Интеллектуальная карусель (математика) 3 – 4 классы
Составитель: Щипцова Н.А. – учитель начальных классов,
МОУ СОШ №9 г. Сердобска Пензенской обл.
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным»
Б. Паскаль
Цель: привлечение внимания детей к изучению математики, содействие развитию математических способностей.
Задачи:
- уметь применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации;
- развивать речь детей, математическое мышление, внимание, память;
- воспитывать чувство взаимопомощи в процессе коллективного творчества учащихся, прививать интерес к математике.
Ход игры:
(слайд 1)
-Здравствуйте, уважаемые ученики! Здравствуйте, уважаемые педагоги!
Сегодня мы собрались здесь, чтобы провести игру « Интеллектуальная карусель».
Команды займите свои места.
І этап посвящён царице всех наук - МАТЕМАТИКЕ.
Ваше участие будет оценивать наше уважаемое жюри:
Колесникова Светлана Викторовна
Ростунцова Наталья Владимировна
Желаю всем удачи!
(слайд 1)
- “Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным”. Сегодня этот случай нам представился и вы сегодня встретитесь с занимательной математикой. Многие вопросы, на которые вам сегодня придется ответить, требуют определенной доли остроумия, смекалки и воображения
(слайд 2) Правила игры.
Чтоб все в игре прошло без заминки,
Её мы начнем, ну конечно, с разминки!
Числа сходятся где-то во тьме
И глаза начинают светиться!
И кругом только умные лица,
Потому, что считаем в уме.
СЛАЙД 3 КОНКУРС 1. Р А З М И Н К А У М А.
2 минута За каждый правильный ответ – 1 балл.
1.Вышел зайчик погулять,
лап у зайчика ровно ….
2. На какое число невозможно делить?
3. Наименьшее трёхзначное число?
4. Чему равна сторона квадрата , площадь которого 16 см ²?
5. Сколько цифр существует?
6. Какова площадь прямоугольника со сторонами 5см и 4 см?
7. Ходит в народе такая молва:
шесть минус три получится …
8. Сколько центнеров в тонне?
9. Самое большое число при вычитании?
10. Говорил учитель Ире,
что два больше, чем …..
11. Как называют числа, которые складывают?
12. Назовите многоугольник с наименьшим количеством углов.
13. Как называют числа, которые умножают?
14. Сумма длин сторон многоугольника?
15. Инструмент для построения окружности?
16. Ты на птичку посмотри: лап у птиц ровно …
17. Сколько месяцев в году содержат 30 дней?
18. Сколько гномов у Белоснежки?
19. У меня собачка есть, у неё хвостов аж … .
20. Какая нога собаке ни к чему?
21. Наука об измерении земли?
22. Как называется неизвестное в математике?
23. Угол меньше прямого?
24. Сколько пальцев на руке?
25. Линия, которая не имеет ни начала ни конца?
СЛАЙД 7. КОНКУРС 2 Будь внимателен!!!!!
[
Фёдор Решетников темы многих своих картин брал из повседневной жизни. После войны он довольно часто видел около метро, как суворовцев встречают родные. Все вместе шли домой, и ребята так бодро шагали – просто красота! Художник представлял, как один из них приходит домой и докладывает деду, кадровому военному, по всей форме: «Прибыл на каникулы!» Паренек – уже маленький солдат, видно, как он этим гордится. Дедушка, принимая рапорт, тоже стоит навытяжку… Соотнесение двух фигур – старого и малого – раздвинуло рамки прошлого и будущего, придало сценке полушутливый характер. Вместе с тем картина серьезна. В суворовские училища брали тогда мальчишек, чьи родители погибли на фронте.
- Сколько предметов Вы видели на картине Ф.П.Решетникова «Прибыл на каникулы» ? (Перечисли)
(Дедушка, мальчик, девочка, кошка, ёлка, стул, стол, чемодан, скатерть, ковёр, половичок, окно, шторы, …)
- Сколько стульев на картине?
