Действия с десятичными дробями.
Тип урока: Обобщение и систематизация.
Форма проведения: урок – путешествие в Страну Десятичных Дробей.
Цель урока:
Образовательная: - отработка знаний, умений, навыков сравнения, сложения, вычитания, умножения, деления десятичных дробей;
Развивающая: - развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, познавательной активности, грамотности, математической речи, навыков коллективной работы, умения анализировать, делать выводы, расширять кругозор. Воспитательная: воспитание дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, привитие интереса к предмету через игровую форму урока.
Обордование: компьютерная презентация, интерактивная доска, компьютерный тренажер.
Ход урока:
Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Прошу занять свои места.
Слушайте меня внимательно,
На вопросы отвечайте,
Всё, ребята, подмечайте,
Ничего не забывайте,
Меня, прошу, не подкачайте.
Ребята, сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в Страну Десятичных Дробей.
Долго дроби изучали,
Сравнивали, округляли,
Складывали, вычитали,
Умножали и делили,
Среднее арифметическое находили.
А теперь настал тот час,
Чтоб проверить все у вас.
Как задачи вы решаете,
Дробь на десять умножаете,
Уравнения как решаете,
А примеров много знаете?
Все проверим мы у вас
И в конце дадим наказ:
Иль пятерку вам поставить, или подучить отправить!
А сейчас сверим маршрут нашего путешествия (Карта путешествия):
Сбор снаряжения --------- Аэропорт -------- Исторический город -------- Тропа Веселых Задач ------Опушка Неожиданностей --------Привал -------Остров Сравнений ---------Бухта ЕНТ -------Крепость Невыученных Уроков
Начнем, конечно, с вами со сбора снаряжения. Как вы, ребята, думаете, что мы возьмем с собой в дорогу? (Ответы детей). Конечно, самое главное , что мы возьмем с собой в дорогу – это ЗНАНИЯ и ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ.
У вас на столах лежат Маршрутные листы, куда вы будете заносить баллы по каждому этапу нашего путешествия. Подпишите их .
Фамилия, Имя _________________________________________________________
Сбор снаряже-ния | Аэропорт | Историчес-кий город | Тропа Веселых Задач | Опушка неожидан-ностей | Остров Сравнений | Бухта ЕНТ | Кол –во баллов | Оценка за урок |
| | | | | | | | |
Сбор снаряжения.
Итак, проверим ваши знания правил: (За правильный ответ ставите себе один балл)
(Взаимоопрос в группе)
Какие дроби называются десятичными?
Как записываются десятичные дроби?
Правило сложения десятичных дробей.
Правило вычитания десятичных дробей.
Правило умножения десятичных дробей.
Правило умножения десятичной дроби на разрядную единицу 10, 100, 1000 и т.д.
Правило умножения десятичной дроби на разрядную единицу 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.
Правило деления десятичных дробей.
Правило деления десятичной дроби на разрядную единицу 10, 100, 1000 и т.д.
Правило деления десятичной дроби на разрядную единицу 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.
Как сравниваются десятичные дроби?
Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?
Аэропорт
Наш самолет ЗУН – 5 (Знания, Умения, Навыки) отправляется в рейс. Чтобы в полете было не скучно, напишем графический диктант:
Если вы согласны с моим утверждением, то ставите «домик», а если не согласны, то черту.
Я думаю, что 2,1 + 2 = 2,3 Л
5,6 – 2,6 = 3 И
5,6 ×2 = 11,2 И
112,35 : 0,01 = 1,1235 Л
6 : 0,5 = 12 И
3,564 ×10 = 35,64 И
4,6 – 1,5 = 31 Л
4,6 + 2,7 = 6,13 Л
1 – 0,65 = 0,35 И
3,4 × 0,2 = 6,8 Л
Проверка:
Поставь себе в маршрутный лист столько баллов, сколько у вас правильных ответов.
Наш самолет приземляется в Историческом городке.
А знаете ли вы, что впервые учение о десятичных дробях стал разрабатывать математик и астроном Аль- Каши (умер около 1430 г.)
В Европе о трудах Аль- Каши долгое время не знали. Потребность же в более простых вычислениях с дробями с развитием науки и культуры росла, математики настойчиво искали пути решения этой проблемы.
В 1585 г., независимо от Аль- Каши, нидерландский учёный сделал важное открытие, о чем написал в своей книге «Десятая». Эта маленькая работа всего 7 страниц содержала объяснение записи и правил действия с десятичными дробями (но он еще не пользовался запятой).
Если правильно расположите числа в порядке возрастания, то расшифруете фамилию этого математика.
( Стевин) (Симон Стевин)
Е –1,28; И –14,73; С -0,01; Т –0,9; В -1,6 Н – 14,9
Проверьте, сколько правильных вы сделали, столько баллов себе и ставите.
Тропа веселых задач
Задачи решать не надо бояться,
Ведь стоит за них нам только приняться,
И дроби уже не пугают
О них теперь все и всё знают.
Назовите мне основные средства передвижения в странах Средней Азии. (Верблюд и осел)
Сейчас я расскажу вам поучительную историю, рассказанную Самуилом Яковлевичем Маршаком.
Вот она с некоторыми нашими уточнениями. Я читаю, а вы считайте. (Работа в парах)
« Мельник на ослике ехал верхом. Мальчик за мельником плелся пешком.
Глянь-ка, - толкует досужий народ,
Дедушка едет, а мальчик идет.
Где это видано? Где это слыхано?
Дедушка едет, а мальчик идет!
Так двигались 0,5 часа со скоростью 3 км/ч Сколько км проехали? (0,5*3=1,5 км.)
Дедушка быстро слезает с седла,
внука сажает верхом на осла.
