Внеклассное мероприятие по математике по теме: «Магические квадраты и числа». Цели: 1. Расширить кругозор учащихся о магических числах и квадратах. 2. Развивать логическое мышление, смекалку, фантазию, творческие способности детей. 3. Прививать интерес к математике. Задачи: 1.Изучить способы построения магических квадратов и чисел; 2. Рассмотреть возможные сферы их применения на практике. Актуальность работы: магические числа и квадраты всегда привлекали внимание не столько своими математическими, сколько скрытыми в них по мнению многих мистическими свойствами. В современном мире теория магических квадратов теперь нашла своё новое применение в науке и обучении. Гипотеза: для заполнения магического квадрата существуют специальные приемы, позволяющие это сделать быстро. Научная новизна: данная тема мало изучена в школьном предмете математика, интерес к истории возникновения и решения магических квадратов. Планируемые результаты деятельности учащихся: предметные результаты: расширение и углубление знаний учащихся о магических числах и квадратах; личностные результаты УУД: проявление познавательной инициативы на основе уже имеющихся знаний, жизненного опыта; метапредметные результаты: а) познавательные: выполнение заданий на основе рисунков, работа с источниками информации (энциклопедическим словарём), формирование математического мышления; б) регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок, развитие навыков взаимодействия с соседом по парте и в группе; в) коммуникативные: развитие математической речи (развернутые ответы, ответы на вопросы). Виды деятельности учащихся: рассматривание рисунков, иллюстраций, ответы на вопросы, воспроизведение чертежа по образцу, творческое выполнение задания по созданию фигуры; работа в паре, в группе; воспроизведение пословиц, высказывание предположений. Оборудование: 1) для учащихся - индивидуальные файлы, в которых находятся: чистый лист бумаги, конверт с полосками разного цвета (оранжевый, жёлтый, зелёный по 2 полоски на каждый цвет, всего 6), заготовки для выполнения заданий учителя; 2) для учителя-пословицы и крылатые выражения по теме урока, магические священные числа и квадраты в рисунках или на слайдах презентации; 3) компьютер. Оформление: фонограмма музыкальных произведений, плакаты с заданиями Подготовка к уроку: разделить учеников класса на две команды, выбрать капитанов; для каждого отдельного конкурса приготовить пособия и карточки; таблицу для записи баллов каждой команды. Ход занятия. I. Организация класса. - Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Сегодня вы узнаете много нового и интересного. С понятием магического квадрата мы встретились при выполнении одной из олимпиадных работ по математике, заинтересовались историей возникновения, решениями и применениями их в жизни. Это вызвало у нас желание заняться исследовательской работой, чтобы раскрыть секреты и найти способы составления магических квадратов и магических чисел. С древних времен многих ученых привлекала красота и удивительная точность числовых сочетаний. Одними из интереснейших вопросов теории чисел являются вопросы, связанные с магическими числами и квадратами. Священные, волшебные, загадочные, таинственные, совершенные.…Как только их не называли! Они привлекали естественной красотой, внутренней гармонией. Доступные, но по-прежнему непостижимые, скрывающие на первый взгляд, за кажущейся простотой, множества тайн. Сегодня проведем игру, как вы думаете под каким названием и что мы будем изучать? - «Магический квадрат». Правила игры. В игре участвуют 2 команды по 6 человек. Придумайте название команд и выберите капитана. На это даю 1 минуту. Команды готовы? Итак, представьтесь первая команда _________, капитан ______________, вторая команда _________________, капитан _________________. У каждой команды на этом занятии будет возможность почувствовать себя и вычислителем, и теоретиком, и филологом. Правила всех конкурсов разные и объясняться будут поэтапно. Итак, начнем игру Математический квадрат. 2 1 слайд. Игра Математический квадрат. Соревнование команд среди учащихся 7 а класса 2 слайд. Исторический (обяснить магический квадрат) Ребята! Давайте познакомимся с магическим квадратом Объяснить смысл чисел на черепахе и квадрате!!! 3 слайд. На экране квадрат с числами от 1 до 16 – это задания – 16 этапов. Правило игры: Одна из команд начинает выбирать одно из 16 чисел и задание открывается, затем одновременно выполняют их обе команды. Следующее задание выбирает другая команда и т.д. Начнет первой та команда, которая отгадает загадку: Я фигура – хоть куда, Очень ровная всегда, Все углы во мне равны, И четыре стороны. Кубик – мой любимый брат, Потому что я…. (квадрат). Верно и быстрее ответила команда …..Вам предоставляется право открыть квадрат. 1 конкурс. Магия чисел. В квадрате расставить данные числа, так, чтобы он стал магическим. Сколько успели, столько и получили баллов (1 минута). 3 2 конкурс. Головоломки со спичками (1 минута) 3 конкурс. Математическая эстафета.(5 минут) Проверим ваши знания и умения в вычислениях. Команда, выполнившая верно задания получает 5 баллов. 4 конкурс. Отгадайте ребусы Выполнять задание предлагается сообща. Ваша задача, вспомнив все свойства действий и цифр, разгадать шифры. Восстановите запись сложения. Надо учесть, что одинаковые буквы – одинаковые цифры, а разные буквы – разные цифры. Ответ: 64975*3=194925 4 5 конкурс. Составь слово 6 Конкурс. Посчитай-ка 7 Конкурс. Поэзия в стихах. Читать вслух с выражением. Для первой команды выразительно читать как стихи Пушкинские. Для второй команды читать весело 8 Конкурс. Проверка домашнего задания: Сделать сообщение об магических числах 3 и 7 Ответ 1 команды: - Особенно большим почётом в древности была окружена семёрка. Когда-то она была предельным числом, что подтверждают пословицы «Лук от семи недуг», «Семеро одного не ждут», где «7» употребляется в значении «все». 7 стало священным числом. Его считали магическим. Возможно, это объяснялось ещё и тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, звуки, запахи, вкус) через 7 «отверстий» в голове (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри, рот). Древние города Рим и Киев были построены на 7 холмах. Числу 7 приписывали знахари таинственную силу, когда давали больному 7 разных лекарств, настоянных на 7 травах и советовали пить 7 дней. Отголоски почитания этой цифры дошли и до наших дней. - Когда мы сейчас сталкиваемся с числом 7? В пословицах: 7 дней в неделе, 7 нот в музыке, 7 цветов радуги, 7 чудес света, ковш Большой медведицы составляют 7 звёзд, 7 планет. 7 разных видов домашних животных-овца, корова, лошадь, верблюд, як, верблюд, олень. В человеке есть семь хороших и плохих качеств- добрый, смелый, трудолюбивый, дружелюбный, не жадный, приветливый, Ответ 2 команды: Цифра 3-одна из самых загадочных цифр. Считается, одной из самых удачливых и счастливых цифр. Она символизируется треугольником, который воплощает прошлое, настоящее и будущее, а в Древнем Вавилоне стали поклоняться трем божествам: Солнцу, Луне и Венере. Цифра 3 – знак триединства. Тройка означает острый разум, развитую интуицию, талант и любовь к жизни. Люди, рожденные под цифрой 3, могут быстро усваивать новые знания, любят науку, активный отдых. Едва ли не на каждой сказке появляется цифра 3 (3 богатыря, 3 мушкетера, Уш эртемниг оол, Тос шилги аъттыг Оскус-оол и т.д.). Есть хороший обычай у тувинцев, с малых лет мальчик должен уметь бороться, скакать на коне и стрелять из лука, так же обычай подстригания волос в три года мальчикам; Три формы материи: масса, поле и энергия; трехмерность пространства: высота, длина и ширина; Святая троица-Бог-отец, Бог-сын, Святой дух; Земля держится на трех китах; три периода жизни-молодость-зрелость-старость; полноценную семью составляет три человека: отец, мать, ребенок. 9 Конкурс. Черный ящик То, что лежит в этом ящике было изобретено венгерским преподавателем архитектуры из Будапешта в 1975 году для развития пространственного воображения у студентов. В последствии, это изобретение получило большую популярность даже у самых маленьких детей. Что в этом ящике? Ответ: Необыкновенно популярной головоломкой стал кубик Рубика (рис. 1), изобретенный в 1975 г. преподавателем архитектуры из Будапешта Эрне Рубиком для развития пространственного воображения у студентов. Кубик Рубика - это куб, как бы разрезанный на 27 одинаковых кубичков. В исходном положении каждая грань куба окрашена в один из 6 цветов. Остроумный механизм позволяет поворачивать любой слой из 9 кубичков, примыкающих к одной грани куба, вокруг ее центра (на рис.1 слегка повернут верхний слой); при этом цвета граней смешиваются. Задача состоит в том, чтобы вернуть разноцветные грани кубика в исходное положение. Куб (др.-греч. κύβος) или правильный гексаэдр («правильный шестигранник» от др.-греч. ἑξάς— «шесть» и др.-греч. ἕδρα — «седалище, основание») — правильный многогранник, каждая грань которого представляет собой квадрат. 10. Конкурс капитанов. Веселый счет. Кто в школе смог быть капитаном, тому открыты все пути; Владеть он будет океаном, Воздушным водным и земным! В конкурсе участвуют капитаны от каждой команды. Побеждает та команда, игроки которой займут меньше времени на отыскивание числа по порядку от 1 до 40. Вывешивается плакат с заданием. Команда, победившая в этом конкурсе, получает бонус. 11 конкурс Эстафета.. Проводится так же в виде эстафеты. Задание аналогичное – расставить знаки действий, но в данном случае возможны скобки. Ученики обдумывают в полной тишине (за шум снимаются баллы) и если нашли ответ какого-нибудь примера, то подымают руку и с согласия учителя подходят к доске и выполняют задание. На выполнения конкурса отводится около 5 минут. Каждый правильно выполненный пример стоит 5 баллов. Решения разбираются тут же на занятии, если с какими-нибудь заданиями учащиеся не справились, то их разбирают на доске. Причем, если из учащихся той или иной команды кто-нибудь знает решение, ему предлагается показать его (именно для этого и происходит дальнейшее изучение заданий и своих, и соперника). Ответ:12*3:4=9 (12+3)*4:5=12 12 Конкурс ВИКТОРИНА «КВАДРАТ» Отвечая на предложенные вопросы, вам нужно воспользоваться словом квадрат (или производными от них). ◘ Назовите самую известную картину Казимира Малевича. («Чёрный квадрат».) ◘ Назовите способ посева ряда культур. (Квадратно-гнездовой метод.) ◘ Какую форму имеют предписывающие дорожные знаки? (Квадрата) ◘ Каре - это боевой порядок пехоты в виде ... Чего? (Квадрата, одного или нескольких.) ◘ Как называют вторую степень числа? (Квадрат) ◘ Как называется участок для взлёта вертолёта? (Взлётный квадрат.) ◘ Назовите один из популярных видов уравнений. (Квадратное уравнение.) ◘ Как называют широкую и приземистую фигуру? (Квадратная) ◘ Чёрно-белый участок шахматной доски - это ... (Квадрат) ◘ Вычисление площади или поверхности фигуры - это ... (Квадратура) ◘ Какая геометрическая фигура дала название некогда популярному танцу кадриль? (Квадрат. По-французски quadrille. Танец с чётным количеством танцующих пар, располагающихся одна против другой.) ◘ Как называют вид математической головоломки в виде таблицы с числами? (Магический квадрат.) 13. Конкурс Мыслитель. а)Написать крылатые выражения, пословицы, поговорки с числами б) Работа с пословицами. - А теперь проверим, как вы знаете пословицы и крылатые выражения. - Назовите по очереди пословицы, поговорки и крылатые выражения. Примеры: 7 раз отмерь, 1 раз отрежь; Лиса семерых волков проведет; Семь пятниц на неделе; Семеро одного не ждут; Семеро с ложкой –один с сожкой; 7 чудес света; У 7 нянек дитя без глазу; На 7 небе от счастья; За 7 вёрст киселя хлебать; 7 пядей во лбу; 3 дня – не три года; За ученого трех неученых дают, да и то не берут; Хвастуну цена- три копейки; Не узнавай друга в три дня- узнавай в 3 года; Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени 3 дня. - Молодцы! 14 конкурс. Музыкальная пауза . По очереди спеть песни, в которых есть числа. Конкурс начинает команда с меньшим количеством баллов. Команды по очереди поют песни, и побеждает та команда, которая последняя исполняет песню. За победу команда получает 5 баллов, за проигрыш – 3 балла. В течение 1 минуты вспоминают песни, в которых встречаются числительные, но вспомнить нужно хотя бы четыре строки. Примеры: 1.«Учат в школе». ( К 4 + 2) 2. «Вместе весело шагать по просторам». ( Раз дощечка, два – дощечка). 3. «Крокодил Гена». ( И подарит 500 эскимо). 4. «В траве сидел кузнечик». (Он ел одну лишь травку). 5. «Дважды два – четыре». 6. Чеди-Хаан. 7.Чеди-Тей. 8.Алдан-Маадырлар… 9.40 аътты чарыштырган.. 10.Чангыс хадын.. 11. Максим Мунзук. Алдан-Харлыг ашак мен... 15 конкурс. Переход хода 16 конкурс. Вычислительный Каждой команде раздается шаблон магического квадрата и время на решение задания 3 минуты. По истечении времени на доске рассматриваются все четыре задания. Если какая-то из групп не справилась, то квадрат заполняется всеми учениками класса. Построить волшебный квадрат 3*3, зная, что магическая константа равна 15 и 21. Домашнее задание: Подготовить сообщения об магических числах 9,12,108. Подведение итогов Подсчитываются баллы. Победитель поздравляется с победой, а проигравшие участники награждаются – за участие. |