1. Активизация познавательной деятельности учащихся, формирование интереса учащихся к изучению предмета
2. Способствовать развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, способствовать расширению знаний учащихся по предмету
3. Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению товарища в процессе дискуссии. Способствовать сплочению коллективов ребят разных возрастов
школьная доска, линейка, угольник, интерактивная доска, компьютер
Подготовка к празднику
Одним из приемов приобщения к математике, воспитания любви к ней, являются праздники. Учащиеся оформляют класс (делают плакаты, газеты, значки, талисманы, составляют кроссворды и т.д.). Готовят свои выступления: стихи, частушки, песни, посвящения, придумывают соревнования.
В подготовке к празднику принимают участие дети разных возрастов - это, как правило, две команды: младших учащихся – 5 классы и команда консультантов, состоящая из 9-10 классов. Они выбирают капитанов, девиз, название. Учащиеся старших классов -9-10 классы - делятся на две группы консультантов и готовят каждую из команд , а учитель, в свою очередь, является консультантом у команды старших школьников.
Праздник можно провести в конце первой четверти.
В празднике участвуют команды учащихся математических классов (5-в и 5-г классов) “Ритм”, девиз которой “Решай, ищи, твори и мысли”, и “Геометр”, выступающей под девизом “В геометрию тропинку одолеем без заминки”.
(названия команд и девизы могут быть другими, но обязательно связаны с математикой)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Познавательный мир математики »
Внеклассное мероприятие
«Познавательный мир математики»
Составила учитель математики
МБОУ-СОШ №1 с. Чекмагуш
Чекмагушевский район
Гареева Лилия Хамитовна
Познавательный мир математики
Цели занятия:
1. Активизация познавательной деятельности учащихся, формирование интереса учащихся к изучению предмета
2. Способствовать развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, способствовать расширению знаний учащихся по предмету
3. Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению товарища в процессе дискуссии. Способствовать сплочению коллективов ребят разных возрастов
школьная доска, линейка, угольник, интерактивная доска, компьютер
Подготовка к празднику
Одним из приемов приобщения к математике, воспитания любви к ней, являются праздники. Учащиеся оформляют класс (делают плакаты, газеты, значки, талисманы, составляют кроссворды и т.д.). Готовят свои выступления: стихи, частушки, песни, посвящения, придумывают соревнования.
В подготовке к празднику принимают участие дети разных возрастов - это, как правило, две команды: младших учащихся – 5 классы и команда консультантов, состоящая из 9-10 классов. Они выбирают капитанов, девиз, название. Учащиеся старших классов -9-10 классы - делятся на две группы консультантов и готовят каждую из команд , а учитель, в свою очередь, является консультантом у команды старших школьников.
Праздник можно провести в конце первой четверти.
В празднике участвуют команды учащихся математических классов (5-в и 5-г классов) “Ритм”, девиз которой “Решай, ищи, твори и мысли”, и “Геометр”, выступающей под девизом “В геометрию тропинку одолеем без заминки”.
(названия команд и девизы могут быть другими, но обязательно связаны с математикой)
Ход занятия
I этап. Организационный
Вечер открывается рукопожатием капитанов команд и скандированием названий команд и девизов. На груди каждого члена команды ее эмблемы.
Девиз команды “2МВ” (учащиеся старших классов) “Мы математики будущего»
Эта команда ведет вечер. Она поздравляет участников праздника с переходом в среднее звено, рассказывает о перспективах, которые открываются перед теми, кто глубоко изучает математику, о вступительных экзаменах в вузы. Затем дарит капитанам лапти со словами:
команде “Ритм” –
Вот вам лапти – скороходы,
Не искали чтобы брода,
А бежали вперед
С математикой на взлет.
Не дать детям обогнать, ну и нам, чтоб фору дать.
команде “Геометр” -
Как первопроходцам открыть Камчатку,
Открыть математику помогут
Вам лапти, ребятки!
И вечно вперед, как бы трудно не осталось!
Чтоб уйма задач вам на радость досталось!
