За 30 лет работы в школе поняла, что для прочного усвоения знаний, отработки умений и приобретения конкретных навыков учащимся необходимо иметь способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Но как развить такие важные умения? Ответ на данный вопрос нашла совершенно случайно и там, где меньше всего этого ожидала!
В этом мне помог Синквейн.
Синквейн - это стихотворение, которое требует изложение большого объема информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определённой теме. Написание синквейна требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Роль синквейна на уроках математики». »
Применение технологий РКМЧП – «Роль синквейна на уроках математики».
Клюева Т.И.учитель математики
За 25 лет работы в школе поняла, что для прочного усвоения знаний, отработки умений и приобретения конкретных навыков учащимся необходимо иметь способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Но как развить такие важные умения? Ответ на данный вопрос нашла совершенно случайно и там, где меньше всего этого ожидала!
В этом мне помог Синквейн.
Синквейн - это стихотворение, которое требует изложение большого объема информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определённой теме. Написание синквейна требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе учащихся.
Слово синквейн происходит от французского, означающего пять. Т.е. синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.В синквейнах матемактического характера целесообразно делать некоторые отклонения от основных правил написания.
Знакомство учащихся с синквейном начинаю с конкретного примера – стихотворения, пытаюсь их заинтересовать, затем знакомлю с историей и правилами написания такого стихотворного произведения:
1-я строка – название синквейна – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; 2-я строка – два прилагательных, описывающих основную мысль; 3-я строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы; 4-я строка – фраза на тему синквейна; 5-я строка – существительное, связанное с первым, отражающее сущность темы.
Убеждаю в том, что каждый из них вполне может быть автором такого “интересного” стихотворения. Привожу ещё несколько примеров синквейнов, написанных старшими ребятами, называю имена авторов. За это время, более сообразительные ученики уже проводят “пробу собственного пера” и, обычно, к концу моего пояснения в классе уже готово несколько “стихотворных шедевров”. С разрешения авторов начинаем подробно разбирать стихотворения, выясняем, на что при написании синквейна необходимо обратить особое внимание. Затем предлагаю всем написать синквейн по теме сегодняшнего урока, даю 5 – 8 минут. Сначала работа вызывает затруднения. Наиболее эффективные синквейны получаются при работе парах, в группах. Каждый ученик может обсудить свой синквейн с соседом и вдвоём из двух синквейнов они могут составить один, который устраивает обоих. Потом все знакомятся с синквейнами в своей группе. В результате очень часто возникает дискуссия, и рождаются новые, более усовершенствованные синквейны. Это даёт возможность рассуждать ученикам и критически рассматривать ту или иную тему. В дальнейшем ученики пишут синквейны не только на уроках, но и дома. Дети с удовольствием красочно оформляют и иллюстрируют свои стихи. У нас есть целые книжки синквейнов по различным темам, красочно оформленные и на компьютере и вручную.
Этот методический приём вписывается в концепцию взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе, расширяя арсенал парных и групповых форм деятельности. Кроме того, он требует, чтобы учащиеся слушали друг друга и извлекали из произведений товарищей, идеи, которые они могут сопоставить со своими.
Синквейн– эффективный и мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Он способствует развитию творческого, критического мышления у учащихся. Детям нравится эта работа. Обычно первое знакомство с синквейном провожу в конце 5 класса, но с большим удовольствием пишем мы их до конца 11 класса.
Примеры синквейнов:
1.Треугольники 2.Пропорциональные, подобные 3.Доказать, найти, решить. 4.Подобие – это надо видеть. 5.Здорово!
4Сумму квадратов катетов – мы знаем, Квадрат гипотенузы – вычисляем, Корень квадратный из неё извлекаем И результат – всегда получаем.
5. “Пифагоровы штаны на все стороны равны!”
( 8 класс)
1. Египетский треугольник. 2. Нужный, точный. 3. Показывает, определяет, помогает
4. Три, четыре и ровно – пять Прямой угол нам отыскать:
52= 42 + 32
5. Практика( 8 класс)
Прямые. 2. Пересекающиеся, параллельные. 3. Строим, проектируем, совмещаем. 4. Все прямые не имеют ни начала, ни конца. 5. Это бесконечность!(7а класс)
Смежные углы. 2. Красивы, но не всегда равны. 3. Чертим, измеряем и знаем, 4. Что сумма их равна 1800. 5.Нужные!
(Шуклина К, 7а класс)
Контрольная работа. 2. Интересная, понятная. 3. Пишем, думаем, вычисляем. 4. Проверяющая знания учеников