Для того, чтобы зантересовать учащихся математикой, важно не только проводить уроки на должном уровне, но и хорошо спланировать и проводить внеклассную работу. Данная разработка представляет собой конспект внеклассного мероприятия для 5-6 классов.Мероприятие представлено в виде несколько забытой формы проведения - в виде устного журнала. По мнению автора эта форма представляет интерес и для тех, для кого проводится устный журнал, и для тех, кто готовит это мероприятие. Для подготовки и проведения мероприятия можно привлечь старшеклассников. Устный журнал состоит из 4 страниц. Каждая страница имеет свою особенность и интересна по-своему.Каждую страницу можно оформить, используя мультимедийную доску или плакаты
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Устный журнал "В мире чисел" »
МОУ « Масловская школа»
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ
( Для обучающихся 5-6 классов)
В МИРЕ ЧИСЕЛ
Учитель: МЕЛЬНИЧУК М.П.
2015 год
Цель . Способствовать более глубокому восприятию у обучающихся понятия числа.
Содействовать развитию интереса к математике, склонности к анализу, сопоставлению, исследованию.
Содействовать развитию творческих способностей у обучающихся, развитию культуры математической речи
Эпиграф. «ЧИСЛА РУКОВОДЯТ МИРОМ»
(Пифагорийцы)
Страница1. СТРАНА ЦИФИРИЯ.
Страницу ведут 3 учащихся.
1.ученик .Рассказывает из истории возникновения цифр
у разных народов.
2 ученик. В юмористической форме рассказывает, на что
похожа каждая цифра .
Например. Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
Похожа единица на крючок,
А может, на обломленный сучок.
Два похожа на гусёнка
С длинной шеей,
Шеей тонкой.
Погляди на цифру 3 –
Точно ласточка, смотри.
Гляди, 4 – это стул,
Который я перевернул.
Это- фокусник пятёрка.
Вы за ней следите зорко.
Кувыркнётся - раз и два! –
Обернётся цифрой 2.
Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
На крыше флаг. Смотрите все!
Ведь он похож на цифру семь!
Цифра восемь так вкусна:
Из двух бубликов она.
Я важней всех потому.
Что запутать вас могу.
Если я перевернусь,
То другою окажусь.
ученик. СКАЗКА О СТРАНЕ ЦИФИРИИ.
Далеко-далеко, за морями и горами была страна
Цифирия. Жили в ней очень честные числа. Только Ноль отличался ленью и нечестностью.
Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифири. Служить королеве захотели все. Между Цифирией и королевством Арифметики пролегала пустыня, которую пересекали 4 реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили объединиться и попробовать перейти пустыню. Рано утром, как только солнце своими лучами коснулось земли, числа двинулись в путь. Долго шли они и , наконец, добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке , чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться». Все исполнили приказание реки. Исполнил желание и лентяй Нуль, но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа
. Солнце ещё больше печёт. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду платить: стать парами и вычесть меньшее число из большего; у кого ответ получится меньше, тот получит воды больше. И снова число, стоящее в паре с Нулём , оказалось в проигрыше и было расстроено.
Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножиться. Число, стоящее в паре с Нулём, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление.
А у реки Деление никто не захотел становиться в пару с Нулём. С тех пор ни одно число не делится на Нуль.
А королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать Нуль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в 10 раз.
И стали числа жить-поживать да добра наживать.
1 ученик. Вот и познакомились мы с цифрами от 0 до 9. Давайте вспомним всё, о чём мы узнали на этой странице, и помогут нам в этом стихи!
От нуля и до нуля
Не дойти без костыля, (1)
Не добраться без лошадки, (2)
Без витой ватрушки сладкой, (3)
Без винтовки со штыком, (4)
Без кошёвки с облучком, (5)
Без шёлкового кнутика, (6)
Без кривого прутика, (7)
Без шаров и бубенца (8,9)
Не отъехать от крыльца!
Страница 2. ЧИСЛА-ВЕЛИКАНЫ И ЧИСЛА-КАРЛИКИ.
Страницу ведут 2 обучающихся.
1 ученик.
В повседневной жизни нам чаще всего приходится встречаться со сравнительно небольшими числами, так что люди не имеют правильного представления о соотношении между большими числами и малыми. Приведём несколько примеров, когда мы имеем дело с очень большими числами (числами –великанами ) и очень маленькими ( числами- карликами).
Расстояние от Земли до Солнца приближённо равно 1,5*1013см, а расстояние до Плутона 6*1014см.
Объём шара, который вмещает в себя всю Солнечную систему, не превышает 1045 см3.
Масса Солнца приближённо равна 2*1036г.
Свет от Солнца до ближайшей к нему Звезды α Центавра проходит за 108 секунды.
Число молекул в одном киломоле вещества равно 6,02*1026.
За минуту сердце делает в среднем 70 ударов, за сутки-около
100 000, за год 36 500 000, а в течение 60 лет около 2 200 000 000 ударов.
2 ученик.
С чрезвычайно малыми числами ( числами-карликами) очень часто встречаются исследователи элементарных частиц.
Масса атома водорода 1,6733*10-24г.
Масса электрона 9,108*10-28г.
Период жизни элементарной частицы составляет около 1,8*10-16с.
Время, за которое муха делает 1 взмах крыльями - 10-3 сек.
Время, за которое свет проходит сквозь оконное стекло 10-11 сек.
(Можно найти ещё много примеров чисел-великанов и чисел-карликов из разных источников информации. Во время проведения мероприятия используется мультимедийная доска. При необходимости объяснить детям, что значит 10-п.)
Страница 3. ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Страницу ведёт 1 ученик.
Всем известна таблица умножения на 9. Оказывается, что на неё очень похожа таблица умножения числа, состоящего из девяток:
9999 × 2 = 19 998
9999 × 3 = 29 997
9999 × 4 = 39 996
9999 × 5 = 49 995
Обучающимся можно дать задание продолжить таблицу и проверить её.
Интерес представляют квадраты чисел, составленных из девяток:
92 = 81
992 = 9 801
9992 = 998 001
99992 = 99 980 001
Предложить присутствующим дописать две строчки в таблице и проверить.
Интересно выглядит следующая таблица:
9 × 9 + 7 = 88
98 ×9 + 6 = 888
×9 + 5 = 8 888
×9 + 4 = 88 888
98765 × 9 + 3 = 888 888
987654 × 9 + 2 = 8 888 888
9876543 × 9 + 1 = 88 888 888
98765432 × 9 + 0 = 888 888 888
Следующую таблицу с проверкой результатов обучающиеся могут дописать сами: 1 × 8 + 1 = 9
12 × 8 + 2 = 98
123 × 8 + 3 = 987
(В литературе по математике можно найти при необходимости много различных примеров для этой страницы)
Страница 4. ТЕАТРАЛЬНАЯ.
Группа обучающихся показывают театрализованную сценку
ЛЕГЕНДА О ШАХМАТНОЙ ДОСКЕ
( Материал взят из книги Я.И Перельмана « Живая математика»)