Чтоб гордость и счастье в сердцах бы зажглись,
Когда “осенит вас решением” мысль!
В лапти вложены сувениры - геометрические и математические принадлежности
Команда консультантов объявляет состав жюри и рассказывает о конкурсах.
II этап. Основной
1. Конкурс первый «Лучший знаток истории математики»
Команда “2МВ” проводит контрольный конкурс на звание “Лучший знаток истории математики”. Команды сидят за столами, и та из команд, которая первой готова отвечать на предложенный вопрос, поднимает флажок.
Вопросы для конкурса:
Вопрос 1. Евклид утверждал: “Поверхность есть то, что имеет длину и ширину”. Какие еще начальные понятия и как определил Евклид?
Ответ: Линия – длина без ширины; концы же линии – точка; точка есть то, что не имеет частей.
Вопрос 2. Кто из художников подтвердил определение точки, данное Евклидом? С какой точки он сравнивал?
Ответ: Леонардо да Винчи. “Наименьшая физическая точка больше всех математических точек, и следует это из того, что физическая точка есть величина непрерывная, а все непрерывное делимо до бесконечности, а точка математическая неделима, потому что не есть величина”.
Вопрос 3. Кого Платон не пускал в Академию и как звучал его отказ?
Ответ: Не знающий геометрии да не войдет в Академию.
Вопрос 4. Числа 2 и 3 знакомы вам с детства, с детства они знакомы всему человечеству, о них знали даже раньше, чем началась наша эра. Но только единственный раз они упоминались в эпитафии в отношении 2:3. На могиле какого великого мыслителя была эта эпитафия и почему именно она?
Ответ: На могиле Архимеда. На надгробном памятнике был изображен шар и описанный около него цилиндр; Архимед доказал, что объемы этих тел относятся как 2:3, он очень ценил это открытие.
Вопрос 5. Какая формула и по сей день носит имя плагиатора? Почему этот плагиатор так и остался ненаказанным?
Ответ: Формула Герона для вычисления площади треугольника через его стороны. Она впервые была выведена Архимедом в ІІІ веке до н.э., а “обнаружена” в “Метрике” Герона Александрийского, жившего в І веке н.э. Труды Архимеда начали переводить и они стали доступными только в ІX, а “послание к Эратосфену” было найдено в 1906 году. Поэтому известно, как в “Метрику” Герона попала эта формула; вывел ли он ее самостоятельно, или заимствовал из трудов Архимеда.
2. Конкурс болельщиков №1
Пока жюри подводит итоги первого конкурса, а команды “Ритм” и “Геометр” готовятся к литературному конкурсу, команда “2МВ” проводит конкурс болельщиков. Болельщикам предлагается вопрос.
Вопрос. Великий аль-Каши, Джемшиж ибн Масуд, математик и астроном Самаркандской обсерватории Улугбека (1420 – 1430гг.) задает вам задачу:
“Плата работнику за месяц т.е. тридцать дней, десять динаров и платье. Он работал три дня и заработал платье. Какова стоимость платья?”
Ответ: 10 динаров за 27 дней (3 дня · 9), т.е. за 9 платьев 10 динаров, значит одно платье стоит динара.
Победителю вручается приз (шоколадная медаль) и один балл в копилку своей команды.
Жюри сообщает итоги, и команде, показавшей лучшую осведомленность в вопросах истории математики, вручается вымпел “Знаю своих”, а проигравшей “Знай своих”
3. Конкурс второй «Литературный»
Команда “2МВ” выступает со сценкой об Архимеде. В ней участвуют царь Гиерон, в короне и царской мантии и Архимед – в философском клобуке и накидке.
Команды должны быть внимательны, так как по тексту выступлений будут заданы вопросы.
Архимед: Государь! Какая неожиданность в столь поздний час! Чем я обязан чести визита царя Гиерона в мой скромный дом!?
Гиерон: Архимед, мой дорогой друг, сегодня вечером в моем дворце был пир в честь великой победы нашего маленького города Сиракузы над могущественным Римом. Я приглашал тебя, но твое место оказалось пустым. Почему же ты не пришел? Ты, кому главным образом мы обязаны нашей победой? Ведь это с помощью твоей науки мы подожгли десять из двадцати кораблей римлян. Я не мог заснуть, не поблагодарив тебя. Сначала позволь передать тебе в дар лучшее, что я могу дать (передает поднос).
Архимед: Какое замечательное произведение искусства.
Гиерон: Поднос сделан из чистого золота.
Архимед: О! на рельефе изображены приключения Одиссея. В центре я вижу беспечных троянцев. Мне всегда хотелось узнать, использовали ли троянцы какую-нибудь систему блоков, чтобы выполнить такую работу.
Гиерон: Дорогой Архимед, ради Зевса, забудь на минуту свои блоки! Как же я был удивлен, когда корабль – мой подарок царю Птоломею – ты спустил на воду простым поворотом рукоятки тройного блока!
Архимед (рассматривая поднос): А это Цирцая превращающая спутников в свиней, а это сам Одиссей, которого привязали к мачте корабля, чтобы он не поддался очарованию песен сирен, и если вглядеться в лицо Одиссея, то услышишь эту песню. Изумительное произведение искусства! Благодарю тебя, мой государь! Это поистине царский подарок!
Гиерон: Это лучшая вещь из моей сокровищницы, но ты ее заслужил. Я выбрал поднос не только за его красоту и ценность. То, что ты сделал сегодня для Сиракуз, сравнимо лишь с подвигами Одиссея. Ваш острый ум позволяет торжествовать над грубой животной силой.
(Архимед смущенно наклоняет голову, в знак благодарности).
А теперь, Архимед, я хочу задать тебе несколько вопросов, не спрашивая при этом о твоих секретах.
Архимед: Ради Сиракуз я поклялся не открывать тайн своих открытий. Однако думаю, что смогу ответить на твои вопросы, не нарушив клятвы.
Гиерон: Почему тебе так важно, чтобы с твоими идеями о пользе математики согласились все?
Архимед: Вероятно, я был просто глупцом, полагая, что могу изменить ход истории. Я был обеспокоен будущим Греции и думая, что применял математику в больших масштабах – в конце концов математика является изобретением греков и лучшим достижением греческого ума, - мы могли бы спасти наш образ жизни.
Гиерон: Но даже если римляне возьмут Сиракузы, греческая культура не исчезнет бесследно. Римляне переймут ее. Они копируют наши статуи, переводят произведения нашей литературы, и Марцелл заинтересовался твоей математикой.
Архимед: Римляне никогда не поймут ее – они слишком практичны.
Гиерон: Они определенно заинтересованы ее практическим использованием.
Архимед: Но эти вещи неразделимы. Нужно быть мечтателем из мечтателей, чтобы успешно применять математику на практике.
Гиерон: Это звучит парадоксально. Я-то думал, прежде всего надо иметь практический склад ума для того, чтобы применить математику. Вот и мой первый вопрос: что является секретом новой науки – прикладной математики?
Вопросы для команд
1. Что нужно иметь, чтобы получать дивиденды?
(Акцию)
2. Как называется дело, приносящее доход?
(Бизнес, предпринимательство, коммерция)
3.Что помогает увеличить продажу товара?
(Реклама)
4. Искусство коммерции – это искусство создавать условия, при которых покупатель убеждает сам себя, и наиболее веским аргументом в пользу покупки является тот факт, что другие стремятся приобрести ту же вещь. Назовите литературных героев, действовавших по этому принципу.
(Том Сойер, Остап Бендер, Чичиков)
5. Как называются деньги иностранного государства?
9. Посредник между покупателем и продавцом на бирже?
(Брокер)
10. Назовите понятие, которое объединяет все приведенные ниже слова: вексель, банкнота, чек, секция?
(Ценные бумаги)
11. А – В = С; если С – это прибыль, то что означает А и В?
(А – доход, В – затраты или себестоимость)
За данный конкурс команды получают жетоны.
4. Конкурс болельщиков № 2
Слово команде “2МВ”.
Сегодня не раз Архимеда мы вспоминали,
Хоть физиком он и слывет в веках.
Но мы то ведь знаем с вами доподлинно:
Вела его ввысь матемы рука.
И посему слово “Ритм” получает,
Об Архимеде он расскажет с душой.
Пусть высоко его величают,
Отцом математики прикладной.
Но прежде, болельщик, скажи нам открыто:
Что в слове “матема” веками сокрыто?
Ответ: Матема – греческое слово. Оно означает “учение”, знания, полученные через размышления. В древности знали четыре матемы: 1) учение о числах (арифметика); 2) теория музыки (гармония); 3) учение о фигурах и измерениях (астрономия); 4) астрология.
Ответившему болельщику вручается приз и балл своей команде.
5.Конкурс третий «Сказочный»
Команды отвечают на вопросы, приготовленные командой «2МВ»
1) Длина попугая 0,24 м, длина удава равна 38 попугаям. Найти длину удава в метрах.
2) Винни-пух и Пятачок весят столько же, сколько пять баночек меда. Пятачок весит столько же, сколько четыре Кролика. Пятачок и два Кролика весят столько же, сколько три бочонка меда. Измерить вес Винни-Пуха в Кроликах.
3) Красная Шапочка должна привезти бабушке пироги. Она садится в лодку и плывет вниз по реке, скорость течения которой 1,5 км/ч. Гребет Красная Шапочка со скоростью 4,5 км/ч. Через 2 часа она вышла на берег и пошла по дороге со скоростью 4,8 км/ч. До бабушки оставалось 13 км. А в это время от бабушки выбежал Волк со скоростью 7,2 км/ч. Он отобрал у Красной Шапочки пироги и так сильно напугал ее, что она решила вернуться домой. Через какое время Красная Шапочка будет дома?
6. Конкурс четвертый «Математический»
Каждая команда проходит своеобразный компьютер. Побеждает та, которая будет быстрее.
7. Конкурс болельщиков № 3
Болельщикам предлагаются занимательные задачи, за ответы на которые болельщики получают жетоны, которые добавляются в копилку своей команды.
Занимательные задачи.
1) А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 года и жил 37 лет 8 мес. и 3 дня. Когда он умер?
2) Основной единицей веса в Египте был талант, который делился на 120 мин, в мине было 12 унций, в унции 144 карата. Сколько каратов в таланте?
3) Свинья живет на 10 лет меньше, чем верблюд, а верблюд на 20 лет меньше, чем осел. Сколько живут свинья и верблюд, если осел живет 50 лет?
4) Морской слон на 50 см длиннее моржа. Найти длину каждого, если их общая длина 10 м 50 см.
5) Длина Дона 1808 км. Волга длиннее Дона на 1892 км. Найти длину Волги. Днепр на 1561 км короче Волги. Найти длину Днепра.
6) Расстояние от Земли до Луны 380 тыс. км. Найти расстояние от Луны до Солнца во время солнечного затмения.
7) Воробей не может продержаться в воздухе более 1/15 часа; он падает от усталости на землю. Сколько минут воробей может продержаться в воздухе?
8) Найти толщину брони линкора, если 12 см составляют ее 3/4 .
8. Конкурс пятый «Домашнее задание»
Данный конкурс состоит из двух частей. Команды в качестве домашнего задания должны были придумать для своих соперников два ребуса и вторая часть домашнего задания – это творческая. Команды должны придумать и показать сценку из школьной жизни на тему «На уроке математики»
В подготовке домашнего задания помощь оказывают командам их консультанты.
9. Конкурс шестой «Песенный»
Данный конкурс заключается в следующем: каждая команда должна по очереди пропеть по одному куплету из песни, где встречаются числа. Побеждает та команда, которая больше вспомнит и споет песен.
III этап. Заключительный
Жюри подводит итоги конкурса.
Выигравшей считается та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.