kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Предметная неделя математики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Неделя математики.

 Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а также развивает интерес к изучаемому предмету. Неделя математики  мероприятие, которое  предполагает большую подготовительную  работу, во время которой дополнительно появляется возможность для сотрудничества и общения с учащимися, не связанного рамками программы и не ограниченного временем занятия. Но это только «одна сторона медали». «Вторая» - в том, что ребята получают возможность познакомиться  с другой математикой: более интересной и живой. Ведь материал для мероприятий, в большинстве своём, отбирается занимательного и исторического характера. Если умело спланировать предметную неделю, подготовить и провести мероприятия на должном уровне – можно быть уверенным, что кто-то из ребят посмотрит на математику другими глазами.

  В феврале  каждого учебного года  в нашей школе проводится «Неделя математики». За несколько дней до начала «Недели математики» вывешивается объявление о времени проведения ее и план проведения, а  также тщательно готовится все необходимое. А заканчивается  выявлением  и награждением победителей. Проведение предметных недель в нашей школе стало традицией. Они  способствуют развитию личностных качеств учащихся, сближению учителя и ученика.

Содержание  «Недели математики» в школе

Цель:  создание условий для развития интереса учащихся к математике.

Образовательные: закрепить знания учащихся по математике, полученные в школе, в игровой, занимательной форме.

Развивающие: развивать у учащихся логическое мышление, память, речь, смекалку, любознательность, используя умственно-гимнастические упражнения и задачи, формировать умения и навыки работы с учебной и энциклопедической литературой с целью поиска необходимого материала для выпуска стенгазеты, составления кроссворда, написания доклада, реферата.

Воспитательные: воспитывать у учащихся веру в свои силы; стремление к проявлению собственной инициативы; воспитывать умение работать в коллективе и выслушивать товарищей; адекватно реагировать на полученные результаты.

Задачи:

Активизация деятельности обучающихся.

Развитие познавательных и творческих способностей, остроты мышления и наблюдательности.

Воспитание культуры коллективного общения.

Оборудование:

- мультимедийный комплекс

План проведения Недели математики

Понедельник

     1.Устный журнал «Великие математики» (7,8,10 классы)

Вторник

    1.Игра «Поле чудес» (7и 8 классы)

Среда

  1.Игра « Математика и бизнесмен». (7и 8 классы)

Четверг

 1. Интеллектуальная игра «Черный ящик» ( 10 класс)

 

Пятница

1.Математический вечер ( игра «Счастливый случай»)

  

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Предметная неделя математики" »

Неделя математики.

 Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а также развивает интерес к изучаемому предмету. Неделя математики мероприятие, которое предполагает большую подготовительную  работу, во время которой дополнительно появляется возможность для сотрудничества и общения с учащимися, не связанного рамками программы и не ограниченного временем занятия. Но это только «одна сторона медали». «Вторая» - в том, что ребята получают возможность познакомиться  с другой математикой: более интересной и живой. Ведь материал для мероприятий, в большинстве своём, отбирается занимательного и исторического характера. Если умело спланировать предметную неделю, подготовить и провести мероприятия на должном уровне – можно быть уверенным, что кто-то из ребят посмотрит на математику другими глазами.

  В феврале каждого учебного года  в нашей школе проводится «Неделя математики». За несколько дней до начала «Недели математики» вывешивается объявление о времени проведения ее и план проведения, а  также тщательно готовится все необходимое. А заканчивается выявлением и награждением победителей. Проведение предметных недель в нашей школе стало традицией. Они  способствуют развитию личностных качеств учащихся, сближению учителя и ученика.

Содержание  «Недели математики» в школе

Цель:  создание условий для развития интереса учащихся к математике.

Образовательные: закрепить знания учащихся по математике, полученные в школе, в игровой, занимательной форме.

Развивающие: развивать у учащихся логическое мышление, память, речь, смекалку, любознательность, используя умственно-гимнастические упражнения и задачи, формировать умения и навыки работы с учебной и энциклопедической литературой с целью поиска необходимого материала для выпуска стенгазеты, составления кроссворда, написания доклада, реферата.

Воспитательные: воспитывать у учащихся веру в свои силы; стремление к проявлению собственной инициативы; воспитывать умение работать в коллективе и выслушивать товарищей; адекватно реагировать на полученные результаты.

Задачи:

Активизация деятельности обучающихся.

Развитие познавательных и творческих способностей, остроты мышления и наблюдательности.

Воспитание культуры коллективного общения.

Оборудование:

- мультимедийный комплекс

План проведения Недели математики

Понедельник

1.Устный журнал «Великие математики» (7,8,10 классы)

Вторник

1.Игра «Поле чудес» (7и 8 классы)

Среда

1.Игра « Математика и бизнесмен». (7и 8 классы)

Четверг

1. Интеллектуальная игра «Черный ящик» ( 10 класс)



Пятница

1.Математический вечер ( игра «Счастливый случай»)

Устный журнал


«Великие математики»

На уроке рассказ о любом математике почти всегда сопряжен с риском цейтнота. Причину этого поэт-романтик изумительно верно объясняет тем, что «о достойном любви предмете мы не можем достаточно наслушаться, достаточно наговориться. Мы радуемся всякому новому, меткому, возвеличивающему предметов». Каким же должен быть рассказ о Декарте, например, чтобы его можно было вместить в те учебные 45 минут, которые и без него пролетают, как миг? По нашему мнению, сказать нужно так:

«Декарт – философ и математик. В математике он явился одним из главных предшественников Ньютона и Лейбница. Кроме того, он положил начало учению о рефлексах; его бюст по просьбе И.П. Павлова был поставлен в Колтушах, у лаборатории великого физиолога. Он считается одним из основателей языка французской прозы. Начав с «влюбленности в поэзию», он остался ей верен, и последним его созданием была пьеса в стихах, написанная в Стокгольме. В области музыкальной эстетики ему принадлежит теоретическое обоснование учения об аффектах (зависимость эмоций от музыкальных темпов). Брат Декарта говорил, что недостойно брату парламентского советника унижаться до того, чтобы быть математиком….»

Все эти факты не обязательно сообщать на одном уроке.

Приведем еще несколько биографических миниатюр.



И. Ньютон

В рождественскую ночь 1642г. в Англии в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик такой величины, что его можно было искупать в пивной кружке. Через 22 года, во время Великой чумы 1664-1665 гг.. этот молодой человек, только что получивший в Кембридже звание бакалавра искусств, уехал в свою родную деревню Вулсторп. За эти два года он открыл здесь, что белый свет может быть разложен на лучи различных цветов, изобрел математический анализ, сформулировал закон всемирного тяготения, а затем вывел из него Кеплеровы законы движения планет. Этого молодого человека звали Исаак Ньютон. Надпись на его надгробии в Вестминстерском аббатстве, в Лондоне, гласит: «Пусть смертные радуются, что среди них жило такое украшение рода человеческого».

Известно, что членом Лондонского королевства общества был сподвижник Петра I, светлейший князь Александр Данилович Меньшиков. Его академический диплом был подписан президентом Королевского общества сэром Исааком Ньютоном.



Г.В. Лейбниц

Лейбниц пролагал новые пути как философ, юрист, теолог, историк, изобретатель, физик, естествоиспытатель, геолог, химик, политик, языковед, логик и наряду с этим как математик. В математике, где Лейбниц, по его собственным словам, был самоучкой, он изобрел анализ позже Ньютона, но независимо от него.

Петр I во время своих неоднократных встреч с Лейбницем в Германии (1697, 1711-1712,1716) консультировался с ним по вопросам распространения просвещения в России и плана создания Академии наук в Петербурге и пожаловал его званием тайного советника юстиции русской службы.



Н.И. Лобачевский

В течение двух тысячелетий Евклидова геометрия, непререкаемо воспринималась как единственно возможная. Кант, например, предъявлял в качестве, как он считал, философского доказательства пятого постулата тот факт, что он, Кант, не в состоянии представить себе противное…. Идеи Лобачевского поразили современников кажущиеся парадоксальностью, несоответствием с укоренившимися представлениями о пространстве. Гениальному математику до конца своих дней пришлось переживать драму новатора, не встречающего признания.



Пифагор

Для нас Пифагор (VI в. до н.э.) прежде всего математик. Его именем названы улицы в некоторых городах мира. Его родина – остров Самос в Эгейском море в наше время переименован в Пифагорейон. В связи с переименованием греческое почтовое управление выпустило марку с изображением известной фигуры, символизирующей теорему Пифагора.

В древности было иначе. Многочисленные легенды рисуют Пифагора, прежде всего как религиозного пророка.

Математика была одной из составных частей религии пифагорейцев. Бог, учили они, положил числа в основу и мирового порядка. Бог – это единство, а мир – множество и состоит из противоположностей. То, что приводит противоположности к единству, и соединяют все в космос, есть гармония. Гармония является божественной и заключается в числовых отношениях. Кто до конца изучит эту божественную числовую гармонию, сам станет божественным и бессмертным.

Музыка, гармония и числа были неразрывно связаны в учении пифагорейцев. Математика и числовая мистика были фантастически перемешаны в нем. Однако из этого мистического учения выросла точная наука поздних пифагорейцев.

Пифагор считал, что число есть сущность всех вещей, и что вселенная представляет собой гармоническую систему чисел и их отношений. Об этом положении Ф.Энгельс писал: «Подобно тому, как число подчинено определенным законам, так подчинена им вселенная; этим впервые высказывается мысль о закономерности вселенной».



Архимед

Архимед принадлежал к числу тех немногих гениев, творчество которых определило на века судьбу науки и тем самым судьбу человечества. В этом он похож с Ньютоном. Между творчеством обоих великих гениев можно привести далеко идущие параллели. Те же области интересов: математика, физика, астрономия, та же невероятная сила ума, способная проникать в глубь явлений, наконец, та же популярность среди самой широкой публики. Действительно, из всех математиков и физиков только Архимеда и Ньютона известны всему культурному человечеству, только с ними связано такое количество легенд и анекдотов.

Архимед был, одержим математикой. По словам Плутарха, он забывал о пище и совершенно не заботился о себе.

Исследования Архимеда относились к таким фундаментальным проблемам, как определение площадей, объемов, поверхностей, центров тяжести, касательных и экстремумов. Для решения проблем он создал интегральные и дифференциальные методы, которыми мы пользуемся до сих пор: метод верхних и нижних сумм, характеристических бесконечно малый треугольник для определения касательных, метод сведения задач на экстремумы к определению касательных. Дальнейший прогресс в этом направлении означал бы создание интегрального и дифференциального исчислений, но для этого не хватало многих условий, а в самом математике – аналитической базы: буквенного исчисления, освоения более широкого класса функций, создания аналитического аппарата для их выражения. Исследования Архимеда не получили развития в древности. Дважды человечество открывало вновь Архимеда, и дважды ученые делали попытки продвинуться дальше по открытому им пути: первый раз – на арабском Востоке, второй – в Европе XVI – XVII вв.



С.В. Ковалевская

Пожалуй, нет у нас школы без портрета С.В. Ковалевской. Ученики слышат о ней гораздо чаще, чем о любой другой женщине-математике. Девочку, если только она способный математик, независимо от её настоящего имени одноклассники именуют «наша Софья Ковалевская». В этом имени – восхищение явлением. Это имя – символ! Прежде всего, символ щедрого таланта и яркого самобытного характера. Вы ней одновременно жили математик и поэт. Они одновременно родились, росли, учились, писали научные работы и стихи, читали лекции в Стокгольме и там же вместе встретили несправедливо раннюю смерть.

Уже с детских лет в Ковалевской поражает безошибочность выбора целей и верность как будто рассчитанных шагов к ним. Её цели всегда отвечают её интересам и соответствуют её силам, но и требуют всех сил.

Математические результаты, премирование двумя академиями, сделали бы их автора знаменитостью, по крайней мере, на его родине в наше время. Во времена же Ковалевской об её успехе и о ней писал и говорил весь мир, как о неслыханном чуде. Её заслуги признала и Петербургская Академия. Но царские чиновники отказали ей в праве на университетскую кафедру в России потому, что она женщина.





Игра «Поле чудес»


Тема:

История возникновения и развития математики


Жюри-ученики 10-х классов.


Ход игры


1.Выбор участников игры.


На доске записаны два уравнения: 4,7у-(2,5у+12,4)=1,9; 3,5х-(2,3х-3,8)=4,28.

Первые девять участников, правильно решившие уравнения, приглашаются для участия в игре «Поле чудес».


2.Из 9 участников определяется первая «тройка»


Предлагается устно ответить на один из следующих вопросов:

1.Витя Верхоглядкин отыскал правильную дробь, которая больше 1, но держит свое «открытие в секрете».Почему? (Такой дроби нет.)

2.Из железа выплавили три куба с ребрами 3, 4 и5 дм. Потом их расплавили и выплавили один куб. Как вы думаете, чему равна длина его ребра? (6 дм.)

3.Витя Верхоглядкин провел 11 диаметров окружности. Потом он подсчитал число проведенных радиусов и получил число 21.Праильный ли его ответ?(нет)


По результатам ответов определяется первая «тройка» участников.


Задание 1.Когда и кем были «заново» изобретены десятичные дроби?

(Фламандским инженером и учёным Симоном Стевином в середине 16 в.)

на доске зашифровано слово «Стевин»(буквы помогает открывать помощник учителя).


Игра со зрителями.


Что означает латинское слово «градус»? («Ступень»; правильным можно считать ответ «шаг».Зашифровано слово «ступень».)


3.Вторая «тройка» определяется жеребьёвкой: оставшиеся 6 участников вытаскивают жетоны. Те, кому выпали жетоны с цифрами 1,2,3, включаются во вторую «тройку».

Задание 2.Кто изложил в России учение о десятичных дробях? (Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 г. В учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная».)

(на доске зашифровано слово «Магницкий».)


В каком городе и когда стали впервые измерять углы в градусах?(Более 3 тыс.лет назад в Вавилоне.)

(на доске зашифровано слово «Вавилон».)


4.Третью «тройку» составляют последние 3 ученика из 9.

Задание 3.Как называется прибор, выполнявший все четыре арифметических действия, который был создан в 1673 г. Немецким физиком и математиком ГотфридомВильгельмом Лейбницем? (Арифмометр)

На доске зашифровано слово «арифмометр»)

Игра со зрителями


В долине, какой реки в Древнем Египте было сосредоточено земледелие? (Нил)

(на доске зашифровано слово «Нил»)

Финальная игра


Играют победители в «тройках». Если определились только два победителя или один, то в финальной игре принимают участие победители игры со зрителями.


Задание. Науку об измерении расстояний, площадей, объемов, свойств различных геометрических фигур греки назвали геометрией. Что означает в переводе с греческого слово «геометрия». ( Землемерие)

Гео - земля , метрио - измеряю.

Суперигра


Вопрос. Как называется наука об измерении земли? (Геодезия)









«Математик и бизнесмен»

Правила игры

1.В игре участвуют две (и более) команды, каждая из которых представляет правление банка. Игроки каждой команды выбирают себе президента банка (т.е. капитана команды).

2.Президент имеет право принимать окончательное решение по данному заданию игры.

3.Командам предлагается по очереди выбирать себе задания различной стоимости (например, от 50 р. до 200 р.) в зависимости от сложности.

4.Стартовый капитал каждой команды-500 р.

5.Если команда даёт правильный ответ, то её капитал увеличивается на стоимость задания. Если ответ неправильный, то:

-капитал уменьшается на 100% стоимости задания, если другая команда даёт правильный ответ;

-капитал уменьшается на 50% стоимости задания, если другая команда не сможет ответить правильно.

6.Команда может продать своё задание сопернику или купить его задание по взаимному согласию.

7.На обдумывание задания даётся от 1 до 5 минут в зависимости от сложности.

8.Игра считается оконченной, если одна из команд обанкротилась или закончились все задания.

9.Победителем объявляется тот, в чьем банке будет больше «денег» по окончанию игры.

Задания

1.Какое число делится без остатка на любое целое число, отличное от нуля?

Ответ:0 (50 р.)

2.Найти число, одна треть которого составляет 12.

Ответ:36 (50 р.)

3.Разделить число 181 пополам так, чтобы в результате получилось 1.

Ответ:1 (100 р.)

4.Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе.

Ответ: 5 кг.(100 р.)

5.Используя все девять цифр и 0 (каждую из которых можно применять только один раз), запишите, возможно, меньшее число.

Ответ:1023456789 (50 р.)

6.Из двух селений навстречу друг другу выехали два велосипедиста: первый со скоростью 20 км/ч, второй-15 км/ч. Чему равно расстояние между ними за 2 ч. до встречи?

Ответ:70 км/ч.(120 р.)

7.Мальчик купил две книги, причём первая на 50% дороже второй. На сколько процентов вторая книга дешевле первой?

Ответ: на 33 1/3 % (200 р.)

8.Напишите девять цифр:1,2,3,4,5,6,7,8,9.Не меняя порядка этих цифр, расставьте между ними знаки «+»или « - «(всего 3 знака) так, чтобы в результате получилось100.

Ответ:123-45-67+89=100(200 р.)

9.Какое делимое и частное равны между собой?

Ответ: Когда делитель равен 1 или делимое равно 0.(50 р.)

10.В квартире есть настенные часы с боем. Они отбивают полные часы и одним ударом каждые полчаса. Сколько ударов отобьют часы за сутки?

Ответ:180 ударов (180 р.)

11.Как нужно расставить знак «+» в записи 987654321, чтобы получилась сумма 99?

Ответ: 9+8+7+65+4+3+1+2=99 (180 р.)

12.Часы с боем отбивают один удар за одну секунду. Сколько времени потребуется часам, чтобы отбить 12 часов?

Ответ:11 секунд (100 р.)

13.В семье у каждого из шести братьев есть по сестре. Сколько детей в этой семье?

Ответ:7 (100 р.)

14.Три разных числа сначала сложили, а затем их же перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа? Ответ:1,2,3 (30 р.)





































Математическая игра « Счастливый случай»


Гейм 1. «Дальше… Дальше… Дальше…» (вопросы задаются в течение 1 минуты)

Вопросы первой команде:

1. Дайте определение понятию «процент» (сотая часть числа)

2. Найдите 1% рубля. (1 копейка)

3. Число разрядов в классе. ( три)

4. Какой буквой записывалось число 50 в Древнем Риме. (L)

5. Формула площади прямоугольника со сторонами а и b. (S= ab)

6. Единица измерения скорости на море. ( узел)

7. Как найти неизвестное делимое? (частное • делимое)

8. Третья буква древнегреческого алфавита. ( γ –гамма)

9. Может ли при умножении получиться 0? (да)

10. Место, занимаемое цифрой в записи числа. (разряд)

11. Единица массы драгоценных камней. (карат)

12. Объем 1 кг воды. (литр)

13. Чему равно произведение 13·25·0·0,1 (0)

14. Что легче: 1кг ваты или 1 кг железа? (=)

15. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько км проехал ямщик?

(5 км )

16. К однозначному числу, большему 0, приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (в 11 раз)

17. Как найти неизвестное уменьшаемое? (вычитаемое + разность)

18. Прибор для вычисления углов. (транспортир)

19. Площадь прямоугольника 36 м2. Чему равна сторона квадрата с такой же площадью?

(6 м )

20. Что больше 34·54 или 43·55 ? (43·55)


Вопросы второй команде:

1.Найдите 1% метра. (1 см)

2. Какое число записывалось в Древнем Риме буквой D (500)

3. Чему равен пуд? (16 кг)

4. Формула периметра прямоугольника со сторонами а и b? (S=2(a+b))

5. Единица измерения объема нефти. (баррель, 159 л.)

6. Наименьшее натуральное число. (1)

7. Число, обращающее уравнение в верное равенство. (корень уравнения)

8. Чему равна сумма углов квадрата? (360° )

9. Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром. (радиус)

10. Масса 1 м3 воды. (тонна)

11. Может ли при делении получиться 0? (да)

12. Шла старуха в Москву. Навстречу ей -3 старика. Сколько человек шли в Москву? (1)

13. Чему равна ¼ часть часа? (15 минут)

14. Что больше: 1,8·5 или 5,1·2 ? (5,1·2)

15. К натуральному числу справа приписали три нуля. Во сколько раз увеличилось число?

(в 1000)

16. Как найти неизвестное вычитаемое? (уменьшаемое- разность)

17. Какую часть часа составляют 20 минут? (1/3)

18. Прибор для построения окружности (циркуль)

19. Площадь квадрата 49 см2.Чему равен его периметр? (28 см)

20. Периметр прямоугольника равен 64 м. Чему равна сторона квадрата с тем же периметром?

(16 м )



Гейм 2. «Заморочки из бочки»


Бочонок №______ Исчисление времени, казалось бы, не таит в себе никаких проблем. Сутки за сутками, год за годом. Древнеримские жрецы, ведавшие исчислением времени, произвольно удлиняли некоторые года, чтобы согласовать календарные даты с сезонными явлениями природы. Впервые порядок в счете времени был наведен в І веке до нашей эры. Один император постановил считать одни годы по 365 суток, а другие по 366, чередуя их по правилу: три года подряд - короткие, четвертый - длинный. Назовите имя этого императора.

(Гай Юлий Цезарь)

Бочонок №______ Комбинация математических знаков и букв, выражающая какое-либо предложение. (Формула)


Бочонок №______ Одно из основных математических понятий, выражающее зависимость между переменными величинами. (Функция)


Бочонок №______ Крупнейший математик ХҮΙΙΙ в., впервые использовавший обозначения sin и cos. (Леонард Эйлер)


Бочонок №______ Мини – гейм «Ты – мне, я – тебе».


Бочонок №______ Математик, который впервые ввел фигурные скобки.

(Франсуа Виет)


Бочонок №______ «Счастливый случай» (приз)


Бочонок №______ Предложение, принимаемое без логического доказательства в силу непосредственной убедительности. (Аксиома)


Бочонок №______ Установление истинности высказывания, суждения, проводимое по правилам и средствами логики. (Доказательство)


Гейм 3. «Темная лошадка»


1.Это математическое понятие в переводе с латинского означает «льняная нить».Что это за понятие? (Линия)

2.Это слово латинского, а вернее латинской формы греческого происхождения. Оно означает «бубен». Переведите слово «бубен» на латинский язык. (Ромб. Раньше бубны имели форму квадрата или ромба.)

3.Назовите фамилию известного русского писателя, окончившего естественно – математический факультет Московского университета. (А.С. Грибоедов.)

4.Кто впервые построил математическую теорию музыки? (Пифагор)


Музыкальная пауза. (Песня на мотив «Зайка моя»)


Плюсик ты мой, я - твой минус,

Конус ты мой, я – твой синус,

Ты аксиома, я – теорема,

Следствие ты, а я – лемма.

Ма-те-ма-ти-ка…


Припев: Я ночами плохо сплю,

Математику люблю,

Математику давно - давно люблю



Знание ты, я – шпаргалка,

Если ты ноль, то я палка,

Ты ордината, я – абсцисса,

Ты уголок, я – биссектриса.


Припев:


Частное ты, я делитель,

Ты знаменатель, я – числитель,

Ты мой кружок, я – твой сектор,

Ты модуль мой, я – вектор,

Ма-те-ма-ти-ка…


Припев:


Сумма моя, а я – разность,

Дольная ты, а я – кратность,

Ты гипотенуза, я – твой катет,

Терминов нам с тобой хватит.

Ма-те-ма-ти-ка…


Припев:


Гейм 4. «Гонка за лидером»

Вопросы для первой команды:

1. Чему равен угол в квадрате?

(90°)

2. Автор книги „Начала”?

(Евклид)

3. Утверждение, принимаемое без доказательств?

(Аксиома)

4. Что называют биссектрисой угла?

(Луч, исходящий из вершины угла, проходящий между его сторонами и делящий угол

пополам).


5. Что называется медианой треугольника?

(Отрезок, соединяющий вершину с серединой противолежащей стороны)


6. Чему равна длина окружности с радиусом R?

(l =2πR)

7. Наука, изучающая свойства фигур на плоскости?

(Планиметрия)

8. Что такое астролябия?

(прибор для измерения углов на местности)

9. Чему равна сумма углов параллелограмма?

(360°)

10. Зачем нужна рейсшина?

(для построения параллельных прямых)

11. Вычислите: 162-152

( (16 – 15 ) (16 +15) = 1· 31 = 31 )

12. Что такое абак?

(счёты)

13. Часть прямой, состоящая из точек, лежащих по одну сторону от данной точки (луч)

14. Решите уравнение: |х| = -1

(корней нет)

15. Мог ли Омар Хайям быть учеником Евклида?

(нет)

16. Что больше 5 или √28?

(√28)

17. Что такое алгебра?

(Наука о решении уравнений).

18. Площадь квадрата равна 100см2. Чему равен его периметр?

(40)

19. Как называется первая координата точки?

(абсцисса)

20. Разделите сто на половину

(100 : 1\2 = 200)


Вопросы для второй команды:

1. Как называется знак корня?

(радикал)

2. Чему равна площадь круга с радиусом R?

(S = πR2)

3. Как называется вторая координата точки?

(ордината)

4. Наука, изучающая свойства фигур в пространстве?

(стереометрия)

5. Что такое экер?

(прибор для построения прямых углов на плоскости)

6. Можно ли любой угол разделить точно на 3 равные части с помощью циркуля и линейки?

(нет)

7. Чему равен 1 фунт?

(400г)

8. Может ли угол параллелограмма быть равным 200°?

(нет)

9. Найти произведение : 7·8·125

(7000)

10. Найти корень уравнения : х2 = -8

(корней нет)

11. Как одним словом назвать сумму длин всех сторон?

(периметр)

12. Что собой представляет график функции : у = ķх+b?

(прямая линия)

13. Отрезок, соединяющий две точки окружности

(хорда)

14. Фигура, состоящая из всех точек плоскости, равноудаленных от одной точки?

(окружность)

15. Чему равны длины сторон египетского треугольника?

(3;4;5)

16. Переведите на древнегреческий язык слова „натянутая тетива”

(гипотенуза)

17. Что такое градус?

(1\180 часть угла)

18. В каком европейском городе есть улицы Пифагора, Архимеда, Ньютона и Коперника

( Амстердам)

19. Найдите число, если половина – треть его? (1,5)

20. Какой знак надо поставить между двойкой и тройкой, чтобы получилось число больше 2 и меньше 3? (запятая)

























Интеллектуальная игра «Черный ящик»


Цель: прививать познавательный интерес к математике, научить школьников мыслить логически, быстро принимать правильные решения, вызвать желание расширить свой кругозор.


Правила игры

В «черном ящике» находится какой-либо предмет, связанный с математикой. Ведущий задает сидящим в зале зрителям 8 наводящих вопросов-подсказок относительно предмета, находящегося в ящике. Цена подсказок за каждый вопрос постепенно падает на 10 очков: с 80 (первый вопрос) до 10 очков (последний вопрос). Выигрывает зритель, набравший наибольшее число очков.


Ведущий: В черном ящике находится предмет, о котором

1. «историк 20 века Роуз сказал: «Это задушевная беседа без слов, лихорадочная активность, триумф и трагедия, надежда и отчаяние, жизнь и смерть, поэзия и наука, Древний Восток и современная Европа»». (80 очков).

2. Источник множества интересных математических задач. Термины из этой области можно встретить в литературе по кибернетике, комбинаторике, программированию. (70 очков).

3. Когда в каждой семье можно будет найти эту игру, появится надежда на то, что со временем исчезнет скудность истинных государственных умов. (60 очков).

4. Родина-Индия. Возраст -15 столетий. Имя изобретателя – Сетта. Древнее название – чатуранга.( 50 очков).

5. Уроженец Праги по имени Стейниц первым прославил свое имя в связи с этой игрой. (40 очков).

6. Это постоянный спор «двух К».(30 очков).

7. Это дворцовая жизнь в миниатюре. (20 очков).

8. На квадратиках доски

Короли свели полки.

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков. (10 очков).

Комментарий ведущего: известен исторический факт: 16 декабря 1776 года произошло крупное сражение при Тринстоне между британской армией во главе с генералом Ролем и восставшими северо–американских колоний. Генерал Роль забыл прочесть донесение от своих разведчиков, так как был занят игрой в шахматы. И битва была проиграна.

Многие известные люди обожали играть в шахматы. Это Лев Толстой, И.Репин, Тургенев. Менделеев, куда бы он ни шел или ни ехал, всегда брал с собой шахматы.

Шахматы – символ мудрости и справедливости.

Все до сих пор спорят, что такое шахматы – искусство, спорт или игра? Для кого-то это труд, для кого-то - отдых. Однако очевидно, что для игры в шахматы нужны воля, упорство, настойчивость в достижении поставленной цели, хорошая память, логическое мышление, математические способности и, несомненно, талант.

Ведущий: 1.Год рождения игры, находящийся в черном ящике, 1974. (80 очков).

2. Изобретатель – архитектор, преподаватель ВУЗа. (70 очков).

3. Если играть без системы, то для достижения цели потребуются миллионы лет. (60 очков).

4. Используя определенную систему, можно достичь цели за 23 секунды. (50 очков).

5. Эта игра – наглядное пособие по математике, комбинаторике, программированию. (40 очков)

6. Игру называли «игрой столетия». Она полезный спутник в дальней дороге. (30 очков).

7. Внешний вид – правильный многогранник. (20 очков).

8. Состоит из 27 одинаковых кубиков шести цветов. (10 очков).

Комментарий ведущего: Преподаватель архитектуры из Будапешта Эрне Рубик придумал эту игру для развития пространственного воображения студентов. Одно время увлечение кубиком Рубика было всеобщим. В 1982 году проходил чемпионат мира по собиранию кубика Рубика. Лучшее время скоростной сборки кубика 22,95 секунды. Теоретически собрать кубик из любого положения можно не более, чем за 23 хода. Изобретатель этой игры прославился на весь мир.

Ведущий: В черном ящике находится

1. Древнейшее изобретение человечества. Его придумали римляне, правда, «размеры» данного изобретения были «несколько короче», нежели сейчас. (80 очков).

2. То, что лежит в этом ящике, много раз на протяжении тысячелетий претерпевало изменения. Но лишь в двух случаях человечество приняло это во внимание и запомнило. (70 очков).

3. Даты этих изменений известны: в первый раз – 46 год до н.э.; во второй раз – 1582 год.

(60 очков).

4. Эти даты связаны с именами известнейших людей: великого императора и папы римского.

(50 очков).

5. Это изобретение связано с системой счета больших промежутков времени, основанной на периодичности видимых движений небесных тел. (40 очков).

6. Изобретение это строго дискретно. В переводе с латинского языка это «долговая книга».

(30 очков).

7.. Имена тех, с кем связывают данное изобретение, Юлий Цезарь и папа римский

Григорий XIII. (20 очков).

8. До октябрьской революции в России использовали первую модификацию этого изобретения, а с 14.02.1918 г. и по сей день имеет место вторая модификация. (10 очков).

Комментарий ведущего: Речь идет о календаре. Его изобрели давным-давно астрономы, наблюдая за движением Солнца и Луны. В древности год длился 10 месяцев, он был короче, начинался с марта, что приводило к всевозможным несоответствиям и путанице. Юлий Цезарь

( в его честь назван месяц июль) в 45 году до н.э. и в 1582 г. папа римский Григорий XIII начинали новое летоисчисление. Надо отметить, что Юлий Цезарь воспользовался советом египетского астронома Созигена, а папа римский по советам итальянского врача и астронома Лилио. Существуют юлианский календарь и григорианский. В России до революции – юлианский период (счет времени по старому стилю), с 14.02.1918 г.- григорианский период (счет времени по новому стилю). Счет времени по старому и по новому стилю отличается на 13 суток.

Петр I своим указом повелевал 1 января 1700 года в Москве все дома украсить елкой и поздравить друг друга с новым годом и столетием.

Ведущий:1. Существует легенда о греческом изобретателе Дедале (мастер, сделавший крылья Икару) и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу и то, что лежит в черном ящике. За это он поплатился своей жизнью, так как завистливый дядя столкнул его высокого городского вала. (80 очков).

2. Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет. (70 очков).

3. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это впервые было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде.

(60 очков)

4. За многие сотни лет конструкция этого предмета практически не изменилась, настолько была совершенна. (50 очков).

5. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума. (40 очков).

6. Этот предмет незаменим в строительстве и архитектуре. (30 очков).

7. Известный писатель Ю.Олеша, автор «Трех толстяков», писал: «В бархатном ложе лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжелая голова. Я намереваюсь поднять его. Он неожиданно раскрывается и производит укол в руку». (20 очков).

8. Об этом предмете придумана загадка: «Сговорились две ноги делать дуги и круги».

(10 очков).

( циркуль).

Ведущий: 1. История предмета, находящегося в черном ящике, насчитывает тысячи лет. Вряд ли кто-то возьмет на себя смелость назвать имя изобретателя. В древности это называли клепсидрами. (80 очков).

2. Почти у каждого из нас есть эта замечательная вещь. (70 очков).

3. Эта вещь на протяжении веков совершенствовалась и претерпевала изменения, уменьшаясь в размерах, становясь унифицированной. В разное время в это внесли свою лепту Галилео Галилей, папа римский, инженер Кулибин. (60 очков).

4. В начале XX века поставщиком двора его величества этой важной вещи был владелец знаменитой фамилии. Спустя годы, его внук, знаменитый спортсмен, играющий в НХЛ, занялся наследственным бизнесом. (50 очков).

5. Эта вещь не имеет единственного числа. (40 очков).

6. В математике без этого предмета трудно обойтись. Особенно при решении задач на движение. (30 очков).

7. Этой вещи свойственны эпитеты: солнечные, водяные, песочные, механические, электронные, водонепроницаемые, противоударные. (20 очков).

8. Этому предмету посвящена загадка: «Весь день усами шевелят и время узнавать велят».

(10 очков).

Комментарий ведущего: Конечно же, это часы. Павел Буре, знаменитый хоккеист, занялся производством часов, и один из первых экземпляров своей продукции подарил Б.Н.Ельцину.

Самые первые часы на Земле – солнечные. Греческий философ Платон изобрел первый будильник и школьный звонок одновременно, чтобы в нужный момент можно было собрать своих учеников. Водяные часы, или клепсидры, состояли из двух сосудов. В первый сосуд наливали воду. Вытекая, она вытесняла воздух из второго сосуда; воздух по трубке устремлялся к флейте, она начинала звучать, и дети бежали на урок, услышав звуковой сигнал. Затем появились песочные, огневые, механические часы. Сегодня, кроме времени, часы могут показывать месяц, число, день недели, атмосферное давление, температуру воздуха, могут быть будильником.


Подведение итогов. Награждение победителя.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"Предметная неделя математики"

Автор: Калякина Ирина Михайловна

Дата: 30.11.2014

Номер свидетельства: 137425

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "«Неделя математики, физики, информатики». "
    ["seo_title"] => string(40) "niedielia-matiematiki-fiziki-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "184942"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426129389"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Предметная неделя математики в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(56) "priedmietnaia-niedielia-matiematiki-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "175986"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424347584"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Предметная неделя математики"
    ["seo_title"] => string(37) "priedmietnaia-niedielia-matiematiki-1"
    ["file_id"] => string(6) "259275"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448710066"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Предметная неделя математики в начальных классах "
    ["seo_title"] => string(58) "priedmietnaia-niedielia-matiematiki-v-nachal-nykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "107286"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403199746"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Математический вечер для предметной недели"
    ["seo_title"] => string(53) "matiematichieskii-viechier-dlia-priedmietnoi-niedieli"
    ["file_id"] => string(6) "252777"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447438122"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства