Тема: «Устный счет – этап урока для развития у учащихся математических способностей и логического мышления»
Математика в коррекционной школе решает одну из важных специфических задач обучения школьников с нарушением интеллекта - преодоление недостатков их познавательной деятельности и личных качеств. Учащимся специальной (коррекционной) школы VIII вида трудно ориентироваться в новых условиях, найти правильное решение поставленных перед ними проблем. В быту каждый человек сталкивается с необходимостью в устных вычислениях. Социальная адаптация учащихся коррекционной школы невозможна без прочного овладения необходимым навыком счёта.
В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления. Устная работа на уроках имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Поэтому, одним из этапов структуры урока по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида является устный счёт. Упражнения в устном счёте являются обязательной составной частью работы учителя с учеником на уроках математики, за исключением уроков - контрольных работ.
Поэтому, одним из этапов структуры урока по математике является устный счёт. Он помогает развивать память, внимание, логическое мышление, воображение, смекалку; прививает интерес к математике и другим предметам, с помощью устного счёта можно расширять знания учащихся об окружающем мире.
Устный счёт тесно связан с темой и основной обучающей задачей урока. Поэтому, проведение интересного, разнообразного устного счёта в начале урока помогает настроить учащихся на активную, успешную работу на уроке. Правильно подобранные задания могут подготовить учащихся к восприятию нового материала. Длительность этого этапа не должна превышать 10-12 минут, так как устный счёт требует от учащихся максимальной отдачи умственных сил. Он , как правило, проходит в быстром темпе, происходят переключения с
одного вида деятельности на другой, с одной формы упражнений на другую.
Задания для устного счёта подбираются в соответствии с программой специальной (коррекционной) школы VIII вида, со способностями отдельного ученика и класса.
Устный счёт по внешним формам может быть разделён на 3 группы:
1) Зрительные упражнения. Предложенные на доске задания, решаются устно, а ответы записываются в тетради.
2) Слуховые упражнения. Учитель даёт задания на слух, ничего не записывают и не пользуются пособиями.
3) Зрительно- слуховые упражнения. При выполнении заданий используются таблицы, плакаты и другие наглядные пособия. Учитель читает задание и при этом использует наглядные пособия.
Задания для устного счёта:
Тема урока: Арифметические действия в пределах 1000.
1)Уменьшаемое 400, вычитаемое 150. Чему равна разность?
2) Увеличьте 350 на 120.
3) Найдите сумму чисел 520 и 180.
4)Сравните выражения 80 *3 и 3*80; 60*(3+2) и 60*3+ 60*2
5)Решите задачи:
1.С участка собрали 250кг свёклы и разложили в 5 мешков поровну. Сколько килограммов свёклы в каждом мешке?
2.С огорода собрали 420 кг картофеля, а капусты в 7 раз меньше. Сколько килограммов капусты собрали с огорода?
Тема урока: Сложение чисел в пределах 10000.
1) Решите примеры. В клеточки под ответами впишите буквы и прочитайте имя одного из героев мультфильма "Трое из Простоквашино"
46+23(е) 24+51(п) 31+26(к) 22+11(ч) 23+23(н) 13+42(и)
75 69 33 57 55 46
2) Назовите числа, которые на 35 больше, чем 200, 105, 430, 815
3)Составьте примеры по данным ответам О О +О =35 О О+О = 35 О О+О =35
4)Решите задачу:
1. За журнал заплатили 120 рублей, а за книгу на 150 рублей больше. Сколько рублей стоит книга?
Тема урока: Вычитание чисел в пределах 10000.
1)Назовите лишнее слово: вычитаемое, сумма, уменьшаемое, разность
2)Разделите данные примеры на 2 группы и решите их
735-35 624-111 546-135 236- 26 753-23 489-189
3) Решите задачу: Водной книге 365 страниц, а в другой на 33 страницы меньше. Сколько страниц во второй книге?
Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 10000.
1) Найдите сумму чисел 365+23
2) Найдите разность чисел 689-125
3)Увеличьте число 354 на 25
4) Уменьшите число 847 на 214
5) Первое слагаемое 732, второе 225. Найдите сумму.
6) Расставьте знаки "+" и "-",так чтобы равенство было верным
134.....63=197
358....120= 238
7) Решите задачу: два брата шли в школу. Один брат сделал 856 шагов, а другой на 9 шагов больше. Сколько шагов сделал второй брат?
Тема: Десятичные дроби
1).Даны числа 4 и 0,5 . Какие арифметические действия можно выполнить с этими числами? Выполните эти действия.
2). Между числами поставьте знак арифметического действия, чтобы равенство было верным
0,3 ... 4,3 = -4 2,6 ... 2 =1.3 0,5...1 =0,5
3)Заполните пустые клетки
---------- -2 --------- +3 ----------
[14,6] --------> [ ] --------> [ ]
4)Выбери правильный ответ:
1,56 : 3 = 0,36 * 2 = 17,35 *10 = 25,3 : 100 =
ответы: 1 . 5,2 7.2 1,735 253
2. 0,52 72 1735 0,253
3, 52 0,72 173,5 2,53
5). Расположите корни уравнений по возрастанию. Составь слово.
2,3 + х =4,3 (у) 25, 5 - х = 25 (с) х - 9,5 = о,5 (м) 35,5+ х =25,5 (м) х + 7,3 = 27, 5 (а)
Ответ (сумма)
6) Даны числа: 5, 8 24, 45 10 13,8 100 4,45
Подбери пару чисел, В результате выполнения арифметического действия получилось целое число.
Кроме приведённых заданий можно использовать и логические задачи. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры- необходимое условие успешного усвоения учебного материала.
Например:
1)Какую оценку получил Фома по математике, если известно, что она является числом не простым, а составным?
2). Барон Мюнхаузен пересчитал число волос в бороде старика Хоттабыча. оно оказалось равным сумме наименьшего трёхзначного числа и наибольшего двузначного числа. Что это за число?
При устном счёте важно установить обратную связь между учителем и учащимися. Для этого можно использовать различные средства, например, таблички с цифрами, из которых составляются числа ответов, это могут быть и цветовые полоски.
После проведения устного счёта подводится итог, учитель оценивает активность класса, учеников, правильность их ответов, успехи отдельных учеников.