Конкурс «Учитель года-2012»
Методический семинар по теме:
«Использование информационных технологий
на уроках математики»
Ермолаева М.В., учитель математики
МБОУ «Черемшанский лицей»
Если можешь, иди вперед века,
если не можешь, иди с веком,
но никогда не будь позади века.
В.Я.Брюсов
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
В тоже время наше общество неразрывно связано с процессом информатизации. «Информационная революция» в обществе привела к формированию людей с другим восприятием действительности, другим темпом жизни, другой системой ценностей. Происходит повсеместное внедрение информационных технологий.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – является информатизация образования, которая есть не что иное, как приведение возможностей образования в соответствие с запросами и возможностями нашего общества.
Почти две тысячи уроков математики за школьные годы «отсиживают» многие школьники. Не все дети одинаково трудолюбивы. Один умен, да ленив. Другой доберется до истины, заблестят тогда глазенки, испытает радость победы. Ну, а третий? Третий тихонько сидит на уроке и очень хочет, чтобы его не беспокоили никакими премудростями. Нынешние дети очень отличаются от прошлых поколений. Современный подросток мало читает, гораздо больше времени смотрит телевизор, свободно осуществляет навигацию в Интернете. Ряд ученых считают, что у подростка сегодня формируется так называемое клиповое сознание. Ребёнок не может более 5-7 секунд концентрироваться на каком-то предмете, он нажимает на кнопку, щёлкает и переходит к восприятию следующего сюжета. Поэтому организовать учебную деятельность учителю надо так, чтобы у ученика появилась потребность учиться. Желание учиться возникает тогда, когда все или почти все получается.
Математика – наука весьма сложная для учащихся, поэтому нельзя упускать ни одного подхода, делающего ее более доступной. Ошибочны представления о том, что я сообщаю интересный материал, а дети «ловят его на лету». Здесь нужно не останавливаться, а искать те формы и методы преподавания, которые бы обеспечили наиболее оптимальный результат.
Давно известно, что традиционные методы передачи детям готовых знаний приводят к появлению стереотипов мышления. "Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить", - говорил немецкий педагог XIX в. А. Дистервег. Возникает проблема: как организовать детей, чтобы умение превратилось для них в радостный процесс познания?
Педагогический поиск – это процесс постоянный, а в перспективе – бесконечный. Позади долгий путь, главное приобретение на котором – опыт. А впереди – только движение вперед. Кто не идет вперед, тот идет назад: в природе не бывает неподвижного состояния!
В жизнь школы прочно вошли такие понятия как «современные педагогические технологии», «инновационные процессы». Каждый учитель апробировал в своей работе тот или иной метод, педагогическую технологию и сделал выбор в пользу наиболее результативных. Я – не исключение.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики я использую элементы педагогических технологий: информационно - коммуникационных, здоровьесберегающих, личностно – ориентированного обучения, проектной технологии.
Современные информационные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Несомненно, что работа с компьютером в школе вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование информационных технологий создает возможности доступа к большим массивам ранее недоступной современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний. А сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации.
Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». В последнее время в школах происходит снижение уровня наглядности в учебном процессе, что вступает в противоречие с всё большим уровнем наглядности в повседневной жизни. Причина – моральное и физическое устаревание пособий, имеющихся в школах, отсутствие их воспроизводства.
Компьютер с проектором может полностью решить эту проблему, позволяя использовать современные интерактивные наглядные пособия. Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент – компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала.
Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.
Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, одна страница текста, как известно, содержит около 2 Кбайт информации. Преподаватель произносит этот текст, примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит порядка 1,2 Гбайт информации. Вот почему «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать».
Методика использования мультимедиа технологий предполагает:
1. совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
2. усиление мотивации учения;
3. улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
4. повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
5. демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
• усвоить базовые знания по предмету;
• систематизировать усвоенные знания;
• сформировать навыки самоконтроля;
• сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;
• оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся. Богатейшие возможности для этого представляют современные информационные технологии.
В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.
С точки зрения использования ИКТ на уроке, можно разделить эти уроки на пять групп. Принадлежность урока к той или иной группе обуславливают технические условия и наличие соответствующего программного обеспечения для его проведения. А теперь, я вам предлагаю посмотреть, как я стараюсь эффективно использовать ИКТ на каждом из этих типов уроков.
1.Уроки демонстрационного типа.
Этот тип уроков – один из самых распространённых в моей работе на сегодняшний день. Для его проведения у меня есть кабинет, оснащенный компьютером с выходом в Интернет. На таком уроке информация может быть использована на любом его этапе, демонстрируется на большом экране. В качестве программного обеспечения я использую материалы готовых программных продуктов на CD, содержащих большой объём фото, видео, аудио информации по различным темам.
На уроках я использую различные электронные пособия:
№ | Название пособия |
1 | Электронный учебник-справочник. Алгебра 7-11 классы. КУДИЦ; |
| |
| |
2 | Математика 5-11 класс. Практикум. Фирма 1С при содействии НФПК |
| |
| |
| |
3 | Учебное электронное издание 5-11 классы. Дрофа при содействии НФПК; |
4 | Современный УМК «Математика 5-6»(серия «Все задачи школьной математики») |
5 | Современный УМК «Алгебра 7-9»(серия «Все задачи школьной математики») |
6 | Современный УМК «Алгебра и начала анализа 11. Итоговая аттестация выпускников» (серия «Все задачи школьной математики») |
7 | Математика. Часть 1.. Фирма 1С: Репетитор при содействии НФПК; |
8 | Учебное электронное пособие «Интерактивная математика 5-9»; |
9 | Современный УМК «Алгебра и начала анализа 10-11»(серия «Все задачи школьной математики») |
10 | Виртуальный наставник «Геометрия 10-11 класс» |
11 | Интерактивный тренинг – подготовка к ЕГЭ Математика |
12 | Виртуальный наставник «Алгебра 10-11»(Бука Софт) |
13 | Виртуальный наставник «Геометрия 7-9 класс» |
14 | «Открытая математика» (Стереометрия)(Физикон, версия 2.6) |
15 | Виртуальный наставник «Алгебра 7-9»(Бука Софт) |
16 | Математика. Сдаём ЕГЭ. |
17 | «Открытая математика» (Планиметрия)(Физикон, версия 2.6) |
18 | Проверь себя «Математика 5-6 классы» |
19 | Интерактивная математика 5-9 |
20 | Живая математика |
21 | Интерактивный тренажёр «Я умею строить графики!» |
22 | Интерактивный тренажёр «Я изучаю дроби!» |
23 | Учебное электронное издание «Новые возможности для усвоения курса математики!» |
Ещё более популярным стало использование презентаций к урокам. Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала. При её систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения. При объяснении нового материала я часто использую презентации. Прежде чем начать просмотр, я ставлю перед учащимися конкретные вопросы, ответы на которые дети в ходе просмотра презентации должны найти самостоятельно. Это позволяет мобилизовать внимание учащихся, проверить степень понимания материала презентации, при необходимости вернуться к отдельным слайдам, содержание которых требует комментария, объяснения. Уроки такого типа просто незаменимы сегодня. Ещё К.Д.Ушинский говорил: «Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются».
2. Уроки компьютерного тестирования.
Одним из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школ является тестирование. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Решая тесты ученик получает объективную оценку знаний и умений. Конфиденциальность результатов благоприятно сказывается на психическом здоровье ребенка. Именно поэтому я использую уроки компьютерного тестирования. Для проведения такого типа уроков необходимо наличие одного, ещё лучше двух компьютеров, так как учащийся класса должен работать на таком уроке только индивидуально. Большим подспорьем в подготовке таких уроков тестовые программы. У меня имеются диски с тестами ЕГЭ по предметам, итоговые тесты по математике. Однако наличие компьютерной программы, позволяющей самим создавать подобные тесты, значительно упрощает задачу.
