Просмотр содержимого документа
«Разработка "Неделя математики и физики"»
Разработка мероприятия
«Неделя математики и физики в школе»
Подготовили:
учителя ШМО математики, физики и информатики
Покровская И.Г., Нуждина Е.Г., Крупенникова И.В.
Аннотация
Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а также развивает интерес к изучаемому предмету. В настоящее время существует много разновидностей внеклассной работы по математике и физике, олимпиады, КВН, различные математические эстафеты, марафоны, математические кружки, демонстрация физических опытов. Данные виды внеклассной работы, как правило, охватывают учащихся, имеющих хорошие способности в области точных дисциплин, а, следовательно, не позволяют вовлечь большое число учеников, что может привезти к потере интереса к предмету учащихся, не вовлеченных в мероприятие. Существуют внеклассные мероприятия, которые позволяют привлечь большое количество учащихся с разными способностями и интересами, такие как предметные недели.
В течение недели в классах на уроках математики и физики учащиеся знакомятся с историческим материалом, решают занимательные задачи, определяют лучших счетоводов, решают и сами составляют кроссворды. В течение недели проводятся научные мероприятия.
В данной разработке представлен план недели математики и физики, а также приведены задания на каждый день недели и сценарии математических состязаний среди учащихся 8-9 классов.
Проведение недели математики и физики приурочено к Дню математика – 1 апреля.
Данный материал можно использовать как во внеклассной деятельности, так и на уроках математики и физики в целях развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету.
Разработка внеклассного мероприятия
«Неделя физмата»
Девиз недели математики:
«Математика – это язык, на котором говорят все точные науки»
(Н. И. Лобачевский, русский математик, один из создателей неевклидовой геометрии).
«Физики пришли к выводу, что математика,
если ее использовать с достаточной осторожностью, - это проверенный путь к истине».
1. Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.
2. Углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.
3. Развитие у обучающихся умений работы с учебной информацией, развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.
Развивающие:
1. Развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой.
2. Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.
3. Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
2. Воспитание умений применять имеющиеся знания в практических ситуациях.
3. Воспитание умений защищать свои убеждения, делать нравственную оценку деятельности окружающих и своей собственной.
4.Способствовать активизации и развитию познавательных процессов учащихся
Ученик:
- активный субъект деятельности;
- удовлетворяет личный интерес;
- инициативен;
- самостоятелен в поиске решения проблемы;
- проявляет способности, талант, творчество
Ход мероприятия
Организатор доводит до сведения представителей классов план проведения «Недели математики» (Приложение 1)
В конце дня проводятся математические мероприятия для команд параллелей 5 – 9 классов.
Понедельник, 3 апреля
Конкурс плакатов, посвященных Неделе физмата. Участники – 5-11 классы.
Оформление стен цитатами о математике и физике известных личностей.
Вторник, 4 апреля
Интеллектуальная межпредметная игра «Математический бой» на 8 уроке для 8 классов.
Среда, 5 апреля
Аукцион поговорок и пословиц, в которых упоминаются числа (Приложение 4). Баллы посвящаются любимым командам (бой во вторник 8 классы, в среду – 9 классы)
Интеллектуальная межпредметная игра «Математический бой» на 8 уроке для 9 классов.
Четверг, 6 апреля
Викторина «Великолепная семёрка» на 8 уроке для 7 классов (Приложение 10)
Пятница, 7 апреля
Подведение итогов, награждение победителей. Призы – грамоты, 3 записные книжки – для номинаций «Самому дружному коллективу», ручки – 18 штук, Книга «Думай как математик» - лучшему капитану.
Всю неделю Физико-астрономическая мастерская
Интеллектуальная межпредметная игра «Математический бой»
для 8-9 классов (командная игра по 6 человек от класса).
Цели и задачи:
развитие интереса к математике;
развитие логического мышления, быстроты реакции, внимания;
воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи;
применение навыков счёта, развитие умений взаимопроверки, совершенствование умений рационально планировать свою деятельность;
Содержание конкурса:
При подборе заданий учитывалось:
развитие творчества (“Визитка”, “Художники”);
от простого к сложному, от общих знаний к предметным (“Разминка”);
умение детей работать в группе (“Математический кроссворд”, “Рыбалка”, “Художники”);
умение решать базовые задачи (“Рыбалка”);
индивидуальная ответственность за общий результат (“Капитаны”, “Математический кроссворд”).
При составлении конкурсов учитывалась смена деятельности.
Прогнозируемый результат:
Эмоциональные переживания, радость победы, огорчение при поражении, удовлетворение или неудовлетворение собой или другими, т. е. проведённое мероприятие не должно оставить учеников равнодушными;
Изменение в личности ребёнка (интерес к предмету, притупление страха перед математикой – это можно будет наблюдать на уроках).
Ход конкурса:
Звучит музыка. Команды занимают свои места. Представляется жюри.
“ВИЗИТКА”.
В этом конкурсе команды должны представиться: название команды, девиз, приветствия соперникам.
Ведущий:
Рада приветствовать всех на математическом вечере!
Сегодня никому здесь не будет скучно и тоскливо. Мы с вами, уважаемое жюри и уважаемые зрители будем свидетелями борьбы двух команд на математической арене. Где для, того, чтобы победить нужно будет проявить смекалку, знания, неудержимое стремление к победе и командный дух.
Пожалуйста, представьтесь, команда №1… №2… №3… (представляются).
Ведущий: Познакомились с командами. Представляю членов жюри:
Ведущий: Математический бой будет состоять из 5 раундов.
1 раунд - Разминка,
затем 2 раунд под названием «Математический кроссворд»,
3 раунд под названием «Пойми меня, если сможешь»,
4 раунд - «Художники»
5 раунд - «Капитаны»
6 раунд - «Рыбалка»
И 7 раунд – «Найди корень»!
Максимальный балл, который можно набрать за верно выполненные задания - 35 баллов.
Ведущий: Пожелаем нашим командам удачи. Вперед, к игре!
Ведущий: Наш 1 раунд. Разминка
Критерии: За каждый верный ответ выставляется 1 балл, если команда не знает правильного ответа, то за нее может ответить другая команда. Максимальный балл – 8.
Вопросы для разминки:
Вопросы 1 команде.
Как называется ромб с прямыми углами? (квадрат)
Найдите 10% от 45 (4,5)
Сколько делителей имеет число 15? (4)
Как называется знак квадратного корня? (радикал)
Чему равно значение выражения 52-1 (24)
Что называют аксиомой? (математическое утверждение, принимаемое без доказательства)
Назовите имя и фамилию первой русской женщины-математика (Софья Ковалевская)
Как называется график обратной пропорциональности? (гипербола)
Вопросы 2 команде
Как называется выражение, являющееся суммой одночленов? (многочлен)
Найдите значение выражения (12)
Кто из ученых математиков ввел координатную плоскость? (Рене Декарт)
Как называется график квадратичной функции? (парабола)
Найдите значение 30% от 90 (27)
Тройка лошадей пробежала путь 30 км. Сколько пробежала каждая лошадь? (30 км)
Какая обыкновенная дробь называется правильной? (у которой числитель меньше знаменателя)
Как называется математическое утверждение, требующее доказательства? (теорема)
Вопросы 3 команде
Петух, стоя на одной ноге весит 5кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (5кг)
На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
Какое число приказывает? (три)
Как называется отрезок, соединяющий две точки окружности? (хорда)
Как называется треугольник с 1 тупым углом? (тупоугольный)
14 марта в мире отмечается один из самых необычных праздников — Международный день числа. Назовите его (3,14)
Найдите 25% от 140 (35)
Сколько точек нужно, чтобы задать прямую? (две)
2 раунд «Математический кроссворд»
Ведущий: Приступаем ко второму раунду под названием «Математический кроссворд» (на интерактивной доске). Помните, что от скорости и верности ответа зависит успех вашей команды.
Четверым участникам команды нужно будет решить математический кроссворд и набрать максимальное количество очков в зачет.
Поочередно каждая команда.
3 раунд «Пойми меня, если сможешь»
Ведущий: Командам предлагается список математических терминов. Нужно БЕЗ СЛОВ попытаться передать их смысл. Зрители должны угадать загаданное слово. В конкурсе участвуют участники команд. Максимальный балл - 4
За угаданное слово - 1 балл.
Задания 1 команде
Задания 2 команде
Задания 3 команде
Квадрат
Парабола
Треугольник
Параллельные прямые
Ручка
Двойка
Отрезок
Луч
Знак «=»
Мел
Квадратный корень
Транспортир
4 раунд «Художники»
Конкурс проводится во время состязаний капитанов.
Ведущий: Команде необходимо нарисовать картину, используя только математические фигуры, символы, знаки, цифры и т.д. (Выдает ватманы и маркеры)
5 раунд «Конкурс капитанов»
Ведущий: Уважаемые капитаны, вопросы буду задавать поочередно, за каждый правильный ответ – 1.
1 ЭТАП: Всего вопросов 6, т.е. каждому по 2 вопроса.
Итак, закончите фразы:
Угол, с вершиной в центре окружности (центральный)
Хорда, проходящая через центр окружности (диаметр)
Равнобедренный треугольник, основание которого равно боковой стороне (р/с треугольник)
Треугольник, одна из сторон которого является диаметром окружности (прямоугольный)
Если один из углов в параллелограмме равен 38о, то другие три равны (38, 142,142)
Отношение противолежащего катета к гипотенузе это (синус угла)
2 ЭТАП:
Ведущий:А теперь после небольшой разминки, уважаемые капитаны, мы хотим узнать о скорости вашей реакции при ответе на короткие вопросы. Не забывайте, что Вы должны не только быстро дать ответ, но и ответ должен быть верным! За правильный ответ – по 1 баллу. Набирайте баллы, капитаны!
О том, что у вас есть ответ сигнализируйте молоточками.
Сколько единиц в дюжине? 12
Сколько разных букв в названии нашей страны? 5
Когда сутки короче: зимой или летом? одинаково
Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули и вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку? 12
А сколько ног стояло на земле, вытягивая репку? 18
Какие два числа, если их перемножить, дают такой же результат, что и при их сложении? 2+2
Из-под забора видно 6 пар лошадиных ног. Сколько этих животных во дворе? Три
К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? в 11
Чтобы дойти Ивану Васильевичу до работы требуется 1,5 часа. С работы, торопясь домой, он возвращается по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясните такую разницу? Одинаково
Сколько лет двадцатилетнему человеку было 4 года назад? 16
3 ЭТАП:
Просмотр видеоотрывка из мультфильма по стихотворению К.И.Чуковского “Мойдодыр”.
Ведущий: В пруду плавают рыбки (с прикрепленными скрепками). Капитан команды с помощью удочки (с магнитом) ловит рыбку и несёт её команде. На брюшке рыбки – математические утверждения, которые вы должны подтвердить или опровергнуть. Каждый капитан тянет по 3 рыбки. За правильный ответ – 1 балл.
(Как вариант – интерактивная доска)
Ведущий: 7 раунд заключительный! - «Ботанический» или еще вернее «Сельскохозяйственный» -
«Найди корень». Задания для 3-х команд на электронной доске.
В конкурсе принимает участие каждый член команды, за правильный ответ – 1 балл. Приложение 2.
Для 8 класса
Для 9 класса
Ведущий: теперь жюри может подвести итоги всех 7 раундов – посчитать баллы и назвать предварительно победителя!
Раунд 8 заключительный.
Я не оговорился, когда сказал «предварительно победителя». Ведь вы, уважаемые болельщики, можете оказать существенную поддержку своей команде – выберите 10 самых лучших на ваш взгляд названий произведений литературы, картин, пословиц и поговорок, естественно, если они не будут совпадать с выбором предыдущей команды.
Ваш представитель приглашается к командам. Лидер в этом конкурсе получает 3 балла, которые могут оказаться теми самыми гирьками, которые перевесят в сторону ПОБЕДЫ!
Команды поочередно произносят заготовки – всего по 10 штук (как пенальти в футболе).
Уважаемое жюри, внесите, пожалуйста, последние изменения в протокол соревнований. Объявите победителя.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
План проведения недели физмата
№п/п
Название мероприятия
Дата проведения
Участники
1
Конкурс плакатов, посвященных Неделе физмата
3-7 апреля
5-11 классы
2
Интеллектуальная межпредметная игра «Математический бой» на 8 уроке для 8 классов (командная игра по 6 человек от класса).
4 апреля
(после 8 урока)
8-е классы
3
Интеллектуальная межпредметная игра «Математический бой» на 8 уроке для 9 классов (командная игра по 6 человек от класса)
5 апреля
(после 8 урока)
9-е классы
4
Викторина «Великолепная семёрка» на 8 уроке для 7 классов.
6 апреля
(после 8 урока)
7 классы
5
Песенный день – песни о математике.
Конкурс плакатов – определение победителей.
7 апреля
Приложение 2. Для конкурса «Найди корень». 8 и 9 класс
Ответы
Для 8 класса – 1 команда
Для 9 класса – 1 команда
ответы
х1+х2= - 11, х1*х2= - 31
х1+х2= 3/5 (или 0,6), х1*х2= -3,6
х1=√5, х2=-√5
Нет решений
х1= 4, х2= 5
х1= -7, х2= 2
Для 8 класса – 2 команда
Для 9 класса – 2 команда
ответы
х1+х2= - 17, х1*х2= - 38
(-∞;-2] [-1;2] [7;+∞)
(-9;0,5)
(-9;-1) (11;+∞)
(-∞;-8] [0;17]
[-5;-1] [1;+∞)
[1;2) [3;6)
х1+х2= 8/3 (или 1 2/3), х1*х2= -14/3 (или -4 2/3)
х1=0, х2= -12
х1=√3, х2=-√3
Нет решений
Нет решений
Для 8 класса – 2 команда
Для 9 класса – 2 команда
ответы
х1+х2= 9, х1*х2= 20
(-7;6) (7;+∞)
(-2;0) [0,7;1,1]
(-∞;1) (3;+∞)
(-2;5)
(-3;8) (20;+∞)
(-∞;-10] [0;3]
х1+х2= 1/2 (или 0,5), х1*х2= -5/4 (или -1,25)
х1=0, х2= -10
х1=√5, х2=-√5
Нет решений
х1= - 3, х2= 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Примерная программа физическо-астрономической мастерской
№
День проведения
Номер урока
Место проведения
Содержание
Классы-участники
Ответственный
Награда
1
3.04-7.04
Подведение итогов 7.04
-
Фойе 3 этажа
Конкурс
Рекламный буклет или газета на темы
Великие изобретения из области физики
Иллюзии и парадоксы зрения
Великие ученые-физики
Критерии оценивания
Описание минимум 5 элементов выбранной темы
Красочность
Аккуратность
Доступность изложения
Креативность
Параллель 7 классов
Параллель 8 классов
Параллель
9-11 классов
Крупенникова И В
Члены самоуправления
Грамота и отметка
2
Вторник 4.04
После 2 урока
Мобильная станция около 44 каб
Проведение обследования
«Каково твое сопротивление электрическому току»
7-11 и
желающие
Крупенникова И В
Кузнецов Д 8а
После 4 урока
Фойе 3 этажа
Викторина «Умники и умницы»
7-11 и желающие
Крупенникова И В
Негадов А 11А
Васильева С, 11А
Орден «Умник»
3
Четверг
06.04
После 2 урока
Мобильная станция около 44 кабинета
Фойе?????
Демонстрация опытов с пластиковыми бутылками
7-11 и желающие
Крупенникова И В
Гончаров Н 8б,
4
Пятница
07.04
На уроках физики
Каб 44
Просмотр и обсуждение фрагмента фильма «Алексей Леонов. Прыжок в космос»
8А,8Б,8В
Крупенникова И В
После 2 урока
Каб 44
Мастер- класс «Как найти основные созвездия на звездном небе»
7-10 и желающие
Крупенникова ИВ
11а: Слепова Е
Буслаев Р
После 5 урока
Каб 44
Мастер- класс «Как представить свой проект»
7-11 и желающие
Крупенникова И В
10А
Необходимо
Грамоты (купить), ордена ( сделать на технологии)
Мобильная станция 1 : халат, мультимер, таблица для занесения результатов
Мобильная станция 2: халат
контейнер, вода, тряпка
Опыты
- 1) действие атмосферного давления
-2) погружение и всплытие модели подводной лодки
-3) модель фонтана
-4) Закон Паскаля
-5) зависимость давления жидкости от глубины
-6) сообщающиеся сосуды
4. Мантия и колпак звездочета
5. Программа физико-астрономической мастерской
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Таблица для жюри
«Математический бой» - 8-е и 9-е классы
Название раунда/
количество очков
Разминка
2 раунд
Математический кроссворд
3 раунд
Пойми меня, если сможешь
4 раунд
Художники
5 раунд
Конкурс капитанов
6 раунд
Рыбалка
7 раунд
Найди корень
8 раунд – Помощь болельщиков
ИТОГО
8а
8б
8в
9а
9б
9в
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Конкурс «Рыбалка»
1.
1) Через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести прямую, параллельную этой прямой.
2) Если диагонали параллелограмма равны, то это ромб.
3) Для точки, лежащей на окружности, расстояние до центра окружности равно радиусу.
Ответ: 13
2.
1) Любой прямоугольник можно вписать в окружность.
2) Все углы ромба равны.
3) Треугольник со сторонами 1, 2, 4 существует.
Ответ: 1
3.
1) Площадь треугольника меньше произведения двух его сторон.
2) Средняя линия трапеции равна сумме её оснований.
3) Если два угла одного треугольника равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны.
Ответ: 13
4.
1) Средняя линия трапеции равна сумме её оснований.
2) Диагонали ромба перпендикулярны.
3) Площадь треугольника меньше произведения двух его сторон.
Ответ: 23
5.
1) Если угол равен 47°, то смежный с ним равен 153°.
2) Если две прямые перпендикулярны третьей прямой, то эти две прямые параллельны.
3) Через любую точку проходит ровно одна прямая.
Ответ: 2
6.
1) Любые три прямые имеют не более одной общей точки.
2) Если угол равен 120°, то смежный с ним равен 120°.
3) Если расстояние от точки до прямой больше 3, то и длина любой наклонной, проведённой из данной точки к прямой, больше 3.
Ответ: 3
7.
1) При пересечении двух параллельных прямых третьей прямой сумма накрест лежащих углов равна 180°.
2) Диагонали ромба перпендикулярны.
3) Центром окружности, описанной около треугольника, является точка пересечения его биссектрис.
Ответ: 13
8.
1) Если два угла одного треугольника равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны.
2) Вертикальные углы равны.
3) Любая биссектриса равнобедренного треугольника является его медианой.
Ответ: 12
9.
1) Существует квадрат, который не является прямоугольником.
2) Если два угла треугольника равны, то равны и противолежащие им стороны.
3) Внутренние накрест лежащие углы, образованные двумя параллельными прямыми и секущей, равны.
Ответ: 23
10.
1) Биссектриса равнобедренного треугольника, проведённая из вершины, противолежащей основанию, делит основание на две равные части.
2) В любом прямоугольнике диагонали взаимно перпендикулярны.
3) Для точки, лежащей на окружности, расстояние до центра окружности равно радиусу.
Ответ: 13
11.
1) Центры вписанной и описанной окружностей равностороннего треугольника совпадают.
2) Существует квадрат, который не является ромбом.
3) Сумма углов любого треугольника равна 180° .
Ответ: 13
12.
1) Если угол острый, то смежный с ним угол также является острым.
3) В плоскости все точки, равноудалённые от заданной точки, лежат на одной окружности.
Ответ: 23
13.
1) Если три стороны одного треугольника пропорциональны трём сторонам другого треугольника, то треугольники подобны.
2) Сумма смежных углов равна 180°.
3) Любая высота равнобедренного треугольника является его биссектрисой.
Ответ: 12
14.
1) Если угол равен 45°, то вертикальный с ним угол равен 45°.
2) Любые две прямые имеют ровно одну общую точку.
3) Через любые три точки проходит ровно одна прямая.
4) Если расстояние от точки до прямой меньше 1, то и длина любой наклонной, проведенной из данной точки к прямой, меньше 1.
Ответ: 1
15.
1) Если при пересечении двух прямых третьей прямой соответственные углы равны 65°, то эти две прямые параллельны.
2) Любые две прямые имеют не менее одной общей точки.
3) Через любую точку проходит более одной прямой.
4) Любые три прямые имеют не менее одной общей точки.
Ответ: 13
16.
1) Если при пересечении двух прямых третьей прямой внутренние накрест лежащие углы составляют в сумме 90°, то эти две прямые параллельны.
2) Если угол равен 60°, то смежный с ним равен 120°.
3) Если при пересечении двух прямых третьей прямой внутренние односторонние углы равны 70° и 110°, то эти две прямые параллельны.
4) Через любые три точки проходит не более одной прямой.
Ответ: 2;3;4
17.
1) Вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же хорду окружности, равны.
2) Если радиусы двух окружностей равны 5 и 7, а расстояние между их центрами равно 3, то эти окружности не имеют общих точек.
3) Если радиус окружности равен 3, а расстояние от центра окружности до прямой равно 2, то эти прямая и окружность пересекаются.
4) Если вписанный угол равен 30°, то дуга окружности, на которую опирается этот угол, равна 60°.
Ответ: 3; 4
18.
1) Через любые три точки проходит не более одной окружности.
2) Если расстояние между центрами двух окружностей больше суммы их диаметров, то эти окружности не имеют общих точек.
3) Если радиусы двух окружностей равны 3 и 5, а расстояние между их центрами равно 1, то эти окружности пересекаются.
4) Если дуга окружности составляет 80°, то вписанный угол, опирающийся на эту дугу окружности, равен 40°.
Ответ: 1; 2; 4
19.
1) Сумма углов выпуклого четырехугольника равна 180°.
2) Если один из углов параллелограмма равен 60°, то противоположный ему угол равен 120°.
3) Диагонали квадрата делят его углы пополам.
4) Если в четырехугольнике две противоположные стороны равны, то этот четырехугольник — параллелограмм.
Ответ: 3
20.
1) Если в параллелограмме диагонали равны, то этот параллелограмм — прямоугольник.
2) Если диагонали параллелограмма делят его углы пополам, то этот параллелограмм — ромб.
3) Если один из углов, прилежащих к стороне параллелограмма, равен 50°, то другой угол, прилежащий к той же стороне, равен 50°.
4) Если сумма трех углов выпуклого четырехугольника равна 200°, то его четвертый угол равен 160°.
Ответ: 1; 2; 4
21.
1) Около всякого треугольника можно описать не более одной окружности.
2) В любой треугольник можно вписать не менее одной окружности.
3) Центром окружности, описанной около треугольника, является точка пересечения биссектрис.
4) Центром окружности, вписанной в треугольник, является точка пересечения серединных перпендикуляров к его сторонам.
Ответ: 1; 2
22.
1) Около любого правильного многоугольника можно описать не более одной окружности.
2) Центр окружности, описанной около треугольника со сторонами, равными 3, 4, 5, находится на стороне этого треугольника.
3) Центром окружности, описанной около квадрата, является точка пересечения его диагоналей.
4) Около любого ромба можно описать окружность.
Ответ: 1; 2; 3
23.
1) Окружность имеет бесконечно много центров симметрии.
2) Прямая не имеет осей симметрии.
3) Правильный пятиугольник имеет пять осей симметрии.
4) Квадрат не имеет центра симметрии.
Ответ: 3
24.
1) Правильный шестиугольник имеет шесть осей симметрии.
2) Прямая не имеет осей симметрии.
3) Центром симметрии ромба является точка пересечения его диагоналей.
4) Равнобедренный треугольник имеет три оси симметрии.
Ответ: 1; 3
25.
1) Центром симметрии прямоугольника является точка пересечения диагоналей.
2) Центром симметрии ромба является точка пересечения его диагоналей.
3) Правильный пятиугольник имеет пять осей симметрии.
4) Центром симметрии равнобедренной трапеции является точка пересечения ее диагоналей.
Ответ: 1; 2; 3
26.
1) Если катет и гипотенуза прямоугольного треугольника равны соответственно 6 и 10, то второй катет этого треугольника равен 8.
2) Любые два равнобедренных треугольника подобны.
3) Любые два прямоугольных треугольника подобны.
4) Треугольник ABC, у которого AB = 3, BC = 4, AC = 5, является тупоугольным.
Ответ: 1
27.
1) Любые два прямоугольных треугольника подобны.
2) Если катет и гипотенуза прямоугольного треугольника равны соответственно 6 и 10, то второй катет этого треугольника равен 8.
4) Квадрат любой стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон без удвоенного произведения этих сторон на косинус угла между ними.
Ответ: 2; 4
28.
1) Квадрат любой стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон без удвоенного произведения этих сторон на синус угла между ними.
2) Если катеты прямоугольного треугольника равны 5 и 12, то его гипотенуза равна 13.
3) Треугольник ABC, у которого AB = 5, BC = 6, AC = 7, является остроугольным.
4) В прямоугольном треугольнике квадрат катета равен разности квадратов гипотенузы и другого катета.
Ответ: 2; 3; 4
29.
1) Если площади фигур равны, то равны и сами фигуры.
2) Площадь трапеции равна произведению суммы оснований на высоту.
3) Если две стороны треугольника равны 4 и 5, а угол между ними равен 30°, то площадь этого треугольника равна 10.
4) Если две смежные стороны параллелограмма равны 4 и 5, а угол между ними равен 30°, то площадь этого параллелограмма равна 10.
Ответ: 4
30.
1) Площадь многоугольника, описанного около окружности, равна произведению его периметра на радиус вписанной окружности.
2) Если диагонали ромба равна 3 и 4, то его площадь равна 6.
3) Площадь трапеции меньше произведения суммы оснований на высоту.
4) Площадь прямоугольного треугольника меньше произведения его катетов.
Ответ: 2; 3; 4
31.
1) Через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести прямую, параллельную этой прямой.
2) Треугольник со сторонами 1, 2, 4 существует.
3) Если в ромбе один из углов равен 90°, то такой ромб — квадрат.
4) Центр описанной около треугольника окружности всегда лежит внутри этого треугольника.
Ответ: 1; 3
32.
1) Через любую точку проходит не менее одной прямой.
2) Если при пересечении двух прямых третьей прямой соответственные углы равны 65°, то эти две прямые параллельны.
3) Если при пересечении двух прямых третьей прямой внутренние накрест лежащие углы составляют в сумме 90°, то эти две прямые параллельны.
Ответ: 1;2
33.
1) Если при пересечении двух прямых третьей прямой соответственные углы равны 37°, то эти две прямые параллельны.
2) Через любые три точки проходит не более одной прямой.
3) Сумма вертикальных углов равна 180°.
Ответ: 1; 2
34.
1) Площадь трапеции равна половине высоты, умноженной на разность оснований.
2) Через любые две точки можно провести прямую.
3) Через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести единственную прямую, перпендикулярную данной прямой.
Ответ: 2; 3
35.
1) В любую равнобедренную трапецию можно вписать окружность.
2) Диагональ параллелограмма делит его углы пополам.
3) Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов.
Ответ: 3
36.
1) Вокруг любого треугольника можно описать окружность.
2) Если в параллелограмме диагонали равны и перпендикулярны, то этот параллелограмм — квадрат.
3) Площадь трапеции равна произведению средней линии на высоту.
Ответ: 1;2;3
37.
1) Каждая из биссектрис равнобедренного треугольника является его медианой.
2) Диагонали прямоугольника равны.
3) У любой трапеции боковые стороны равны.
Ответ: 2
38.
1) Если при пересечении двух прямых третьей прямой накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны.
2) Диагональ трапеции делит её на два равных треугольника.
3) Если в ромбе один из углов равен 90° , то такой ромб — квадрат.
Ответ: 1;3
39.
1) Смежные углы равны.
2) Любые две прямые имеют ровно одну общую точку.
3) Если угол равен 108°, то вертикальный с ним равен 108°.