Познавательно - практическая направленность уроков математики в формировании социальной компетентности
Познавательно - практическая направленность уроков математики в формировании социальной компетентности
Подготовка детей коррекционной школы к самостоятельной жизни. Как на уроках математики научить детей применять учебные навыки в повседневной действительности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Познавательно - практическая направленность уроков математики в формировании социальной компетентности»
Познавательно – практическая направленность уроков математики
в формировании социальной компетентности обучающихся
с интеллектуальными нарушениями.
Учитель математики высшей
квалификационной категории
ГКОУ«Специальная (коррекционная)
Общеобразовательная школа-
интернат № 6» г.Благодарного
Батраченко Л.В.
Задачи преподавания математики в коррекционной школе определены в программе и состоят в том, чтобы:
- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные, геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
Обучение математике в коррекционной школе должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.
На сегодняшний день цель математического обучения школьников определяется регламентированным государственным стандартом образования.
Основная задача, которая формулируется в этом стандарте, состоит в том, что современная школа должна подготовить к жизни выпускников школы. Это означает, что школьник в процессе обучения должен научиться применять приобретенные знания в конкретных ситуациях. Под конкретными ситуациями понимают такие ситуации, в которых человек может действовать в практической послешкольной жизни.
Вопрос ставится не о том, сколько школьник знает по математике, а в том, насколько оперативно он сам выбирает нужный, иногда очень простой способ решения житейских, т.е. значимых для человека задач с применением математических знаний.
Многолетняя практика преподавания математики в 5 - 9 классах позволила установить, что обучающиеся испытывают трудности при решении практически значимых математических задач. Эти трудности состоят в неумении обучающихся анализировать конкретные ситуации в текстовых задачах, в неумении планировать последовательность действий для достижения результата целей математических задач, в неумении выстраивать план своих действий.
Для решения этой проблемы на уроке ставится три цели:
Таким образом, на уроке идет реализация принципа практической направленности подготовки обучающихся в процессе обучения математике.
Все задачи на уроках математики я разбила на группы:
Типовые задачи. Т.е. те, в которых отрабатывается схема решения для данного вопроса.
Задачи на проценты (смеси, части).
Задачи на пропорциональность величин.
Задачи, решаемые по одной математической модели ( на движение, стоимость, совместную работу, площадь фигуры и т.д.).
Задачи, связанные с другими предметами.
Задачи, в которые многократно ставится человек в определенных жизненных ситуациях, профессиях.
На протяжении нескольких лет я веду элективный курс, содержание которого тесно связано с предметом основы социальной жизни.
Под типовой задачей понимают - цель деятельности (часто повторяющуюся), данную в определенных условиях и требующую для своего достижения использования адекватных этим условиям средств. Поиск и применение этих средств (способов, действий, операций) составляют процесс решения задачи.
■ Для конкретизации этих умений и методики формирования была найдена теоретическая идея, суть которой состоит в том, что каждый учебный предмет должен готовить обучаемых к решению определенных типовых задач.
Для выделения умений, которыми должны овладеть обучающиеся, чтобы быть готовыми к жизни, была проделана следующая работа:
Проанализировав сферы деятельности 26 профессий, выделяем профессиональные задачи приемлемые для выпускников коррекционной школы:
• Повар
Гуляш из мяса с картофелем готовится в столовой. На 500г мяса необходимо: 1кг картофеля, 2 головки лука, 1ст.л. муки, Зст.л. томата - пюре, Зст.л. масла, ЮОг сметаны. У повара в наличии 3200г мяса. Сколько нужно взять других продуктов? Расчет ведется таким образом:
1.
3200 : 500 = 6,2 раза
2.
1 * 6,2 = 6,2кг картофеля
3.
2 * 6,2 = 12,4 головки лука
4.
1 * 6,2 = 6,2ст.л.муки
5.
3 * 6,2 = 18,6ст.л. томата
6.
3 * 6,2 = 18,6ст.л. масла
7.
6,2 * 100 = 620г сметаны.
• Домашняя хозяйка
Для консервирования овощей необходимо ЮОг 10% уксуса. В доме имеется 70% раствор
Растворы
Вес раствора
%
содержание уксуса
Вес
уксуса
1 раствор (вода)
Хг
0
0
2 раствор
Уг
70
0,7 * У
смесь
ЮОг
10
Юг
0,7 * У = 10 У = 10 : 0,7
У = 14,3 (г.) - это почти ст.л. 70% раствора уксуса, т.к. 1ст.л. = 15г. Тогда воды надо взять: 100 - 14,3 = 85,7г.
• Водитель автомобильного транспорта
Водитель автобуса «Астрахань - Газпром» везет рабочих. Скорость движения автобуса 42км/ч. Через 20минут после начала движения автобус попал в пробку, что задержало его на 15 минут. Сможет ли автобус прибыть вовремя, учитывая, что на дорогу по плану водитель тратит один час (допустимая скорость на дороге бОкм/ч)?
За 20 минут (1/3 часа) автобус проехал 42: 3 = 14 (км)
Осталось 60 - 20 - 15 = 25( мин).