3. Уроки тренинга или конструирования.
Этот тип уроков я провожу в компьютерном классе, с целью формирования прочных ЗУН у учащихся. Программным обеспечением является диск НФПК «Математика 5-11», позволяющая решать определённый тип задач. Как правило, на уроках математики это тренажёр для решения задач определённого типа или среда для решения конструктивных задач, задач на построение в курсе геометрии, алгебры при построении графиков функций. На таких уроках учащиеся индивидуально или в группе работают с какой то конструктивной средой с целью отработки навыка в решении задач или достижения какой-то конструктивной цели.
4. Работа с интерактивной доской.
Интерактивная доска – это не просто сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру. Это и активное обучение – способ организации учебного процесса, когда учащиеся получают знания не только от преподавателя, а используемые формы, методы и средства стимулируют учебный процесс, учитывают индивидуальные особенности учащихся и обеспечивают требуемый уровень мотивации.
Интерактивная доска:
Является заменителем проектора – на неё можно проецировать любую презентацию;
Является заменителем обычной доски – на ней можно писать маркером;
Является сенсорным монитором для подключенного ПК. Движения пером равносильны движению мышью по экрану монитора;
Имеет собственное программное обеспечение.
Интерактивную доску я использую, в следующих направлениях:
Активное вовлечение учащихся. Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивной доски.
Презентации, демонстрации. Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.
Улучшение темпа и течения занятия.
Правильная работа с интерактивной доской может помочь проверить знания учащихся (например, тренажер устного счета) При этом опрос становится увлекательным и динамичным, так как на интерактивной доске легко можно передвигать объекты, надписи, добавлять комментарии к текстам.
Итак, интерактивная доска – ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает излагать новый материал живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов. Преподаватель и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно.
5. Уроки с использованием Интернет-ресурсов Для проведения таких уроков необходимо наличие компьютерного класса, свободный доступ в Интернет. Такие уроки дают возможность свободного выхода в глобальную сеть; возможность быстро найти нужную информацию; возможность проверить свои знания. На таких уроках сильная группа получает задание найти на данном сайте информацию к уроку (обычно, я заранее прошу ребят поискать данную информацию), либо тестирование режиме on-line.
Использование компьютерной техники открывает огромные возможности для педагога: компьютер может взять на себя функцию контроля знаний, поможет сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся. Эффективность обучения обеспечивается за счет рационального использования времени урока, наглядности, возможности быстрого перехода от одной части урока к другой.
Использование ИКТ на уроке позволяет: - активизировать познавательную деятельность учащихся;
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- повысить объем выполняемой работы на уроке;
- усовершенствовать контроль знаний;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Средства ИКТ обеспечивают и повышают эффективность обучения. И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знаний учащихся. Информатизация образовательного процесса - это реальность сегодняшнего дня. Включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным, занимательным, создает у детей бодрое, рабочее настроение. Облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Вывод: Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.
Но, однако, не следует забывать и вот о чем. Особое внимание на уроке с применением ИКТ должно уделяться здоровьесберегающим технологиям. При организации урока необходимо учитывать соблюдение как санитарно-гигиенических, технических, так и эргономических требований к уроку. Проведение физминуток, зарядки для глаз на таких уроках крайне необходимы. Следует чередовать формы деятельности обучающихся при работе с ИКТ-средствами. Например, 20 минут теоретического изложения, опроса, 15-20 минут работы с ПК или интерактивной доской. Но не факт, что использование компьютера на уроке дает возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Легких путей в науку нет. Необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
По данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения качества знаний и повышение познавательной активности учащихся.
Учащиеся принимают активное участие в различных конкурсах, интеллектуальных марафонах, активно посещают факультативные занятия, выполняют исследовательские работы.