Ишь ты! – вдогонку кричит пешеход.
Маленький едет, а старый идет!
Где это видано? Где это слыхано?
Маленький едет, а старый идет!
Так продвигались 0,6 часа со скоростью 3,5 км/ч. ( 3,5*0,6=2,1 км.) Сколько км проехали?
Дедушка с внуком плетутся пешком
Ослик на дедушке едет верхом.
Тьфу ты! – хохочет народ у ворот.
Старый осел молодого везет!
Где это видано? Где это слыхано?
Старый осел молодого везет.
Так протащились 0,4 часа со скоростью 0,75 км/ч. (0,75*0,4=0,3 км.) сколько км протащились?
Найдите всё расстояние, которое преодолели дедушка с внуком? (1,5+2,1+0,3=3,9 км.)
(Взаимооценивание в паре)
Опушка неожиданностей.
Работа в группе.
Вот и довез нас ослик к Опушке Неожиданностей. Наша Таня громко плачет. «Так не бывает», - всхлипывает она. «Тише, Танечка, не плачь!». Так бывает, когда не обращаешь внимания на запятые. Примеры решены правильно, но был сильный ветер и сдул все запятые. Помогите ей их расставить.
8 + 37 = 117 8 + 3,7 = 11,7
287 + 3 = 317 28,7 + 3 = 31,7
133 – 49 = 1281 133 – 4,9 = 128,1
1432 – 532 = 9 14,32 – 5,32 = 9
28 × 10 = 28 2,8 × 10 = 28
Взаимооценивание. Наибольшее количество баллов – 5.
Привал. Физминутка.
(«Зверобика») – под музыку.
Остров Сравнений.
(Индивидуальная работа)
Восстановите запись:
а) 2,*1
б) 6,413 6,4*8;
в) 1,892
г) 50, 683
Проверь себя:
а) 2,*1
б) 6,413 6,4*8; (0)
в) 1,892
г) 50, 683
Бухта ЕНТ
Проверьте свои знания на компьютерном тесте.
Выставляете себе столько баллов, сколько вам поставит компьютер.
Итог урока.
А сейчас посчитайте свои баллы и выставьте оценку за урок согласно таблице.
41 - … - «5»
32 – 40 - «4»
20 - 31 - «3»
А сейчас возвращаемся с вами домой. Наше путешествие подходит к концу.
Крепость Невыученных Уроков.
Творческое домашнее задание.
Сюжетная линия:
В кабинете математики чрезвычайная ситуация – пропала Волшебная книга с правилами действий над десятичными дробями. Для поиска Злоумышленника организуются «Детективные агентства» ( каждый ученик – работник этого агентства).
Выполнив задание, учащиеся узнают особые приметы Злоумышленника, о чем сообщат на следующем уроке.
Учителю для проверки.
Приметы Злоумышленника: круглое лицо, голубые глаза, кудрявые каштановые волосы, прямой длинный нос, узкие губы, черные усики. Во всех вариантах при правильном решении должен получиться такой портрет.
Приметы:
Форма лица:
Вычислите 3,57 + 2,23 - 4,8.
а) 10,7; овальное в) 5,79; вытянутое
б) 1; круглое г) 1,3; квадратное
Цвет глаз:
Вычислите: 5,508:0,27-5,3.
а) 20,4 - зеленые; в) 15,1 - голубые; б) 16,1 - карие; г)15,4 – черные.
Волосы:
Вычислите: (17,28:3,2+1,4*2,5):89+1,9.
а) 1,1; черные прямые в) 2,9; лысый
б) 2; каштановые кудрявые г) 11,9;черные кудрявые
Форма носа:
Решите уравнение: 1,5х - 1,15 = 1,1.
а) х = 2,25; картошкой в) х = 2,16; с горбинкой
б) х = 0,75; курносый г) х = 1,5; прямой длинный
Губы:
Решите уравнение: 2,7у + 5,31у - 2,81у - 2,6 = 0.
а) у = 2; бантиком в) у = 5; пухлые
б) у = 0,5; узкие г) у = 2,5; уголки опущены вниз
Особые приметы:
Некоторое число увеличили в 2,5 раза, а затем вычли половину исходного числа, после чего получилось число, на 1,99 большее исходного. Найдите исходное число.
а) 2; пышные светлые усы в) 1,4; маленькая черная бородка
б) 7,96; родинка на левой щеке г) 1,99; черные усики
11 . Рефлексия
Притча. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.
У первого спросил: «Что ты делал целый день?»
И тот ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу ».
А третий улыбнулся, его лицо засветило радостью и удовольствием. «А я принимал участие в строительстве храма!»
— Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
— Кто работал так, как первый человек?
(Поднимают красные кружочки).
— Кто работал добросовестно?
(Поднимают желтые кружки).
— Кто принимал участие в строительстве храма?
(Поднимают зеленые кружочки).
Закончим наш урок таким стихотворением:
В труде применяем сложенье,
Сложенье – и честь и почет:
К уменью прибавим терпенье,
А сумма успех принесет!
Нельзя забывать вычитанье
Чтоб зря не потратился день,
Из суммы старанья и знанья
Мы вычтем безделье и лень!
В труде умноженье поможет
Чтоб дельной работа была,
Стократ трудолюбье умножим-
Умножатся наши дела.
Деленье нам служит на деле,
Оно нам поможет всегда.
Кто поровну трудности делит,
Разделит успехи труда.
Поможет любое из действий,
Они нам удачу несут,
И в жизни, поэтому вместе
Шагают наука и труд!
Использованная литература:
Журналы «Математика в казахстанской школе»
Журналы «Математика в школе»
Сайты Интернета.