kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие внутренней мотивации учащихся на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема моего самообразования : "Развитие внутренней мотивации на уроках математики". С каждым  годом падает качество знаний по математике. Разобраться в этой проблеме необходимо каждому учителю, работающему в обыкновенной общеобразовательной школе. Для этого я разработала специальные анкеты для учащихся, для родителей и для учителей предметников. На основании всех этих исследований можно сделать вывод по каждому ученику. И выявить все уго слабые стороны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие внутренней мотивации учащихся на уроках математики »







Развитие внутренней мотивации обучающихся на уроках математики






Склепчук О.В.

КГУ СОШ № 54












Караганда 2014 год


Содержание


Введение………………………………………………………………..


3

Глава 1. Роль внутренней мотивации в структуре личности учащегося…...


5

1.1.Процесс учения и его психологические особенности………....


5

1.2.Виды мотивов и мотивации учения…………………………………………...


6

Глава 2.Диагностика внутренней мотивации

учения школьников…………………………………………………...



13

Приложение…………………………………………………………..


15

Выводы………………………………………………………………..


23

Глоссарий……………………………………………………………..


24

Литература…………………………………………………………..


25






















Введение


«Основная задача обучения математике в школе – прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования», - говорится в пояснительной записке программы по математике.

Мы видим, что каждый родитель желает, чтобы его ребенок получил высшее образование. Но по результатам исследования психологов в школах наблюдается снижение уровня внутренней мотивации школьников, так как мотивация навязана извне родителями. Мы уверены, что каждый учитель работает над повышением качества образования. С другой стороны, анализируя качество знаний учащихся по математике по городу , наблюдаем снижение качества знаний по алгебре с 42 % до 41,7%; по геометрии с 44% до 43,5%. Мы приходим к выводу, что одной из причин снижения качества знаний является низкий уровень внутренней мотивации школьников. Таким образом наблюдается противоречие. Требования к образованию и ожидание высоких результатов, с одной стороны, и ,усиливающаяся тенденция к снижению потребности учащихся в активной в самодостаточной деятельности для получения необходимого качества образования, с другой стороны.

Низкая внутренняя мотивация учащихся на уроках математики в школьном возрасте без преувеличения является одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.

Ее актуальность обусловлена обновлением содержания ГОСО 2012 года, постановкой цели - становление компетентной личности.

Существование проблемы развития внутренней мотивации учащихся позволяет заключить, что исследование, объектом которого является мотивация учения на предмет ее развития, актуально.

Пути решения проблемы:

Учитель должен стремиться создавать такие условия, при которых ученики имеют то, что Райан и Деки (2009) называют внутренней мотивацией. Для этого необходимо:

    • Совершенствовать метопознавательные способности учителя ;

    • Разнообразить формы и методы преподавания предмета, используя современный подход и новые технологии;

  • Чтобы быть интересным для ученика, надо постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство. Для того, чтобы качественно реализовывать себя в современной школе, необходимо не просто «учить математике», а поставить во главу угла личность ученика, уважение к ней, стремление помочь ее развитию и самоопределению. Единственный путь к овладению данным подходом - постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Сама жизнь обозначила проблему непрерывного педагогического самообразования как наиболее актуальную.

  • Создавать ситуацию успеха на уроках, владеть техникой постановки вопросов для всесторонней поддержки обучения учеников Каждый ученик, приходящий в класс, должен знать, что он талантлив, умен, заранее успешен и сформирован как личность, причем неважно, каков его базовый уровень подготовки по предмету.

  • Повысить интерес к предмету через вовлечение в активную урочную и внеурочную деятельность.




Цель научного исследования: организация деятельности учителя по развитию внутренней мотивации обучающихся на уроках математики.

Задачи:

1. Определить роль внутренней мотивации в структуре личности учащегося;

2.Разработать диагностику внутренней мотивации учения школьников;

3.Исследовать школьную мотивацию учащихся .







Ожидаемые результаты:

  • Развитие внутренней мотивации.

  • Повышение качества знаний по предмету.

  • Развитие ключевых компетенций учащихся.

  • Увеличение числа учащихся, принимающих участие в различных конкурсах, олимпиадах различного уровня, проектной деятельности.

  • Повышение уровня самооценки и самореализация.

  • Вырастет конкурентноспособность ученика.









Риски недостижения цели.

  • Отсутствие единства требований к учебной деятельности со стороны педагогического коллектива.

  • Отсутствие поддержки со стороны родителей.

Планирование деятельности.

  • Изучение различных подходов к пониманию сущности мотивации.

  • Использовать в своей деятельности различные методы и методики изучения мотивации учащихся.(см.приложение)

  • Внедрять новые подходы в преподавании и обучении математики, ИКТ технологии.

  • Результаты нашей работы мы вынесем на обсуждение коллег в школе, в городе и области.

  • Продуктом будет являться методическое пособие по данной проблеме.





Глава 1. Роль внутренней мотивации в структуре личности учащегося.


1.1.Процесс учения и его психологические особенности.


Учение целесообразно рассматривать как активную деятельность школьников в учебном процессе. Под активной деятельностью понимается процесс усвоения знаний и способов их самостоятельного приобретения.

Ученик говорит: «Мне тогда понятно, когда интересно». Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. «Интерес» ( по И.Герберту) – это синоним учебной мотивации. Прежде чем начать школьник должен усвоить учебную задачу. Полноценное учение невозможно, далее, без активных учебных действий – способов, приемов учебной работы. Осуществление активного умения требует действий самоконтроля и самооценки. Таким образом, целостная учебная деятельность обязательно включает в себя все компоненты – учебную задачу, учебные действия самоконтроля и самооценки.

Принятие школьником учебной задачи осуществляется тогда, когда учитель в ходе столкновения школьников рядом практической ситуаций своим рассказом и вопросами на уроке раскрывает детям для чего, зачем надо выполнять то или иное задание. Школьник в это время всегда сопоставляет эти задачи со смыслом учения для себя. Этот этап создает готовность ученика к учебной деятельности, которая в дальнейшем ходе учения может возрастать и угасать в зависимости от организации процесса.

Выполнение учебных действий полноценно развертывается после достижения этой готовности школьников к включению в работу. Учебные действия – это то, что умеют активно делать школьники с учебным материалом. Сюда относят действия анализа, сравнения, изменения, моделирования.

Учебная деятельность – это деятельность, направленная и имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий при овладении научными понятиями. Именно овладение новыми способами работы обогащает, перестраивает ученика, приводит к появлению новых особенностей его умственного развития, новых качеств его личности. Осуществления самоконтроля и самооценки школьников необходимо для успешного выполнения учебных действий.

Учение – это сложная деятельность, обязательно включающая в себя в развернутом или свернутом виде звено создания готовности, принятие учебной задачи. Ориентировки в ней, звено учебных действий, преобразования учебного материала, звено контроля, оценки своей учебной работы. Учение нельзя сводить также к совокупности действий и операций. Надо помнить о том, что у него складывается особенности психического развития, их психологи называют психическими новообразованиями. Значит учение – это активная целостная деятельность самого ученика, изменения в психическом развитии, в характеристиках его личности.

Смысл учения для школьников – одна и та же учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Это в общем виде и определяет их мотивацию учения. А выявление мотивации учения и смысла его для школьников в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер воспитательного воздействия. Одно и то же поведение ученика в ходе учения может побуждаться разными мотивами, и , значит, иметь разную значимость для школьника. Например, ученик может одну и ту же задачу и даже одним способом, но в одном случае он делает, чтобы получить хорошую отметку учителем и одобрение родителей, в другом – заслужить авторитет у сверстников, в третьем случае его интересует содержание самого предмета, в четвертом он видит путь от изучения этого предмета к будущей профессии, в пятом действует сочетание нескольких побуждений. Во всех этих случаях действие одно и тоже, значит и цель везде одна и та же, а мотивы разные.

Знание направленности личности, ее подлинных мотивов помогает учителю прогнозировать поведение ученика при включении в разные виды деятельности, в разные контакты с окружающими.


1.2.Виды мотивов и мотивации учения.

Пути повышения эффективности обучения ищут во всем мире. Отношение школьников к учебе зависит от мотивации. Мотив (от французского) - побудительная сила, (от латинского) - приводить в движение, толкать. Мотивация - совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива.

Отношение учащихся к учебной деятельности зависит от мотивации, которая имеет определенную структуру. Значимость мотивов неодинаковая, одни мотивы побуждают деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл, другие сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов, то есть мотивы- стимулы. Значимость мотивов меняется в зависимости от деятельности. Мотивы бывают осознаваемые и неосознаваемые.

П.В.Симонов справедливо утверждает, что “… потребность есть основа, движущая сила, побуждение и цель человеческого поведения, что мотивы, стремление, желание, интересы, цели, установки произведены от потребности и порождаются ими.”

Для эффективного воспитания человека необходимо знать базовые потребности .Таковыми потребностями У. Глассер считает “… прежде всего потребность в любви, в чувстве собственного достоинства”. Потребности, мотивы управляют поведением. Мотивация бывает внутренней и внешней. Внутренняя мотивация - положительная: интересен изучаемый предмет, интересны занятия по предметам, интересен метод преподавания, интересен преподаватель, но предмет не интересен, осознается, что знания и умения нужны в будущем, стремление добиться особых успехов, осознание своего познавательного прогресса, доверие учителя, хорошее настроение, уверенность в своих силах. Внутренняя мотивация – отрицательная: месть, власть. Внешняя мотивация – положительная: стремление получить положительную отметку; одобрение учителя; одобрение учащихся; родителей; симпатию учителя; стремление превзойти других; соперничество. Внешняя мотивация - отрицательная: стремление избежать глупой оценки; стремление избежать наказание учителя; стремление избежать критики.


Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Например, активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом, то чаще всего в этих случаях можно говорить разных видах познавательных мотивов. Если активность ученика направлена в ходе учения на отношение с другими людьми, то речь идет , как правило, о различных социальных мотивов. Иными словами, одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, в других – отношения с другими людьми в ходе учения. Соответственно принято различать две большие группы мотивов :

  • Познавательные мотивы – это мотивы , связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

  • Социальные мотивы – это мотивы , связанные с различными социальными взаимодействия школьников с другими людьми.

Первая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп :

  • Широкие познавательные мотивы – это мотивы , состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т.д.;

  • Учебно- познавательные мотивы – это мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. Это может быть интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, методам научного познания, способам саморегулирования учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

  • Мотивы самообразования – это мотивы, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывает познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть «на уровне века» , запросов времени и т.д.

Вторая группа мотивов – социальные мотивы – также распадается на несколько групп:

  • Широкие социальные мотивы – это мотивы, состоящие в стремлении получать знания, что быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования;

  • Узкие социальные (позиционные) мотивы – это мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними.

Одним из разновидности таких мотивов считают так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей.

Нередко встает вопрос: «Какие мотивы – познавательные или социальные – имею наибольшую общественную ценность?». Гармонически развитой личности необходимо сочетание разных мотивов. Познавательные и социальные мотивы могут иметь эгоистическую направленность. Познавательный мотив обеспечивает положительную направленность школьника в том случае, если ученик стремится к достижению хороших результатов всем коллективом, «болеет душой» за успеваемость класса, а не только за свои успехи. И наоборот, представим себе крайний случай, что у ученика хорошо развиты познавательные мотивы, даже зрелые его формы, и он постоянно работает над собой. Но эти мотивы имеют индивидуалистическую направленность, если они замкнуты на решения узких задач личного благополучия и преуспевания, достижения индивидуального успеха в будущей профессиональной деятельности без должной отдачи обществу. Социальные мотивы, особенно широкие социальные мотивы долга, обеспечивают прочную основу коллективизма, ответственности за общее дело. Но можно представить и другой случай. У школьника сформированы социальные мотивы, но только в одном их выражении – в желании добиваться приоритета среди друзей, стремится к престижной профессиональной работе, связанной с материальным благополучием. Такие мотивы также приводят к эгоистической направленности и ущербному развитию личности в целом.

Нежно обратиться к более подробному рассмотрению того насколько различными по качеству могут быть познавательные и социальные мотивы учения. Можно выделить две группы психологических характеристик- их называют :

  • Содержательными – прямо связано с содержанием, осуществляемой школьником учебной деятельности;

  • Динамическими – характеризует не столько содержание, сколько форму , динамику выражения этих мотивов.

Эти особенности мотивов ближе стоят с психофизиологическим особенностям ребенка, особенностям его нервной системы. Каждый из названных выше познавательных и социальных мотивов имеет содержательные и динамические характеристики.

Содержательными характеристиками мотивов являются следующие :

  • Наличие личностного смысла учения для ученика / в таком случае говорят , что мотив учения выполняет не только роль побудителя, но является «смыслообразующем» для данного ученика, то есть придает его учению личностный смысл/;

  • Наличие действенности мотива /реальное влияние на ход учебной деятельности и всего поведения ребенка/;

Действенность мотива тесно связано с первой характеристикой – личностным смыслом учения. Ибо если мотив имеет личностную значимость для школьника, то он, как правило, является и действенным. Это проявляется в активности самого ученика, в его инициативе, в зрелости и развернутости всех компонентов учебной деятельности. Если то или иной мотив не оказывает реального влияния на ход учения, хотя ребенок может назвать этот мотив, психологи говорят о только «знаемых».

  • Место мотива в общей структуре мотивации /каждый мотив может быть ведущим, доминирующим (второстепенным),подчиненным; конечно, надо стремится к тому, чтобы доминирующими у школьника стали зрелые виды социальных и познавательных мотивов – мотивы долга перед обществом и окружающими людьми, мотивы самообразования, самовоспитания/;

  • Самостоятельность возникновения и проявления мотива /мотив может возникать как внутренний – в ходе самостоятельной учебной работы или только в ситуации помощи взрослого, то есть как внешний; например, у школьника может присутствовать мотив овладения новыми способами добывания знаний, но он актуализируется только при напоминании учителя, при создании им соответствующих учебных ситуаций/;

  • Уровень осознания мотива /далеко не всегда школьники умеют осознавать свои мотивы, эта способность может и не возникнуть на уроне средней школы; иногда школьник, особенно подросткового возраста, не только хорошо осознают, но и сознательно маскируют свои мотивы, прикрываясь безразличием к учебной работе или выдавая вымышленные мотивы за подлинные; учителю надо иметь в виду, что следует подводить школьника к осознанию ведущих, социально значимых мотивов, но всегда остаются неосознаваемые побуждения, которые реально также оказывают влияние на поведение всякого человека/;

  • Степень распространения мотива на разные типы деятельности, виды учебных предметов, формы учебных заданий.

Динамическими характеристиками мотивов являются следующие :

  • Устойчивость мотива – выражается в том, что тот или иной мотив актуализируется достаточно постоянно во всех учебных ситуациях или большинстве из них; безусловно , учитель должен стремиться к тому, чтобы социально ценные мотивы стали устойчивым личностным образованием школьника;

Приведем описанные в литературе урони интереса по его локализации :

    • Аморфная неясная локализация – интерес ограничен отдельными вспышками на эмоционально привлекательной ситуации обучения; такой интерес требует постоянной стимуляции извне хотя «школе все интересно»; не оставляет особого следа в структуре личности;

    • Широкая локализация – школьники с удовольствием работают над разными учебными предметами и заданиями, активно ищут дополнительные задания и за пределами школьных программ, обнаруживают широкую любознательность при отсутствии глубины познания; интерес достаточно устойчив и проявляется в том, что ученик с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам, помехам; устойчивость проявляется в том, что ученик не может не учиться.

  • Эмоциональная окраска, модальность – психологи говорят от отрицательной и положительной мотивации учения; под отрицательной мотивацией подразумевается побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникать, если он не будет учиться; положительная мотивация связана с выполнением школьникам социально значимой обязанности учиться, с достижением успехов в учебном труде, с овладением новыми знаниями и способами их добывания, с поддержанием хороших отношений с окружающими;

  • Сила мотива, его выраженность, быстрота возникновения и т.д. – они обнаруживаются с том, например, как долго может сидеть школьник над работой, сколько заданий он может выполнить , движимый данным мотивом




Диагностическая программа

изучения уровней сформированности у школьников умений учиться


п/п

Критерии

Признаки и уровни

1

Сформированность мотивации деятельности

3-понимает общественную и личностную значимость учения, осознает необходимость учения как общественного долга, стремиться получить глубокие и прочные знания, рационально сочетает социальные, учебно- познавательные и личностные мотивы;

2-осознает необходимость учения не только как общественный долг, а прежде всего как личную потребность, стремятся учиться, чтобы получит хорошую отметку или поощрение со стороны родителей;

1-отсутсвие положительной мотивации в учении, узколичные потребности преобладают над социальными;

0-отсутсвие всяко мотивации к учению

2

Ответственное отношение к учебной деятельности

3-осознает цель учения, понимают его общественный и личностный смысл, систематическое выполнение учебных заданий и общественных поручений, требовательность к себе и товарищам;

2-осознает цель учения, но личностный смысл учения преобладает над общественным, выполнение учебных заданий и общественных поручений с учетом личностных потребностей;

1-недостаточно осознает смысл учения, не во всех случаях проявляет ответственность;

0-безответственность, отсутствие смысла учения

3

Творческое отношение к внеучебной деятельности

3-проявляет и развивает творческие способности во внеурочной деятельности и самореализует их в сотворчестве со взрослыми и товарищами;

2-проявляет и развивает свои способности во внеурочной и внешкольной деятельности;

1-не имеет устойчивых творческих интересов, требует побуждения со стороны взрослых или товарищей;

0-пустое времяпрепровождение после уроков и вне школы

4

Активность в учебной и внеучебной деятельности

3-проявляет активность на уроке, во внеурочной деятельности, активно участвует в работе кружков, факультативов, клубов по интересам, проявляет инициативу, дисциплинированность, настойчивость, организованность, выполняет с интересом все поручения учителя;

2-проявляет активность только на уроке, но внеурочной деятельности требуется контроль учителя, выбирает участие в кружках и факультативов исходя из своих потребностей;

1-недостаточно проявляет активность;

0-отсутствие активности, пассивен во всех делах

5

Успешность в учении

3-реализует свои способности в учении, дополнительно развивает их вне школы, поддерживает среди товарищей престиж знаний;

2-успешенв учении, стремится развить свои творческие способности вне школы;

1-недостаточно успешен в учении, требует поддержки в учении и самореализации способностей;

0-ленив, неуспешен и безответственен в учении.

6

Овладение общеучебными умениями и навыками

3-владение на высоком уровне ОУУН(учебно-организационными, учебно-интеллектуальными, учебно-коммуникативными, учебно-информационными);

2-владение на достаточном уровне приемами умственной деятельности, способами получения знаний, выбора способов деятельности;

1-недостаточное владение ОУУН;

-отсутствие элементарных ОУУН

7

Сформированность умений учиться

3-понимает смысл учебных заданий и сам ставит учебные задачи, владеет учебными действиями, умеет находит несколько способов решений задач, владеет приемами самоконтроля, адекватно оценивает свои учебные возможности;

2-понимает смысл учебных заданий, владеет учебными действиями, находить способы решен Ия задач с помощью учителя, выполняет учебные действия в замедленном темпе, недостаточно владеет приемами самоконтроля;

1- не ставит сам учебных задач и ориентируется на готовые задачи от учителя, сам активных учебных действий с материалом не выполняет и заучивает готовые формулировки правил, ограничивается выполнением одного способа решения учебных задач, неадекватная самооценка учебных возможностей;

0-отсутствие элементарных способов учебной деятельности.


Таким образом, не само по себе наличие социальных или познавательных мотивов , а именно их качество определяет сущность личности школьника и ее направленность.




Глава 2.Диагностика положительной мотивации учения школьников.


Изучение внутренней мотивации учителем имеет свою специфику по сравнению с изучением мотивации в исследовательских целях, так как учитель не располагает для этого специально отведенным временем , ему надо, как правило, для этого сочетать изучение мотивации с учебным процессом. Наиболее реальными для учителя методами изучения мотивации является :

1.Наблюдение за поведением учеников во время урока и вне его,

за учебной, общественно- полезной организационной и другими видами деятельности, характером общения школьников;

результаты этих наблюдений фиксируются в дневниках учителя, в педагогических характеристиках;

2.Использование ряда специальных подобранных ситуаций, которые можно включить в естественный ход учебного процесса в виде «контрольной работы», в форме заданий классного руководителя на классном часе;

3.Индивидуальная беседа с учеником, предполагающая прямые и косвенные вопросы учителя о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика;

4.Анкетирование, помогающее довольно быстро собрать массовый материал нескольких классов, школах об отношении школьников к учению.

Наиболее полезными для учителя являются первые два метода , ибо они, во-первых , не требуют специального времени, тесно переплетаются с учебным и воспитательным процессом, во-вторых, выявляют факты реального поведения школьников в естественных условиях школьного обучения и дают данные, более надежные и достоверные, чем ответы и суждения школьников даже на самым тщательным образом продуманные вопросы анкеты. Известно, что лучше всего можно изучить школьников в реальном процессе его обучения и воспитания.

К индивидуальным беседам учитель, как правило, прибегает в случае затруднения у отдельных школьников учебной работе или в случае, когда при хорошей учебе у учителя возникают сомнения по вводу нравственной сути поступков отдельных школьников. Конечно, лучше, если такие беседы учителя не только следуют за каким-то неблагополучением в мотивации учения и общего поведения школьников, а предупреждает это благополучие. Для проведения беседы необходимо создание обстановки доверительности и контакта, уверенности ученика в том, что его искренние и откровенные ответы не будут употреблены ему во вред.

Анкетирование учителю целесообразно проводить в тех случаях, когда для каких – то целей воспитательной работы надо сопоставить материалы по нескольким классам, например выявить мотивы профессиональной ориентации у выпускников нескольких школ, учащихся разных классов. Но надо помнить, что данные анкеты дают только внешнюю картину мотивации и не раскрывают причин ее снижения.

Приведем примеры отдельных методик для изучения мотивации учебной деятельности школьников(см. Приложение) .








































Приложение


МЕТОДИКА 1. Определение мотивов учебной деятельности


Цель :

- установление иерархии мотивов учебной деятельности;

-оценка полученной иерархии мотивов : соотношение удельного веса положительных и отрицательных мотивов.


ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

Учеба занимает в школьной жизни большое место . Какие , по твоему мнению, причины побуждают учиться большинство учащихся твоего класса и тебя лично? Обведи номер вопроса, соответствующего твоему мнению , за классом кружком, а себе поставь пред вопросом знак (+). Можно отвечать несколько вопросов (1-3), если это соответствует твоему мнению.

Мотивы учебной деятельности :

1.учимся, потому что хотим больше знать.

2.учимся, потому что сейчас все учатся.

3.потому, что нравится учиться.

4.учимся,потому что интересно.

5.привлекает сам процесс учебы.

6.из-за любопытства.

7.заставляют родители.

8.потом легко будет устроиться на работу или поступить в вуз.

9.хочу быть авторитетным в школе.

10.неприятно испытывать наказание за плохую учебу.

11.люблю заниматься самообразованием.


АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ


Количественная обработка данных опроса приведена в виде таблицы. Расчет ведется в процентном соотношении. Оценка полученной иерархии мотивов позволяет определить соотношение удельного веса положительных и отрицательных мотивов (например, 1:1 или 1:3 и т.д.)


Иерархия мотивов учебной деятельности



Из них по позициям

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Абсолютное число по классу(%)












Абсолютное число индивидуальных (%)















МЕТОДИКА 2. Сформированность положительных мотивов


Цель :

- определение доминирующей причины отрицательных мотивов.


ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ


Учащимся предлагается анкета, в которой содержатся следующие вопросы:

1.понимает ли ученик одновременно общественную и личностную значимость учения;

2.осознает ли необходимость учения как общественного долга или только как личную потребность;

3.стремится ли он иметь глубокие и прочные знания или в основном лишь получить хорошую отметку;

4.понимает ли опасность накопления пробелов в знаниях или просто боится получения пониженной отметки;

5.как относится к требованиям учителей и родителей ( позитивно или негативно), понимает ли полезность этих требований для него самого;

6.умеет подавлять нежелательные мотивы или слепо следует им;

7.рационально ли сочетаются у ученика мотивы интереса и долга, стремится ли он активно изучать любой учебный материал, а не только особенно интересный.


На основе анализа ответов учащихся заполняется дневник. Определяются познавательные интересы как глубинные мотивы.

Дневник наблюдений.


Познавательные интересы

Ранговые места

Широкие социальные

Долг и ответственность


Самосовершенствование


Учебно-познавательные

Связанные с содержанием


С процессом учения


Узколичные

Благополучия


Престижные


Избежание неприятностей






МЕТОДИКА 3. «Жизнь в школе» (для учащихся)


Цель :

- определить уровень отношения учащихся к школе.


ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

Школьникам предлагается анкета «Жизнь в школе»

Таблица . Уровень отношения учащихся к школе.


п\п

Вопросы анкеты

Итоги анкетирования

Да (%)

Нет (%)

1

После уроков я стараюсь побыстрее уйти из школы



2

Меня интересуют школьные кружки и секции



3

Меня тянет после летних каникул в школу



4

Любишь ли ты ходить на школьные вечера?



5

Нужны ли классные часы?



6

Ты остаешься после уроков пообщаться с учителем?



7

Помогают ли в школе решать твои личные проблемы?



8

Твои родители обычно советуются с классным руководителем?



9

В школе часто проводятся интересные вечера, конкурсы, праздники?



10

Я участвую в подготовке различных внеурочных мероприятий



11

Я люблю помогать учителям



12

Нужны ли в школе различные организации по интересам?



13

Есть ли в школе интересные кружки, студии, клубы?



14

Есть ли у тебя желание и потребность участвовать в школьных делах?



15

Замечают ли в школе твои успехи, когда ты делаешь что-то полезное, важное?



16

Бывают ли у тебя конфликты с учителями?



17

Принимаешь ли ты участие в планировании послеурочной деятельности?





МЕТОДИКА 4. Уровни отношения ученика к учению

Цель :

- определить уровни мотивации учения учащихся .

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

1.Побеседовав с учащимися и сделав предварительные выводы, нужно провести анкетирование.

АНКЕТА

п\п

Вопросы

1

Интересно ли тебе учиться?

2

Всегда ли ты выясняешь непонятное у учителя или одноклассников?

3

Какими предметами больше всего увлекаешься?

4

По каким вопросам читаешь дополнительную литературу?

5

В каком кружке занимаешься?

6

Быстро ли ты воспринимаешь и запоминаешь учебный материал?

7

Стремишься ли запоминать учебный материал дословно или выделяешь главные мысли?

8

Удается ли тебе кратко пересказать прочитанный материал?

9

Успеваешь ли вместе с классом делать записи, зарисовки, чертежи, читать текст?

10

Сколько времени обычно уходит у тебя на выполнение домашних заданий?

11

Всегда ли ты после выполнения домашних и классных заданий проверяешь свои записи, вычисления, отвечаешь на контрольные вопросы учебника?

12

Стремишься ли выполнить до конца учебное задание, если оно у тебя не получается?

13

Затрудняет ли учение твое состояние здоровья?

14

Что больше всего мешает тебе улучшить свою учебу, поведение?

15

Соблюдаешь ли ты режим дня и рекомендуемый порядок выполнения учебных заданий?

16

Получаешь ли ты замечания за нарушение дисциплины от родителей? Считаешь ли их справедливыми и посильными для исправления поведения?

17

Чьи требования к твоему поведению и учению считаешь более строгими: учителей и родителей?

18

Есть ли у тебя товарищ по месту жительству? Чем они помогают тебе и в чем ты помог им?




2.На основании наблюдений, индивидуальных бесед и интервью заполнить дневники.


Дневник наблюдений за проявлением мотивов учения школьников


Мотивы учебной деятельности

Ранговое место

Положительная мотивация , входящая в рамки учебной деятельности:


  • Стремление получить хорошую отметку


  • Желание порадовать родителей и учителя


  • Осознание долга перед товарищами


  • Осознание общей пользы учения


  • Представление о будущей профессии































МЕТОДИКА 5. Исследование внутренней мотивации школьника


Цель :

- определить места мотива в общей структуре мотивации .


ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ


Постарайтесь ответить, как можно откровеннее на вопрос о причинах побуждающих тебя учиться. Из двух формулировок каждого ответа выбери наиболее предпочтительный и отметь его.


Ученик

1а.Хочется, чтобы моя учеба радовала моих родителей


1б.Учусь, потому, что уроки мне нравятся и доставляю удовольствие. Интересен сам процесс школьной жизни


2а.Высокими показателями в учебе хочется доставить радость своим учителям


2б.Учусь, чтобы наш класс был впереди всех


3а.По показателям успеваемости хочу быть выше своих одноклассников, хочу доказать им свои преимущества


3б.Учусь, чтобы в будущем получить хорошую специальность, хорошо зарабатывать и хорошо жить


4а.Учусь потому, что мне интересно получать знания, постоянно узнавать что-то новое


4б.Учусь, потому, что уроки мне нравятся и доставляю удовольствие. Интересен сам процесс школьной жизни


5а.Учусь, чтобы мой знания в дальнейшем были полезны обществу и людям


5б.Высокими показателями в учебе хочется доставить радость своим учителям


6а.Хочется, чтобы моя учеба радовала моих родителей


6б.Учусь, чтобы наш класс был впереди всех


7а. По показателям успеваемости хочу быть выше своих одноклассников, хочу доказать им свои преимущества


7б.Учусь потому, что мне интересно получать знания, постоянно узнавать что-то новое


8а.Учусь, чтобы мой знания в дальнейшем были полезны обществу и людям


8б.Учусь, чтобы наш класс был впереди всех


9а.Высокими показателями в учебе хочется доставить радость своим учителям


9б.Учусь потому, что мне интересно получать знания, постоянно узнавать что-то новое


10а.Высокими показателями в учебе хочется доставить радость своим учителям


10б.Учусь, чтобы в будущем получить хорошую специальность, хорошо зарабатывать и хорошо жить


11а.Учусь, чтобы наш класс был впереди всех


11б.Учусь потому, что мне интересно получать знания, постоянно узнавать что-то новое


12а.Учусь, чтобы мой знания в дальнейшем были полезны обществу и людям


12б. По показателям успеваемости хочу быть выше своих одноклассников, хочу доказать им свои преимущества


13а.Хочется, чтобы моя учеба радовала моих родителей


13б.Учусь, чтобы в будущем получить хорошую специальность, хорошо зарабатывать и хорошо жить


14а.Высокими показателями в учебе хочется доставить радость своим учителям


14б.Учусь, потому, что уроки мне нравятся и доставляю удовольствие. Интересен сам процесс школьной жизни


15а.Учусь, чтобы наш класс был впереди всех


15б. По показателям успеваемости хочу быть выше своих одноклассников, хочу доказать им свои преимущества


16а.Учусь, чтобы в будущем получить хорошую специальность, хорошо зарабатывать и хорошо жить


16б.Учусь потому, что мне интересно получать знания, постоянно узнавать что-то новое


17а.Учусь, чтобы мой знания в дальнейшем были полезны обществу и людям


17б.Учусь, потому, что уроки мне нравятся и доставляю удовольствие. Интересен сам процесс школьной жизни


18а.Хочется, чтобы моя учеба радовала моих родителей


18б.Высокими показателями в учебе хочется доставить радость своим учителям


19а.Высокими показателями в учебе хочется доставить радость своим учителям


19б. По показателям успеваемости хочу быть выше своих одноклассников, хочу доказать им свои преимущества


20а.Учусь, чтобы мой знания в дальнейшем были полезны обществу и людям


20б.Учусь, чтобы в будущем получить хорошую специальность, хорошо зарабатывать и хорошо жить


21а.Учусь, чтобы наш класс был впереди всех


21б.Учусь, потому, что уроки мне нравятся и доставляю удовольствие. Интересен сам процесс школьной жизни


22а.Хочется, чтобы моя учеба радовала моих родителей


22б.Учусь потому, что мне интересно получать знания, постоянно узнавать что-то новое


23а.Учусь, чтобы наш класс был впереди всех


23б.Учусь, чтобы в будущем получить хорошую специальность, хорошо зарабатывать и хорошо жить


24а.По показателям успеваемости хочу быть выше своих одноклассников, хочу доказать им свои преимущества


24б.Учусь, потому, что уроки мне нравятся и доставляю удовольствие. Интересен сам процесс школьной жизни


25а.Учусь, чтобы мой знания в дальнейшем были полезны обществу и людям


25б.Учусь потому, что мне интересно получать знания, постоянно узнавать что-то новое


26а.Хочется, чтобы моя учеба радовала моих родителей


26б. По показателям успеваемости хочу быть выше своих одноклассников, хочу доказать им свои преимущества


27а.Учусь, чтобы в будущем получить хорошую специальность, хорошо зарабатывать и хорошо жить


27б.Учусь, потому, что уроки мне нравятся и доставляю удовольствие. Интересен сам процесс школьной жизни


28а.Учусь, чтобы мой знания в дальнейшем были полезны обществу и людям


28б.Хочется, чтобы моя учеба радовала моих родителей







АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ


При обработке теста подсчитывается количество ответов испытуемого, совпавших с «ключевыми». Каждое совпадение оценивается в один балл. Ведущим мотивом является тот, сумма баллов по которому максимальна. Если количество баллов у разных мотивов одинаково, то они выражены в мотивационной сфере в равной степени.


«Ключ» к методике изучения школьной мотивации


1

Мотив долга

5а,8а,12а,17а,20а,25а,28а

2

Мотив родительского долга

1а,6а,13а,18а,22а,26а,28б

3

Мотив учительского одобрения

2а,5б,9а,10а,14а,18б,19а

4

Мотив групповой ориентации

2б,6б,8б,11а,15а,21а,23а

5

Честолюбивый мотив

3а,7а,12б,15б,19б,24а,26б

6

Познавательный мотив

4а,7б,9б,11б,16б,22б,25б

7

Прагматический мотив

3б,10б,13б,16а,20б,23б,27а

8

Эмоциональный мотив

1б,4б,14б,17б,21б,24б,27б


























Выводы.


Таким образом, исследования среди учеников позволит сделать следующие выводы:

1.Внутренняя учебная мотивация учащихся определяется целым рядом специфических факторов для той деятельности , в которую она включается.

Во – первых, она определяется самой образовательной системой , образовательным учреждением;

во-вторых, - организацией образовательного процесса;

в –третьих, субъектными особенностями педагога и прежде всего его отношением к ученику, к делу;

в- четвертых, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и его взаимодействие с другими учениками и т.д.

в – пятых, спецификой самого предмета.

2.Изучение учителем внутренней мотивации обучающихся необходимо для того, чтобы определить перспективы личностного развития каждого конкретного школьника.

3.На основе , имеющихся уровней мотивации у школьника сформировать у него ключевые компетенции, а также новые способы учебной деятельности, что приведет к воспитанию активной, творческой личности.






Глоссарий


Активная деятельность - процесс усвоения знаний и способов их самостоятельного приобретения.

Учебные действия – это то, что умеют активно делать школьники с учебным материалом

Учебная деятельность – это деятельность, направленная и имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий при овладении научными понятиями.

Учение – это сложная деятельность, обязательно включающая в себя в развернутом или свернутом виде звено создания готовности, принятие учебной задачи.

Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности.

Познавательные мотивы – это мотивы , связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

Социальные мотивы – это мотивы , связанные с различными социальными взаимодействия школьников с другими людьми.

Широкие познавательные мотивы – это мотивы , состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями.

Учебно- познавательные мотивы – это мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. Это может быть интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, методам научного познания, способам саморегулирования учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

Мотивы самообразования – это мотивы, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Широкие социальные мотивы – это мотивы, состоящие в стремлении получать знания, что быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться в чувстве ответственности.

Узкие социальные (позиционные) мотивы – это мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.








Литература



  1. Конституция РК, раздел II

  2. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012- 2016 годы

  3. Закон «Об образовании» РК от 27.07.2007г

  4. Учебные программы по математике Астана 2013 г

  5. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функций оценки учения школьников.-М.,1984.-295с.

  6. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002- 120с.

  7. Морозова Т.В. Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений, руководителям школ. – Издание 2-е исправленное и дополненное.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2003- 160с.

  8. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей.-М., 1981.-157с.

  9. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя.- Алматы, 1998.

  10. Хмель Н.Д. Педагогический процесс в образовательной школе. Алматы, 1996.
























27




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие внутренней мотивации учащихся на уроках математики

Автор: Склепчук Ольга Владимировна

Дата: 09.11.2014

Номер свидетельства: 128467

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Урок математики  в совмещённых классах (2 и 4 ) "
    ["seo_title"] => string(51) "urok-matiematiki-v-sovmieshchionnykh-klassakh-2-i-4"
    ["file_id"] => string(6) "196024"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427991684"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) ""Учебная мотивация учащихся и родителей""
    ["seo_title"] => string(48) "uchebnaia_motivatsiia_uchashchikhsia_i_roditelei"
    ["file_id"] => string(6) "541530"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1582990671"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "РАЗВИТИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ  ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ  ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ  УРОКОВ МАТЕМАТИКИ "
    ["seo_title"] => string(129) "razvitiie-poznavatiel-nogo-intieriesa-uchashchikhsia-siel-skoi-shkoly-chieriez-proviedieniie-intiegrirovannykh-urokov-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "239519"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444813795"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "урок математики с элементами интеграции самопознания "Осевая симметрия" "
    ["seo_title"] => string(80) "urok-matiematiki-s-eliemientami-intieghratsii-samopoznaniia-osievaia-simmietriia"
    ["file_id"] => string(6) "122387"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414235019"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Информационная сессия  "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. "
    ["seo_title"] => string(183) "informatsionnaia-siessiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-uchiebnykh-priedmietov-iz-opyta-raboty-uchitielia-informatiki-krapivnitskoi-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "166423"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422959898"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства