408086913"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Открытый урок по математике в 5 классе "В стране десятичных дробей" "
    ["seo_title"] => string(74) "otkrytyi-urok-po-matiematikie-v-5-klassie-v-stranie-diesiatichnykh-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "111936"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408087132"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Путешествие в страну Десятичных дробей "
    ["seo_title"] => string(47) "putieshiestviie-v-stranu-diesiatichnykh-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "244693"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445973752"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Арифметические действия над десятичными дробями "
    ["seo_title"] => string(57) "arifmietichieskiie-dieistviia-nad-diesiatichnymi-drobiami"
    ["file_id"] => string(6) "142852"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418379339"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока - обобщения "Сложение и вычитание десятичных дробей" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-obobshchieniia-slozhieniie-i-vychitaniie-diesiatichnykh-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "117430"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412785397"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1500 руб.
2500 руб.
1440 руб.
2400 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1410 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства