Просмотр содержимого документа
«Математический турнир среди 5-х классов»
Математический турнир среди 5-х классов Тип: Интеллектуальная игра «Турнир смекалистых»-для 5-х классов. Форма: Состязание Педагогические возможности: -Повышение уровня математического мышления. -Углубление теоретических знаний. -Расширение кругозора. -Возникновение интереса к математике. -Воспитание стремления к совершенствованию своих знаний. -Способ организации свободного досуга учащихся. -Сплочение коллектива. -Формирование дружеских, товарищеских отношений. -Выявление творческих организаторских способностей детей. Цели: 1.Формировать познавательную активность и широту кругозора. 2.Учить учащихся совместной деятельности, формировать дисциплинированность, ответственность за дело коллектива. 3.Учить рациональному использованию досуга. Подготовительный этап: В параллельных 5-х классах набираются команды по 6-8 человек. Каждая команда выбирает капитана, готовит название, девиз, рисует эмблему. Так же капитаны команд готовят по одному вопросу капитанам команд-соперниц. Учитель подбирает задания. Игровые действия: Вступление 1 Ведущий: Почему торжественность вокруг? Слышите, как быстро смолкла речь? Явился гость – царица всех наук, И не забыть нам радость этих встреч. 2 Ведущий: Есть о математике молва, Что она в порядок ум приводит, Потому хорошие слова Часто говорят о ней в народе. 1 Ведущий: Ты нам, математика, даешь, Для победы трудностей закалку, Учится с тобою молодежь, Развивать и волю, и смекалку. 2 Ведущий: И за то, что в творческом труде, Выручаешь в трудные моменты Мы сегодня искренне тебе, Посылаем гром аплодисментов. 1 Ведущий:(торжественно) Тем, кто учит математику, Тем, кто учит математике, Тем, кто любит математику, Тем, кто еще не знает, что может любить математику- Наш праздник посвящается! Сегодня в нашей интеллектуальной игре, которая будет проходить под девизом «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий.» встречаются 3 команды. 1.Приветствие Учитель: Счетный конкурс открываю, Добрый день, мои друзья! Три команды на турнире, Их сейчас представлю я. Чтоб нам игры не нарушать порядок Приветствия ваши мы выслушать рады.
Команды говорят название, девиз, объясняют смысл эмблемы. Учитель представляет жюри… (За приветствие оценка 5 баллов)
2.Разминка Учитель: Чтоб все в игре прошло без заминки, Её мы начнем, ну конечно, с разминки! Ну-ка, в сторону карандаши! Ни костяшек, ни ручек, ни мела. Устный счёт! Мы творим это дело! Только силой ума и души! Числа сходятся где-то во тьме, И глаза начинают светиться! И кругом только умные лица, Потому что считаем в уме. Условия конкурса: Ведущий зачитывает вопросы, командам надо ответить как можно на большее количество вопросов правильно. Отвечать надо быстро, если не знаете ответа, то говорите «дальше».(За каждый правильный ответ-1 балл).
Кто начнет игру, узнаем с помощью считалки: Раз, два, три, четыре, пять Мы собрались поиграть, К нам сороки прилетели, Начинать тебе велели.
Вопросы 1 команде: 1. Как называется результат сложения? (сумма) 2. Как называется прибор для измерения длины отрезков? (линейка) 3. Семь в квадрате? (49) 4. Что найдём, если расстояние разделим на скорость? (время) 5. 789*0=? (0) 6. Острый угол – это… (угол меньший 90˚) 7. Наибольшее двузначное число? (99) 8. Чему равен периметр квадрата со стороной 4 см? (16) 9. Сколько граммов в килограмме? (тысяча) 10. Сколько дней в году? (365 или 366)
Вопросы 2 команде: 1. Как называется результат вычисления? (разность) 2. Как называется прибор для измерения величин углов? (транспортир) 3. Восемь в квадрате? (64) 4. Что найдём, если расстояние разделим на время? (скорость) 5. 324*0=? (0) 6. Тупой угол – это… (угол больший 90˚) 7. Наименьшее двузначное число? (10) 8. Чему равен периметр прямоугольника, если его длина 3 см, а ширина 2 см? (10) 9. Сколько минут в часе? (60) 10. Что больше 2 дм или 23 см? (23 см)
Вопросы 3 команде: 1. Сколько цифр вы знаете? (10) 2. Наименьшее трехзначное число? (100) 3. Назовите результат деления? (частное) 4. Сколько лет в одном веке? (100) 5. Сколько нулей в записи числа миллион (6) 6. Прямой угол – это… (угол равный 90˚) 7. Что найдем, если скорость умножим на время? (расстояние) 8. Чему равна площадь квадрата со стороной 4 см? (16) 9. На какое число нельзя делить? (ноль) 10. Сколько часов в сутках? (24)
3.Помогай – ка Учитель: Число – как много в этом звуке, Для математики, друзья! Но и в простой, обычной жизни, Без математики нельзя! Все действия умеем делать, И складывать, и вычитать, И дроби все мы перемножим, Разделим и получим «пять». Условия конкурса: Команды получают карточку с заданием. Каждый участник команды решает по одному примеру. Участники могут помогать друг – другу. Когда команда выполнит все задания, капитан громко говорит «стоп» и другие команды сразу должны прекратить свою работу. Команда получает по одному очку за каждое правильно выполненное задание. Команда, закончившая работу первой, получает дополнительное очко.
Учитель: Пока команды работают, предоставим слово ведущим. 1 Ведущий: Не случайно ей такой почет, Это ей дано давать советы, Как хороший выполнить расчет, Для постройки здания, ракеты.
2 Ведущий: Стихотворение: «Математика повсюду» М. Борзаковский. Математика повсюду. Глазом только поведешь, И примеров сразу уйму Ты вокруг себя найдешь. Каждый день, вставая бодро, Начинаешь уж решать: Идти тихо или быстро, Что бы в класс не опоздать. Вот строительство большое. Прежде чем его начать, Нужно все еще подробно, Начертить и рассчитать. А иначе рамы будут с перекосом, Потолок провалится, А кому, друзья, скажите, Это может нравиться? Ох, скажу я вам, ребята, Все примеры не назвать, Но должно быть всем понятно, Что математику нам надо знать на пять. Если хочешь строить мост, Наблюдать движенье звезд, Управлять машиной в поле, Иль ввести машину ввысь, Хорошо работай в школе, Добросовестно учись.
4.Конкурс капитанов Учитель: Как песня не может прожить без баяна, Команда не может без капитана. Четвертый тур мы начинаем, Капитанов приглашаем. Будут трудные задачи, Пожелаем им удачи! Капитаны команд задают друг другу по одному вопросу (подготовленному дома). Правильный ответ – 1 балл. Далее капитаны играют в игру «Хлоп». Суть которой в том, что они называя по порядку натуральные числа, т. е названия которых содержат слово «3» или которые делятся на «3», заменяют на слово «хлоп». Победивший в этой игре капитан приносит своей команде призовой балл.
5.Заморочки из мешочка Учитель: Иногда заумные вопросы, Встречаются на жизненном пути, Но если взяться всей командой Решение легко найти. Условия конкурса: Члены команд по очереди вынимают бочонки с номерами. Ведущий зачитывает вопрос под этим номером. Бочонок №18 является счастливым, так как команда, не отвечая на вопрос, получает 1 балл. Если команда, вытащившая бочонок, посовещавшись, даёт верный ответ, ей начисляется 1 очко. В противном случае право ответа предоставляется игрокам другой команды.
Заморочки: 1. Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лощадь? 2. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько будет весить петух, стоя на 2 ногах? 3. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках. 4. Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? 5. Крышка стола имеет 4 угла. Если один из них отпилить, сколько будет углов у крышки? 6. Из пункта А в пункт В автомобиль ехал 1 час 20 минут, обратный путь он ехал с той же скоростью, но 80 минут. Почему? 7. Кирпич весит 2 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? 8. Врач прописал 3 укола. Через полчаса на укол. Через сколько часов будет сделан последний укол? 9. У Ивана было 10 овец. Все, кроме 9, околели. Сколько овец осталось у Ивана? 10. Если в 12 часов дня идет дождь, то можно ли утверждать, что через 36 часов будет солнечная погода? 11.Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? 12. Многие месяцы заканчиваются 30 или 31 числом. Сколько месяцев имеют 28 число? 13. Что легче пуд ваты или пуд железа? 14. Сколько горошин может войти в пустой стакан? 15. К 7 прибавить 5? Как правильно записать: «одиннадцать» или «адинадцать»? 16. Шла старушка в Москву, и навстречу ей 3 старика. Сколько человек шло в Москву? 17. Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? 18. Счастливый - …?
6.Последний конкурс «Закодированное слово» Учитель: Пусть всякий знает, Кто же лучше вычисляет? Мне задачки прочитать, Вам же нужно отгадать!
А
Б
В
Г
Д
Е
И
К
Л
М
Н
О
Р
Т
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1.Раскодируйте слова, зная ключ. Каждой команде даны карточки 1 Команда: 4.7.5. (гид) 8.6.5.13. (кедр) 8.11.7.4.1. (книга) 8.7.11.12. (кино) 10.12.14.12.13. (мотор)
Учитель: Вы, ребята, все устали, Много думали, считали, Отдохнуть уже пора! Наш последний тур «Игра». Составьте как можно больше слов из слова МАТЕМАТИКА. Пока команды готовятся инсценировка стихотворения. «Квадрат и треугольник». Жили – были два брата: Треугольник с квадратом. Старший – квадратный. Добродушный, приятный. Младший – треугольный, Вечно недовольный. Стал расспрашивать квадрат: «Почему ты злишься, брат?» Тот кричит ему: «смотри, Ты полней меня и шире. У меня углов лишь три, У тебя же их четыре!» Но квадрат ответил: «Брат! Я же старше, я квадрат». И сказал еще нежнее: «Неизвестно, кто нужней!» Но настала ночь, и к брату, Натыкаясь на столы, Младший лезет воровато Срезать старшему углы. Уходя сказал: «Приятных Я тебе желаю снов. Спать Ложился – был квадратом, А проснешься без углов!» Но на утро младший брат Страшной мести был не рад. Поглядел он – нет квадрата. Онемел…Стоял без слов… Вот так месть! Теперь у брата, Восемь новеньких углов.
Учитель: Вот закончилась игра Результат узнать пора Кто – же лучше всех трудился, И в турнире отличился?
Награждение: За участие в игре почетными грамотами награждаются все команды. Победители и побежденные так как не ударили в грязь лицом и набрали определенное количество баллов.