1. Наблюдается стабильность и динамика качества знаний и успеваемости учащихся:
Учебный год | Предмет | Качество обучения | Успеваемость(%) |
2008-2009 | Математика | 50% | 100% |
2009-2010 | Математика | 50% | 100% |
2010-2011 | Математика | 57% | 100% |
Активное участие учащихся в предметных конкурсах различного уровня:
Название конкурса | Дата проведения | Ф.И.О., класс | Уровень участия | Результат |
Международная математическая игра-конкурс «Кенгуру» | 2007-2008 | Васильева А., 9 класс | Район | 2 место, сертификат участника |
Яббарова З., 9 класс | Район | 3 место, сертификат участника |
2010-2011 | Гатауллин И., 5 класс | Район | 1 место, сертификат участника |
Галявутдинова А., 7 класс | Район | 1 место, сертификат участника |
Всероссийская олимпиада по математике «Пифагор» | 2010-2011 | Давлетшина А., 7 класс | Район | 1 место, сертификат участника |
Гатина Алсу., 7 класс | Район | 2 место, сертификат участника |
Габидуллин Рамиль | Район | 2 место, сертификат участника |
Интернет-тур Межрегиональной предметной олимпиады КФУ по математике | 2010-2011 | Мустафин Ранас | Межрегиональный | Допуск в очный тур, итоговый протокол |
Результаты предметных олимпиад:
Дата проведения | Предмет | Ф.И.О. участника, класс | Уровень участия |
2007-2008 | Математика | Небылицина Роза, 10б класс | Район, 2 место Республиканский, сертификат участника |
Результаты ЕГЭ за последние три года:
Год | Предмет | Количество сдававших, % от общего количества выпускников | Средний балл | Количество обучающихся, набравших более 80 баллов | Ф.И.О. ученика, имеющего высокий результат, балл |
2009-2010 | Математика | 55чел.,100% | По лицею 46,5 | 0 | 1.Небылицина Роза Владимировна, 69 баллов |
По РТ 45,1 |
По РФ 47,5 |
2010-2011 | Математика | 17чел.,46% | По лицею 55,88 | 0 | 1.Мустафин Ранас Наилевич,77 баллов |
По РТ 45,1 |
По РФ 44,0 |
Результаты ГИА за последние три года:
Учебный год | Предмет | Численность участников ГИА | Качество обученности по итогам ГИА (% учащихся, получивших оценки «4» и 5» по итогам ГИА, в общей численности участников ГИА) | Успеваемость по итогам ГИА (% учащихся, не набравших минимальное количество баллов и получивших оценку «2», в общей численности участников ГИА) | | | | |
2007-2008 | Алгебра | 24чел. | 75% | 100% | | | |
2008-2009 | Алгебра | 13чел. | 92% | 100% | | | |
Использование современных технологий, современных методов и форм обучения и воспитания учащихся позволяют мне решать те задачи, которые я перед собой поставила.
Главный принцип моей педагогической деятельности - вера в ученика, в его познавательные силы. Главная задача - своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки познавательного интереса, который побуждает желание узнавать новое, учиться.
Радость познания передает своим ученикам учитель. Я учусь вместе со своими учениками. Без постоянного совершенствования невозможно состояться как личности, как профессионалу, как наставнику. Профессия педагога обязывает к постоянному обучению и познанию нового. Нельзя останавливаться на достигнутом.
Изучение теоретического материала, повышение своего методического уровня путем самообразования, посещения курсов повышения квалификации и участия в проблемных семинарах, профессиональных конкурсах дают возможность для дальнейшего самосовершенствования.
Информатика и ИКТ – это области знаний, которые идут вперёд стремительными шагами и, чтобы угнаться за ними, необходимо всё время учиться. Участие в научно-практических конференциях, семинарах позволяет мне, как учителю, не только поведать коллегам о своей работе, но и услышать оценку своей деятельности. Обмен опытом с единомышленниками позволяет узнавать новые интересные приёмы, методы, новшества, которые каждый открывает для себя ежедневным кропотливым трудом.
Таким образом, использование информационных технологий в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Но все же, при всех положительных моментах использования ИКТ, считаю, что активным творческим началом на любом уроке были и остаются учитель и
его ученики.
10