За 25 минут он должен проехать 42 - 14 = 28( км) = 28000 (м)
Найдем скорость, с которой должен ехать автобус:
28000: 25 = 1120( м/мин )= 1,12( км/мин )= 1,12 * 60 = 67,2 (км/ч) - недопустимая по правилам скорость движения.
Если автобус будет ехать со скоростью 60 км/ч, то узнаем, на сколько минут он опоздает: 60 * (25/60) = 25( км)
28 - 25 = 3( км) не успеет прийти вовремя .
3:60 = 1 /20( ч )= 60/20 (мин) = 3 (мин) Значит, автобус опоздает минимум на 3 минуты.
• Фермер
В хозяйстве у фермера 60 га земли. 24% земли необходимо засеять овсом, 35% - рожью, остальную часть пшеницей. Сколько га земли отводится под каждую из этих злаковых культур?
60 га-это 100%
60: 100 = 0,6 (га )в 1%
0,6 * 24 = 14,4( га )отводится под овес
0,6 * 35 = 21( га) - под рожь
60 - 14,4 - 21 = 24,6( га )- под пшеницу.
• Рабочие по ремонту квартир
Задача 1 :Хозяева 4-х комнатной квартиры хотят покрасить каждую из комнат в 4 разных цвета: красный, желтый, зеленый, синий. Сколькими способами рабочие могут выбрать краску для каждой комнаты?
4 * 3 * 2 * 1 = 24( способа.)
Задача 2: Необходимо обклеить потолок плиткой 50см х 50 см в три комнаты в квартире площадью 10 кв.м, 16 кв.м, 14 кв.м. Сколько необходимо закупить упаковок потолочных плит, если каждая упаковка рассчитана на 2 кв.м.?
0,5*0,5=0,25(кв.м )площадь 1 плитки.
2:0,25=8 (плиток)в 1 упаковке.
10+16+14=40 (кв.м) общая площадь потолков.
40:0,25=160( плиток) необходимо всего.
160:8=20( упаковок) нужно.
Еще необходим запас на случай поломки плитки или для выравнивания рисунка - 1 упаковка. Итого, необходимо купить 21 упаковку потолочных плиток.
• Мастер по изготовлению деталей
Мастер имеет в своей бригаде 6 рабочих. 720 деталей его бригада изготавливает за 8 часов. Сколько нужно пригласить еще рабочих, чтобы изготовить тоже количество деталей за 5 часов (производительность труда каждого рабочего постоянна)?
720: 8 = 90 (дет/ч ) - изготавливают 6 рабочих
90: 6 = 15( дет/ч) - изготавливает 1 рабочий
720: 5 = 144( дет/ч) - изготавливают все рабочие в бригаде
144: 15 = 9,6 рабочих (некорректный ответ), значит, в бригаде необходимо иметь 10 рабочих
3. 4080000*0,1=408000( руб.) поступило от 1 заказчика 3916800*0,05=195840( руб.) поступило от 2 заказчика 1020000*0,2=204000( руб.) поступило от 3 заказчика.
• Закройщик
При ширине ткани 150 см. на обшивку 1 автомобильного кресла необходимо от 150 см. до 200 см. ткани, в зависимости от класса автомобиля и от формы сиденья. Рассчитать минимальный и максимальный расход ткани на обшивку двух передних сидений и одного заднего. Если на обшивку переднего посадочного места расходуется ткани на 20% больше, чем на обшивку заднего посадочного места. Сколько потребуется ткани для обтяжки трех салонов автомобилей и какова экономия ткани?
Расчет:
По максимуму: 200 см. на одно переднее сиденье, тогда, на заднее: 0,8*200=160 см. считаем 200+200+160=560(см)=5 м 60 см на два передних и одно заднее. Если обшить все сиденья салона автомобиля, то 2*200+2*160=400+320=720 (см.) Если обшить 3 салона, то 720*3=2160 (см) = 21 м 60 см ткани.
По минимуму: 150 см - на одно переднее сиденье, тогда на заднее: 150*0,8=120 см. 150+150+120=420 (см )ткани на два передних и одно заднее сиденья. Если обшить все сиденья салона автомобиля, то 150*2+120*2=300+240=540 (см). Если обшить 3 салона, то 540*3=1620(см)=16м20см
Экономия ткани: 2160-1620=540 (см)=5 м 40 см.
Чтобы достичь реализации принципа практической направленности подготовки обучающихся на уроках математики учителю необходимо:
На каждом уроке, на различных его этапах (устный счет, повторение теории, изучение нового материала, закрепление изученного материала и т. д.) включать задачи практического содержания, напрямую не связанные с математикой, интересные по сюжету. Задачи должны быть достаточно простые, чтобы вызвать живой интерес и горячее желание обязательно решить эту задачу.
Затем переходить к решению задач бытовых, жизненных, профессиональных. Необходимо учитывать интересы учащихся и возможный выбор их будущей профессии. Если при изучении какой-нибудь темы у обучающихся возникают серьёзные трудности, то необходимо при изучении этой темы рассматривать конкретные жизненные задачи, понятные учащимся, возвращаясь впоследствии к изучаемой теме.
Постепенно включать в урок решение нестандартных, творческих задач, воспитывая у учащихся потребность и желание в решении задач такого вида.
Побуждать учащихся к составлению такого типа задач.
Создать в каждом классе электронную копилку самых интересных творческих задач практического содержания.