Просмотр содержимого документа
«Разработка по математике»
Конспект занятия по математике для дошкольников «Как помочь Буратино?» (подготовительная группа) Цель: формирование элементарных математических способностей дошкольника.
Задачи: 1.Продолжать учить детей считать от 1 до 10 и обратно, закрепить знания о последовательности цифр. 2.3акрепить умение устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов. 3.Продолжать учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путём сложения и вычитания однозначных чисел. 4. Формулировать навыки ориентировки на альбомном листе бумаги и на листе бумаги в клетку. 5. Способствовать развитию логического мышления, внимания. 6. Воспитывать умение слушать и желание оказывать помощь.
Демонстрационный материал: - коробка, - 4 конверта для писем, - 6 конвертов с заданиями, - карточки с изображением предметов в количестве 1-10, соответствующие к ним цифры, - изображение 2-х домов с нумерацией № 5 и № 6, - альбомный лист бумаги и карандаши, - музыкальный диск с песней «Буратино», - магнитофон, - мольберт, - магнитная доска. - мультимедийный проектор.
Раздаточный материал: цифры от 1 до 10;
на каждого ребёнка лист бумаги в клетку и простой карандаш; цветные карандаши;
лист бумаги.
Ход занятия:
Педагог: - Ребята, сегодня, когда я пришла в кабинет, то увидела на столе вот эту коробку. Заглянула в неё и нашла письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку. Это что за очень странный Человечек деревянный? На земле и под водой ищет ключик золотой, Всюду нос суёт он длинный... Кто же это? (Буратино). Хотите узнать, о чём он пишет? Дети: Да! Чтение письма «Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса закрыли меня в комнате и не отдают мне мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. Отпустят меня они только тогда, когда я помогу им выполнить задания и отвечу на их вопросы. Ребята, я не знаю ответы! Пожалуйста, помогите! Прилагаю подсказки, где искать задания. Первое задание в конверте под номером 1.» Педагог: - Ну, что, ребята? Поможем Буратино? Дети: Да! Педагог: Маша, принеси, пожалуйста, конверт под номером 1. (ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его)
Задание № 1 «По порядку становись». Возьмите по одной цифре, пока играет музыка «цифры» гуляют, а по команде «По порядку становись» вы должны построиться по порядку». «Быстрый вопрос, быстрый ответ»
Вопросы: -Посчитайте от 1 до 10 и обратно. -Назови соседей числа 3(обращаясь к тому ребёнку, у которого цифра 3.) -Назови соседей числа 5. -Назови соседей числа 8. -Я задумала число, оно меньше 5 на одну единицу. Какое это число? -Я задумала число, оно больше 7 на единицу. Какое это число? Молодцы! Справились, а вот и подсказка: 2-ое задание ищите в конверте, на котором изображена геометрическая фигура похожая на героя сказки, который катился по дорожке. (Он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл...). Что же это за геометрическая фигура? (Круг) Да, это круг. Давайте посмотрим, есть ли конверт с геометрической фигурой - круг. Катя, принеси, пожалуйста, конверт с геометрической фигурой - круг. (ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его).
Задание № 2 «Найди ошибку» (дети подходят к столу) На столе разложены карточки с изображением предметов, а рядом цифры, вот только здесь что - то напутано. Проверьте и исправьте ошибки (дети исправляют). Молодцы! Выполнили задание. Подсказка: задание № 3 находится в конверте, на котором изображена геометрическая фигура, у которой количество углов равно 3. Педагог: Какая геометрическая фигура имеет 3 угла? Дети: 3 угла у треугольника. (ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт из конверта листок с заданием и читает его.)
Задание № 3 Педагог: Ответьте на вопросы и решите задачи. Ребята, скажите, пожалуйста, сколько частей в задаче? Дети: В задаче 2 части Педагог: Назовите их. Дети: 1 - условие, 2 - вопрос. Педагог: Какие вы знаете арифметические знаки? Дети: Плюс, минус, равно. Педагог: Сейчас вы послушаете задачу, а потом ответите на вопросы. «На ветке сидели 2 воробья. Прилетели и сели рядом ещё 2 синицы. Сколько птиц сидит на ветке?» Педагог: - 1-й вопрос. Есть ли в этой задаче условие? (Да). Назовите его. 2-й вопрос. Есть ли в этой задаче вопрос? (Да). Назовите его. Молодцы! Решите следующие задачи.
1. «На ветке висели 4 яблока, 2 яблока сорвали. Сколько яблок осталось висеть на ветке? (2)
2. «Мама купила 7 груш, Миша съел 4 груши. Сколько осталось груш на тарелке? (3)
3. Не в болоте, а в кадушке Жили-были 2 лягушки. Если будет 5 кадушек, Сколько будет в них лягушек?
4. На полянке у реки Жили майские жуки: Дочка, сын, отец и мать. Кто успел их сосчитать?
5. Подарил ежатам ёжик Восемь новеньких сапожек. От восторга ежата визжат. Сколько было у папы ежат?
6. На полянке у дубка Крот увидел 2 грибка. А подальше, у сосны, Он нашёл ещё один. Ну-ка, кто сказать готов: Сколько крот нашёл грибов? Педагог: Следующее задание нужно искать в конверте с геометрической фигурой, у которой 4 стороны и все они равны. У какой геометрической фигуры равны все стороны? Дети: Это квадрат. Педагог: Но прежде чем мы откроем конверт, на котором изображён квадрат, нам нужно укрепить свой организм. А что укрепляет организм? Дети: Гимнастика. Педагог: Давайте проведём небольшую гимнастику и превратимся на время в Буратино. Физминутка «Буратино» Буратино потянулся, (встать на носочки, поднять руки вверх - потянуться, вернуться в и.п.) Вот нагнулся, разогнулся, (руки на поясе, ноги на ширине ступни, выполнить наклон вперёд.) Руки в стороны развёл, (развести руки в стороны) Ключик видно не нашёл, (повороты головы: влево, прямо, вправо, прямо) Чтобы ключик нам достать (опустить руки вниз) Надо на носочки встать (встать на носочки, поднять руки на уровне груди, вытянуть руки.) И руками помахать, (махи руками) Педагог: А теперь откроем конверт, на котором изображён квадрат. (воспитатель открывает конверт, достаёт задание).
Задание № 4 Педагог: Ребята, посмотрите, какие красивые домики! Только вот квартиры не пронумерованы. Вам нужно их пронумеровать. Подсказка: сумма номеров квартир должна быть равна номеру дома. Педагог: Пронумеруйте квартиры, (дети выполняют задание). Молодцы, ребята! Осталось всего 2 конверта. Какой же из них следующий? «Следующее задание в конверте с изображением цифры, которая обозначает количество дней в неделе (7).
Педагог: ……, принеси нужный конверт. (ребенок приносит конверт, воспитатель читает задание) Задание № 5 .«Нарисуй картину для Мальвины» Нарисовать облако в правом верхнем углу. - Где нарисовали облако? В левом нижнем углу - дом. - Где нарисовали дом? В верхнем левом углу - солнце. - Где нарисовали солнце? В правом нижнем углу - грибы. - Где нарисовали грибы? А в середине - цветок. - Где нарисовали цветок? Молодцы! Замечательная получилась картина, Мальвине очень понравится.
Задание №6 находится в конверте, на котором изображена геометрическая фигура похожая на то, что снесла курица в сказке «Репка».
Задание называется «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!» Сколько всего дней в неделе? Про какие дни недели мы говорим «рабочие дни»? Как называются «выходные» дни недели? Назовите соседей субботы? Назовите соседей вторника? Как называется пятый день недели? Какие части суток вы знаете? Что бывает раньше утро или вечер? Сколько пальцев на одной руке? Сколько ушей у двух мышей? Сколько месяцев в году? Какая цифра спряталась в слове семь - я? Таня нашла 3 жёлудя, а Марина на 1 больше. Сколько желудей нашла Марина? Брату 8 лет, а сестра младше на 2 года. Сколько ей лет? Костя нарисовал 4 самолёта, а его брат на 2 больше. Сколько нарисовал брат самолётов? Кто стоит справа от тебя? Кто стоит слева от тебя? Молодцы! Отвечали быстро, не зевали. (раздаётся стук в дверь, в группу вносится конверт) Педагог: Это нам? Спасибо. А от кого оно интересно?! Это письмо от лисы Алисы и кота Базилио. Нужно срочно его прочитать.
Чтение письма «Мы устали ждать, поэтому решили вернуть вам Буратино вместе с золотым ключиком. Но у нас есть одно условие. Вот оно: нарисуйте нам подарки. Рисовать вы должны по клеточкам. Вот подсказка».
Педагог: Здесь есть план. Давайте не будем терять время. Присаживайтесь за столы, подвиньте листочки, поставьте карандаш на красную точку. Начинаем. 6 клеток вправо 5вниз 2влево 1вниз 1влево 1вниз 1 вправо 1вниз 4 влево 1вверх 1 вправо 1вверх 1влево 1вверх 1вправо 5вверх 2влево 5вверх Что получилось? Дети: Ключик. Педагог: Давайте оправим все ваши ключики лисе и коту. Пусть они помогут освободить Буратино. А также отправим картину, Буратино передаст её Мальвине. работы собираются и выносятся за пределы группы Подводится итог занятия, во время которого «почтальон» (другой педагог) вносит в группу письмо - ответ.
Итог: Молодцы ребята, вы ответили на все вопросы, выполнили все задания кота Базилио и лисы Алисы. Как вы думаете, они отпустят Буратино? Назовите, какие задания вы выполняли? Какие задания были для вас более сложные?
Стук в дверь, вносят письмо от Буратино. Педагог читает: «Ребята! Большое вам спасибо. Кот Базилио и лиса Алиса меня отпустили, вернули золотой ключик. Я обещаю вам, что буду выполнять всё, что скажет мне Мальвина. И обязательно передам ей вашу картину. Спасибо большое. Постараюсь многому научиться, потому что я хочу быть похожим на вас: много знать и уметь. В подарок для вас угощение. До свидания! Спешу на урок!»
Педагог раздаёт детям угощения и предлагает послушать и потанцевать. (Буратино) Молодцы, ребята! Я рада, что всё у вас получилось. Наше занятие закончено.