Отработка приемов вычислений квадратов и кубов чисел, закрепление умений выполнять вычисления, зная порядок выполнения действий, если в выражении есть квадраты и кубы чисел.
Развитие логического мышления, познавательной активности, творческих способностей.
Воспитание самостоятельности, интереса к предмету.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок теоретических, практических и самостоятельных работ
Оборудование:
Печатные бланки, карточки, таблицы, карточки для устного счета, компьютер.
Урок проводится в компьютерном классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи, умение работать в коллективе.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, карточки с заданиями.
Участвуют две команды. У каждой команды – название, девиз, приветствие, капитан. За каждый правильный ответ команда получает баллы.
Выигрывает команда, которая наберет наибольшее количество баллов.
Вступительное слово.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Разрешите поздравить вас с праздником. Сегодня мы славим математику, царицу всех наук. И в честь неё мы устраиваем нашу интеллектуально – развлекательную игру под названием “Математика – царица наук!”Издавна люди называют математику царицей наук, потому что математика применяется в различных областях знаний.
О, математика земная, гордись прекрасная, собой. Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой. Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли, Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли! В веках овеяна ты славой, светило всех земных светил. Тебя царицей величавой недаром Гаусс окрестил. Строга, логична, величава, стройна в полёте, как стрела
Твоя не меркнувшая слава в веках бессмертье обрела. Я славлю разум человека, дела его волшебных рук, Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук!
Внимание! Внимание! Приглашаем всех мальчишек и девчонок на веселый праздник математики. Не забудьте взять с собой быстроту, находчивость, смекалку.
Организационный момент.
Капитанов прошу представить свои команды.
Представление команд
Команда 1.
1 Капитан:
Наша команда – «Квадрат»
Девиз:
Капитан. У нашего «Квадрата»
Все стороны равны.
Все: И наши все ребята
Дружбою сильны.
Приветствие:
Наша команда «Квадрат»
Приветствует собравшихся ребят.
Желаем всем победить,
А себе — не проиграть.
Команда 2.
2 Капитан. Наша команда - «Круг».
Девиз:
Все: «В кругу друзей лучше считать,
легче решать и побеждать!
Приветствие:
Желаем нынче воспитать
Такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать,
Измерить и исчислить.
Учитель. Наши команды уже готовы к состязаниям. Это лучшие математики, которые не унывают, быстро считают, хорошо решают задачи, любознательны, живут всегда весело и дружно. Познакомьтесь с судейской коллегией. Начинаем разминку:
II. Основная часть
Конкурс: «Разминка»
Команды получают по одному баллу за верный ответ. Если не знаете ответа, право ответа переходит следующей команде.
1.- Стоит в поле дуб. На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (Нисколько) - Если у стола отпилить 1 угол, то сколько углов останется? (5) - Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое) - Два человека играли в шашки 4 часа. Сколько часов играл каждый из них? (4 часа) - Что легче: один килограмм ваты или один килограмм железа? (Равны)
-Какая цифра, если перевернуть сверху вниз, уменьшится на 3? (Цифра 9.)
- Какие часы показывают верное время только 2 раза в сутки? (Часы, которые остановились.)
- Когда мы смотрим на число 3, а говорим «пятнадцать»? (Когда смотрим на часы.)
- Фигура, у которой все углы прямые, а все стороны равны? (Квадрат)
- Какую «неизвестную» букву латинского алфавита чаще всего используют на уроках математики? (Х)
- Единица измерения скорости? (км/ч)
- Сколько концов у двух с половиной палок? (6)
- Сколько чудес света создано людьми? (7)
2. Сколько треугольников на чертеже? (48)
3. Сколько квадратов на чертеже? (6)
4. Какая фигура лишняя? (куб)
2. Конкурс: «Цифры в пословицах и поговорках»
В пословицах и поговорках заключена вековая мудрость русского народа, а числовые данные придают им более яркий, реальный смысл.
Каждой команде вручается карточка с пословицами и поговорками, в которых пропущены числа. Ваша задача вставить необходимые данные.
… за всех и все за … .
… в поле не воин.
За … зайцами погонишься, ни … не поймаешь.
… сапога – пара.
… голова – хорошо, а … лучше.
Скупой платит …, а лентяй … работает.
Бог любит … .
Обещанного … года ждут.
Знать, как свои … пальцев.
… раз отмерь, … раз отрежь.
… … не ждут.
В … царстве, в … государстве.
Подведение итога конкурса, слово жюри.
3.Задачидля наших команд. Команды слушают внимательно задание, совещаются, выстраивают точный ответ, поднимают руку – если готовы отвечать. Выкрики не принимаются за ответ, если ни одна команда не сможет ответить на вопрос - будет приниматься помощь болельщиков, которая тоже будет оцениваться нашим жюри.
- Задача 1. В корзине 4 яблока. Как разделить их между четырьмя девочками так, чтобы каждая из них получила по яблоку, и одно яблоко осталось в корзине?
Дети. Одной девочке достанется корзина с яблоком.
-Задача-шутка 2. Шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Сколько людей направлялось в Москву?
Дети. В Москву шла одна баба.
-Задача-шутка 3. Рядом стоят две курицы: одна – головой к северу, другая – головой к югу. Могут ли они увидеть друг друга, не поворачивая головы?
Дети. Да, ведь они стоят головой друг к другу. (Показывает рисунок).
-Задача 4. Два отца, два сына съели за завтраком 3 яйца. Причем каждому из них досталось по целому яйцу. Как это могло случится?
Дети. За завтраком три человека – дед, отец и сын.
- Предлагаем жюри оценить смекалку и мышление наших конкурсантов - ждем оценок, ведь разминка окончена.
Ф и з м и н у т к а
4. Конкурс: «Разгадай зашифрованное слово».Командам нужно разгадать зашифрованное слово и объяснить, что это слово значит. Пока команды расшифровывают загадочное слово, мы поиграем со зрителями. Проверим , знают ли они математику.
Задание команде 5 класса
150 + 230 = - и 280 : 10 = - е
100 х 6 = - а 256 + 123 = - и
800 – 300 = - г 10 х 80 = - н
1000 : 100 = - г
Г
и
г
и
е
н
а
500
379
10
380
28
800
600
Задание команде 6 класса
2400 : 100 = - р 3300 : 10 = - з
1000 х 6 = - ь 10 х 700 = - в
4900 – 1800 = -о 6800 – 1600 = - о
56 х 100 = - д 421 + 4248 = -е
З
д
о
р
о
в
ь
е
330
5600
5200
24
3100
7000
6000
4669
5. Вопросы для зрителей.(Разгадай математическую загадку.)
- Пять братцев в одном домике живут (варежка). - Четыре крыла, а не бабочка, крыльями машет, а ни с места (ветряная мельница). - Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук). - На четырех ногах стою, ходить вовсе не могу (стол или стул). - На два пальца меня надевают и что нужно мной разрезают (ножницы). - Восемь ног, как восемь рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк, покупайте, мухи, шелк (паук). - Двое в небе ходят кругом, но не видятся друг с другом (солнце и луна).
- Говорил учитель Ире, что два больше, чем… (4)
- Мышь считает дырки в сыре: три плюс две – всего…(5)
- Любит рыбу кот Василий,
В день съедает он 4
Сколько съест он за 5 дней?
Посчитайте по скорей. (20)
- Ёжик по грибы пошёл
И 6 рыжиков нашёл
3 он положил в корзинку,
Остальные же - на спинку.
Сколько рыжиков везёт
На своих иголках ёж? (6-3=3)
- Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра - акробатка?
Если на голову встанет
Ровно на три меньше станет. (Девятка)
- Нет углов у меня, И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо. Кто же я такой, друзья?(Круг)
- Он давно знаком со мной, Каждый угол в нем - прямой. Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам его представить рад, А зовут его... (Квадрат)
Команда «Круг»
5.Конкурс «Соотнесите примеры с ответом»
1200 + 2300 4000 12 5800 + 3300
40 : 5 25534950 5778 +2412
2625 - 72 35002500 6 х 2
3000 + 1000 88190 8000 - 3050
Команда «Квадрат»
937 + 50 157 470 300 + 300
3 х 5 340 2 700 - 200
140 + 200 987 500 50 + 420
167 - 10 15600 14 : 7
6. Конкурс капитанов
Как песня не может прожить без баяна, Команда не может без капитана!
Задания для капитанов:
Разгадать ребусы
Ответить на вопросы.
Для капитана 5 класса:
Сколько цифр вы знаете? (Десять)
Результат сложения? (Сумма)
Сколько секунд в минуте? (60)
Сколько сантиметров в метре? (100).
Сколько лет в одном веке? (100)
Название третьего месяца летних каникул? (август)
Наибольшее двузначное число? (99)
Сколько времён года? (4)
На уроках будешь спать, за ответ получишь… (2)
Для капитана 6 класса:
Сколько минут в часе? (60)
Результат вычитания? (Разность)
Сколько нулей в записи числа миллион? (6)
Над чертой дроби – числитель, а под чертой – … (знаменатель)
Бывают дроби правильные, а бывают – …. (неправильные)
Прибор для построения окружности? (Циркуль)
Сколько граммов в килограмме? (1000)
Сколько месяцев в году? Назови их. (12)
Меньше в десять раз, чем метр, всем известно… (см)
Пока капитаны соревнуются между собой, команда тоже не отдыхает. Играют в игру «Кто быстрее?»
Конкурс «Кто быстрее?»
56 : 7 81 : 9
х 5 + 41
- 13 : 5
: 9 х 7
+ 170 - 12
? ?
8. Конкурс «Пословицы»
Каждой команде выдаются конверты с пословицей, которая разрезана на слова. Участники должны догадаться, какая пословица им выдана. Каждый участник берет по одной карточке со словом, дети выстраиваются по порядку, чтобы получилась пословица. Выигрывает команда, которая быстрее и правильно справилась с заданием.
Команда «Круг»
Мудрым ни кто не родился, а научился
Команда «Квадрат»
Человек уму учится весь век.
III. Заключительная часть. Подведение итогов. Награждение команд.
Наши соревнования веселых и находчивых закончились.
Итак, в веселых математических соревнованиях наши команды добились таких результатов
Подсчитывается количество набранных очков и выбирается команда- победитель. Слово жюри.