В нашей гимназии проходят предметные недели. Учащиеся школы с нетерпением их ждут. Свои способности могут проявить все гимназисты без исключения. Во время предметной недели математики проводим, в основном, внеурочные мероприятия, которые позволяют расширить кругозор учащихся, проявить свои творческие способности, повысить интерес к предмету. Данное мероприятие может быть заключительным и к нему могут быть привлечены все дети.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Математический вечер для предметной недели»
Математический вечер для учащихся 6-8 классов
(проводится в рамках предметной недели)
План проведения мероприятия:
1. Торжественная часть:
а) Подведение итогов работы кружков и факультативов.
б) Награждение победителей олимпиад, конкурсов, активных участников математических мероприятий.
2. Концерт
3. Конкурс факиров.
4. Игры, конкурсы
Концерт
I. Вступление (чтецы на авансцене)
Ракета небо прочеркнула,
Ей в космос путь давно не нов.
Не слышно рокота и гула
Уж из-за облачных ковров …
И укрощенный мирный атом
Послушен разуму людей,
Над Падуном, плотиной сжатой
Свет электрический огней!
Все это – плод людских исканий,
Все это создано не вдруг
Могучей силой точных знаний
И мастерством рабочих рук!
И прежде чем, заметьте кстати,
Ракете той был дан прицел,
Ее маршрутом математик
На крыльях формул пролетел
Сухие строки уравнений –
В них сила разума влилась.
В них – объяснения явлений,
Вещей разгаданная связь.
II. Песня «Арифметика» музыка Вайнберга
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлетать,
Нужно многое знать,
Нужно много уметь.
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука а-риф-ме-ти-ка.
Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу плывут
Сквозь туман и метель?
Потому что, потому что,
Вы заметьте-ка,
Капитанам помогает а-риф-ме-ти-ка.
Чтоб врачом, продавцом,
Или летчиком стать,
Нужно прежде всего
Арифметику знать,
И на свете нет профессий
Вы заметьте-ка,
Где бы вам не пригодилась арифметика.
III. М.Борзаковский «Баллада о математике».
Как воздух математика нужна.
Одной отваги мало.
Расчеты!
И цель поражена
Могучими ударами металла.
И войну припомнилось на миг,
Как школьником мечтал в часы ученья
О подвиге,
О шквалах огневых,
О яростном порыве наступленья
Но строг учитель был,
И каждый раз он обрывал мальчишку резковато.
«Мечтать довольно!
Повтори рассказ
О свойствах круга и квадрата!»
И воином любовь сбережена
К учителю, далекому, седому.
Как воздух, математика нужна
Сегодня офицеру молодому!
IV. Вл. Лифшиц «Три десятых»
Действующие лица:
- основной ведущий
- ученик Костя Жигалин
- ведущие
Ведущий 1:
Это кто из портфеля
Швыряет в досаде
Ненавистный задачник,
Пенал и тетради
И сует свой дневник,
Не краснея при этом,
Под дубовый буфет,
Чтоб лежал под буфетом?
Ведущий 2:
Познакомьтесь, пожалуйста:
Костя Жигалин
Жертва вечных придирок,-
Он снова провален
И шипит
На растрепанный глядя задачник:
Костя:
Просто мне не везет!
Просто я – неудачник!
Ведущий 1:
В чем причина обиды его и досады?
Костя:
Что ответ не сошелся
Лишь на три десятых!
Ведущий 2:
И к нему, безусловно,
Придирается строгая Марья Петровна.
Ведущий 1:
Три десятых …
Скажи про такую ошибку
И, пожалуй, на лицах
Увидишь улыбку.
Три десятых…
И все же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.
Входят ведущие:
Ведущий 1:
Если б, строя ваш дом,
Тот, в котором живете,
Архитектор ошибся в расчете,-
Что б случилось,
Ты знаешь ли, Костя Жигалин?
Костя:
Этот дом превратился бы в кучу развалин!
Ведущий 2:
Ты вступаешь на мост
Он надежен и прочен
И не будь инженер
В чертежах своих точен,
Ты бы, Костя,
Свалился в холодную реку.
Не сказал бы спасибо тому человеку!
Ведущий 3:
Вот турбина,
В ней вал токарями расточен.
Если б токарь в работе не очень был точен,
Совершилось бы, Костя,
Большое несчастье:
Костя:
Разнесло бы турбину на мелкие части!
Ведущие хором: Три десятых –
Один: И рухнут вагоны с откоса!
Хором: Три десятых –
Один: И стены возводятся косо!
Ведущий 4: Ошибись только на три десятых аптека, -
Костя:
Станет ядом лекарство, убьет человека!
Ведущий 5:
Мы громили и гнали
Фашистскую банду,
И твой дед подавал батарее команду.
Ошибись он при этом
Лишь на три десятых, -
Костя:
Не настигли б снаряды,
Фашистов проклятых.
Ведущий 1:
Ты подумай об этом, мой друг, хладнокровно,
И скажи – не права ль была Марья Петровна?
Ведущий 2:
Если честно подумаешь, Костя об этом,
То не долго лежать дневнику под буфетом!
V. Басня «Ученый кот» К. Анкудринов
У кошечки маленький котеночек подрос-
Как дальше быть? – возник вопрос.
Ловить мышей – такая штука,
Что тут нужна теперь наука.
Решила мать, что впору
Послать котенка в школу
И вот за партой в классе
Сидит пушистый Вася…
С усердием большим, как наказала мать,
Принялся кот науку постигать.
Он изучил до тонкости по темам
Строение мышей (по графикам и схемам),
Их чучела изготовлял из тряпок
В кружке «Умелых лапок».
Решал, едва не плача,
Он про бассейн задачу
(Сколь выльется сметаны,
Когда откроют краны).
Был в геометрии, как дома
Знал доказательств остроту,
Тригонометрия знакомы
Была ученому коту.
И через 10 лет, науками богат,
Понес наш кот домой из школы аттестат.
В это время у какой-то горки
Мышонок вылезал из норки.
Хоть Васька изучил машинный род по книгам,
Исконного врага узнал он все же мигом.
Но как его схватить?
Нельзя же прыгнуть сразу!
Тут надо применить научных знаний базу…
Вот неизвестного мышонка
За икс он принял очень тонко.
Затем в системе СГС
Нашел его удельный вес.
V – скорость, ускоренье – а.
(А брызги сыплются с пера!)
По теореме Пифагора
Он путь нашел довольно скоро,
Привел ответы, глядя в книгу,
К логарифмическому виду;
Вписал последнюю строку
И приготовился к прыжку…
Пока ученый кот над уравнениями бился,
Мышонок – неуч в норке скрылся,
Запомните, друзья, соль истины такой:
Теория мертва без практики живой.
VI. Инсценировка «Легенда о шахматной доске».
Действующие лица:
- индийский царь Шарем
- изобретатель шахмат
- старшина придворных математиков
- слуга
Царь (сидит за шахматной доской)
Замечательно! Замечательно! Я восхищен!
И эту игру изобрел мой подданный! (к слуге)
Позвать изобретателя сюда, я хочу наградить его за удачную выдумку.
(слуга удаляется, а потом возвращается с изобретателем)
Я желаю достойно вознаградить тебя, изобретатель,
За прекрасную игру, которую ты придумал.
(Изобретатель кланяется).
Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твое желание. Найду награду, которая тебя удовлетворяет, и ты получишь ее.
(Изобретатель молчит).
Не робей! Выскажи свое желание. Я не пожалею ничего, чтобы его выполнить.
Изобретатель:
Велика доброта твоя,
Вот мое желание, повелитель. Прикажи выдать за первую клетку шахматной доски одно пшеничной зерно.
Царь:
Просто пшеничное зерно.
Изобретатель:
Да, повелитель. За вторую клетку прикажите выдать два зерна, за третью четыре, за четвертую – 8, за пятую 16, за шестую – 32…
Царь (раздраженно):
Довольно! Ты получишь свое зерно за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию: за каждую вдвое больше против предыдущей. Но знай, что просьба твоя не достойна моей щедрости. Прося такую ничтожную награду, ты непочтительно пренебрегаешь моей милостью. Поистине, как мудрец, ты мог показать лучший пример уважения к доброте своего государя. Ступай, слуги мои вынесут тебе мешок с твоей пшеницей. (Изобретатель, улыбаясь, уходит).
Действие 2
Царь (слуге):
Унес ли безрассудный изобретатель свою награду?
Слуга:
Повелитель, приказание твое исполнится. Придворные математики исчисляют число следующих зерен.
Царь:
Медленно! Очень медленно. Быстрей, быстрей!
Действие 3
Вечер
Царь (слуге):
Давно ли изобретатель со своим мешком пшеницы покинул дворец?
Слуга:
Повелитель, математики твои трудятся без устали и надеются еще до рассвета закончить расчет.
Царь (гневно): Почему медлят с этим делом? Завтра, прежде чем я проснусь, все до последнего зерна должно быть выдано изобретателю! Я дважды не приказываю!
Действие 4
Утро
Слуга(у входа):
Повелитель, старшина придворных математиков просит выслушать важное донесение.
Царь: введите его.
(слуга удаляется и вводит старшину)
Царь:
Прежде, чем скажешь о своем деле, я желаю услышать, выдана наконец, изобретателю та ничтожная награда, которую он себе назначил?
Старшина:
Ради этого я осмелился явиться перед тобой в столь ранний час. Мы добросовестно исчислили все количество зерен, которое желает получить изобретатель. Число это так велико…
Царь (надменно):
Как бы ни было оно велико, житницы мои не оскудеют. Награда обещана, и должна быть выдана.
Старшина:
Не в твоей власти, повелитель, исполнить подобные желания. Во всех амбарах твоих нет, такого числа зерен, какое потребовал изобретатель. Нет его и в житницах целого государства. Не найдется такого числа зерен и на всем пространстве Земли. И если желаешь непременно выдать награду, то прикажи превратить земные пространства и пахотные поля, прикажи осушить моря и океаны, прикажи растопить льды и снега, покрывающие далекие северные пустыни. Пусть все пространство их сплошь будет засеяно пшеницей. И все, что родится на этих полях, прикажи выдать изобретателю. Тогда он получит свою награду.
Царь (с изумлением):
Назови же мне это чудовищное число!
Старшина:
18 квинтильонов, 446 квадриллионов 744 триллиона 73 миллиарда 709 миллионов 551 тысяча 615(развертывает свиток, на котором написано число 18446744073709551615). Если сделать амбар шириной в 10 локтей, длиной в 4 таких жезла, то амбар простирался бы дальше Солнца.
VII. Песня «Дважды два - четыре».
VIII. Инсценировка «Знаки» по мотивам новеллы Ф. Кривина.
Действующие лица:
Ведущий
Минус
Пятерка
Плюс
Знак Деления
Знак Умножения
Ведущий:
Я расскажу вам сейчас одну поучительную драматическую историю. Вы встретитесь со скромной Пятеркой и отчаянным и жестоким атаманом разбойников Минусом, который держит в страхе весь задачник. Вы увидите известного дельца и коммерсанта Плюса, который ничего и ни у кого не отнимает, а только складывает то, что отнимает Минус. Вы познакомитесь со Знаком Деления, который умеет даже 3 делить на 2 (конечно в свою пользу). И, конечно, вы будете иметь счастье познакомиться со Знаком Умножения – блюстителем закона в задачнике. Прошу внимания… Начинаем…
Стоит Пятерка, в задачнике что-то подсчитывает. Вокруг много знакомых цифр, они то и дело окликают Пятерку, справляются о здоровье, желают всего наилучшего. И вдруг …)
Минус: Стой! Отдай половину!
Пятерка (растерянно): Я стою, но почему Вы так со мной разговариваете?
Минус: А как с тобой разговаривать? Сказано - гони трояк, и баста! Или не узнала меня? Я – Минус. (Пятерка пятится в ужасе). Ну давай, а то отниму! (Отнимает у Пятерки три единицы). Я считаю – нечего считать, Я предпочитаю вы-чи- тать!
Плюс: Эге, да ты, я вижу, с добычей, Ну-ка, что там у тебя, выкладывай!
Минус: Да нет, куда мне спешить? Я просто не заметил Вас, извините.
Плюс: Ладно. Давай сколько там у тебя? (отбирает добычу и идет, напевая).
Я не сплю и не лежу,
Я за цифрами слежу,
Все они у меня в услужении.
Все, что хочешь, я сложу,
Я ничем не дорожу,
Потому, что я служу сложению!
(останавливается, хочет положить «заработок» в карман, но появляется Знак Деления).
Знак Деления: Кажется, у Вас есть что разделить?
Плюс (несмело): Какое есть? Жалкие 3 единицы.
Знак Деления: Всякое деяние – благо. Делитесь и умножайтесь, как сказано в чистописании, то бишь в арифметике.
Плюс: Но нас двое, а три на 2 не делится.
Знак Деления: Не унывайте, поделим. Давайте-ка сюда эту троицу.
Плюс (недоуменно): Каким же образом тройка делиться на 2?
Знак Деления:
Мать – и – матика
Мать – и – матика
Знак Умножения (сухо): У Вас отличное настроение!
Знак Деления: О, я счастлив Вас …
Знак Умножения: Тут ко мне приходила Двойка. Она была Пятеркой, но ее ограбили. Позаботьтесь о ней – это по вашей части. И, кроме тог, у Вас кое-что есть ко мне?
Знак Деления: Да так, ничего особенного. Пустяк… Три единицы.
Знак Умножения: Дайте их сюда – и можете идти (Поет)
Богатство нужно так нажить,
Чтоб никого не потревожить!
Умножить – значит, умно жить,
А умно жить – умножить! (Вслед Знаку Деления).
Так не забудьте об этой Пятерке! О той, которую ограбили!
Конкурс факиров.
Фокус 1.
Если сдвинуть полоски, то одна палочка – исчезнет. Куда она девалась?
Фокус 2. Таинственные кубики.
У факира несколько таких кубиков. Он предлагает кому – нибудь из зрителей сложить кубики столбиком и, взглянув на верхний кубик, сразу называют сумму чисел на невидимых гранях.
Фокус 6. Демонстрация головоломок из проволоки и пр.
Оформление помещения:
Математические газеты (можно объявить конкурс).
Плакаты с высказываниями:
«Пристальное, глубокое изучение природы есть источник самых плодотворных открытий математики».
Ш. Фурье
«Усилия точных наук направлены к тому, чтобы свести изучение природы к определению величин путем действий над числами».
К.Макевел
«… если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она скажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе».
М.И.Калинин
«Математика принадлежит к числу наук, имеющих громадное значение для выработки умения логически мыслить, делать обобщения».
Н.К.Крупская
«Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках о природе?»
Платон
«Никакое человеческое исследование не может называться настоящим знанием, если оно не прошло через математические доказательства».
Леонардо да Винчи
«Математика есть лучшее, и даже единственное введение в изучение природы».
Д.И.Писарев
«Полет – это математика». В.Чкалов
«Астрономия (как наука) стала существовать с тех пор, как она соединилась с математикой».
А.И.Герцен
«Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии». А.С.Пушкин
«В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии». Н.В.Жуковский
«Химия – правая рука физики, математика – ее глаз». М.В.Ломоносов
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». М.В.Ломоносов
«Математик, который не является в известной мере поэтом, никогда не будет настоящим математиком».
К.Вейерштрасс
« Математика – это язык, на котором говорят все точные науки». Н.И.Лобачевский
«Из всех языков мира самый лучший – это искусственный, весьма сжатый, язык математики».
Н.И.Лобачевский
«Только с алгеброй начинается строго математическое учение». Н.И.Лобачевский
«Как бы машина хорошо не работала, она может решать все требуемые от нее задачи, но она никогда не придумает, ни одной».
А.Энштейн
Математический вечер для проведения предметной недели Страница 11