- Сколько кошек на картине?
СЛАЙД 10. Математика – царица наук, арифметика – царица математики . (К.Ф. Гаусс)
Арифметика! Даже в каменный век
Обращался к тебе человек.
Без тебя невозможно предметы считать,
Невозможно построить мосты.
Там, где сложное, новое надо создать,
Лучшим другом становишься ты.
Если раньше тебе приходилось одной
Много трудных вопросов решать,
То теперь на просторах планеты большой
Ты у нас многодетная мать.
Геометрия, алгебра - дети твои,
С ними в жизнь претворяем мечты,
Но запомни: огромным успехом своим
Человеку обязана ты.
Арифме?тика (др.-греч. ?ριθμητικ? от ?ριθμ?ς — число) — раздел математики, изучающий числа, их отношения и свойства.. В арифметике рассматриваются измерения, вычислительные операции (сложение, вычитание, умножение, деление) и приёмы вычислений.. Арифметика является древнейшей и одной из основных математических наук, она тесно связана с алгеброй, геометрией и теорией чисел.
Причиной возникновения арифметики стала практическая потребность в счёте, простейших измерениях и вычислениях. Наука развивалась вместе с усложнением задач, требующих решения. Большой вклад в развитие арифметики внесли греческие математики, в частности философы - пифагорейцы, пытавшиеся с помощью чисел постичь и описать все закономерности мира.
СЛАЙД 11 Конкурс -3«Наборщики»
СЛАЙД 12
Команды должны составить как можно больше слов из букв слова А Р И Ф М Е Т И К А.
За каждое правильно написанное слово команда получает 1 балл. ( 2 минуты.)
СЛАЙД 13. Из слова арифметика получаются следующие слова:
СЛАЙД 14 Конкурс 4.
СЛАЙД 16 Загадки.
- Кто становится выше, когда садится? ( Собака ).
- Что становится легче , когда его наполняют? ( Резиновый шарик)
- Три братца по одной дорожке бегут, один впереди, а два позади; эти двое бегут, но никак переднего догнать не могут. ( колёса детского велосипеда)
Слайд 20. Знать должен каждый и стар и млад: есть и бермудский треугольник, и магический квадрат.
Конкурс 6
Магический квадрат.
Надо вписать все числа от 1 до 9, не повторяя их, таким образом, чтобы сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагонали были одинаковыми. (15)
Конкурс – 7 . РЕБУСЫ.
КОНКУРС 8 . «ШУТКА».
1.На берёзе сидели две вороны и смотрели в разные стороны: одна на юг, другая на север.
- У тебя, - говорит первая ворона, - лапки в грязи.
-А у тебя, - отвечает вторая, - клюв в земле.
Как же так? Смотрят в разные стороны, а друг друга видят?
2. Врач приписал три укола. Через полчаса на укол. Через сколько часов будут сделаны все уколы?
3. У Мамеда было десять овец. Все овцы, кроме девяти сбежали. Сколько овец осталось у Мамеда?
Конкурс - 9
«Чёрный ящик»
- В ящике лежит какой - то предмет.
Ведущий дает его словесное описание.
Команде надо угадать, что лежит в ящике.
Первая подсказка – 3 баллов,
вторая – 2 балла,
третья – 1 балл.
Подсказка 1. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом учености, а умение решать задачи с его помощью – признаком большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре.
Подсказка 2 . Известный писатель Ю.Олеша, автор «Трех толстяков» писал:
«В бархатном ложе лежит, плотно сжав ноги, холодный и скверный.
У него тяжелая голова.
Я намереваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку».
Подсказка 3.Об этом предмете придумана загадка: «Сговорились две ноги делать дуги и круги».
(Ответ: циркуль)
Учитесь думать, объяснять,
Учитесь мыслить, рассуждать.
Ведь в математике, друзья,
Без логики никак нельзя.
[
[