kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья «Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания и дидактического материала»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шумская Елена Игорьевна

Воспитатель

Мини-центра гимназии АО «Талап»

Западно-Казахстанская область

Город Уральск

Статья  «Развитие познавательной активности   дошкольников

посредством дидактических игр математического содержания

и дидактического материала»

        «Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать «пищу» уму ребенка».

«Математика всегда остается для учеников трудной работой» - утверждал Писарев почти полтора века назад. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики.

А дошкольники? Что говорят они? Я с полной уверенностью могу сказать, что они не знают, что математика для них трудная наука и считаю, что они не должны узнать об этом никогда, потому что наша задача – задача воспитателей детского сада – дать почувствовать ребенку, что он сможет понять и усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности, а главное познать радость при преодолении трудностей.

Каждый ребенок – это уникальный мир! У каждого есть прекрасные задатки и таланты, которым надо помочь проявиться и развиваться в полной мере.  Я считаю, что ребенок сможет достичь успеха в овладении математикой, если ему будет предложен не только содержательный, интересный материал, но и форма подачи, которая способна  (или не способна) вызвать у него заинтересованность и познавательную активность.

Как уже известно, и, на мой взгляд, справедливо отмечено: средство всестороннего развития и воспитания личности ребенка, выступает игра, которая является ведущей в деятельности дошкольника. Содержание дидактических игр формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания детей, а главное развивает познавательную активность.

 Поэтому обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений с учетом их возрастных особенностей.

Занимательный материал, который я использую, очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Его можно разделить на 3 группы:

  1. Дидактические игры и упражнения
  2. Математические задачи и игры.
  3. Развлечения и праздники.

     Из всего многообразия математического материала наибольшее применение находят дидактические игры. Каждая игра помогает мне решать конкретную задачу совершенствования представлений детей – количественных, пространственных, временных, а также программные задачи.

   Место дидактической игры на организованной учебной деятельности определяется возрастом детей, целью и содержанием занятия.

      Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные, и др.) являются эффективным средством и методом развития познавательной активности. Все они выполняют основные функции обучения – образовательную, воспитательную и развивающую.

     На мой взгляд, дидактические игры математического содержания имеют большое значение для успешного вовлечения ребенка в серьезную учебную деятельность, для лучшего понимания и закрепления математического материала, для развития у детей познавательной активности, но их необходимо применять в системе, предполагающей вариативность, постепенное усложнение.

Математика – не отвлеченная наука. Поэтому в своей работе с детьми я стараюсь усиливать практическую направленность занятий, прежде всего, при ознакомлении с математикой. Практическая направленность мне представляется следующим образом:

  • через ознакомление с новыми знаниями и закрепление уже имеющихся;
  • через вооружение практическими знаниями, потребность в которых осуществляется в повседневной жизни;
  • через обогащение представлений детей об окружающем, прежде всего, о живой и неживой природе (например, знакомство с азами математики через растения и аквариумные рыбки, фрукты, овощи);
  • через развитие речи, мышления.

Художественное слово обогащает математическое образование дошкольников, поэтому я самостоятельно определяю объем и степень включения его в свою работу. Это стихи, считалки, загадки, физминутки, вопросы-ловушки. Я использую художественное слово, чтобы с его помощью подводить детей к размышлению, руководить и направлять поисковую деятельность, подводить детей к нахождению ответа (например, использование математического театра).

  • через углубление коммуникативных способностей – этому способствует дидактическая игра. (например, в «День открытых дверей» дети приглашают своих родителей поиграть  в любую дидактическую игру).

     Мои наблюдения показали, что детей дошкольного возраста больше всего увлекает игровое действие. Они с удовольствием производят действия с игрушками или дидактическим материалом, который привлекает их своей яркостью, разнообразием.   Музыка во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счёт целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики.

 Неотъемлемой частью организованной учебной деятельности является использование музыкального сопровождения, проведение музыкальных физкультминуток с математическим содержанием.  Именно музыкальная форма, в которую обличено математическое содержание, являющаяся привлекательной для дошкольников, способствует познавательной активности.

    Итак, изучая математику, я знакомлю детей с великими открытиями и изобретениями. Их интересует, как люди научились считать, кто придумал цифры, кто изобрел часы, счеты, калькулятор, компьютер. А я учу их искать правильный ответ на свой вопрос «Почему?», или давать им ответ на понятном материале. И я всегда помню народную мудрость: «Ум ржавеет не от износа, он гниет от неупотребления».

      В заключение хочу отметить, что с помощью дидактических игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики.  Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс  не трудным и  не скучным, а интересным и занимательным.

     Поэтому я считаю, что научить ребенка учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы – главная цель программы математического образования нашего государства. И я могу с полной уверенность сказать, что мои выпускники, ученики школы, не говорят с унынием:  «Опять эта математика», а с удовольствием кричат: «Ура, математика!».

    Так что начинайте заниматься с ребенком с детства, играйте в дидактические игры, причем, чем раньше, тем лучше.

   Помогите ребенку самому научиться добывать знания. Радуйтесь каждому успеху вашего ребенка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые. Пусть малыш видит, что учиться и познавать – это интересно и необходимо каждому. И ваш ребенок непременно станет выдающимся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания и дидактического материала»»

Шумская Елена Игорьевна

Воспитатель

Мини-центра гимназии АО «Талап»

Западно-Казахстанская область

Город Уральск


Статья «Развитие познавательной активности дошкольников

посредством дидактических игр математического содержания

и дидактического материала»


«Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать «пищу» уму ребенка».


«Математика всегда остается для учеников трудной работой» - утверждал Писарев почти полтора века назад. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики.

А дошкольники? Что говорят они? Я с полной уверенностью могу сказать, что они не знают, что математика для них трудная наука и считаю, что они не должны узнать об этом никогда, потому что наша задача – задача воспитателей детского сада – дать почувствовать ребенку, что он сможет понять и усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности, а главное познать радость при преодолении трудностей.

Каждый ребенок – это уникальный мир! У каждого есть прекрасные задатки и таланты, которым надо помочь проявиться и развиваться в полной мере. Я считаю, что ребенок сможет достичь успеха в овладении математикой, если ему будет предложен не только содержательный, интересный материал, но и форма подачи, которая способна (или не способна) вызвать у него заинтересованность и познавательную активность.

Как уже известно, и, на мой взгляд, справедливо отмечено: средство всестороннего развития и воспитания личности ребенка, выступает игра, которая является ведущей в деятельности дошкольника. Содержание дидактических игр формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания детей, а главное развивает познавательную активность.

Поэтому обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений с учетом их возрастных особенностей.

Занимательный материал, который я использую, очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Его можно разделить на 3 группы:

  1. Дидактические игры и упражнения

  2. Математические задачи и игры.

  3. Развлечения и праздники.

Из всего многообразия математического материала наибольшее применение находят дидактические игры. Каждая игра помогает мне решать конкретную задачу совершенствования представлений детей – количественных, пространственных, временных, а также программные задачи.

Место дидактической игры на организованной учебной деятельности определяется возрастом детей, целью и содержанием занятия.

Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные, и др.) являются эффективным средством и методом развития познавательной активности. Все они выполняют основные функции обучения – образовательную, воспитательную и развивающую.

На мой взгляд, дидактические игры математического содержания имеют большое значение для успешного вовлечения ребенка в серьезную учебную деятельность, для лучшего понимания и закрепления математического материала, для развития у детей познавательной активности, но их необходимо применять в системе, предполагающей вариативность, постепенное усложнение.

Математика – не отвлеченная наука. Поэтому в своей работе с детьми я стараюсь усиливать практическую направленность занятий, прежде всего, при ознакомлении с математикой. Практическая направленность мне представляется следующим образом:

  • через ознакомление с новыми знаниями и закрепление уже имеющихся;

  • через вооружение практическими знаниями, потребность в которых осуществляется в повседневной жизни;

  • через обогащение представлений детей об окружающем, прежде всего, о живой и неживой природе (например, знакомство с азами математики через растения и аквариумные рыбки, фрукты, овощи);

  • через развитие речи, мышления.

Художественное слово обогащает математическое образование дошкольников, поэтому я самостоятельно определяю объем и степень включения его в свою работу. Это стихи, считалки, загадки, физминутки, вопросы-ловушки. Я использую художественное слово, чтобы с его помощью подводить детей к размышлению, руководить и направлять поисковую деятельность, подводить детей к нахождению ответа (например, использование математического театра).

  • через углубление коммуникативных способностей – этому способствует дидактическая игра. (например, в «День открытых дверей» дети приглашают своих родителей поиграть в любую дидактическую игру).

Мои наблюдения показали, что детей дошкольного возраста больше всего увлекает игровое действие. Они с удовольствием производят действия с игрушками или дидактическим материалом, который привлекает их своей яркостью, разнообразием. Музыка во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счёт целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики.

Неотъемлемой частью организованной учебной деятельности является использование музыкального сопровождения, проведение музыкальных физкультминуток с математическим содержанием. Именно музыкальная форма, в которую обличено математическое содержание, являющаяся привлекательной для дошкольников, способствует познавательной активности.

Итак, изучая математику, я знакомлю детей с великими открытиями и изобретениями. Их интересует, как люди научились считать, кто придумал цифры, кто изобрел часы, счеты, калькулятор, компьютер. А я учу их искать правильный ответ на свой вопрос «Почему?», или давать им ответ на понятном материале. И я всегда помню народную мудрость: «Ум ржавеет не от износа, он гниет от неупотребления».

В заключение хочу отметить, что с помощью дидактических игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики. Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным.

Поэтому я считаю, что научить ребенка учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы – главная цель программы математического образования нашего государства. И я могу с полной уверенность сказать, что мои выпускники, ученики школы, не говорят с унынием: «Опять эта математика», а с удовольствием кричат: «Ура, математика!».

Так что начинайте заниматься с ребенком с детства, играйте в дидактические игры, причем, чем раньше, тем лучше.

Помогите ребенку самому научиться добывать знания. Радуйтесь каждому успеху вашего ребенка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые. Пусть малыш видит, что учиться и познавать – это интересно и необходимо каждому. И ваш ребенок непременно станет выдающимся.































































































































































































14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шумская Елена Игорьевна

Дата: 18.03.2016

Номер свидетельства: 307264


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства