kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познавательно - практическая направленность уроков математики в формировании социальной компетентности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка детей коррекционной школы к самостоятельной жизни. Как на уроках математики научить детей применять учебные навыки в повседневной действительности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познавательно - практическая направленность уроков математики в формировании социальной компетентности»

Познавательно – практическая направленность уроков математики

в формировании социальной компетентности обучающихся

с интеллектуальными нарушениями.


Учитель математики высшей

квалификационной категории

ГКОУ«Специальная (коррекционная)

Общеобразовательная школа-

интернат № 6» г.Благодарного

Батраченко Л.В.


Задачи преподавания математики в коррекционной школе определены в программе и состоят в том, чтобы:

- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные, геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

Обучение математике в коррекционной школе должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, дру­гими учебными предметами.


На сегодняшний день цель математического обучения школьников определяется регламентированным государственным стандартом образования.

Основная задача, которая формулируется в этом стандарте, состоит в том, что современная школа должна подготовить к жизни выпускников школы. Это означает, что школьник в процессе обучения должен научиться применять приобретенные знания в конкретных ситуациях. Под конкретными ситуациями понимают такие ситуации, в которых человек может действовать в практической послешкольной жизни.


Вопрос ставится не о том, сколько школьник знает по математике, а в том, насколько оперативно он сам выбирает нужный, иногда очень простой способ решения житейских, т.е. значимых для человека задач с применением математических знаний.

Многолетняя практика преподавания математики в 5 - 9 классах позволила установить, что обучающиеся испытывают трудности при решении практически значимых математических задач. Эти трудности состоят в неумении обучающихся анализировать конкретные ситуации в текстовых задачах, в неумении планировать последовательность действий для достижения результата целей математических задач, в неумении выстраивать план своих действий.

Для решения этой проблемы на уроке ставится три цели:


Таким образом, на уроке идет реализация принципа практической направленности подготовки обучающихся в процессе обучения математике.

Все задачи на уроках математики я разбила на группы:

  1. Типовые задачи. Т.е. те, в которых отрабатывается схема решения для данного вопроса.

  • Задачи на проценты (смеси, части).

  • Задачи на пропорциональность величин.

  • Задачи, решаемые по одной математической модели ( на движение, стоимость, совместную работу, площадь фигуры и т.д.).

  1. Задачи, связанные с другими предметами.

  2. Задачи, в которые многократно ставится человек в определенных жизненных ситуациях, профессиях.


На протяжении нескольких лет я веду элективный курс, содержание которого тесно связано с предметом основы социальной жизни.


Под типовой задачей понимают - цель деятельности (часто повторяющуюся), данную в определенных условиях и требующую для своего достижения использования адекватных этим условиям средств. Поиск и применение этих средств (способов, действий, операций) составляют процесс решения задачи.


■ Для конкретизации этих умений и методики формирования была найдена теоретическая идея, суть которой состоит в том, что каждый учебный предмет должен готовить обучаемых к решению определенных типовых задач.

Для выделения умений, которыми должны овладеть обучающиеся, чтобы быть готовыми к жизни, была проделана следующая работа:

Проанализировав сферы деятельности 26 профессий, выделяем профессиональные задачи приемлемые для выпускников коррекционной школы:


Повар

Гуляш из мяса с картофелем готовится в столовой. На 500г мяса необходимо: 1кг картофеля, 2 головки лука, 1ст.л. муки, Зст.л. томата - пюре, Зст.л. масла, ЮОг сметаны. У повара в наличии 3200г мяса. Сколько нужно взять других продуктов? Расчет ведется таким образом:


1.

3200 : 500 = 6,2 раза

2.

1 * 6,2 = 6,2кг картофеля

3.

2 * 6,2 = 12,4 головки лука

4.

1 * 6,2 = 6,2ст.л.муки

5.

3 * 6,2 = 18,6ст.л. томата

6.

3 * 6,2 = 18,6ст.л. масла

7.

6,2 * 100 = 620г сметаны.


Домашняя хозяйка

Для консервирования овощей необходимо ЮОг 10% уксуса. В доме имеется 70% раствор


Растворы

Вес раствора

%

содержание уксуса

Вес

уксуса

1 раствор (вода)

Хг

0

0

2 раствор

Уг

70

0,7 * У

смесь

ЮОг

10

Юг

0,7 * У = 10 У = 10 : 0,7

У = 14,3 (г.) - это почти ст.л. 70% раствора уксуса, т.к. 1ст.л. = 15г. Тогда воды надо взять: 100 - 14,3 = 85,7г.


Водитель автомобильного транспорта

Водитель автобуса «Астрахань - Газпром» везет рабочих. Скорость движения автобуса 42км/ч. Через 20минут после начала движения автобус попал в пробку, что задержало его на 15 минут. Сможет ли автобус прибыть вовремя, учитывая, что на дорогу по плану водитель тратит один час (допустимая скорость на дороге бОкм/ч)?

За 20 минут (1/3 часа) автобус проехал 42: 3 = 14 (км)

Осталось 60 - 20 - 15 = 25( мин).

За 25 минут он должен проехать 42 - 14 = 28( км) = 28000 (м)

Найдем скорость, с которой должен ехать автобус:

28000: 25 = 1120( м/мин )= 1,12( км/мин )= 1,12 * 60 = 67,2 (км/ч) - недопустимая по правилам скорость движения.

Если автобус будет ехать со скоростью 60 км/ч, то узнаем, на сколько минут он опоздает: 60 * (25/60) = 25( км)

28 - 25 = 3( км) не успеет прийти вовремя .

3:60 = 1 /20( ч )= 60/20 (мин) = 3 (мин) Значит, автобус опоздает минимум на 3 минуты.


Фермер

В хозяйстве у фермера 60 га земли. 24% земли необходимо засеять овсом, 35% - рожью, остальную часть пшеницей. Сколько га земли отводится под каждую из этих злаковых культур?

60 га-это 100%

60: 100 = 0,6 (га )в 1%

0,6 * 24 = 14,4( га )отводится под овес

0,6 * 35 = 21( га) - под рожь

60 - 14,4 - 21 = 24,6( га )- под пшеницу.


Рабочие по ремонту квартир

Задача 1 :Хозяева 4-х комнатной квартиры хотят покрасить каждую из комнат в 4 разных цвета: красный, желтый, зеленый, синий. Сколькими способами рабочие могут выбрать краску для каждой комнаты?

4 * 3 * 2 * 1 = 24( способа.)

Задача 2: Необходимо обклеить потолок плиткой 50см х 50 см в три комнаты в квартире площадью 10 кв.м, 16 кв.м, 14 кв.м. Сколько необходимо закупить упаковок потолочных плит, если каждая упаковка рассчитана на 2 кв.м.?

0,5*0,5=0,25(кв.м )площадь 1 плитки.

2:0,25=8 (плиток)в 1 упаковке.

10+16+14=40 (кв.м) общая площадь потолков.

40:0,25=160( плиток) необходимо всего.

160:8=20( упаковок) нужно.

Еще необходим запас на случай поломки плитки или для выравнивания рисунка - 1 упаковка. Итого, необходимо купить 21 упаковку потолочных плиток.


Мастер по изготовлению деталей

Мастер имеет в своей бригаде 6 рабочих. 720 деталей его бригада изготавливает за 8 часов. Сколько нужно пригласить еще рабочих, чтобы изготовить тоже количество деталей за 5 часов (производительность труда каждого рабочего постоянна)?

720: 8 = 90 (дет/ч ) - изготавливают 6 рабочих

90: 6 = 15( дет/ч) - изготавливает 1 рабочий

720: 5 = 144( дет/ч) - изготавливают все рабочие в бригаде

144: 15 = 9,6 рабочих (некорректный ответ), значит, в бригаде необходимо иметь 10 рабочих

3. 4080000*0,1=408000( руб.) поступило от 1 заказчика 3916800*0,05=195840( руб.) поступило от 2 заказчика 1020000*0,2=204000( руб.) поступило от 3 заказчика.


Закройщик

При ширине ткани 150 см. на обшивку 1 автомобильного кресла необходимо от 150 см. до 200 см. ткани, в зависимости от класса автомобиля и от формы сиденья. Рассчитать минимальный и максимальный расход ткани на обшивку двух передних сидений и одного заднего. Если на обшивку переднего посадочного места расходуется ткани на 20% больше, чем на обшивку заднего посадочного места. Сколько потребуется ткани для обтяжки трех салонов автомобилей и какова экономия ткани?

Расчет:

По максимуму: 200 см. на одно переднее сиденье, тогда, на заднее: 0,8*200=160 см. считаем 200+200+160=560(см)=5 м 60 см на два передних и одно заднее. Если обшить все сиденья салона автомобиля, то 2*200+2*160=400+320=720 (см.) Если обшить 3 салона, то 720*3=2160 (см) = 21 м 60 см ткани.

По минимуму: 150 см - на одно переднее сиденье, тогда на заднее: 150*0,8=120 см. 150+150+120=420 (см )ткани на два передних и одно заднее сиденья. Если обшить все сиденья салона автомобиля, то 150*2+120*2=300+240=540 (см). Если обшить 3 салона, то 540*3=1620(см)=16м20см

Экономия ткани: 2160-1620=540 (см)=5 м 40 см.


Чтобы достичь реализации принципа практической направленности подготовки обучающихся на уроках математики учителю необходимо:

На каждом  уроке, на различных его этапах (устный счет, повторение теории, изучение нового материала, закрепление изученного материала и т. д.) включать задачи практического содержания, напрямую не связанные с математикой, интересные по сюжету. Задачи должны быть достаточно простые, чтобы вызвать живой интерес и горячее желание обязательно решить эту задачу.

Затем переходить к решению задач бытовых, жизненных, профессиональных. Необходимо учитывать  интересы учащихся и возможный выбор их будущей профессии. Если при изучении какой-нибудь темы у обучающихся возникают серьёзные трудности, то необходимо при изучении этой темы рассматривать конкретные жизненные задачи, понятные учащимся, возвращаясь впоследствии к изучаемой теме.

Постепенно включать в урок решение нестандартных, творческих задач, воспитывая у учащихся потребность и желание в решении задач такого вида.

Побуждать учащихся к составлению такого типа задач.

Создать в каждом классе электронную копилку самых интересных творческих задач практического содержания.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Батраченко Лариса Владимировна

Дата: 28.12.2018

Номер свидетельства: 493237

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Формирование и развитие УУД на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(52) "formirovaniie-i-razvitiie-uud-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "202989"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429367277"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Интерактивные задания по математике как средство развития познавательных УУД"
    ["seo_title"] => string(78) "interaktivnye_zadaniia_po_matematike_kak_sredstvo_razvitiia_poznavatelnykh_uud"
    ["file_id"] => string(6) "579386"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619504210"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ,   КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ. "
    ["seo_title"] => string(140) "razvitiie-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstva-optimizatsii-poznavatiel-nogo-intieriesa-k-priedmietu"
    ["file_id"] => string(6) "127013"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415259402"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Технологическая карта урока математики в 6классе на тему «Пропорция. Масштаб». "
    ["seo_title"] => string(86) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-matiematiki-v-6klassie-na-tiemu-proportsiia-masshtab"
    ["file_id"] => string(6) "222088"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435840861"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Проектная деятельность на уроках математики как средство саморазвития личности учащихся "
    ["seo_title"] => string(102) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstvo-samorazvitiia-lichnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "239511"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444811930"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1310 руб.
1870 руб.
1580 руб.
2260 руб.
1360 руб.
1940 руб.
1490 руб.
2130 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства