«ЗОЛОТЫМ РУКАМ НУЖНА УМНАЯ ГОЛОВА!»
Математика в рабочих профессиях
9 класс
Урок-соревнование
Цели урока.
Образовательные:
- формировать умения и навыки учащихся по решению задач практического содержания и профессиональной направленности, повторить решение задач на проценты, пропорцию, нахождение площадей и объемов, задач на движение;
- показать, что знания по математике нужны людям разных профессий.
Развивающие:
- развивать мышление, способность к анализу, внимание;
- формировать умение четко и ясно излагать свои мысли.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к физическому труду;
- пропагандировать и повышать престижность рабочих профессий;
- мотивировать учащихся к изучению математики, как к науке, формирующий не только учебные умения и навыки, а и высокие человеческие качества.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: урок – соревнование.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор;
- презентация Microsoft Power Point;
- видеоролики «Моя рабочая профессия. Строитель», «Моя рабочая профессия. Сварщик», «Моя рабочая профессия. Повар», «Моя рабочая профессия. Токарь», «Моя рабочая профессия. Парикмахер».
-
Ход урока
- Сообщение темы и цели урока. Слайд 1-2.
-
Учитель: Правительство утвердило список профессий, необходимых для модернизации экономики. В него попали механики, слесари, токари и другие представители рабочего класса. Но найдутся ли у нас желающие работать руками? Молодёжь сегодня мечтает о кресле чиновника, а вовсе не о месте у станка. Раньше 20% выпускников школ поступали в вузы, сейчас же наоборот.
Для того чтобы поднять престиж рабочих профессий, сегодня уже недостаточно только достойного уровня оплаты труда. Необходимо внести в общественную систему ценностей новые понятия, основанные на всеобщем уважении к физическому труду, изменить подход к системе подготовки высококвалифицированных кадров. Прежде всего нужно создавать профессиональные учебные заведения для высококвалифицированных рабочих. Любой мастер - золотые руки сегодня должен работать не только руками, но всё больше головой, так как появляются новые технологии, требующие высочайшей квалификации. Это требование времени.
Современному производству нужны не только золотые руки, но и умная голова, то есть все больше возрастает роль математики как науки , развивающей интеллектуальные способности обучающихся.
Сегодня мы выясним, как поднять престиж рабочих профессий, какова роль математики в этих профессиях, какие математические задачи приходится решать повару, автомеханику, продавцу, сварщику. Урок проведем в виде соревнований. (Ученики объединяются в 4 группы).
- Знаем ли мы рабочие профессии? Просмотр ролика
Ученики должны вставить в текст названия рабочих специальностей. Подсказки:
токарь, сборщик, шлифовщик, литейщик, слесарь, рабочий, сверловщик, фрезеровщик
-
,например, отливает металлическое изделие. ____________
из металла вытачивает заготовку._______________ обрабатывает эту заготовку, чтобы потом ________________ обработал ее резанием с помощью фрезы. Если нужно, _________________ сверлит в этой заготовке отверстия. Потом ____________ шлифует шероховатые поверхности, чтобы получить ровную и гладкую деталь. Когда деталь почти готова, ____________ чистит, моет деталь и подготавливает ее для работы. Хорошая профессия- ____________________ !
Конкурс оценивается в 4 балла.
3.Математика важна, в жизни нам она нужна!
Какие знания по математике нужны в профессиях : повара, продавца, сварщика, автомеханика? Каждая команда перечисляет, какие математические задачи необходимо уметь решать работникам перечисленных профессий, демонстрирует умение решать такие задачи.
Слайд 3-9.
Первая группа представляет профессию повара.
Просмотр рекламного ролика.
Математика важна, в жизни нам она нужна.
Буду счет я заводить, когда буду суп варить:
Две морковки, три картошки, очень хитрые плутовки,
Если их не посчитать, можно суп наш прозевать.
Будет нам не суп, а каша, перебор продуктов наших,
Значит все надо считать, вычитать и умножать,
Складывать или делить, чтоб в тарелки положить.
Тогда сыты будут все: и директор, и учитель,
даже строгий поучитель.
Вот поэтому страна математике верна.
Хочешь поваром ты стать, надо лучше изучать,
Математику - науку, золотые будут руки.
Повар должен уметь :
- определять влажность продуктов,
- рассчитывать дневную норму питания в процентах,
- производить калькуляцию
-
и учет продуктов питания,
- рассчитывать объём посуды,
-
задачи для нахождения площадей и объёмов.
-
количество жидкости для точного расчёта порций.
Поэтому для этой профессии важны задачи на проценты,
-
Каждая из команд решает по одной задаче на проценты и на нахождение площади и объема, получая за правильное решение по 4 балла. Есть возможность решить еще дополнительные задачи .Вторая группа представляет профессию автомеханика. Слайд 14-18.
Автомеханик должен знать уметь:
- Устройство автомобиля.
- Рассчитывать количество топлива.
-
Поэтому для технических профессий всегда необходимы задачи на движение, проценты, площади и объемы, составление уравнений и систем уравнений.
- Износ технических деталей.
- Скорость автомобиля. Каждая из команд решает по одной задаче , получая за правильное решение по 4 балла. Есть возможность решить еще дополнительные задачи Третья группа представляет профессию сварщика. Просмотр видеоролика Слайд14-19. Для профессии «Сварщик» профессионально значимыми являются, в первую очередь, знания и навыки расчетного характера, умение выполнять действия с числами разного знака, оперировать обыкновенными и десятичными дробями, в том числе приближенными, умение оперировать процентами, что требует к тому же уверенного владения навыками работы на калькуляторе. В техническом обиходе активно используются такие математические понятия, как соотношение величин, пропорции, прямая и обратная пропорциональные зависимости, степень числа, решаются уравнения Четвертая группа представляет профессию продавца, контролера-кассира. Слайд 10-13. Профессия «продавец, контролёр-кассир» требует понимания постоянного процентного движения на рынке, тесной связи с покупателями. Поэтому в этой профессии важны задачи на проценты и количество продаваемого продукта или любого другого материала.
Подводятся итоги конкурса по описанию применения математики в рабочих профессиях и решению задач. Далее ученики смотрят видеоролик о профессии парикмахера. Моя робітнича професія Перукар.mp4
Учитель. Слайд 22. Мы видим, что знания математики, необходимо во всех профессиях. А решение математических задач помогает учащимся развивать интеллект, учит соблюдать точность, чёткость, аккуратность при выполнении работы, развивает логическое мышление, готовит к выбору будущей профессии. Как же выбрать свою будущую профессию?
3. Блиц-опрос. Мудрые советы.
Ученикам необходимо продолжить мысль, связанную с выбором профессии.
- Чем выше уровень профессионального образования, тем быстрее человек ……..(находит работу).
- У того, кто имеет несколько специальностей, шансы трудоустроиться…. (возрастают).
- Необходимо использовать любую возможность получить дополнительные навыки: машинописи, работы на компьютере, …….(в Интернете, курсы кройки и шитья, вождения автомобиля, знания иностранного языка и т.д.)
- Успешным может считаться работающий человек, а отнюдь...(не безработный).
- Нужно изучить, насколько востребованной на рынке труда будет выбранная профессия, а для этого изучить список…. (специальностей, в которых нуждается Донецкая область).
-
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
- Мозговой штурм . «Я б в рабочие пошел, пусть…»
-
Учитель: Не смотря на далеко не самое лучшее положение, в настоящее время рабочие профессии имеют ряд преимуществ. Они востребованы на рынке труда у работодателей. В этой сфере почти отсутствует конкуренция, как при поступлении в учебное заведение, так и при трудоустройстве, и немаловажным является то, что в большинстве случаев обучение бесплатное, либо значительно дешевле обучения другим специальностям. Такое положение вещей способствует ежегодному прибавлению определённого количества новых кадров. Но для того, чтобы восполнить дефицит работников производства, необходимо сделать конкурентоспособным уровень заработной платы.
Задание командам: Назовите способы, как можно поднять престижность рабочих профессий?
Дети предложили такие варианты ответов:
- сделать рабочие профессии выгодными;
- поднять зарплату рабочего до150000 руб.;
- создать нормальные условия труда;
- создать рабочие места, чтобы можно было работать по специальности;
- вернуть полноценные уроки труда в школе, дающие хотя бы первоначальное представление о рабочих профессиях;
- снимать интересные фильмы о людях рабочих профессий;
- проводить конкурсы «Лучший по профессии»;
- воспитывать уважение к физическому труду;
- создавать профессиональные учебные заведения для подготовки высококвалифицированных рабочих;
- пропагандировать рабочие профессии.
-
5.Подведение итога урока.
Командам нужно составить синквейн к одному из понятий, рассмотренных на уроке (математика, рабочий, повар, сварщик, автомеханик, продавец).
Примеры синквейнов , составленных детьми.
-
Математика
Трудная, интересная
Развивает, учит, тренирует
Развивает интеллект человека
Царица наук
-
Рабочий
Высокооплачиваемый, сильный
Трудится, думает, действует
Работает на производстве
Хозяин жизни
-
Повар
Творческий, аккуратный
Готовит, пробует, размешивает
Вкусно кормит людей
Мастер-шеф
-
Сварщик
Ответственный, надежный
Сваривает, соединяет, смотрит
Варит металлические конструкции Мастер шва
-
Автомеханик
Квалифицированный, образованный
Ремонтирует, отлаживает, настраивает
Приводит автомобили в рабочее состояние
Авто - доктор
-
Продавец
Вежливый, внимательный
Обслуживает, считает, взвешивает
Продает товар покупателю
Двигатель торговли