Цели: - Расширить знания учащихся; - Развивать познавательный интерес, интеллект; - Воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний; - Показать необходимость знаний по математике в различных областях
Программа вечера: - выступление учителя «Нужна ли математика в жизни?» - выступление учащихся: а) Математика и природа. б) Математика и экономика. в) Математика и архитектура. - Математическая викторина. - Математические игры. - Подведение итогов. Награждение победителей.
Оборудование: - Презентация (Приложение); - Плакаты-высказывания ученых о математике; - Таблица: норма продуктов питания на одного человека в день, средняя калорийность продуктов питания (на 100гр) - Предметы быта различной геометрической формы: треугольной, квадратной, в виде призмы, пирамиды, цилиндра, конуса, шара; - Видеофильм «Практическое применение математики».
Ход вечера: - Нужна ли математика в жизни? - Выступление учащихся а) Математика и природа. б) Математика и экономика. в) Математика и архитектура.
Заморочки из бочки (математическая викторина)
Задачи, оцениваемые в 1 балл
1. Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья осталось бы сколько дней, сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой же сегодня день?
2. Два мальчика играли на гитарах, а один на балалайке. На чем играл Юра, если Миша с Петей и Петя с Юрой играли на разных инструментах?
3. Петя и Миша имеют фамилию Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на год старше Белова?
4. Шел муж с женой, да брат с сестрой. Несли 3 яблока и разделили поровну. Сколько было людей?
5. В каком случае сумма двух чисел равна первому слагаемому?
Задачи, оцениваемые в 2 балла В слове МАТЕМАТИКА стерли 6 букв (возможно, среди них были одинаковые). Оставшиеся буквы переписали в обратном порядке. Что не могло получится? а) КАМА; б) КИМА; в)АТЕМ; г)ТЕМА; д)ТАЕТ. В клетках квадрата 4x4 написали цифры 0 и 1 так, что в каждой строке и каждом столбце оказалось по 2 единицы и по 2 нуля. Потом некоторые цифры стерли, а две- обозначали буквами X и Y. Чему равны X и Y? а) Х=У=1; б) Х=1, У=0; в) Х=0, У=1; г) Х=У=0 Чем является число 27 для числа 3? а) квадратом; б) треугольником; в) кругом; г) кубом; д)шаром
1
1
1
X
Y
0
4. При возведении в квадрат а) число всегда увеличивается; б) число всегда уменьшается; в) число всегда изменяется; г) изменяются все числа, кроме одного; д) изменяются все числа, кроме двух. 5. Пусть х * у = х√у. чему равно (√18 * 2) * 3 а) 6 √2; б) 6 ; в) 6 √3; г) 18 √2; д) 18 6. a, b, c – стороны треугольника. Известно, что (a+b+c)*(a+b-c)=3a*b. Какой угол лежит против стороны с? а) 150°; б) 30°; в)45°; г) 60°; д) 90°. 7. За один шаг автомат умеет выполнять одну из четырех операций: либо умножить данное число на 2, либо умножить данное число на 3, либо возвести его в квадрат, либо в куб. Что может получится после 5 шагов если начать с числа 15? а) 2 8 * 3 5 * 5 6 ; б) 2* 3 4 * 5 2 ; в) 2 8 * 3 4 *5 2 ;г) 2*3 2 *5 6 ; д) 2 6 *3 6 *5 4
Математические игры
Продукты
Калорийность, в кал.
Апельсин
30
Виноград
60
Говядина
Капуста
166
Картофель
20
Масло
63
742
Молоко
Макароны
65
Помидоры
338
20
Яблоки
Сметана
45
Хлеб(черный)
336
190
Хлеб(белый)
240
Яйцо
79
Сахар
405
Колбаса вареная
176
СоставТЕ меню для семьи из трех человек (мать – учитель, отец – слесарь, дочь – ученица 10 класса) на день, т. е. завтрак, обед и ужин. Цены на продукты взять из собственного опыта. Составить смету и определить сколько надо этой семье тратить денег на питание в месяц. Люди умственного труда тратят в сутки в среднем 3000 калорий. Люди физического труда – 3500-4000 калорий. Средняя калорийность продуктов питания (на 100гр)
Продукты
Норма, кг
Хлеб
0,55
Крупа
0,05
Картофель
0,30
Овощи
Фрукты
0,35
0,20
Сахар
0,09
Мясо
0,15
Молоко
0,30
Масло
0,05
Рыба
0,10
«Угадывание задуманного числа» - Задумайте число. - Удвойте его к полученному произведению прибавьте 5. - Полученный результат увеличьте в 5 раз, после чего прибавьте 10. - Эту сумму возьмите 10 раз, а получившееся число сообщите.
«Угадывание дня рождения» - Умножьте число даты своего рождения на 2, а полученный результат умножьте на 10. - К полученному произведению прибавьте 73. - Всю эту сумму умножьте на 5. - К произведению прибавьте номер месяца своего рождения. - Сообщите получившееся число.
«Дележ верблюдов» Старик, имевший трех сыновей, распорядился, чтобы они после его смерти поделили принадлежавших ему верблюдов так, чтобы старшему досталась половина всех верблюдов. Старик умер и оставил 17 верблюдов. Сыновья начали дележ, но оказалось, что число 17 не делится ни на 2, ни на 3, ни на 9. В недоумении, как им быть, братья обратились к мудрецу. Тот приехал к ним на собственном верблюде, внимательно выслушал и разделил по завещанию. Как ему это удалось?
Литература - Занимательная математика. 5-11 классы. (Как сделать уроки математики нескучными) Авт.-сост. Т. Д. Гаврилов. - Отдыхаем с математикой: внеклассная работа по математике в 5-11 классах/ Авт.-сост. М. А. Иченская. - Предметные недели в школе. Математика / Сост. Л. В. Гончарова. - Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А. П. Савин.