Аннотация.
  Игра «Путешествие по стране Математика», представленная в данной методической разработке, предназначена для учащихся 5-7 классов. Эту игру я проводила на заседании районного методического объединения учителей естественно-математического цикла. Данная методическая разработка многократно апробирована и пользуется большим успехом среди учащихся школы.
  Данную разработку математической игры можно использовать как внеклассное мероприятие на предметной неделе в процессе осуществления образовательной деятельности, так и на последнем уроке учебной четверти. В методической разработке содержатся задания, требующие для решения сообразительности, смекалки, творческого подхода. Основная цель этой игры: повышение у учащихся интереса к предмету математики через решение задач на сообразительность, смекалку, логику, находчивость; повышение мотивации к изучению предмета.
 
 
 Пояснительная записка.
  Принимая участие в дистанционном конкурсе «Лучший урок», хочется рассказать и поделиться интересными задачами, занимательными упражнениями. Данная методическая разработка может быть использована как одна из форм внеклассной работы. Для того чтобы повысить интерес учащихся к учебному предмету учителя часто проводят различные виды игр на которых предлагают учащимся занимательные задачи. Именно такое мероприятие представлено в данной разработке.  
  В игре могут принимать как учащиеся одного класса, так и несколько команд других классов. Учащиеся заранее разделяются на команды по пять - шесть человек, придумывают название команды, девиз, эмблему, приветствие командам. Путешествие проходит по станциям.
  К игре учитель с помощниками готовит задачи, направленные на развитие математического мышления, эрудиции, логики, смекалки. Это могут быть задачи на систематизацию и классификацию, задачи на разрезание, переливание и взвешивание без гирь, головоломки со спичками, на внимание и проверку вычислительных навыков, на комбинаторику, и т.п., а так же обязательно - геометрические задачи. В игре побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Они получают приз и грамоту за победу в игре. Остальные команды получают грамоты призёров
  За ходом игры следят члены жюри, в состав которого входят учащиеся старших классов. В их обязанности входит следить за правильностью выполнения заданий и выставление баллов.
  Продолжительность игры один урок- 45 минут.  
  
 
 
 
  
 
 
 
 Математическая игра «Путешествие по стране Математика».
 Игра предназначена для учащихся 5-7 класса
 Цели игры:
 Учебная:
  -  повышение у учащихся интереса к предмету математики через решение задач на сообразительность, смекалку, логику, находчивость; 
-  выявление нестандартного мышления учащихся; 
Психологическая:
  -  обучение квалифицированным коммуникативным навыкам через групповую форму работы; 
-  снятие психо- эмоционального напряжения учащихся и учителя; 
-  повышение мотивации к изучению предмета; 
Развивающие:
  -  развивать навыки самоконтроля; 
-  развивать познавательную активность; 
-  развивать осмысленное отношение к своей деятельности; 
-  развивать самостоятельность мышления. 
 Воспитательные:
  -  воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов; 
-  воспитывать культуру общения; 
-  воспитывать чувства коллективизма и ответственности. 
 
 
  Оборудование:
  - станция «Рыболовная»: 2 удочки (вместо крючков – магниты), 15 рыбок с заданиями, прикреплённые скрепкой; 
- станция «Фигуры, ещё раз фигуры» (пронумерованные  геометрические фигуры и тела, карточки с заданиями ); 
- станция «Рисуя - решаем» (задания с готовыми рисунками и чертежами) 
-  станция «Выборная» (компьютер, электронная презентация «Выбор действий при решении задач»). 
План мероприятия
  - Организационный момент,  приветствие команд - 3 мин. 2. Объяснение условий игры- 2 мин. 
-  Проведение игры-35 мин. 
-  Подведение итогов игры, награждение – 2 мин. 
-  Цветовая рефлексия эмоционального состояния, комментарии учащихся в выборе цвета- 3 мин. 
 
 Ход игры
 1.Организационный момент
  Мы рады приветствовать всех собравшихся. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается и увлекается математикой, а также кто любит путешествовать. Сегодня мы проведем математическую игру «Путешествие по стране Математика». Вы любите путешествовать? Мы думаем – да. И предлагаем вам совершить путешествие по разным станциям. Итак, в нашем путешествии участвуют три команды по 7 человек в каждой.  
 Девиз игры:
 Кто победит, кто проиграет - Нас эта тайна донимает, Но мы желаем вам успеха, Счастья, радости, успеха!
 И пусть быстрей кипит борьба, Сильней соревнование, Успех решает не судьба, А только ваши знания.
 Мы говорим все дружно. И здесь сомнений нет! Сегодня будет дружба Владычицей побед!
  
 Заповеди конкурса
 - Не отдавайте соперникам ничего, кроме дани восхищения. - Проиграли – не расстраивайтесь: в следующий раз выиграете. - Выиграли – не обольщайтесь: в следующий раз можете проиграть. - Из себя не выходите, иначе ничего нужного из вас не выйдет. - Верьте в справедливость жюри и помните: члены жюри не сапёры и могут обижаться много раз.
 2. Описание игры:  
 (Приложение №1)
 3. Игра.
 Проходит жеребьевка. Капитаны получают маршрутные листы (Приложение №2). И по звонку начинают свой путь. Маршрут надо составить так, чтобы команды двигались друг за другом. Чтобы не было столкновений.
  Станция «Рыболовная»
 Мелом начертить границу пруда, где плавают рыбки размером 10-20 см. Иметь 2 удочки (вместо крючков – магниты). Дети по очереди ловят рыбу, на брюшке - задача, которую необходимо решить. За отведённое время команда должна решить как можно больше задач. (Приложение № 3)
  Станция «Фигуры, ещё раз фигуры»  
 Назвать фигуры, которые изображены на рисунке (приложение №4) и модели геометрических фигур ( № прикреплены к фигурам).
  Станция «Рисуя - решаем»  
 Участники игры решают задачи по готовым рисункам. (Приложение №5)
  Станция «Выборная»  
  Презентация «Выбор действий при решении задач» Ссылка   
  Подведение итогов.  
 С последним звонком команды строятся в коридоре. Находят сумму баллов и сдают маршрутный лист учителю.  
 Слово предоставляется юным инспекторам движения. Подводится общий итог.
 Учитель.
  Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился,
И в турнире отличился?
 Ребята, сегодня вы справились почти со всеми заданиями. Вы были самыми эрудированными, самыми умными. После подсчёта баллов, выяснилось, что в игре победила команда……..Призёрами стали команды…..
 Вручаются грамоты и дипломы.
 
 
  -  Рефлексия   
 Цветовая рефлексия эмоционального состояния, комментарии учащихся в выборе цвета
 
 
 Учитель: Ну, а сейчас, в заключение нашего праздника, давайте споем песню о математике.
 Учащиеся вместе с учителем поют на мотив «Чему учат в школе» песню:
  В мире сложном и большом,
  В том, в котором мы живем,
  Мы все время отнимаем, прибавляем.
  Дома, в школе, во дворе,
  На работе и в игре
  Мы считаем, мы считаем, мы считаем.
  «Плюс» и «минус» тут и там.
  Пусть они помогут нам,  
  Пусть прибавят нам терпенья и удачи.
  С ними легче будет жить,
  Пусть помогут нам решить  
  На уроке все примеры и задачи.
 Учитель. Дорогие ученики, я желаю дальнейших успехов в изучении великой науки – математики.
  До новых встреч в Стране Математика!  
  Ожидаемый результат
  
 
  В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, способность переключать внимание с одной темы на другую. Повышается эрудиция, как игроков, так и зрителей.
  
 
  
 
  Литература  
  
 
  - Григорьева Г.И. Предметная неделя математики в школе. – М.: Издательство «Глобус» 2008г. 
- Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике.- Чел.: «Взгляд», 2005г. 
- Щербакова Ю.В., Гераськина И.Ю. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях 5-8классы. – М.: Издательство «Глобус» 2010 г. 
- Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы.- М.: Айрис-пресс, 2005г. 
- Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2000г. 
-  Журналы «Математика в школе» 2010 № 4, 6. 
 
 
  Интернет - ресурсы
  -  festival@1september.ru 
-  http://school-collection.edu.ru/   
-  http://www.matematika-na.ru/6class/mat_6_18.php   
-  http://ppt4web.ru/matematika/vybor-dejjstvijj-pri-reshenii-zadach.html 
 
 
  
 
  
 
  Самоанализ. Внеклассное мероприятие «Путешествие по стране Математика» разработано для учащихся 5-7 классов. Основными целями данного мероприятия являются развитие познавательного интереса к математике, воспитание чувства коллективизма и ответственности, развитие творческой смекалки учащихся. К мероприятию подготовлены раздаточные материалы, которые обеспечивают эффект наглядности, что помогает учащимся при восприятии выполняемых заданий и решении задач. В разработке имеется подробное описание хода игры, содержание задач с ответами. Эта методическая разработка  поможет учителям математики в проверке у учащихся знаний в области кругозора, при проведении кружковой работы, предметной недели. Такие занятия приводят к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся, а обучения – увлекательнее и интереснее.
Работа в команде также способствует формированию коммуникативных способностей учащихся.
  
 
  Приложение №1
  
 
 Описание игры:
 В игре могут принимать как учащиеся одного класса, так и команды других классов. Учащиеся заранее разделяются на команды по пять - шесть человек, выбирают капитана, придумывают название команды, девиз, эмблему, приветствие командам.
  -  В начале игры по жеребьевке капитаны получают маршрутные листы. 
-  Путешествие проходит по станциям. Одна станция - один класс-кабинет. Время работы на каждой станции 3 минуты. Переход из станции в станцию осуществляется строго по звонку (школьному). Движение в коридоре строго по правилам ДД. За движением участников в коридоре наблюдают юные инспектора движения. Штрафные баллы вычитаются из общего балла.   
-  Во время передвижения учащихся из станции в станцию включить музыку. 
-  На каждой станции помощники объясняют задания, которые участники игры должны выполнить. 
-  После выполнения всех заданий на станции помощники выставляют баллы на маршрутном листе и подписываются. 
-  В игре побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Они получают приз и грамоту за победу в игре. Остальные команды получают грамоты призёров 
-  За ходом игры следят члены жюри на каждой станции, в состав которого входят учащиеся старших классов. В их обязанности входит следить за правильностью выполнения заданий и выставление баллов в маршрутный лист команды. 
-  Продолжительность игры один урок- 45 минут.   
 
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Приложение №2
  
 
  М а р ш р у т н ы й   л и с т
  _________ к л а с с а
  
 
  
  
 
  Итого: _________ баллов
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Приложение №3
  
 
   - 1/3 отрезка составляет 8 см. Сколько см во всем отрезке? 
- Комната имеет длину 8 м, а ширину в 2 раза меньше. Узнай площадь комнаты? 
- Было 945 конвертов. Из них 2/3 части - большие конверты. Сколько было больших конвертов? 
- Пожарных учат надевать штаны за три секунды. Сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за пять минут? 
- Наш друг Петя ест невкусную макаронину длиной 60 м. В первый день он съел пятую часть всей макаронины, во второй – четвёртую часть всей макаронины. Сколько метров невкусной макаронины съедено Петей за два дня? 
- Если на одну чашу весов посадить Дашу, которая весит 45 кг, и Наташу, которая весит на 5 кг меньше, а на другую насыпать 89 кг разных конфет, то сколько килограммов конфет придётся съесть несчастным девочкам, чтобы чаши весов оказались в равновесии? 
- Двадцать две девочки, гуляя в лесу, нашли 88 грибов, а потом половина девочек потерялась. Во сколько раз количество найденных грибов больше, чем количество потерявшихся девочек? 
- У бабушки в шкафу спрятана банка с вареньем. В банке 650 г варенья. Внук Коля разведал, где банка, и каждый день съедает по 5 ложек. Сколько граммов варенья обнаружит Бабушка через 20 дней, если известно, что в каждую ложку, съеденную внуком, помещается 5 г варенья? 
- Два человека подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Все же оба туриста без всякой помощи переправились на этой лодке через реку и продолжили свой путь. Как они это сделали? (стояли на разных берегах) 
-  Боксёр, каратист и штангист погнались за велосипедистом со скоростью 12 км/ч. Догонят ли они велосипедиста, если тот, проехав 45 км со скоростью 15 км/ч, приляжет отдохнуть на часок?   
-  У мальчика с пальчик из сказки Ш.Перро было шесть братьев. Но автор сказки почему-то не пожелал нам сообщить, что в действительности в этой семье дровосека у каждого из семи братьев было по семь сестриц. Сколько же всего братьев и сестер в этой сказочной семье? (14) 
-  Сережа поднимается по лестнице. Каждый раз он перепрыгивает через одну ступеньку. Сейчас он - на третьей ступеньке. На какой ступеньке он окажется, сделав три своих "шага"? (9) 
-  Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку - Семен Петрович. Какое отчество у Васиной мамы ? (Семёновна)   
-   Улитка за 2 мин. проползает по грибу 2 см вверх. Затем 1 мин. отдыхает и моментально соскальзывает вниз на 1 см. После этого она снова начинает подниматься вверх все в той же манере. На какой высоте она будет через 5 минут? (3 см) 
-  Летом у меня целые сутки было открыто окно. В первый час влетел 1 комар, во второй — 2, в третий —3 и т. д. Сколько комаров налетело за сутки? (300) 
-   В магазине было 420 мужских и женских часов. Когда продали 150 мужских и 140 женских часов, то тех и других осталось поровну. Сколько мужских часов было в магазине? (215) 
-  Число, которое не может быть делителем.   
-  Сколько времени прошло с 10 часов вечера до 5 часов утра? 
-  Наибольшее двухзначное число, делящееся на 3 без остатка. 
-  Самое маленькое четырехзначное число, в записи которого цифры различны. 
-  Сумма двух чисел - трехзначное число, которое оканчивается на 27. 
-  Одно из чисел оканчивается на ноль, но если стереть этот ноль, то мы получим другое число. Найдите сумму двух чисел, чему равна сумма цифр этого числа? 
-   Груша тяжелее чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее груша или персик? 
-  Два мальчика играли на гитарах, а один на балалайке. На чем играл Юра, если Миша с Петей и Петя с Юрой играли на разных инструментах.   
-   Слово, которым обозначается это геометрическое понятие, в переводе с греческого означает «натянутая тетива» 
-  Бутылка с пробкой стоит 11 рублей. Бутылка на 10 рублей дороже пробки.Сколько стоит пробка?   
-  На елке горело 7 свечей, 5 из них погасли. Сколько осталось? (5остальные сгорели)   
-  Три плюс три умножить на 3. Сколько будет? (12)   
-  1 насос за 1 мин. выкачивает 1 т. воды. За сколько минут 5 насосов выкачают 5т воды? (за 1 минуту) 
-  На что похожа половина яблока? (на другую половину) 
-  На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 20 руках? (100 пальцев) 
-  Сидели 7 ворон, одну подстрелили. Сколько осталось? (1 ворона) 
-  У треугольника 3 угла, если один срезать, сколько останется? (4 угла) 
-  Длина бревна 5 м., за 1 мин. отпиливают по 1 метру. За сколько минут распилят все бревно? (4 мин) 
-  Мальчик ехал на велосипеде в город. Ему повстречалась машина, в которой сидело шесть колхозников. Каждый колхозник вез по одной курице и по паре валенок. Сколько живых существ ехало в город? (один мальчик) 
-  Сколько горошин может войти в пустой стакан? (1 горошина) 
-  У меня шесть сыновей. У каждого сына есть родная сестра. Сколько у меня детей? (7 детей) 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
  Приложение №4
 
 1  2 3
1  2 3
    
 
 
 

 4 5 6
4 5 6
  
 
  
 
  
  
 
  
  
  7  8  9
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
  
  
 
 
 10 11 12
10 11 12
  
 
  
 
  
 
  
  
  
  13  •  14  15
  
 
  
 
 
 
 16  17  18
   
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Приложение №5
   -  

 
 
 2
 
 3
 
 4
 
 5
 
 6
 
 
 
 7
 
 
 
 8
 
 9
 
 
 
 10
 
 
 
 11 Сколько разных треугольников?
 
 
 
 
 
 12
 
 13
 
 14
 
 
  
 15
 
 16
  Узнайте массу бобра (в кг).
  
 
       | 0:4= | : 4 = | 8*207 = | 
  | - 1500 =0 | + 61 = | 
 | 
 
  
 
 17  Сколько граммов каждого вещества взято?