kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познавательно - практическая направленность уроков математики в формировании социальной компетентности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка детей коррекционной школы к самостоятельной жизни. Как на уроках математики научить детей применять учебные навыки в повседневной действительности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познавательно - практическая направленность уроков математики в формировании социальной компетентности»

Познавательно – практическая направленность уроков математики

в формировании социальной компетентности обучающихся

с интеллектуальными нарушениями.


Учитель математики высшей

квалификационной категории

ГКОУ«Специальная (коррекционная)

Общеобразовательная школа-

интернат № 6» г.Благодарного

Батраченко Л.В.


Задачи преподавания математики в коррекционной школе определены в программе и состоят в том, чтобы:

- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные, геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

Обучение математике в коррекционной школе должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, дру­гими учебными предметами.


На сегодняшний день цель математического обучения школьников определяется регламентированным государственным стандартом образования.

Основная задача, которая формулируется в этом стандарте, состоит в том, что современная школа должна подготовить к жизни выпускников школы. Это означает, что школьник в процессе обучения должен научиться применять приобретенные знания в конкретных ситуациях. Под конкретными ситуациями понимают такие ситуации, в которых человек может действовать в практической послешкольной жизни.


Вопрос ставится не о том, сколько школьник знает по математике, а в том, насколько оперативно он сам выбирает нужный, иногда очень простой способ решения житейских, т.е. значимых для человека задач с применением математических знаний.

Многолетняя практика преподавания математики в 5 - 9 классах позволила установить, что обучающиеся испытывают трудности при решении практически значимых математических задач. Эти трудности состоят в неумении обучающихся анализировать конкретные ситуации в текстовых задачах, в неумении планировать последовательность действий для достижения результата целей математических задач, в неумении выстраивать план своих действий.

Для решения этой проблемы на уроке ставится три цели:


Таким образом, на уроке идет реализация принципа практической направленности подготовки обучающихся в процессе обучения математике.

Все задачи на уроках математики я разбила на группы:

  1. Типовые задачи. Т.е. те, в которых отрабатывается схема решения для данного вопроса.

  • Задачи на проценты (смеси, части).

  • Задачи на пропорциональность величин.

  • Задачи, решаемые по одной математической модели ( на движение, стоимость, совместную работу, площадь фигуры и т.д.).

  1. Задачи, связанные с другими предметами.

  2. Задачи, в которые многократно ставится человек в определенных жизненных ситуациях, профессиях.


На протяжении нескольких лет я веду элективный курс, содержание которого тесно связано с предметом основы социальной жизни.


Под типовой задачей понимают - цель деятельности (часто повторяющуюся), данную в определенных условиях и требующую для своего достижения использования адекватных этим условиям средств. Поиск и применение этих средств (способов, действий, операций) составляют процесс решения задачи.


■ Для конкретизации этих умений и методики формирования была найдена теоретическая идея, суть которой состоит в том, что каждый учебный предмет должен готовить обучаемых к решению определенных типовых задач.

Для выделения умений, которыми должны овладеть обучающиеся, чтобы быть готовыми к жизни, была проделана следующая работа:

Проанализировав сферы деятельности 26 профессий, выделяем профессиональные задачи приемлемые для выпускников коррекционной школы:


Повар

Гуляш из мяса с картофелем готовится в столовой. На 500г мяса необходимо: 1кг картофеля, 2 головки лука, 1ст.л. муки, Зст.л. томата - пюре, Зст.л. масла, ЮОг сметаны. У повара в наличии 3200г мяса. Сколько нужно взять других продуктов? Расчет ведется таким образом:


1.

3200 : 500 = 6,2 раза

2.

1 * 6,2 = 6,2кг картофеля

3.

2 * 6,2 = 12,4 головки лука

4.

1 * 6,2 = 6,2ст.л.муки

5.

3 * 6,2 = 18,6ст.л. томата

6.

3 * 6,2 = 18,6ст.л. масла

7.

6,2 * 100 = 620г сметаны.


Домашняя хозяйка

Для консервирования овощей необходимо ЮОг 10% уксуса. В доме имеется 70% раствор


Растворы

Вес раствора

%

содержание уксуса

Вес

уксуса

1 раствор (вода)

Хг

0

0

2 раствор

Уг

70

0,7 * У

смесь

ЮОг

10

Юг

0,7 * У = 10 У = 10 : 0,7

У = 14,3 (г.) - это почти ст.л. 70% раствора уксуса, т.к. 1ст.л. = 15г. Тогда воды надо взять: 100 - 14,3 = 85,7г.


Водитель автомобильного транспорта

Водитель автобуса «Астрахань - Газпром» везет рабочих. Скорость движения автобуса 42км/ч. Через 20минут после начала движения автобус попал в пробку, что задержало его на 15 минут. Сможет ли автобус прибыть вовремя, учитывая, что на дорогу по плану водитель тратит один час (допустимая скорость на дороге бОкм/ч)?

За 20 минут (1/3 часа) автобус проехал 42: 3 = 14 (км)

Осталось 60 - 20 - 15 = 25( мин).

За 25 минут он должен проехать 42 - 14 = 28( км) = 28000 (м)

Найдем скорость, с которой должен ехать автобус:

28000: 25 = 1120( м/мин )= 1,12( км/мин )= 1,12 * 60 = 67,2 (км/ч) - недопустимая по правилам скорость движения.

Если автобус будет ехать со скоростью 60 км/ч, то узнаем, на сколько минут он опоздает: 60 * (25/60) = 25( км)

28 - 25 = 3( км) не успеет прийти вовремя .

3:60 = 1 /20( ч )= 60/20 (мин) = 3 (мин) Значит, автобус опоздает минимум на 3 минуты.


Фермер

В хозяйстве у фермера 60 га земли. 24% земли необходимо засеять овсом, 35% - рожью, остальную часть пшеницей. Сколько га земли отводится под каждую из этих злаковых культур?

60 га-это 100%

60: 100 = 0,6 (га )в 1%

0,6 * 24 = 14,4( га )отводится под овес

0,6 * 35 = 21( га) - под рожь

60 - 14,4 - 21 = 24,6( га )- под пшеницу.


Рабочие по ремонту квартир

Задача 1 :Хозяева 4-х комнатной квартиры хотят покрасить каждую из комнат в 4 разных цвета: красный, желтый, зеленый, синий. Сколькими способами рабочие могут выбрать краску для каждой комнаты?

4 * 3 * 2 * 1 = 24( способа.)

Задача 2: Необходимо обклеить потолок плиткой 50см х 50 см в три комнаты в квартире площадью 10 кв.м, 16 кв.м, 14 кв.м. Сколько необходимо закупить упаковок потолочных плит, если каждая упаковка рассчитана на 2 кв.м.?

0,5*0,5=0,25(кв.м )площадь 1 плитки.

2:0,25=8 (плиток)в 1 упаковке.

10+16+14=40 (кв.м) общая площадь потолков.

40:0,25=160( плиток) необходимо всего.

160:8=20( упаковок) нужно.

Еще необходим запас на случай поломки плитки или для выравнивания рисунка - 1 упаковка. Итого, необходимо купить 21 упаковку потолочных плиток.


Мастер по изготовлению деталей

Мастер имеет в своей бригаде 6 рабочих. 720 деталей его бригада изготавливает за 8 часов. Сколько нужно пригласить еще рабочих, чтобы изготовить тоже количество деталей за 5 часов (производительность труда каждого рабочего постоянна)?

720: 8 = 90 (дет/ч ) - изготавливают 6 рабочих

90: 6 = 15( дет/ч) - изготавливает 1 рабочий

720: 5 = 144( дет/ч) - изготавливают все рабочие в бригаде

144: 15 = 9,6 рабочих (некорректный ответ), значит, в бригаде необходимо иметь 10 рабочих

3. 4080000*0,1=408000( руб.) поступило от 1 заказчика 3916800*0,05=195840( руб.) поступило от 2 заказчика 1020000*0,2=204000( руб.) поступило от 3 заказчика.


Закройщик

При ширине ткани 150 см. на обшивку 1 автомобильного кресла необходимо от 150 см. до 200 см. ткани, в зависимости от класса автомобиля и от формы сиденья. Рассчитать минимальный и максимальный расход ткани на обшивку двух передних сидений и одного заднего. Если на обшивку переднего посадочного места расходуется ткани на 20% больше, чем на обшивку заднего посадочного места. Сколько потребуется ткани для обтяжки трех салонов автомобилей и какова экономия ткани?

Расчет:

По максимуму: 200 см. на одно переднее сиденье, тогда, на заднее: 0,8*200=160 см. считаем 200+200+160=560(см)=5 м 60 см на два передних и одно заднее. Если обшить все сиденья салона автомобиля, то 2*200+2*160=400+320=720 (см.) Если обшить 3 салона, то 720*3=2160 (см) = 21 м 60 см ткани.

По минимуму: 150 см - на одно переднее сиденье, тогда на заднее: 150*0,8=120 см. 150+150+120=420 (см )ткани на два передних и одно заднее сиденья. Если обшить все сиденья салона автомобиля, то 150*2+120*2=300+240=540 (см). Если обшить 3 салона, то 540*3=1620(см)=16м20см

Экономия ткани: 2160-1620=540 (см)=5 м 40 см.


Чтобы достичь реализации принципа практической направленности подготовки обучающихся на уроках математики учителю необходимо:

На каждом  уроке, на различных его этапах (устный счет, повторение теории, изучение нового материала, закрепление изученного материала и т. д.) включать задачи практического содержания, напрямую не связанные с математикой, интересные по сюжету. Задачи должны быть достаточно простые, чтобы вызвать живой интерес и горячее желание обязательно решить эту задачу.

Затем переходить к решению задач бытовых, жизненных, профессиональных. Необходимо учитывать  интересы учащихся и возможный выбор их будущей профессии. Если при изучении какой-нибудь темы у обучающихся возникают серьёзные трудности, то необходимо при изучении этой темы рассматривать конкретные жизненные задачи, понятные учащимся, возвращаясь впоследствии к изучаемой теме.

Постепенно включать в урок решение нестандартных, творческих задач, воспитывая у учащихся потребность и желание в решении задач такого вида.

Побуждать учащихся к составлению такого типа задач.

Создать в каждом классе электронную копилку самых интересных творческих задач практического содержания.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Батраченко Лариса Владимировна

Дата: 28.12.2018

Номер свидетельства: 493237

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Формирование и развитие УУД на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(52) "formirovaniie-i-razvitiie-uud-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "202989"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429367277"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Интерактивные задания по математике как средство развития познавательных УУД"
    ["seo_title"] => string(78) "interaktivnye_zadaniia_po_matematike_kak_sredstvo_razvitiia_poznavatelnykh_uud"
    ["file_id"] => string(6) "579386"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619504210"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ,   КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ. "
    ["seo_title"] => string(140) "razvitiie-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstva-optimizatsii-poznavatiel-nogo-intieriesa-k-priedmietu"
    ["file_id"] => string(6) "127013"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415259402"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Технологическая карта урока математики в 6классе на тему «Пропорция. Масштаб». "
    ["seo_title"] => string(86) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-matiematiki-v-6klassie-na-tiemu-proportsiia-masshtab"
    ["file_id"] => string(6) "222088"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435840861"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Проектная деятельность на уроках математики как средство саморазвития личности учащихся "
    ["seo_title"] => string(102) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstvo-samorazvitiia-lichnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "239511"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444811930"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства