kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Математический конкурс «Магические квадраты и числа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка мероприятия реализуется через конкурс по математике среди учащихся 7-9 классов во внеурочную деятельность

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Математический конкурс «Магические квадраты и числа»»

Внеклассное мероприятие по математике
по теме: «Магические квадраты и числа».


Цели:

1. Расширить кругозор учащихся о магических числах и квадратах.

2. Развивать логическое мышление, смекалку, фантазию, творческие способности детей.

3. Прививать интерес к математике.

Задачи:

1.Изучить способы построения магических квадратов и чисел;

2. Рассмотреть возможные сферы их применения на практике.

Актуальность работы: магические числа и квадраты всегда привлекали внимание не столько своими математическими, сколько скрытыми в них по мнению многих мистическими свойствами. В современном мире теория магических квадратов теперь нашла своё новое применение в науке и обучении.

Гипотеза: для заполнения магического квадрата существуют специальные приемы, позволяющие это сделать быстро.

Научная новизна: данная тема мало изучена в школьном предмете математика, интерес к истории возникновения и решения магических квадратов.


Планируемые результаты деятельности учащихся:


предметные результаты: расширение и углубление знаний учащихся о магических числах и квадратах;


личностные результаты УУД: проявление познавательной инициативы на основе уже имеющихся знаний, жизненного опыта;


метапредметные результаты:

а) познавательные: выполнение заданий на основе рисунков, работа с источниками информации (энциклопедическим словарём), формирование математического мышления;

б) регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок, развитие навыков взаимодействия с соседом по парте и в группе;

в) коммуникативные: развитие математической речи (развернутые ответы, ответы на вопросы).  


Виды деятельности учащихся: рассматривание рисунков, иллюстраций, ответы на вопросы, воспроизведение чертежа по образцу, творческое выполнение задания по созданию фигуры; работа в паре, в группе; воспроизведение пословиц, высказывание предположений.


Оборудование: 

1) для учащихся - индивидуальные файлы, в которых находятся: чистый лист бумаги, конверт с  полосками разного цвета (оранжевый, жёлтый, зелёный по 2 полоски на каждый цвет, всего 6), заготовки для выполнения заданий учителя;

  2) для учителя-пословицы и крылатые выражения по теме урока, магические священные числа и квадраты в рисунках или на слайдах презентации;

  3) компьютер.

Оформление: фонограмма музыкальных произведений, плакаты с заданиями

Подготовка к уроку: разделить учеников класса на две команды, выбрать капитанов; для каждого отдельного конкурса приготовить пособия и карточки; таблицу для записи баллов каждой команды.

 

Ход занятия.

        I. Организация класса.

         - Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Сегодня вы узнаете много нового и интересного.

С понятием магического квадрата мы встретились при выполнении одной из олимпиадных работ по математике, заинтересовались историей возникновения, решениями и применениями их в жизни. Это вызвало у нас желание заняться исследовательской работой, чтобы раскрыть секреты и найти способы составления магических квадратов и магических чисел.

С древних времен многих ученых привлекала красота и удивительная точность числовых сочетаний. Одними из интереснейших вопросов теории чисел являются вопросы, связанные с магическими числами и квадратами. Священные, волшебные, загадочные, таинственные, совершенные.…Как только их не называли! Они привлекали естественной красотой, внутренней гармонией. Доступные, но по-прежнему непостижимые, скрывающие на первый взгляд, за кажущейся простотой, множества тайн.


Сегодня проведем игру, как вы думаете под каким названием и что мы будем изучать?

- «Магический квадрат».


Правила игры. В игре участвуют 2 команды по 6 человек. Придумайте название команд и выберите капитана. На это даю 1 минуту. Команды готовы? Итак, представьтесь первая команда _________, капитан ______________, вторая команда _________________, капитан _________________.

У каждой команды на этом занятии будет возможность почувствовать себя и вычислителем, и теоретиком, и филологом. Правила всех конкурсов разные и объясняться будут поэтапно. Итак, начнем игру Математический квадрат.

2



1 слайд. Игра Математический квадрат. Соревнование команд среди учащихся 7 а класса

2 слайд. Исторический (обяснить магический квадрат) Ребята! Давайте познакомимся с магическим квадратом

Объяснить смысл чисел на черепахе и квадрате!!!

3 слайд. На экране квадрат с числами от 1 до 16 – это задания – 16 этапов. Правило игры: Одна из команд начинает выбирать одно из 16 чисел и задание открывается, затем одновременно выполняют их обе команды. Следующее задание выбирает другая команда и т.д.

Начнет первой та команда, которая отгадает загадку:

Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны,
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).
Верно и быстрее ответила команда …..Вам предоставляется право открыть квадрат.

1 конкурс. Магия чисел.

В квадрате расставить данные числа, так, чтобы он стал магическим. Сколько успели, столько и получили баллов (1 минута).

3



2 конкурс. Головоломки со спичками (1 минута)

3 конкурс. Математическая эстафета.(5 минут)

Проверим ваши знания и умения в вычислениях. Команда, выполнившая верно задания получает 5 баллов.

4 конкурс. Отгадайте ребусы

Выполнять задание предлагается сообща. Ваша задача, вспомнив все свойства действий и цифр, разгадать шифры. Восстановите запись сложения. Надо учесть, что одинаковые буквы – одинаковые цифры, а разные буквы – разные цифры.

Ответ: 64975*3=194925

4

5 конкурс. Составь слово

6 Конкурс. Посчитай-ка

7 Конкурс. Поэзия в стихах.

Читать вслух с выражением. Для первой команды выразительно читать как стихи Пушкинские. Для второй команды читать весело


8 Конкурс. Проверка домашнего задания:

Сделать сообщение об магических числах 3 и 7


Ответ 1 команды: 

- Особенно большим почётом в древности была окружена семёрка. Когда-то она была предельным числом, что подтверждают пословицы «Лук от семи недуг»,

«Семеро одного не ждут», где «7» употребляется в значении «все». 7 стало священным числом. Его считали магическим. Возможно, это объяснялось ещё и тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, звуки, запахи, вкус) через 7 «отверстий» в голове (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри, рот).   

Древние города Рим и Киев были построены на 7 холмах.

Числу 7 приписывали знахари таинственную силу, когда давали больному 7 разных лекарств, настоянных на 7 травах и советовали пить 7 дней.  Отголоски почитания этой цифры дошли и до наших дней.

- Когда мы сейчас сталкиваемся  с числом 7?

В пословицах: 7 дней в неделе, 7 нот в музыке, 7 цветов радуги, 7 чудес света, ковш Большой медведицы составляют 7 звёзд, 7 планет.

7 разных видов домашних животных-овца, корова, лошадь, верблюд, як, верблюд, олень.

В человеке есть семь хороших и плохих качеств- добрый, смелый, трудолюбивый, дружелюбный, не жадный, приветливый,


Ответ 2 команды:

Цифра 3-одна из самых загадочных цифр. Считается, одной из самых удачливых и счастливых цифр. Она символизируется треугольником, который воплощает прошлое, настоящее и будущее, а в Древнем Вавилоне стали поклоняться трем божествам: Солнцу, Луне и Венере. Цифра 3 – знак триединства.

Тройка означает острый разум, развитую интуицию, талант и любовь к жизни.

Люди, рожденные под цифрой 3, могут быстро усваивать новые знания, любят науку, активный отдых.

 Едва ли не на каждой сказке появляется цифра 3 (3 богатыря, 3 мушкетера, Уш эртемниг оол, Тос шилги аъттыг Оскус-оол и т.д.).

Есть хороший обычай у тувинцев, с малых лет мальчик должен уметь бороться, скакать на коне и стрелять из лука, так же обычай подстригания волос в три года мальчикам;

Три формы материи: масса, поле и энергия;

трехмерность пространства: высота, длина и ширина;

Святая троица-Бог-отец, Бог-сын, Святой дух;

Земля держится на трех китах;

три периода жизни-молодость-зрелость-старость;

полноценную семью составляет три человека: отец, мать, ребенок.


  1. 9 Конкурс. Черный ящик

  2. То, что лежит в этом ящике было изобретено венгерским преподавателем архитектуры из Будапешта в 1975 году для развития пространственного воображения у студентов. В последствии, это изобретение получило большую популярность даже у самых маленьких детей. Что в этом ящике?

Ответ: Необыкновенно популярной головоломкой стал кубик Рубика (рис. 1), изобретенный в 1975 г. преподавателем архитектуры из Будапешта Эрне Рубиком для развития пространственного воображения у студентов. Кубик Рубика - это куб, как бы разрезанный на 27 одинаковых кубичков. В исходном положении каждая грань куба окрашена в один из 6 цветов. Остроумный механизм позволяет поворачивать любой слой из 9 кубичков, примыкающих к одной грани куба, вокруг ее центра (на рис.1 слегка повернут верхний слой); при этом цвета граней смешиваются. Задача состоит в том, чтобы вернуть разноцветные грани кубика в исходное положение.

Куб (др.-греч. κύβος) или правильный гексаэдр («правильный шестигранник» от др.-греч. ἑξάς— «шесть» и др.-греч. ἕδρα — «седалище, основание») — правильный многогранник, каждая грань которого представляет собой квадрат.

10. Конкурс капитанов. Веселый счет.

Кто в школе смог быть капитаном, тому открыты все пути; Владеть он будет океаном, Воздушным водным и земным!

В конкурсе участвуют капитаны от каждой команды. Побеждает та команда, игроки которой займут меньше времени на отыскивание числа по порядку от 1 до 40.
Вывешивается плакат с заданием.
Команда, победившая в этом конкурсе, получает бонус.

11 конкурс Эстафета..

Проводится так же в виде эстафеты. Задание аналогичное – расставить знаки действий, но в данном случае возможны скобки. Ученики обдумывают в полной тишине (за шум снимаются баллы) и если нашли ответ какого-нибудь примера, то подымают руку и с согласия учителя подходят к доске и выполняют задание. На выполнения конкурса отводится около 5 минут. Каждый правильно выполненный пример стоит 5 баллов. Решения разбираются тут же на занятии, если с какими-нибудь заданиями учащиеся не справились, то их разбирают на доске. Причем, если из учащихся той или иной команды кто-нибудь знает решение, ему предлагается показать его (именно для этого и происходит дальнейшее изучение заданий и своих, и соперника).


Ответ:12*3:4=9 (12+3)*4:5=12

12 Конкурс ВИКТОРИНА «КВАДРАТ»

Отвечая на предложенные вопросы, вам нужно воспользоваться словом квадрат (или производными от них).

◘ Назовите самую известную картину Казимира Малевича.

(«Чёрный квадрат».)

◘ Назовите способ посева ряда культур. 

(Квадратно-гнездовой метод.)

◘ Какую форму имеют предписывающие дорожные знаки?

  (Квадрата)

◘ Каре - это боевой порядок пехоты в виде ... Чего?

(Квадрата, одного или нескольких.)

◘ Как называют вторую степень числа?

(Квадрат)

◘ Как называется участок для взлёта вертолёта?  

(Взлётный квадрат.)

◘ Назовите один из популярных видов уравнений.

  (Квадратное уравнение.)

◘ Как называют широкую и приземистую фигуру?

(Квадратная)

◘ Чёрно-белый участок шахматной доски - это ... 

(Квадрат)

◘ Вычисление площади или поверхности фигуры - это ...

  (Квадратура)

◘ Какая геометрическая фигура дала название некогда популярному танцу кадриль? 

(Квадрат. По-французски quadrille. Танец с чётным количеством танцующих пар, располагающихся одна против другой.)

◘ Как называют вид математической головоломки в виде таблицы с числами?

(Магический квадрат.)

13. Конкурс Мыслитель.

а)Написать крылатые выражения, пословицы, поговорки с числами

б) Работа с пословицами.

  - А теперь проверим, как вы знаете пословицы и крылатые выражения.

- Назовите по очереди пословицы, поговорки и крылатые выражения.

Примеры:

 7 раз отмерь, 1 раз отрежь;

Лиса семерых волков проведет;

Семь пятниц на неделе;

Семеро одного не ждут;

Семеро с ложкой –один с сожкой;

7 чудес света;

У 7 нянек дитя без глазу;

На 7 небе от счастья;

За 7 вёрст киселя хлебать;

7 пядей во лбу;

3 дня – не три года;

За ученого трех неученых дают, да и то не берут;

Хвастуну цена- три копейки;

Не узнавай друга в три дня- узнавай в 3 года;

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени 3 дня.

- Молодцы!


14 конкурс. Музыкальная пауза . По очереди спеть песни, в которых есть числа.


Конкурс начинает команда с меньшим количеством баллов. Команды по очереди поют песни, и побеждает та команда, которая последняя исполняет песню. За победу команда получает 5 баллов, за проигрыш – 3 балла.

В течение 1 минуты вспоминают песни, в которых встречаются числительные, но вспомнить нужно хотя бы четыре строки.

Примеры:

1.«Учат в школе». ( К 4 + 2)
2. «Вместе весело шагать по просторам». ( Раз дощечка, два – дощечка).
3. «Крокодил Гена». ( И подарит 500 эскимо).
4. «В траве сидел кузнечик». (Он ел одну лишь травку).
5. «Дважды два – четыре».

6. Чеди-Хаан.

7.Чеди-Тей.

8.Алдан-Маадырлар…

9.40 аътты чарыштырган..

10.Чангыс хадын..

11. Максим Мунзук. Алдан-Харлыг ашак мен...

15 конкурс. Переход хода

16 конкурс. Вычислительный

Каждой команде раздается шаблон магического квадрата и время на решение задания 3 минуты. По истечении времени на доске рассматриваются все четыре задания. Если какая-то из групп не справилась, то квадрат заполняется всеми учениками класса. Построить волшебный квадрат 3*3, зная, что магическая константа равна 15 и 21.

Домашнее задание: Подготовить сообщения об магических числах 9,12,108.

Подведение итогов

Подсчитываются баллы. Победитель поздравляется с победой, а проигравшие участники награждаются – за участие.


  Итог занятия.

 - Занятие подошло к концу. Какое теперь у вас настроение? Изменилось с тем, какое было в начале занятия или нет? (Дети наклеивают полоску ещё раз).

  - Как вы думаете, почему оно у вас изменилось?

  - Я вами довольна. Молодцы!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Математический конкурс «Магические квадраты и числа»

Автор: Баланова Людмила Викторовна

Дата: 13.02.2020

Номер свидетельства: 539451

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Внеклассное мероприятие по математике "Математический КВН" "
    ["seo_title"] => string(66) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-matiematikie-matiematichieskii-kvn"
    ["file_id"] => string(6) "150038"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420387113"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Внеклассное мероприятие для 5-6 классов математическая игра "Считай, смекай, отгадывай!" "
    ["seo_title"] => string(97) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-dlia-5-6-klassov-matiematichieskaia-ighra-schitai-smiekai-otghadyvai"
    ["file_id"] => string(6) "223159"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1437330180"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "интеллектуальная карусель "
    ["seo_title"] => string(28) "intielliektual-naia-karusiel"
    ["file_id"] => string(6) "155651"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421310017"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Факультатив "Занимательная математика" "
    ["seo_title"] => string(39) "fakul-tativ-zanimatiel-naia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "117374"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412779750"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ. "
    ["seo_title"] => string(132) "razvitiie-intielliektual-nykh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-chieriez-sistiemu-vnieklassnoi-raboty-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "117061"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412694590"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1630 руб.
2500 руб.
1350 руб.
2070 руб.
1560 руб.
2400 руб.
1730 руб.
2660 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства